ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Вторник, 23 апреля 2024
Минск Сплошная облачность +4°C
Все новости
Все новости
Комментарии
08 ноября 2017, 15:25

Новации проекта указа о господдержке малого и среднего бизнеса

Министерство экономики Беларуси вынесло на общественное обсуждение проект указа "О государственной финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства". Этот документ включает как ныне действующие нормы, так и новации, которые, как полагают авторы, поспособствуют повышению эффективности оказания господдержки МСП. Корреспондент БЕЛТА выяснил, что изменится для малого и среднего бизнеса, если проект указа будет принят.

Виды и источники государственной поддержки

Документом четко разграничены виды субсидий, которые предоставляются на конкурсной основе, а также порядок и условия проведения такого конкурса. Отдельная глава выделена для субсидий, предоставляемых без проведения конкурса.

Для увеличения доли МСП в общем объеме валового внутреннего продукта проектом указа предлагается распространить инструменты господдержки на субъекты среднего предпринимательства - ранее на них мог претендовать только малый бизнес.

Источниками господдержки будут средства местных бюджетов облисполкомов и Мингорисполкома, а также республиканского бюджета посредством Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей.

Проектом указа определено, что средства местных бюджетов могут предоставляться в виде субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами, комиссии по финансированию аккредитива; лизинговых платежей в части оплаты вознаграждения (дохода) лизингодателя, процентов по привлеченному для приобретения предмета лизинга кредиту; расходов, связанных с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), предназначенных для экспорта; расходов по подключению к инженерной инфраструктуре; расходов по участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо их организации; расходов, связанных с проведением стартап-мероприятий; расходов субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. При этом предлагается не использовать средства местных бюджетов на выдачу займов и льготных кредитов. Это обусловлено тем, что предусмотренные Государственной программой "Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь" на 2016-2020 годы объемы средств местных бюджетов незначительны и в полной мере не осваиваются в рамках действующих инструментов. Кроме того, в республике существуют иные институты по предоставлению финансовой поддержки в виде займов и кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства со значительными объемами финансирования.

Финансовые средства республиканского бюджета Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей могут быть предоставлены на возвратной возмездной основе, имущество - на условиях финансовой аренды (лизинга).

Для получения государственной финансовой поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства будут предоставлять документы согласно соответствующему приложению к проекту указа. Решение об оказании такой поддержки будет приниматься в течение 15 рабочих дней с даты представления необходимых документов, а при проведении конкурса - в течение 15 рабочих дней со дня окончания срока приема заявок.

В течение трех рабочих дней со дня принятия решения об оказании поддержки субъекту МСП будет направляться уведомление о принятом решении, в случае отказа в такой же срок - уведомление с указанием причин.

Субсидии на конкурсной основе

Документом установлено, что государственная финансовая поддержка на конкурсной основе предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства при одновременном выполнении следующих условий: создание рабочих мест; реализация инвестпроектов, бизнес-проектов (направления - создание, развитие и расширение производства товаров, работ или услуг; производство, реализация экспортно ориентированной, импортозамещающей продукции; производство продукции, направленной на энерго- и ресурсосбережение; внедрение новых технологий); использование полученных средств для строительства, приобретения капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и (или) их ремонта и реконструкции, приобретения машин и оборудования, транспортных средств, специальных устройств и приспособлений, закупки комплектующих изделий, сырья и материалов для собственного производства и оказания услуг.

Информацию о проведении конкурса облисполкомы и Мингорисполком обязаны разместить на официальных сайтах не позднее 30 дней, а Белорусский фонд - не позднее 15 дней до окончания срока подачи заявок на участие.

Возмещение процентов за пользование банковскими кредитами, расходов на выплату лизинговых платежей, установленных в белорусских рублях, осуществляется в размере не более 0,5 ставки рефинансирования Национального банка, действующей в период, за который уплачены соответствующие проценты и лизинговые платежи; в иностранной валюте, – в размере не более 0,5 ставки по кредиту, договору финансовой аренды (лизинга).

Одним из новых видов субсидий, предоставляемых на конкурсной основе, стали субсидии для возмещения части расходов, которые связаны с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), предназначенных для экспорта. Такое решение направлено на расширение возможности участия субъектов МСП во внешнеэкономической деятельности, что укрепит их позиции на внутреннем и внешнем рынках. "Предполагается, что субсидии будут выдаваться для возмещения части расходов, связанных с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), предназначенных для экспорта, в части оплаты оценки соответствия продукции (работ, услуг); правовой охраны за рубежом объектов права промышленной собственности; разработки предназначенных для экспорта средств индивидуализации участников гражданского оборота, товаров (работ, услуг); страхования торговых операций от экспортных рисков", - констатировали в Минэкономики.

Если проект указа будет принят, субсидии планируется выдавать и на возмещение расходов, связанных с подключением субъектов МСП к инженерной инфраструктуре. Такое решение продиктовано в первую очередь тем, что указанная процедура дорогостоящая, что зачастую является препятствием на пути развития бизнеса. На господдержку смогут рассчитывать предприниматели, занимающиеся производством продукции (работ, услуг), в случае передачи им в пользование неиспользуемого госимущества в части оплаты расходов на проведение государственной санитарно-гигиенической экспертизы; строительство, в том числе проектирование магистральных и распределительных сетей газо- и водоснабжения, канализации, включая кабельные, тепловые и электрические сети.

Субсидии на внеконкурсной основе

Без конкурса планируется предоставлять субсидии для возмещения части расходов по участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо их организации - в части оплаты регистрационного сбора, аренды выставочных площадей и оборудования, издания печатной продукции об участниках выставочно-ярмарочных мероприятий, производства и размещения (распространения) рекламы об организуемых выставочно-ярмарочных мероприятиях.

Еще одна важная новация проекта указа связана с введением внеконкурсного предоставления субсидий на возмещение расходов, связанных с проведением стартап-мероприятий. "Необходимость введения нового вида государственной поддержки организаторов стартап-мероприятий без проведения конкурса обусловлена тем, что стартап-мероприятия способствуют вовлечению экономически активного населения, и прежде всего молодежи, в предпринимательскую деятельность. Обучение навыкам предпринимательства является актуальной и значимой задачей, решение которой позволит создать условия для количественного роста сектора малого предпринимательства в Беларуси. Инновационное предпринимательство является наиболее открытой к восприятию технических новшеств и адаптивной к изменению конъюнктуры рынка частью предпринимательского сообщества", - отметили в Минэкономики.

Субсидии для возмещения части расходов субъектов инфраструктуры поддержки МСП планируется предоставлять при условии прироста объемов оказываемых услуг. В частности, они могут быть использованы для оплаты строительства, приобретения капитальных строений (зданий, сооружений) и объектов инженерной инфраструктуры; разработки проектной документации на строительство; организации доступа к сетям электросвязи и (или) интернету; приобретения офисной мебели, компьютерной и копировально-множительной техники; предоставления базового пакета услуг на безвозмездной основе субъектам малого предпринимательства, срок деятельности которых с момента государственной регистрации не превышает одного года.

Предоставление финансовых средств на возвратной основе и имущества на условиях финансовой аренды (лизинга)

Финансовые средства на возвратной возмездной основе предоставляются на срок до пяти лет, имущество на условиях договора финансовой аренды (лизинга) – на срок от одного года до пяти лет.

Сумма единовременной задолженности по государственной финансовой поддержке, оказываемой одному субъекту малого и среднего предпринимательства путем предоставления финансовых средств на возвратной возмездной основе и (или) имущества на условиях финансовой аренды (лизинга), не должна превышать 15 тыс. базовых величин.

Процентная ставка за пользование финансовыми средствами на возвратной возмездной основе, вознаграждение (доход) по договору финансовой аренды (лизинга) устанавливаются в размере ставки рефинансирования Национального банка. С учетом социальной, экономической значимости инвестиционного проекта, бизнес-проекта размер процентной ставки может устанавливаться меньше, но не ниже 0,5 ставки рефинансирования.

При нарушении получателем финансовых средств (лизингополучателем) установленных сроков их возврата (уплаты лизинговых платежей) будет начисляться пеня в размере двукратной величины указанных в договоре процентов (вознаграждения) со дня, следующего за днем наступления обязательства по возврату этих средств (уплате лизинговых платежей).

О Белорусском фонде финансовой поддержки предпринимателей

Как сообщили в Минэкономики, для совершенствования работы Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей предполагается внести изменения в указ от 18 марта 1998 года №136.

"Учитывая, что в банковской практике применение гарантий в качестве обеспечения исполнения обязательств не получило широкого применения, проектом указа предусмотрена возможность предоставления фондом также поручительств, которые будут выдаваться за счет собственных средств фонда, средств международных организаций и иных источников в соответствии с законодательством, - пояснили в министерстве. - Кроме того, Программой социально-экономического развития Беларуси на 2016-2020 годы в целях расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к заемным ресурсам предусмотрено создание в 2018 году гарантийного фонда на основании международного опыта во взаимодействии с государственными органами, международными организациями и банками".

Новой редакцией указа №136 решениям коллегии фонда предполагается придать обязательный характер. "Таким образом, принятие проекта указа повысит эффективность использования бюджетных средств, предусмотренных программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также будет способствовать увеличению объемов выпуска продукции, развитию экспорта и созданию рабочих мест", - считают в Минэкономики.

Юлия ДЫЛЕНОК,

БЕЛТА.-0-

Топ-новости
Свежие новости Беларуси