ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Вторник, 23 апреля 2024
Минск Сплошная облачность +6°C
Все новости
Все новости
Колумнисты
17 марта 2017, 11:20
Юлия Дыленок

Мероприятия для предпринимателя

Юлия Дыленок
Юлия Дыленок
Корреспондент БЕЛТА

Последние пару месяцев львиная доля написанных лично мной новостей так или иначе связана с предпринимателями. Конечно, тема за мной закреплена, так было с самого прихода в агентство. Поэтому есть, с чем сравнивать: если раньше мероприятий с участием бизнес-сообщества было раз-два и обчелся, то сейчас не проходит и дня, чтобы в плане на рабочий день у меня не значились "предприниматели". И если раньше можно было подумать — идти или нет, то сейчас без вариантов.

Самое очевидное, конечно, на поверхности — взаимодействие власти и бизнеса уже не то, что было когда-то. Не могу сказать, что раньше от предпринимателей и их предложений почем зря отмахивались. Взять хотя бы Ассамблею деловых кругов, которая ежегодно проходит в Минске уже не один десяток лет и на которой представляется Национальная платформа бизнеса. С 2006 года в законодательстве реализовано более 420 предложений предпринимателей. Правда, это совсем не значит, что абсолютно все инициативы бизнеса госорганы рассматривали как нечто для себя новое. Просто необходимость изменений была очевидна. А уж если она совпала с идеями предпринимателей, то вообще плюс в карму.

Сейчас же ситуация иная. Перед властью стоит задача, если можно так выразиться, "подвинуться" - уступить бизнесу там, где это можно сделать без серьезного общегосударственного ущерба. Задача не из простых. Во-первых, нужно услышать предпринимателей. Во-вторых, проанализировать законодательство на предмет избыточной нагрузки. В-третьих, отделить зерна от плевел — определиться, что можно изменить, а что менять крайне не желательно. И, что самое важное, сделать все это нужно не в обозримом будущем или среднесрочной перспективе, а к концу марта, что поручено на самом высоком уровне.

Мне видится, что самое сложное — это все-таки соблюсти баланс интересов. Простой пример. Бизнес, работающий в торговле и общепите, уже давно точит зуб на ассортиментные перечни продукции белорусского производства, которая должна в обязательном порядке присутствовать на полках и в меню. Мол, все мы за "купляйце беларускае", поэтому отечественному производителю и без обязаловки везде и всегда будет дорога и почет. Что в итоге? В баре в районе площади Победы гостям подают меню, где вообще нет белорусского спиртного, которое, согласно ныне действующему законодательству, быть должно. На вопрос, где отечественный товар, официант отвечает, что такового в баре нет. Зато администратор, вызванный для пояснения ситуации, приносит другое меню, в котором есть все, согласно доведенным ассортиментным перечнями, и которое, судя по всему, исправно демонстрируется контролирующим органам. Конечно, наличие обязательных ассортиментных перечней — это дополнительная нагрузка на бизнес. Но это же и защита белорусского производителя (причем не только государственной формы собственности) и покупателя. И если государство смогло найти способ, как поддержать отечественные предприятия, не использовав при этом прямое финансирование, то зачем ломать схему?

Или взять нашумевшую ситуацию с минским таксистом, который провез няню с ребенком на расстояние в 15 км, выставив за поездку счет в Br63. Предприниматель? Да. Нарушил закон? Нет (разве что моральный). Потому что в стране свободное ценообразование, и тарифы на частный извоз не регулируются. А потом профильные министерства и ведомства не могут отбиться от взволнованных и обеспокоенных потребителей, звонящих с требованиями каким-то образом повлиять на ситуацию. А как на нее повлиять? Разве что ввести регулирование. Но это же нагрузка на бизнес, а нагружать предпринимателей нельзя.

Конечно, и госорганы действовали не без перегибов. В последней редакции санитарных норм для общественного питания, которая была принята совсем недавно, количество пунктов сократилось наполовину по сравнению с предыдущей версией. А ведь все время до этого бизнес работал и проверялся. И штрафовался, чего уж греха таить. Или, например, любопытное правило касается массажа. Оказывается, согласно законодательству, его нельзя делать в помещениях, где нет окна. Тут без комментариев.

Что в сухом остатке. Работа групп по упрощению условий ведения бизнеса - тонкий лед. И идти по нему власти и предпринимателям нужно вместе. Пока не все получается, есть моменты перетягивания одеяла, неорганизованности. Зато появилось понимание, что только услышав, осознав и приняв позицию другой стороны, можно выработать конструктивные предложения, которых все ждут.

И последнее. Очень люблю фразу из "Особенностей национальной рыбалки": "Все наши беды от бескультурья". Вот как-то хочется не только упрощения условий для бизнеса, но и формирования культуры его ведения. Но это, как говорится, уже совсем другая история.

Топ-новости
Свежие новости Беларуси