Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
Гороскоп на завтра
09:28 Калейдоскоп
Гороскоп на сегодня
09:27 Калейдоскоп
Все новости

РЕПОРТАЖ: Байки у костра в средневековом лагере

Культура 22.08.2017 | 11:47

Фестивалями исторической реконструкции нынче трудно кого-то удивить: по всей Беларуси ежегодно в летний сезон их проходит около десятка, как в столице, так и в регионах. Зрителей знакомят то с эпохой раннего Средневековья, то с периодом Великого княжества Литовского, наполеоновских войн и так далее. Правда, побывав на таком мероприятии, многие все равно продолжают называть викингов рыцарями, путая века и локации, и спрашивают, где же их рога на шлемах (ничего подобного у скандинавов и в помине не было). Чтобы изменить угол зрения, корреспондент БЕЛТА провела два дня вместе с реконструкторами внутри раннесредневекового лагеря на фестивале "Путь викинга" в парке-музее интерактивной истории "Сула" под Минском.

Ночь, а поляна, на которой развернули свои палаточные лагеря 15 клубов со всей страны и даже гости из России, гудит. Клуб исторической реконструкции и моделирования "Нагльфар", который согласился меня приютить, только приехал из Витебска. Долгая дорога утомила ребят, однако они при свете звезд и не совсем историчных фонарей (что по прибытии еще простительно) спорно расставляют шатры, накидывают внутрь сено в качестве подстилки, а сверху устилают шкурами и шерстяными плащами.

"Так и будем спать?" - удивляюсь я.

"Конечно! Нужно максимально приблизиться к тем условиям, что были у древних скандинавов в походах. Хотя у нас многие приезжают семьями, с детьми - для удобства тут в ход идут и спальники. Главное, чтобы весь "цивил" - то есть неисторичное - оставался внутри шатров, невидимый для туристов", - объясняет жена ярла, то есть правителя, хозяйка двора Ольга Мазенкова, известная под скандинавским именем Альвитр (Alvitr Smiðkona - чудесная мастерица).

"Кстати, а почему ваш клуб так называется? Надо же знать, к кому я на борт попала", - продолжаю любопытствовать.

Оказывается, мы действительно на борту: корабль даже изображен на знамени клуба. Вот только он какой-то мрачноватый. Нагльфар - мифический драккар, созданный полностью из ногтей мертвецов, который, по легенде, в назначенный срок повезет воинство тьмы и хаоса (призраков и демонов) на решающую битву с силами Света - Рагнарек. Немного пугает. Впечатление усиливается, когда во время установки одного из шатров меня просят помочь - подержать одну из деревянных балок остова будущего жилища, которое сами ребята называют лепрозорий, что значит место для прокаженных. "Куда я попала?" - думаю с ужасом. Но позже мне предстоит узнать участников клуба лучше (эти брутальные бородачи оказываются очень даже милыми), как и их своеобразное чувство юмора.

Подъем в начале восьмого утра - слишком жестоко, если спать ложишься ближе к рассвету. Но ничего не поделаешь: надо заниматься завтраком. Мужчинам весь день предстоит вновь и вновь сходиться в боях под палящим солнцем, нужно, чтобы они перед сражениями как следует подкрепились.

Лагерь постепенно просыпается - и я не узнаю вчерашних ребят и девушек. Теперь это люди из другой эпохи: в льняных рубахах и платьях, большинство - именно в домотканом льне, некоторые даже в крашенном натуральными красителями по древним технологиям.

Мужчины подпоясаны кожаными ремнями с латунными украшениями-накладками, к ним подвешены ножи, кошельки, сумки-ташки с металлическими пластинами и прочие необходимые под рукой вещи, вплоть до железной ложки.

У дам пояса либо тканые, либо вовсе отсутствуют. Но что больше привлекает в женском костюме, так это украшения. Руки сами тянутся перебрать стеклянные бусины ручной работы, нанизанные на нитку, дополненную серебряными и бронзовыми подвесками. У кого-то бусы украшают только шею, у тех, кто состоятельнее, вторая нить гирляндой свисает на груди между парными скорлупообразными фибулами. Ими же крепятся петли платья-сарафана (хангерка) к основному полотну спереди.

"Украшения - признак статуса и богатства. Одна бусина может стоить как стадо коров. Не говоря уже о двухскорлупных фибулах, так называемых черепахах, - объясняют девушки "Нагльфара". - А еще многие украшения помогают строить теории о том, как выглядел наряд древней шведки, датчанки, норвежки. Потому что костюмы мы создаем не просто так, а на основе археологических находок - конкретных захоронений скандинавов. Текстиль под землей за эти века сгнил, но остатки ткани сохранились под металлическими деталями. Их местоположение, складки, швы - все это в совокупности с изображениями валькирий и письменными источниками-описаниями дают основу для теорий. По многим вопросам кроя и декора споры идут до сих пор. И потому историческая реконструкция не может наскучить - ты постоянно развиваешься, читаешь литературу, общаешься. И вместе с тобой развивается твой костюм - от самого бедного до полного комплекса уровня королей".

Самый бедный, кстати, - это уровень рабов. Совершая набеги, викинги брали пленных и продавали их в рабство либо оставляли себе - помогать по хозяйству. В "Нагльфаре" раб всего один: Роман Малиновский недавно пришел в клуб, пока не обзавелся даже ножом (признаком свободного человека). А потому на построение клубов на открытии фестиваля его ведут в кандалах.

Рабство Романа весьма условное: предполагается, что он должен выполнять наказы любого "старшего по званию", но парня лишь назначают костровым (колоть дрова и поддерживать лагерный костер, хотя по факту этим занимаются по мере возможности и другие парни) и время от времени просят принести воды или помыть посуду.

Керамические тарелки и кувшины, деревянные плошки и ложки заполняют пространство стола под спасительным теньком навеса в самом центре лагеря. А рядом в "хозке", то есть хозяйственной палатке, хранится стратегический запас продуктов, выданных организаторами. Здесь делами заправляют женщины: им нужно определиться с меню из продуктов, которые предположительно имелись у викингов. За исключением разве что картошки. Хотя, это же варяги раньше Колумба добрались до Америки, может, и картошку они также полюбили, подобно современным белорусам.

Честно говоря, париться у кипящего котла, умываться слезами, чистя и нарезая лук в дыму вблизи костра на тридцатиградусной жаре (на обед у нас суп) - удовольствие сомнительное. Поэтому вскоре я следую примеру некоторых других девушек, снимаю верхнее туникообразное платье из домотканого льна и чувствую, что хоть немного оживаю. Но пояс с подвешенным к нему ножом в ножнах оставляю - приятно сознавать себя свободной женщиной, пускай и выполняя по сути рабскую работу.

Тем более что мужчинам приходится еще труднее. У них в это время идут турниры - один на один, между пятерками, "круг Одина" и "круг Локи", взятие ворот, бугурт (массовый бой) и другие. С небольшими перерывами, во время которых едва успеваешь перевести дух, выпить холодной воды, осмотреть бойцов на предмет травм (а их можно получить даже от незаточеных орудий) и обсудить тактику.

Многое решает не только опыт, вид оружия, но еще и выносливость. Представьте: на вас поверх льняной рубахи еще шерстяная, на ней - кожанка или запашная меховая куртка. Некоторые перекидывают через плечо и стягивают поясом сложенный шерстяной плащ. На ногах ниже колен или шерстяные обмотки, или вязаные шерстяные гольфы. Все это - чтобы смягчить удары орудий, но при этом рискуя получить удар солнечный. Надеть ламелляр (чешуйчатый доспех) по такой погоде вообще смерти подобно. Кроме того, его, как и кольчугу, может себе позволить далеко не каждый, потому что металл у скандинавов был редким и посему дорогим материалом.

"На самом деле, если бы мы следовали полностью исторической правде, то сегодня на поле подавляющее большинство воинов должно было быть без шлемов и с топорами, - поясняет позже еще один руководитель "Нагльфара" Игорь Титов, он же Ингвар Бьёрн (Ingvar - скандинавский вариант имени Игорь, а Bjorn - медведь). - Полный доспех и меч - это уровень королей и зажиточных бондов. Мало кто из них, формируя дружину, как-то снаряжал воинов. Просто те, кто оказывался ловок и удачлив в боях, возвращался с добычей и сам покупал себе более благородное оружие, чем топор. Хороший меч - это был предел мечтаний. Даже если ты в рваных шароварах, но с мечом - отношение к тебе совсем иное".

Кстати, немного отклоняются от исторической правды участники фестиваля и во время инсценировки битвы на Немиге - именно 950-летию этого события и посвящен нынешний фестиваль. Реконструкторы показывают свою интерпретацию борьбы князей за контроль над торговым путем "из варяг в греки", завершая битву сокрушительной победой войск Всеслава Чародея.

Пока одни парни добывают себе славу на ристалище, другие зарабатывают деньги и развлекают народ. Сергей Королев с супругой Настей - это такой семейный подряд ювелира и гончара. У их стола на ремесленных рядах покупателей хватает. Реконструкторы присматривают себе вещички, изготовленные на основе археологических находок. Например, булавки, кольца, мьельниры (пожалуй, самое распространенное украшение-амулет скандинавов - уменьшенные копии легендарного молота Тора). А туристов больше привлекают стилизованные предметы - чтобы смотрелось модно: близко к истории, но современно.

И куда же без забав для туристов! "Нагльфар" всегда старается удивить народ: то устройство для изготовления веревки привезет, то лепешки на камне выпекает. На этот фэст выбрали облегченный, но самый популярный вариант - фото в кандалах. Уж не знаю, что так влечет народ добровольно сунуть голову и руки в деревянные оковы и подставить шею под топор сурового викинга или позволить повесить на себя ярлык ведьмы или блудника, но охотников всегда хватает.

Также много желающих проникнуть в лагерь, зачем-то фотографировать процесс готовки, мытья посуды и прочие бытовые моменты. Оказавшись, скажем так, по ту сторону, я вдруг понимаю, насколько некомфортно от таких визитов. Ведь реконструкторы - не актеры театра, а их лагерь - не сцена и не проходной двор. Это их дом, где они рады встречать гостей, но не любопытствующих, которые дивятся всему подряд.

Бывают и исключения. Например, когда девушки и женщины всерьез интересуются рукоделием, просят провести мастер-класс. Я и сама уже успела попробовать плести декоративный шнурок из нити на вилочке, вязать костяной иглой. А теперь с интересом наблюдаю, как Ольга Подрезова, или Бьорк (Bjork - хранительница очага, воплощение женского начала), прядет шерстяную нить. Она чуть ли не единственная в клубе, кто реконструирует древних славян, причем конкретно родного Витебского региона. Носки, связанные из ее нити, можно узнать сразу: никто больше не делает такой мягкой пряжи. Мастерица закупает овечью шерсть, промывает и вычесывает, затем отбирает пушистую массу-заготовку - и с этого начинается волшебство. Кажется, все очень просто: вытянул немного шерсти, закрепил на веретено, покрутил до образования нити и намотал ее на деревянную основу. Но приловчиться к этому даже сложнее, чем к вязанию иглой. Тем более что у Ольги особая техника - веретено она держит в левой руке и крутит нить против часовой стрелки.

За делами и заботами наступает вечер. Взмокшие и уставшие мужчины возвращаются с войны, где их уже ждет ужин. Но сначала - охладиться. Шлемы, мечи, сулицы и копья, топоры откладываются аккуратно в сторону, скидываются кожаные ботинки, носки, обмотки - и голые ступни, наконец, касаются относительно прохладной травы. С помощью друг друга стаскиваются кожанки и прильнувшие к телу мокрые рубахи - будто змеи вызволяются из старой оболочки. И в одних штанах или шароварах парни устремляются к реке. Причем "Нагльфар" даже к купанию подходит с выдумкой. Драккар, на котором целый день по реке катают туристов, на этот раз везет вместе с ними и бравых викингов. Однако шумное соседство на середине пути прерывается: по сигналу капитана парни с криками ныряют за борт, смывая с себя соль битв и угольный боевой раскрас.

А затем за столом ребята обсуждают сражения. "Диме сегодня дважды крупно повезло: еще бы чуть-чуть - и в лицо мечом угодило", - рассказывает руководитель "Нагльфара" Юрий Мазенков, он же ярл Стейнолв (Steinolv - каменный волк). Целый день он провел на ристалище в качестве маршала, следил, чтобы воины соблюдали правила.

К беседам у костра присоединяются и соседи из русского лагеря. Вспоминают другие фестивали. Например, как рубятся на большом фэсте в Волине хозяева-поляки, которых парни в шутку называют шишки - из-за внешнего вида их кожаных ламелляров. "Ирландцы как-то года два назад нам сказали, что мы воюем классно, но сурово. У них же даже колющее оружие используется, при том что нет ни кольчуг, ни доспехов. Потому что очень осторожно воюют. А у нас попробуй не надень защиту!" - говорит Артем Лещина - Бьёрн Скарф (Bjorn Skarf - скупой медведь).

И все же не обходится без травм и в нашем лагере: на следующий день на турнире обладатель знатных усов Вова Захаров, он же Росомаха, чуть было их не лишился. Рассеченная ударом меча верхняя губа требовала швов, но бравому викингу везет - дежурный хирург фестиваля исполняет просьбу-мольбу "спасти усы". А в целом ребята довольны боевками и даже находят силы после войн сразиться уже в иной силовой забаве - сыграть в скандбол, или скандинавский регби. Такой кучи-малы не было даже во время бугурта!

Глядя на мужественных отцов, подрастает и молодое поколение викингов. Восьмилетний Женя Мазенков пока осваивает лук со стрелами - хороших лучников в средние века тоже очень ценили. Но все же мальчик мечтает о поединках с более весомыми "аргументами".

Два солнечных дня, перенесших нас на десяток веков назад в прошлое, заканчиваются. Но только для зрителей. У клубов до окончания сезона еще немало выездов и встреч с друзьями и соперниками. Одна из самых ожидаемый - фестиваль средневековой культуры "Рубон" в Полоцке 1-3 сентября. И ребята уже начинают готовиться: зашивают шатры, начищают доспехи и готовятся сесть на весла - впервые на фэсте в Беларуси обещают бой на драккарах. Так что до новых встреч в прошлом!

Екатерина КНЯЗЕВА,

фото автора,

БЕЛТА.-0-


Новости рубрики Культура
...
Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.3676 BYN 2.365 BYN 2.37 BYN
USD
1.998 BYN 1.998 BYN 2.003 BYN
RUB
3.4169 BYN 3.41 BYN 3.417 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

Лукашенко потребовал обратить более серьезное внимание на медучреждения в районах

Инфографика

Декрет "О развитии предпринимательства" Президент Беларуси Александр Лукашенко 23 ноября подписал декрет "О развитии предпринимательства", который является ключевым документом из пакета нормативных правовых актов по улучшению бизнес-климата в стране.
Круглый стол Марина Толстик,
Руслан Михалевич,
Игорь Капач,
Татьяна Слиж,
Светлана Костян,
Снежана Дубенок,
Дмитрий Плашков,
Виталий Волчетский,
Кирилл Антонов,
Нина Кульбеда
22 ноября Мегаполисы в долгу перед природой. Круглый стол газеты "7 дней"
Круглый стол Вадим Гигин,
Виталий Мисевец,
Тамара Вятская,
Яков Алексейчик,
Дмитрий Шамко
1 ноября Революция 1917 года: взгляд через столетие. Круглый стол газеты "7 дней"
Круглый стол Наталья Хвир,
Светлана Краюшкина,
Ольга Верамей,
Александр Акентьев,
Валентин Вашкевич,
Денис Кобрусев,
Татьяна Петрова
13 октября Градостроительная политика в Минске: развитие городских территорий и будущее старых кварталов
Круглый стол Василий Ядловский,
Александр Шпак,
Зенон Ловкис,
Дмитрий Лужинский,
Михаил Ковалев
11 августа АПК в системе экономики Республики Беларусь: роль и тенденции развития
Круглый стол Валентина Гинчук,
Ольга Зеленко,
Ирина Каржова,
Ольга Проскалович,
Ирина Арефьева
2 августа В новый учебный год - с новыми программами и учебниками