Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
Все новости

РЕПОРТАЖ: Балет - это жизнь, или История примы белорусского балета

Культура 08.03.2017 | 13:32

История примы белорусского балета Екатерины Олейник вписывается в стандарты представления, как зажигаются звезды. В хореографическое училище десятилетнюю девочку привела мама - пример, когда родители реализуют свою детскую мечту. Годы спустя талантливую студентку рассмотрел на конкурсе в Варне в Болгарии гуру белорусского балета Валентин Елизарьев. И пригласил юное дарование в 2007 году сразу в солистки балетной труппы Большого театра. Сегодня Екатерина Олейник выступает на подмостках Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси, а также как приглашенная артистка на эстонской балетной сцене. По просьбе корреспондентов БЕЛТА красавица балерина рассказала о слагаемых будней.

Будильник у Екатерины звонит в 7.40. После легкого завтрака артистка спешит в театр - в 10.00 обычно классы. Каждый день складывается по-разному, но традиционно после вечернего спектакля дома удается оказаться к 23.00. День балерины ненормированный и строить планы, к сожалению, не получается, сетует Екатерина.

При этом артистка сумела получить два высших образования, множество наград международных конкурсов балетного искусства, проходивших в различных странах, поработать в Америке и Эстонии. Вопрос "Как?" возникает сам собой.

Екатерина признается, что очень дисциплинированна и чувствует себя комфортно, когда может планировать свою жизнь хотя бы на неделю вперед. Кроме того, обожая балет и театр, артистка считает, что нельзя зацикливаться только на этом. Век танцовщика балета столь короток, что нужно искать возможности для реализации в иных областях, поясняет она. Девушка закончила Белорусский государственный университет культуры и искусств, кафедру "компаративное искусствоведение", а позже Институт менеджмента и технологий БГУ по специальности "бизнес-администрирование, менеджер-экономист". Мало того, Екатерина изучает иностранные языки, считая, что современному молодому человеку без таких знаний нельзя.

"Балет формирует характер, закаляет его. Балет - это строгая дисциплина, контроль над собой, над своими желаниями, усталостью, преодоление себя. Я совершенно не представляю, какой могла быть моя жизнь без балета, но знаю наверняка, что стремилась бы как можно больше узнать, сделать. Мне все время мало, как бы занята я ни была, и отсюда желание делать что-то еще. Вот и сейчас я в поиске нового увлечения", - улыбнулась танцовщица.

О своих партиях Екатерина отзывается деликатно. Они все хороши и интересны, но есть еще несколько, которые бы хотела танцевать. Например, Татьяну в "Евгении Онегине", Манон, Кармен. Это интересные драматические роли. Быть же танцовщицей одной роли, а в унисон сегодня все твердят об исполнительской вершине Екатерины Олейник-Китри в "Дон Кихоте", балерина не согласна. "Хочу реализоваться как многоплановая артистка", - говорит Екатерина.

Жажда максимальной реализации толкает Екатерину пробовать себя на сценах иных театров. Приглашение работать в Вашингтонском балете она приняла колеблясь лишь потому, что одновременно было два предложения от разных театров. Сезон 2014-2015 девушка провела в Америке, где танцевала иной репертуар, нежели на родной сцене.

"В Америке предпочтение отдают стилю "контемпорари". Мы танцевали классику - "Жизель" и "Щелкунчик", но все же джаз-балет, балет на музыку "Битлз" или "Роллинг Стоунз", а также танец на современную музыку там превалирует в репертуаре. Считается, что классический артист готов к любой хореографии, но поскольку у меня не было достаточного опыта в стиле "контемпорари", немного больше трудилась, чем мои коллеги. Я все же скучала по нашей сцене, нашему репертуару, меня тянуло на родину. Потому решила вернуться работать домой и сотрудничать с европейскими театрами. Сейчас выступаю как приглашенная артистка в Национальном театре "Эстония", где много классики и репертуар близок к репертуару белорусского театра. Начала сотрудничать со старейшим оперным театром Европы "Сан-Карло" в Неаполе. Наш первый проект состоялся в конце прошлого года, а следующий планируется в апреле. Но время все меняет, возможно, будь я сегодня в Вашингтоне, сделала бы другой выбор", - поделилась Екатерина.

За рассказом незаметно подошло время репетиции, и Екатерина осталась в гримерке готовиться. Здесь приходится проводить немало времени, поэтому в ней по-домашнему. Уюта добавляют многочисленные мягкие игрушки. Их артистке дарят, все они оседают в гримерке: от большого голубого кота до маленького розового зайчонка в балетной пачке.

А пока в репетиционном зале собираются коллеги примы белорусского балета, расспрашиваем ее об интересах вне сцены. Выясняем, что девушка следит за новинками кино и предпочитает просмотр позитивных фильмов в кинотеатрах, а что касается книг, то выбор падает на художественную литературу, современную прозу и издания по психологии. "Считается, что знание психологии - очень важно для развития личности артиста, для его становления. И чтобы создать образ и донести его зрителям, нужно быть хорошим психологом", - пояснила Екатерина.

Отдельное удовольствие - встречи с друзьями. Как правило, это недолгие, но дорогие сердцу посиделки с разговорами отнюдь не на околотеатральные темы за чашечкой кофе. "Будучи в последние три года часто в отъезде, такие встречи особенно ценю, потому что получаю огромное удовольствие от человеческого общения", - рассказала Екатерина.

Кстати, о кофе. Екатерина ни в чем себе не отказывает, но… Если хочется сладкого или мучного, позволяет съесть немного в первой половине дня. В результате и удовольствие получено и не нужно беспокоиться о том, как бороться с последствиями своей слабости. А обычно балерина старается питаться сбалансированно, кушать фрукты, овощи, мясо и творог, хотя порой в напряженные дни обходится шоколадкой.

Интересуемся, насколько удобна такая обувь, как пуанты. Вместо ответа Екатерина встает на носочки - для балерины удобна. Любопытно, что в зарубежных театрах пуанты с автографами танцовщиков можно купить. Иногда Екатерину просят о таком подарке. Минувшей зимой, например, в Неаполе после спектакля мастер, который превращает пуанты в произведение искусства, расшивая их различным образом, с согласия белорусской примы унес пару для художественных целей.

Когда в репетиционном зале собираются артисты балета, так и хочется воскликнуть: "Ба, знакомые все лица!" Вот Такатоши Мачияма из Японии, который быстро расположил к себе белорусского зрителя.

И Константин Кузнецов. Народный артист Беларуси, между прочим.

Екатерина Олейник за свой особенный почерк и невыразимую грацию не единожды была вознаграждена, побеждая в международных конкурсах. Дух соревнования девушке столь привычен, что, выходя на сцену в обычном спектакле, она не испытывает волнения: "На конкурсе ты имеешь лишь один шанс показать все, на что способен, и поэтому важно быть спокойным. Именно конкурсам я обязана своей собранностью. Но даже танцуя партию в 101 раз, ты должен сделать это как в первый - столь же ярко и красиво".

Жанна КОТЛЯРОВА,

фото Оксаны МАНЧУК,

БЕЛТА.-0-

Присоединяйтесь к нашему каналу telegramm.png и сообществу viber.png

Загрузка...
Новости рубрики Культура
Çàãðóçêà...
Топ-новости
Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.3371 BYN 2.332 BYN 2.339 BYN
USD
2.048 BYN 2.044 BYN 2.049 BYN
RUB
3.0498 BYN 3.035 BYN 3.05 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

МЧС провело учения в "Президент-Отеле"

Инфографика

Основные социально-экономические показатели Беларуси в январе-июле Основные социально-экономические показатели Беларуси в январе-июле 2018 года (к январю-июлю 2017-го): ВВП - 104,4%, выпуск продукции промышленности - 107,5%, выпуск продукции сельского хозяйства - 106,1%, инвестиции в основной капитал - 111,3%, ввод в эксплуатацию жилых домов - 87,7%, розничный товарооборот - 109,6%.
Круглый стол Виталий Грицевич,
Филипп Гулый,
Юлия Куцер,
Людмила Кулак
17 августа Что и почему нужно менять в законодательстве о туризме
Круглый стол Геннадий Давыдько,
Александр Коваленя,
Вячеслав Данилович,
Вадим Лакиза,
Владимир Мельник,
Константин Баландин,
Валентин Стариченок
14 августа "История белорусской государственности. Концепция Института истории НАН Беларуси"
Круглый стол Александр Горваль,
Дмитрий Гуриненко,
Александр Авраменко,
Виктор Агеев
13 июня Жилье для многодетных и нуждающихся: как решается вопрос?
Круглый стол Александр Занимон,
Андрей Рыбак,
Денис Капский,
Юрий Важник
18 мая Как повысить безопасность на дорогах? Обсуждаем изменения в Закон о дорожном движении
Круглый стол Андрей Ромашко,
Инесса Лемак,
Сергей Красуцкий,
Дмитрий Улога,
Марина Попова
13 марта Культура общежития. Как бороться с соседями-дебоширами?