ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Суббота, 20 апреля 2024
Минск +2°C
Все новости
Все новости
Колумнисты
09 февраля 2016, 11:10
Елена Еловик

В булочную на Uber?

Елена Еловик
Елена Еловик
Редактор отдела творческих проектов газеты "7 дней"

Не могу себе позволить такую роскошь, как опоздание на работу. Поэтому всегда еду на такси. Поверили? Да шучу я, шучу… Время от времени услугами родных извозчиков я, конечно же, пользуюсь, поэтому бунт на корабле, который недавно учудили отдельные таксисты-энтузиасты, привлек и мое скромное внимание. Так в мою жизнь вошло новое слово – Uber.

Сервис эконом-класса, бюджетный вариант такси, который доступен владельцам смартфонов. Скачал специальную программу, единожды зарегистрировался, ввел данные кредитной карточки – и ты потенциальный клиент "Убера"! Теперь вызвать машину – на раз-два!

На сходке таксисты негодовали против этого самого "Убера". Собралось их немного, из тысяч водителей – человек восемьдесят, выборка, как говорят социологи, не репрезентативна, однако послушать имеет смысл.

Водители говорили о том, что с приходом новой продвинутой компании их поставили в неравные условия, вспоминали о прессинге со стороны бесчисленных проверяющих. А еще жаловались, что клиентов поубавилось, и тут же требовали… поднять тарифы. На этом месте я споткнулась: где логика? Неужели наш наивный пассажир спит и видит, как бы прокатиться с ветерком да подороже? Почему, собственно, у врачей и учителей в кризисные времена зарплата остается на прежнем уровне, а их тарифы должны расти? Послушаешь таксистов – народ чуть ли не задарма возят, не иначе как меценаты!

Наши зарплаты не привязаны к доллару, и тарифы, которые таксисты на своей стачке высчитывали в у.е, никак не понятны большинству народонаселения. Нам всем сейчас тяжело, терпите, наравне с нами, "нетаксистами"! Не нойте!

Таксистская тусовка требовала "согласованного всеми службами повышения тарифов на перевозку до экономически выгодных". Что, по-вашему, "экономически выгодные"? Это сколько? Сто? Двести процентов накрутки? А разве принципы здоровой конкуренции и антимонопольное законодательство у нас кто-либо отменял?

На форумах народ просто ополчился против таксистов, угрожающих чуть ли не парализовать движение в городе. Накипело, одним словом! В десятках постах – страсть и огонь: "Драть с клиентов, нарушать ПДД, вести себя по-хамски на дорогах, занимать газоны и тротуары во дворах – вот и все что умеют таксисты".

Страсти улягутся, и многие согласятся с тем, что должны быть созданы равные условия работы и для "уберцев", и для таксистов. Неправильно, когда один крупный игрок выдавливает с рынка других, более мелких, находя лазейки в законе или подстраивая законы под себя. Поэтому при всей накопившейся обиде на "шашечек" нужно услышать и их разумный голос. "Для того чтобы законно работать, мы должны платить налоги, повышенную страховку, дважды в год дорожный сбор, абонентскую плату диспетчерским службам, покупать и обслуживать таксометры, отбиваться от придирок проверяющих органов: транспортников, налоговиков, гаишников", — выдвигает свои доводы один из оппонентов. Похоже, его слова услышал и Андрей Шорец, пообещавший на оперативном совещании проанализировать работу нового сервиса.

Кстати, что за гость такой Uber Х — пока не понятно, он работает по сути-то у нас еще полтора дня, поэтому выводы делать рано. Но то, что против "уберцев" бухтят во всем мире, заставляет нас тоже быть бдительными.

"Уберцы" делают упор на том, что они предоставляют не услугу такси, а услуги перевозчиков, по аналогии с "автомобиль в аренду". Ну не понимаю я эту словесную эквилибристку: перевозчик и таксист — в чем разница? Кто объяснит? Переведем на бытовой язык. Выходит, я, заплатив подружке за рекомендацию, могу на дом вызвать человека с машинкой для стрижки волос и утверждать, что это не парикмахер, а арендодатель? Так, что ли?

Одни счастливы, что все платежи у "Убера" проходят безналом и водитель вообще не соприкасается с вашими деньгами. Другие пока опасаются доверять кредитку незнакомому сервису: вдруг по ошибке не то спишут, ищи свищи потом. Но это все вопросы техники, к подобному новшеству обыватель быстро привыкает. Главное, чтоб "Убер" действовал в рамках законодательства Беларуси.

Тарифы его, о которых судачат, не такие уж и низкие. Просчитала цену от метро Каменная Горка до дома – 70-85 тысяч. Хотя обычно, заказывая по телефону, служба берет с меня 50-60 тысяч за такое же расстояние.

Однако следует признать: какие бы копья ни ломались сегодня, подобные способы передвижения — реалии нашего времени. Такие же, как Wi-Fi. Как интернет-магазин, как моментальный загар, который выезжает прямо к вам на дом… Если "Убер" – честный фраер, то вскоре всего проголосуют "за". Своим рублем и кошельком.

Мир меняется, и мы меняемся с ним вместе. Великая индустриальная революция оставила за бортом миллионы мелких производителей и ремесленников.

Мы, журналисты, на заре перестройки за голову схватились, когда на рынки хлынула российская периодика. Многие белорусские газеты и журналы попросту разорились, не выдержав конкуренции. Некоторые мои товарищи переквалифицировались в продавцов, маркетологов и т.д. Хотя они могли выйти на улицу и завопить: не пускать чужаков! Но все осознали, что это неизбежность, поумерили слегка свои "хотелки" и стали догонять время. Сегодня плачут многие: застройщики, рестораторы, турагенты. В итоге разоряются все те, кто не готов адаптироваться к новым условиям, а те, кто адаптируется, станет потом только сильнее и богаче.

Авторитетные экономисты заявляют, что кризис пока не наступил и мы еще не нащупали дно. Поэтому придется всем нам приспосабливаться к новым условиям, работать над качеством, понижать свои накрутки, конкурировать, бороться за клиентуру, а не обвинять тех, у кого это получается лучше.

Топ-новости
Свежие новости Беларуси