Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
Все новости

Единый реестр и административная ответственность - туризм будет жить по новому закону

Комментарии 23.01.2017 | 14:38

В Беларуси 24 января вступает в силу обновленный закон "О туризме". Цель основных изменений - защитить интересы белорусов, чтобы отдых не закончился судебным разбирательством с турфирмой. А иногда и до судебного разбирательства дело доходит не быстро, поскольку мошенники с деньгами туристов попросту исчезают. Такие случаи в Беларуси единичны, однако ситуация должна быть под контролем, а права туристов надежно защищены, посчитали в Министерстве спорта и туризма и еще несколько лет назад начали работу над проектом закона, который последний раз обновлялся в 2010 году. Многие вопросы были сняты после утверждения в 2014 году правил оказания туруслуг, однако некоторые моменты нужно было отшлифовать на уровне закона. Как будет работать единый реестр туркомпаний, когда выведут из тени недобросовестных игроков и чем поможет опыт российского туризма?

Принципиальное новшество - впервые в стране появится реестр субъектов туристической деятельности. Информацию о работающих турагентах и туроператорах соберет Министерство спорта и туризма, около 200 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей уже предоставили сведения в департамент по туризму министерства, рассказывает заместитель директора департамента Виталий Грицевич. Помимо контактных данных и информации о своей работе туркомпания будет указывать, прошла ли она добровольную сертификацию туруслуг. Затем список станет доступен в интернете, его смогут увидеть все заинтересованные. Вычеркивать компании из этого реестра будут, если субъект исключается из единого регистра юрлиц и ИП или прекращает туристическую деятельность. Кстати, за непредставление информации предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 23.16 КоАП (непредставление документов, отчетов и иных материалов). Впрочем, на первых порах Минспорт все-таки не собирается прибегать к наказаниям, да и попасть в реестр - это, прежде всего, в интересах самих туркомпаний.

Реестр поможет определить, кто есть кто на туристическом рынке страны. Статистика за 2016 год пока не озвучена, но в 2015 году в Беларуси занимающимися туристической деятельностью считались 1364 организации. Однако, как считают эксперты, на деле туроператоров и турагентов, которые реально оказывают услуги населению, куда меньше. В 2005 году насчитывалось 402 турорганизации, логично, что более чем за десять лет их количество выросло, однако среди новых игроков на рынке оказались и турфирмы-однодневки.

"Реестр создается с целью упорядочения рынка, чтобы Минспорт как госорган, который отвечает за государственную политику в сфере туризма, располагал информацией обо всех субъектах турдеятельности. Турист с помощью реестра сможет получить достоверную информацию о компании, это элемент защиты прав потребителя, - поясняет Виталий Грицевич. - Иногда возникают вопросы с отстаиванием прав туристов, и дополнительная защита здесь нужна".

Чтобы защитить туристов, в законе впервые появилась статья "Ответственность за нарушение законодательства о туризме". Предусмотрено, что нарушение законодательства о туризме влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством.

Изменения коснулись и туристических информационных центров. Условия их создания и работы определены Министерством спорта и туризма в отдельном документе и вступят в силу одновременно с законом. Теперь ТИЦ должны быть обозначены информационным знаком, на зеленом фоне которого расположена буква "i" белого цвета и который размещается на вывеске, информационном табло. Территория, прилегающая к зданию, в котором располагается ТИЦ, либо находящаяся в непосредственной близости от него, оборудуется бесплатными парковочными местами, в том числе для парковки транспортных средств инвалидов, велосипедными пандусами для транспорта туристов, экскурсантов. В помещении инфоцентра должны быть созданы все условия для работы с гостями страны - от оборудованных для индивидуальной работы с туристами площадок до питьевой воды.

Раньше встречались жалобы на то, что туристические инфоцентры работают, как правило, с девяти до шести, а по выходным и праздникам, когда отмечается наибольший наплыв туристов, и вовсе могут быть закрыты. Теперь определено, что инфоцентры будут принимать туристов и экскурсантов в рабочие дни, государственные праздники, праздничные и выходные дни. Открываться они должны не позднее 8 часов и завершаться не ранее 20 часов. Обслуживать туристов будут, как правило, без перерыва на обед. В сезон повышенного спроса на туруслуги, в том числе во время масштабных спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, культурных и других подобных мероприятий, туристический инфоцентр может работать круглосуточно.

Новый закон определил, что туристом в Беларуси будет считаться физическое лицо, которое совершает туристическое путешествие продолжительностью от 24 часов до одного года или совершает не менее одной ночевки в стране временного пребывания. Также теперь прописано, что туристической целью считается не только непосредственно отдых, но и оздоровление, познавательные, образовательные, паломнические, деловые, другие цели. При этом турист не занимается трудовой, предпринимательской, другой приносящей доход деятельностью, оплачиваемой и приносящей прибыль из источника в посещаемой стране.

Самым горячо обсуждаемым предложением при подготовке закона был проект создания компенсационного фонда. Однако в итоге это предложение не нашло отражения в законе. Поэтому пока белорусские специалисты могут изучать опыт создания туристических фондов в России, где обновленный закон о туризме вступил в силу 1 января 2017 года. Там основные изменения затронули как раз систему отчислений, которые будут делать туркомпании в два фонда (один из них - компенсационный, который переименовали в резервный). Обязательным для работы на рынке станет включение в единый федеральный реестр турагентств, впервые введены некоторые новые понятия, в том числе туристско-информационный центр.

В России основной задачей нового закона назвали защиту туристов, которые отдыхают за пределами страны, и повышение ответственности турфирм. Вместе с тем остался открытым вопрос - а что будет с ценами на путевки? Не приведет ли необходимость дополнительных отчислений к тому, что туркомпании компенсируют эти затраты за счет повышения стоимости туров?

В Министерстве спорта и туризма по-прежнему считают - такой фонд нужен. Поэтому на уровне госорганов сегодня снова обсуждают, каким он должен быть и как сможет защитить белорусского туриста.

БЕЛТА.-0-

Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
Карта погоды
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.2088 BYN 2.204 BYN 2.21 BYN
USD
1.9336 BYN 1.932 BYN 1.936 BYN
RUB
3.2737 BYN 3.26 BYN 3.28 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

Как делают новый белорусский трамвай "Метелица"

Инфографика

IV Форум регионов Беларуси и России IV Форум регионов Беларуси и России призван содействовать расширению контактов и совершенствованию правовой базы для ускоренного развития экономик двух государств.
Круглый стол Вячеслав Дурнов,
Сергей Репкин,
Вадим Девятовский,
Наталья Шоломицкая
20 июня Белорусский спорт: как добиться высоких результатов на международных стартах и воспитать новых звезд
Круглый стол Людмила Реутская,
Виктор Шеин,
Елена Вальковская,
Сергей Шакутин,
Иван Козырев,
Олег Стома,
Вячеслав Гнитий
19 июня Лекарственный рынок Беларуси: качество, доступность, конкуренция
Круглый стол Игорь Могилевич,
Александр Раков,
Андрей Плешкун,
Алексей Красинский,
Наталья Новикова
14 апреля Новая стратегия развития финансового рынка: что изменится до 2020 года
Круглый стол Светлана Уклейко,
Людмила Худенко,
Валентина Гинчук,
Ирина Арефьева,
Валентина Капанёва
21 февраля Качественные программы и учебники - ключ к успешному образованию
Круглый стол Ирина Наркевич,
Анжела Скуранович,
Андрей Колтович,
Александр Мороз,
Ольга Шаройко,
Константин Хрусталев
27 декабря Сфера общественного питания в Беларуси: либерализация рынка и перспективы развития