Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
Все новости

Беларусь постепенно переходит на экономические инструменты госрегулирования

Экономика 17.12.2010 | 13:25
17 декабря, Минск /Людмила Сац - БЕЛТА/. Беларусь постепенно переходит на экономические инструменты госрегулирования. Об этом сообщил сегодня министр экономики Беларуси Николай Снопков на заседании Президиума Совета Министров, где рассматривался проект постановления Совмина об утверждении важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Беларуси на 2011 год. Он должен обеспечить в полном объеме реализацию указа №596. По словам министра экономики, белорусская модель развития государства предполагает не застывшее состояние, а постоянное совершенствование. "Проект программы социально-экономического развития Беларуси предусматривает модернизацию механизмов госрегулирования, в основе которой - постепенный переход на экономические инструменты госрегулирования на базе расширения свобод для всех форм собственности и формирования благоприятного бизнес-климата", - подчеркнул Николай Снопков. По его словам, главной задачей органов госуправления становится формирование и реализация отраслевых и региональных экономической, научно-технической и кадровой политики. В основу проекта постановления положены три следующих принципа: качественные показатели роста, преемственность предыдущих форм с точки зрения управляемости экономики, полная взаимоувязка и взаимодополняемость представленных показателей. Суть первого принципа заключается в том, что экономика должна прирастать прежде всего за счет новых отраслей и предприятий, дающих продукт с высокой добавленной стоимостью. "Решение данной задачи, мы полагаем, является вопросом национальной безопасности", - сказал министр. В Концепции национальной безопасности Беларуси определено, что формирование показателей прогноза социально-экономического развития должно исходить из перспективной структуры экономики. В качестве основных оценочных критериев работы на всех уровнях управления следует применять показатели эффективности и создания добавленной стоимости, считает Николай Снопков. В объеме промышленного производства Беларуси почти 56% занимают организации государственной формы собственности (РУП, КУП, предприятия с долей государства более 50%). В то же время министерства и концерны охватывают и создают условия развития только для малой части организаций, имеющих ведомственную подчиненность. Жесткая система управления на основе разделения предприятий по признаку подчиненности усиливает противоречия между ведомственными организациями и региональными органами управления в решении задач социально-экономического развития территорий как единого целого. Существует несогласованность и расхождения по вопросам эффективности использования подведомственного имущества и коммуникаций, оборота неиспользуемых производственных мощностей, направлений развития кооперационных связей. Министерства в рамках предлагаемого подхода уходят от функций ручного управления узким кругом подведомственных организаций. Их основная цель - стратегическое регулирование всей отрасли, создание условий для всех субъектов хозяйствования независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности. Параллельно повышается значимость и ответственность региональных властей за эффективное управление, результативность разработанной стратегии развития всего региона при формировании благоприятной среды для всех субъектов хозяйствования, находящихся на данной территории. На основе этого подхода сформирована система прогнозных показателей на уровне республики, регионов и отрасли. Тем самым реализован третий принципиальный подход: взаимоувязка и взаимодополнение показателей. По словам Николая Снопкова, результат определяется ростом ВВП, который формируется за счет добавленной стоимости в соответствующих отраслях экономики, ответственность за развитие которых будет возложена на профильные министерства, и формирования ВВП регионов. "Таким образом, мы имеем равнонаправленные действия по достижению результата - ВВП", - отметил министр он. При предлагаемой системе госуправления охват предприятий с долей госсобственности более 50% обеспечивает 53% формирования ВВП. При прежней структуре управления это составляло 58,2% с включением предприятий, в которых доля государства 50 минус 1%. Таким образом, управляемость с точки зрения формирования ВВП полностью сохраняется, подчеркнул он. ВВП рассматривается как совокупность валовых региональных продуктов каждой области. Так, доля валового регионального продукта Брестской области в структуре ВВП составит 11%, Витебской - 11%, Гомельской - 15%, Гродненской - 8%, Минской - 13%, Могилевской - 8%, города Минска - 30%. В совокупности они формируют 96% ВВП страны. В свою очередь валовой региональный продукт территорий формируется из валовых добавленных стоимостей каждой отрасли региона. "Таким образом мы достигаем равнонаправленного движения отраслей и регионов с точки рения достижения результата - ВВП", - подчеркнул Николай Снопков. По его словам, прямым инструментом регулирования валового регионального продукта и валовой добавленной стоимости является оплата труда, которая зависит от производительности труда, модернизации рабочих мест, численности занятых в экономике. Кроме оплаты труда, он формируется за счет валовой прибыли, которая зависит от рентабельности продаж, материалоемкости и других доходов, источником которых являются амортизационные накопления, которые напрямую зависят от инвестиций в основной капитал, от прямых иностранных инвестиций. Валовой региональный продукт, с одной стороны, увеличивает ответственность территорий за конкретный вклад в конечный результат развития экономики страны, с другой стороны - дает большую самостоятельность отраслевого развития с учетом специфики территорий и территориальных особенностей. Сочетание показателей валового регионального продукта и валовой добавленной стоимости отраслей позволяет четко установить зону ответственности и обеспечить прозрачность формирования ВВП на региональном и отраслевом уровне, подчеркнул Николай Снопков.
Новости рубрики Экономика
Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
Карта погоды
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.0459 BYN 2.035 BYN 2.041 BYN
USD
1.8763 BYN 1.87 BYN 1.874 BYN
RUB
3.2955 BYN 3.287 BYN 3.29 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

Вакульчик доложил Лукашенко об обстановке в сфере внешней и внутренней безопасности Беларуси

Инфографика

Депозиты на семейный капитал В Беларуси с 2015 года действует долгосрочная поддержка многодетных семей в размере $10 тыс. - семейный капитал.
Круглый стол Игорь Могилевич,
Александр Раков,
Андрей Плешкун,
Алексей Красинский,
Наталья Новикова
14 апреля Новая стратегия развития финансового рынка: что изменится до 2020 года
Круглый стол Светлана Уклейко,
Людмила Худенко,
Валентина Гинчук,
Ирина Арефьева,
Валентина Капанёва
21 февраля Качественные программы и учебники - ключ к успешному образованию
Круглый стол Ирина Наркевич,
Анжела Скуранович,
Андрей Колтович,
Александр Мороз,
Ольга Шаройко,
Константин Хрусталев
27 декабря Сфера общественного питания в Беларуси: либерализация рынка и перспективы развития
Круглый стол Александр Валиев,
Геннадий Даниленко,
Михаил Плиско,
Константин Голомидов,
Виктор Острога
19 декабря Минская региональная таможня: диалог в преддверии 95-летнего юбилея
Круглый стол Игорь Чернявский,
Инна Лавринович,
Елена Климович,
Алла Сташкевич,
Ольга Попко,
Татьяна Орлова,
Владимир Счастный
13 декабря Роль ЮНЕСКО в сохранении и продвижении национального культурного наследия Беларуси