Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
Все новости

РЕПОРТАЖ: Премьера оперы "Макбет": предвкушая восторги

Культура 16.03.2016 | 18:01

Опера "Макбет" в Национальном академическом Большом театре оперы и балета Беларуси уже звучала в 2010 году. Тогда она была поставлена в концертном исполнении. Театр завершает репетиции над полноценной масштабной постановкой, премьера которой состоится 19-20 марта. Искушенный зритель уже подготовился: на первые спектакли билетов в кассах уже практически нет, остались единичные квитки на галерке. Какие впечатления ждут зрителей на будущей премьере, узнавали журналисты БЕЛТА.

"Это психологический спектакль, насыщен эмоциями, разными планами. Это гранд-спекталь, такой есть не в каждом театре. Для позиционирующего себя Большим театром очень важно иметь подобную постановку. А "Макбет" связан с именами двух гениев - отца оперы Джузеппе Верди и автора трагедии Уильяма Шекспира. Что может быть круче?" - дирижер-постановщик спектакля заслуженный артист Украины Виктор Плоскина поясняет, в какую работу вовлечены сегодня люди театра.

Режиссер спектакля Михаил Панджавидзе считает, что работать над материалом Шекспира интересно каждому постановщику. Сложная психологическая драма персонажей, превращение неимоверно честолюбивых героев в зверо-людей, готовых ради власти идти по трупам и залить всю страну кровью, стала главной в этом спектакле.

Своей задачей режиссер видит поставить шекспировский спектакль. Главная ставка в нем будет сделана на игру артистов и диалоги.

"Для меня "Макбет" - своеобразный фильм ужасов: сцены сомнамбулизма, гаданий, видения, бесконечные убийства - история совершенно душераздирающая. Ключевой персонаж, если можно так сказать, во всей этой трагедии - ведьмы, олицетворяющие человеческое злое начало. А леди Макбет и сам Макбет на самом деле - игрушки. Да, они не наивные дети, но и леди Макбет не настолько "дьявол в юбке", как ее часто изображают", - считает Михаил Панджавидзе.

Так какой же Макбет? С вопросом обращаемся к исполнителю роли Станиславу Трифонову. "Злой, кровожадный. Я уже привык, что приходится играть подобных героев. Увы, баритон - амлуа такое. На самом же деле я человек добрый, отходчивый", - широко улыбается артист.

Хотя образ Макбета, который восходит на королевский престол по трупам, малосимпатичен, артист очень рад возможности исполнить эту роль. "Да это не просто роль, а мечта для каждого исполнителя, ведь материал благодатный с точки зрения музыки и с точки зрения драматургии", - объяснил Станислав.

Опера "Макбет" очень непроста для исполнения, и не каждому театру она под силу, продолжает тему хормейстер-постановщик народная артистка Беларуси Нина Ломанович. Очень тяжелые партии у Макбета и у леди Макбет, дуэты длятся по 20 минут, такие партии только для профессиональных артистов. Большая роль в этом спектакле и у хора, причем у женского состава. Обычно в произведениях Верди мощное звучание мужских хоров, а в опере "Макбет" основная нагрузка приходится на прекрасную половину хора, что, впрочем, объяснимо: на сцене главенствуют ведьмы. Воплощают злые силы артисты балета под пение женского хора. Эта работа для хора интересна в том смысле, что нужно искать особые краски тембра, посыла звука, какие-то нюансы, соответствующие этим мистическим сценам. Мужская же часть хора - это воины.

Кстати, хор на сцене находится не в привычном статичном состоянии. Балетмейстеры-постановщики заслуженная артистка Республики Беларусь Юлия Дятко и народный артист Беларуси Константин Кузнецов шутят, что ставят артистам хора непосильные задачи: они и лежа поют, и сидя, и в движении.

Балетмейстеры уже в третий раз работают над оперной постановкой, отвечая за пластические решения. Основная нагрузка, конечно, приходится на артистов балета: три ведьмы постоянно присутствуют на сцене.

Исполняют роли танцоры-мужчины. Сложность работы для артистов в том, что они должны взаимодействовать с оперными солистами, вписываться в музыкальный рисунок. "Это не вставные номера, когда вышел, станцевал и пошел в буфет. Их присутствие увязано с действием спектакля, и нагрузка соразмерна с ведущими партиями в балете. Расчет на профессионализм ребят, на умение адаптироваться практически на уровне импровизации", - рассказал Константин Кузнецов. А в профессионализме артистов постановщики не сомневаются. Для этого спектакля подбирали артистов, способных выкрутиться из любой сложности.

К слову, ведьмы хороши: они даже на метле летают.

Есть у ведьм и другие игрушки: такую вот куклу вуду сшили бутафоры.

Перерыв: можно перестать бряцать оружием, оставить мечи, луки, стрелы.

В опере "Макбет" занято большое число артистов. Чтобы всех одеть, понадобилось сшить более 260 костюмов. Для Макбета и леди Макбет сшиты шубы. Тяжеленные! Леди Макбет приходится носить шубу с капюшоном в виде лисьей головы, весом не меньше 6 кг.

В далеком 1847 году премьера оперы "Макбет" состоялась во Флоренции в знаменитом "Театро делла Пергола". Спектакль вызвал бурю восторга у публики. Позже появилась вторая версия спектакля, уже с участием балета. С тех пор такая редакция оперы стала общепринятой. Белорусский Большой театр практически готов представить свою работу. Примем с восторгом?

Жанна КОТЛЯРОВА,

фото Оксаны МАНЧУК,

БЕЛТА.-0-

...
Новости рубрики Культура
...
Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
Карта погоды
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.2752 BYN 2.275 BYN 2.278 BYN
USD
1.9379 BYN 1.938 BYN 1.942 BYN
RUB
3.2687 BYN 3.262 BYN 3.27 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

Памятник Владимиру Мулявину открыли в Минске

Инфографика

Где собрать ребенка в школу В период подготовки к новому учебному году во всех городах Беларуси начали работу более 700 школьных базаров.
Круглый стол Василий Ядловский,
Александр Шпак,
Зенон Ловкис,
Дмитрий Лужинский,
Михаил Ковалев
11 августа АПК в системе экономики Республики Беларусь: роль и тенденции развития
Круглый стол Валентина Гинчук,
Ольга Зеленко,
Ирина Каржова,
Ольга Проскалович,
Ирина Арефьева
2 августа В новый учебный год - с новыми программами и учебниками
Круглый стол Наталья Хвир,
Вадим Писаревич,
Алла Сташкевич,
Елена Боганева,
Янина Борисевич
27 июля Роль ЮНЕСКО в сохранении и продвижении нематериального культурного наследия Беларуси
Круглый стол Вячеслав Дурнов,
Сергей Репкин,
Вадим Девятовский,
Наталья Шоломицкая
20 июня Белорусский спорт: как добиться высоких результатов на международных стартах и воспитать новых звезд
Круглый стол Людмила Реутская,
Виктор Шеин,
Елена Вальковская,
Сергей Шакутин,
Иван Козырев,
Олег Стома,
Вячеслав Гнитий
19 июня Лекарственный рынок Беларуси: качество, доступность, конкуренция
Пресс-конференция Юлия Сычева,
Татьяна Короткевич,
Татьяна Артемьева
18 августа, 12:00 Новый учебный сезон в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования Беларуси
Круглый стол Василий Ядловский,
Александр Шпак,
Зенон Ловкис,
Дмитрий Лужинский,
Михаил Ковалев
11 августа АПК в системе экономики Республики Беларусь: роль и тенденции развития
Брифинг Лариса Емельянчик,
Анна Рысевец,
Алексей Желенков,
Надежда Онуфриева
11 августа Предварительные итоги летней оздоровительной кампании
Онлайн-конференция Виктор Назаренко 9 августа Актуальные аспекты повышения качества и защиты рынка от некачественной и небезопасной продукции Круглый стол Валентина Гинчук,
Ольга Зеленко,
Ирина Каржова,
Ольга Проскалович,
Ирина Арефьева
2 августа В новый учебный год - с новыми программами и учебниками