Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
Все новости

Беларусь постепенно переходит на экономические инструменты госрегулирования

Экономика 17.12.2010 | 13:25
17 декабря, Минск /Людмила Сац - БЕЛТА/. Беларусь постепенно переходит на экономические инструменты госрегулирования. Об этом сообщил сегодня министр экономики Беларуси Николай Снопков на заседании Президиума Совета Министров, где рассматривался проект постановления Совмина об утверждении важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Беларуси на 2011 год. Он должен обеспечить в полном объеме реализацию указа №596. По словам министра экономики, белорусская модель развития государства предполагает не застывшее состояние, а постоянное совершенствование. "Проект программы социально-экономического развития Беларуси предусматривает модернизацию механизмов госрегулирования, в основе которой - постепенный переход на экономические инструменты госрегулирования на базе расширения свобод для всех форм собственности и формирования благоприятного бизнес-климата", - подчеркнул Николай Снопков. По его словам, главной задачей органов госуправления становится формирование и реализация отраслевых и региональных экономической, научно-технической и кадровой политики. В основу проекта постановления положены три следующих принципа: качественные показатели роста, преемственность предыдущих форм с точки зрения управляемости экономики, полная взаимоувязка и взаимодополняемость представленных показателей. Суть первого принципа заключается в том, что экономика должна прирастать прежде всего за счет новых отраслей и предприятий, дающих продукт с высокой добавленной стоимостью. "Решение данной задачи, мы полагаем, является вопросом национальной безопасности", - сказал министр. В Концепции национальной безопасности Беларуси определено, что формирование показателей прогноза социально-экономического развития должно исходить из перспективной структуры экономики. В качестве основных оценочных критериев работы на всех уровнях управления следует применять показатели эффективности и создания добавленной стоимости, считает Николай Снопков. В объеме промышленного производства Беларуси почти 56% занимают организации государственной формы собственности (РУП, КУП, предприятия с долей государства более 50%). В то же время министерства и концерны охватывают и создают условия развития только для малой части организаций, имеющих ведомственную подчиненность. Жесткая система управления на основе разделения предприятий по признаку подчиненности усиливает противоречия между ведомственными организациями и региональными органами управления в решении задач социально-экономического развития территорий как единого целого. Существует несогласованность и расхождения по вопросам эффективности использования подведомственного имущества и коммуникаций, оборота неиспользуемых производственных мощностей, направлений развития кооперационных связей. Министерства в рамках предлагаемого подхода уходят от функций ручного управления узким кругом подведомственных организаций. Их основная цель - стратегическое регулирование всей отрасли, создание условий для всех субъектов хозяйствования независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности. Параллельно повышается значимость и ответственность региональных властей за эффективное управление, результативность разработанной стратегии развития всего региона при формировании благоприятной среды для всех субъектов хозяйствования, находящихся на данной территории. На основе этого подхода сформирована система прогнозных показателей на уровне республики, регионов и отрасли. Тем самым реализован третий принципиальный подход: взаимоувязка и взаимодополнение показателей. По словам Николая Снопкова, результат определяется ростом ВВП, который формируется за счет добавленной стоимости в соответствующих отраслях экономики, ответственность за развитие которых будет возложена на профильные министерства, и формирования ВВП регионов. "Таким образом, мы имеем равнонаправленные действия по достижению результата - ВВП", - отметил министр он. При предлагаемой системе госуправления охват предприятий с долей госсобственности более 50% обеспечивает 53% формирования ВВП. При прежней структуре управления это составляло 58,2% с включением предприятий, в которых доля государства 50 минус 1%. Таким образом, управляемость с точки зрения формирования ВВП полностью сохраняется, подчеркнул он. ВВП рассматривается как совокупность валовых региональных продуктов каждой области. Так, доля валового регионального продукта Брестской области в структуре ВВП составит 11%, Витебской - 11%, Гомельской - 15%, Гродненской - 8%, Минской - 13%, Могилевской - 8%, города Минска - 30%. В совокупности они формируют 96% ВВП страны. В свою очередь валовой региональный продукт территорий формируется из валовых добавленных стоимостей каждой отрасли региона. "Таким образом мы достигаем равнонаправленного движения отраслей и регионов с точки рения достижения результата - ВВП", - подчеркнул Николай Снопков. По его словам, прямым инструментом регулирования валового регионального продукта и валовой добавленной стоимости является оплата труда, которая зависит от производительности труда, модернизации рабочих мест, численности занятых в экономике. Кроме оплаты труда, он формируется за счет валовой прибыли, которая зависит от рентабельности продаж, материалоемкости и других доходов, источником которых являются амортизационные накопления, которые напрямую зависят от инвестиций в основной капитал, от прямых иностранных инвестиций. Валовой региональный продукт, с одной стороны, увеличивает ответственность территорий за конкретный вклад в конечный результат развития экономики страны, с другой стороны - дает большую самостоятельность отраслевого развития с учетом специфики территорий и территориальных особенностей. Сочетание показателей валового регионального продукта и валовой добавленной стоимости отраслей позволяет четко установить зону ответственности и обеспечить прозрачность формирования ВВП на региональном и отраслевом уровне, подчеркнул Николай Снопков.

Новости рубрики Экономика
Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.4849 BYN 2.47 BYN 2.483 BYN
USD
2.0077 BYN 2 BYN 2.005 BYN
RUB
3.2908 BYN 3.265 BYN 3.295 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

Гашение марки к 100-летию БЕЛТА состоялось в Минске

Инфографика

Основные социально-экономические показатели Беларуси в январе-марте Январь-март 2018 года к январю-марту 2017 года: ВВП - 105,1%, выпуск продукции промышленности* - 109,4%, выпуск продукции сельского хозяйства - 101,9%.
Круглый стол Андрей Ромашко,
Инесса Лемак,
Сергей Красуцкий,
Дмитрий Улога,
Марина Попова
13 марта Культура общежития. Как бороться с соседями-дебоширами?
Круглый стол Евгения Красуцкая,
Геннадий Каленов,
Владимир Устинович
24 января Быть собственником – стать хозяином. Круглый стол газеты "7 дней"
Круглый стол Лариса Бельская,
Наталья Хвир,
Ольга Попко,
Владимир Прокопцов,
Роман Мотульский,
Алексей Батюков
17 января Возвращение историко-культурных ценностей Беларуси: реалии и планы
Круглый стол Элла Селицкая,
Дмитрий Семенкевич,
Петр Арушаньянц,
Андрей Матюшенко,
Виолетта Брезовская,
Вадим Ипатов,
Жанна Тарасевич
28 ноября Революционные новации: что изменят документы по развитию предпринимательства?
Круглый стол Марина Толстик,
Руслан Михалевич,
Игорь Капач,
Татьяна Слиж,
Светлана Костян,
Снежана Дубенок,
Дмитрий Плашков,
Виталий Волчетский,
Кирилл Антонов,
Нина Кульбеда
22 ноября Мегаполисы в долгу перед природой. Круглый стол газеты "7 дней"