Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
Все новости

ДОСЬЕ: Романтик из Люцинки. К 210-летию со дня рождения Винцента Дунина-Марцинкевича

Культура 02.02.2018 | 09:40
Винцент Дунин-Марцинкевич
Винцент Дунин-Марцинкевич

В истории белорусской национальной культуры Винценту Дунину-Марцинкевичу принадлежит исключительно важное место. Своей многогранной деятельностью он определил целую эпоху в процессе национального возрождения. С его именем связана история зарождения новой белорусской литературы XIX века. Как драматург, поэт, драматический деятель и просветитель он оказал большое влияние на становление и развитие белорусской письменности и сценического искусства.

Родился Винцент (Викентий Иванович) Дунин-Марцинкевич 4 февраля 1808 года в фольварке Панюшковичи Бобруйского повета Могилевской губернии в шляхетской семье. С детства осиротел, его опекал родной дядя. После окончания Бобруйского поветового училища и Виленской базилианской бурсы Винцент поступил на медицинский факультет Петербургского (по другим сведениям Виленского) университета, но вынужден был прервать учебу по причине болезни. Позднее он служил чиновником в Минском криминальном суде, был переводчиком в Минской епархиальной консистории.

В 1840 году Дунин-Марцинкевич оставил службу, приобрел фольварк Люцинка около Ивенца Воложинского района, который стал для него местом постоянного жительства до конца дней. Именно в своем имении Люцинка он написал большинство своих произведений. Одно из них "Люцинка, или Шведы в Литве" связано с местной легендой, которая гласит, что некогда здесь был иезуитский монастырь, до основания разрушенный шведами за отказ монахов выдать свои богатства. Эти сокровища до сих пор не найдены, и спрятаны они где-то в окрестностях Люцинки.

Писал Дунин-Марцинкевич одновременно на двух языках - польском и белорусском, причем довольно часто публиковал польские и белорусские произведения в одном сборнике и всегда оставался патриотом родного края. Много времени проводил писатель и в Минске, в среде интеллигенции. Стал организатором общественно-культурной и литературной жизни.

Яркие страницы творчества

Жизнь и творчество Дунина-Марцинкевича были посвящены служению гражданским идеалам, он стремился возвышать людей духовно, морально.

Много ярких страниц вписал Дунин-Марцинкевич в театрально-художественное наследие белорусского народа. Самыми плодотворными в театрально-драматургической деятельности были 40-50-е годы XIX столетия. Ранние произведения - либретто к опереттам "Волшебная вода", "Состязание музыкантов", "Рекрутский еврейский набор" - до нас не дошли, остались только в рецензиях на поставленные по ним спектакли. Оперетта "Рекрутский еврейский набор" была поставлена в 1841 году в городском театре Минска, Дунин-Марцинкевич был не только инициатором ее постановки, но и исполнителем одной из ролей. Музыку к оперетте написал Станислав Монюшко, который жил в Минске.

В 1866 году Дунин-Марцинкевич написал "Пинскую шляхту" - одноактную комедию, в которой талант автора проявился с еще большей силой. В жанровых отношениях она близка к фарсо-водевилю: здесь много сцен комедийно-бытового плана, а действие нередко сопровождается песнями и танцами. Тонкое ощущение действительности проявилось и в следующей пьесе Дунина-Марцинкевича - комедии "Залёты", последнем известном произведении писателя. С драматическим напряжением автор передает характер тех социальных перемен, которые происходили в пореформенной деревне. Судьба пьес "Пинская шляхта" и "Залёты" оказалась чрезвычайно драматической. Долгим и мучительным путем они шли к зрителям. Обе были опубликованы только в 1918 году. Комедия "Пинская шляхта" вошла в золотой фонд отечественной сатирической комедиографии.

Винцент Дунин-Марцинкевич написал стихотворные рассказы, повести, баллады, среди которых "Гапон", "Вечерницы", "Интересуешься? Прочитай!", "Дударь белорусский, или Всего понемногу". Поэт широко использовал фольклорные образы и мотивы, а также народные песни, припевки, пословицы и поговорки. Использовал псевдонимы Навум Прыгаворка и Белорусский дударь.

Определяющими в них были этнографическо-бытовая и моральная проблематика, романтическая поэтизация жизни и быта крестьянина наряду с попыткой осмысления актуальных явлений социально-исторической действительности. В 1859 году он перевел на белорусский язык запрещенную цензурой поэму Адама Мицкевича "Пан Тадеуш".

Вместе с писательской деятельностью Дунин-Марцинкевич активно занимался и просветительской работой - организовывал белорусские школы, собирал фольклор, записывал разговорный язык. У него в доме собиралась вся минская интеллигенция, во время этих встреч обсуждали состояние белорусской культуры и литературы.

Театр Дунина-Марцинкевича

Особого внимания заслуживает театральная деятельность Винцента Дунина-Марцинкевича. Его стараниями был создан первый белорусский театральный коллектив. В историю белорусской культуры он вошел под названием "Театр Дунина-Марцинкевича". Увлечение театром пришло к Дунину-Марцинкевичу очень рано, еще в то время, когда он жил в Петербурге и Вильно. Не пропускал он ни одного спектакля и в Минске. Вероятно, с этого зрительского увлечения и начался Марцинкевич-драматург, режиссер и актер. Под влиянием спектаклей русских и польских трупп у него родилась мысль создать свой, отличительный, белорусский театр.

В труппу театра входила семья писателя, соседи, ученики местной школы, знакомые и крестьяне. Театр выступал преимущественно в фольварке Люцинка. Репертуар состоял из пьес, написанных самим драматургом. Театр был синтетическим и вбирал в себя разные виды сценического творчества: драматическое, вокально-музыкальное и танцевальное искусство. Он наследовал традиции народного сценического искусства и был центром демократической культуры. "Театр Дунина-Марцинкевича" пробуждал национальное самосознание зрителей. Первая постановка комической оперы "Селянка" (Идиллия") состоялась 9 февраля 1852 года, на театральных подмостках открыто прозвучало белорусское слово. Эта дата и считается отправной в возникновении белорусского сценического искусства. После первого представления спектакль был запрещен властями и в дальнейшем ставился в Минске и белорусских местечках нелегально.

Драматические годы

1863-1864 годы в творческой биографии писателя были чрезвычайно сложными и драматическими. Во время восстания полиция приписывала ему авторство антиправительственных изданий. Ссылка дочери Камиллы, арест самого Дунина-Марцинкевича, денежные штрафы, строгий надзор полиции после освобождения из тюрьмы - все это большой тяжестью легло на писателя.

Театральная деятельность Дунина-Марцинкевича не достигла настоящего расцвета из-за неблагоприятных внешних условий, но послужила фундаментом для дальнейшего развития белорусской драматургии и профессионального театра.

Умер талантливый драматург Винцент Дунин-Марцинкевич в 1884 году. Его деятельность определила качественно новый этап в истории национальной культуры. Произведения писателя засвидетельствовали переход от фольклорных и анонимных форм к основательному профессиональному творчеству.

Память

Винцент Дунин-Марцинкевич по праву носит имя основателя новой белорусской литературы, профессиональной драматургии и театра. До сих пор на сценах театров идут пьесы выдающегося драматурга "Идиллия", "Пинская шляхта", "Залёты".

Имя белорусского поэта присвоено Могилевскому областному театру драмы и комедии в Бобруйске, перед зданием театра установлен бюст Дунина-Марцинкевича. Его именем названы улицы в Минске и Молодечно. В деревне Сычково Бобруйского района установлена мемориальная доска. В 1986 году в деревне Люцинка (Лютинка) была открыта стела с барельефом Дунина-Марцинкевича. Могила знаменитого белоруса, на которой установлен его бронзовый бюст, находится в 8 км от Люцинки, на кладбище Тупальщина. Посещение могилы Винцента Дунина-Марцинкевича в деревне Тупальщина включено во многие экскурсии по Беларуси, краеведческие и познавательные туры по Воложинскому району и Налибокскому краю.

К 200-летию со дня рождения выдающегося белорусского писателя Винцента Дунина-Марцинкевича был выпущен документальный фильм "Романтик из Люцинки" (режиссеры: Евгений Сетько и Михаил Якжен).

В Минске 3 сентября 2016 года открыли скульптурную композицию Станиславу Монюшко и Винценту Дунину-Марцинкевичу. Авторы композиции - Лев и Сергей Гумилевские. Памятник установлен в сквере у ратуши на пл. Свободы. Это место было выбрано неслучайно: в середине XIX века на месте гостиницы "Европа" находился минский городской театр, здесь состоялась премьера знаменитой белорусской оперы "Идиллия" Дунина-Марцинкевича.

Памятник Дунину-Марцинкевичу и Монюшко в Минске. Фото из архива
Памятник Дунину-Марцинкевичу и Монюшко в Минске. Фото из архива

Министерство культуры Беларуси и Белорусский союз театральных деятелей (БСТД) учредили театральную премию имени Винцента Дунина-Марцинкевича.

В Беларуси проходит Республиканский фестиваль национальной драматургии, который также носит имя драматурга. Первый фестиваль национальной драматургии прошел в 1998 году. За время его существования по пьесам белорусских авторов были представлены 40 лучших спектаклей театров из Беларуси и 8 спектаклей участников из других стран. Читки пьес, организованные в рамках мероприятия, позволили открыть новые имена, был издан сборник пьес молодых белорусских драматургов.-0-

Присоединяйтесь к нашему каналу telegramm.png и сообществу viber.png

Загрузка...
Новости рубрики Культура
Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.4584 BYN 2.456 BYN 2.465 BYN
USD
2.1028 BYN 2.101 BYN 2.108 BYN
RUB
3.1371 BYN 3.131 BYN 3.14 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

Лукашенко объяснил назначение Вовка на новую должность

Инфографика

Специальные виды зимней техники В соответствии с поручением Президента Беларуси ОАО "МТЗ" для подготовки лыжероллерных трасс выпустило опытные образцы ратрака ("Беларус МСУ-108"), снегоуплотнительных машин ("Беларус МСУ-622"), льдозаливочной машины ("Беларус МЛ-428").
Круглый стол Игорь Старовойтов,
Виталий Шилов,
Анатолий Дашко,
Елена Манкевич,
Нина Наумович
12 сентября Что и почему нужно менять в Трудовом кодексе
Круглый стол Ольга Маршалко,
Дмитрий Шевцов,
Дмитрий Чередниченко,
Валерия Сокольчик,
Наталья Поляк,
Дмитрий Гаврукович
30 августа Медицинская этика. Теория и практика
Круглый стол Виталий Грицевич,
Филипп Гулый,
Юлия Куцер,
Людмила Кулак
17 августа Какие реформы нужны туристической отрасли
Круглый стол Геннадий Давыдько,
Александр Коваленя,
Вячеслав Данилович,
Вадим Лакиза,
Владимир Мельник,
Константин Баландин,
Валентин Стариченок
14 августа История белорусской государственности. Концепция Института истории НАН Беларуси
Круглый стол Александр Горваль,
Дмитрий Гуриненко,
Александр Авраменко,
Виктор Агеев
13 июня Жилье для многодетных и нуждающихся: как решается вопрос?