Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
Все новости

КГК предлагает наделить Минжилкомхоз функциями заказчика региональных программ по энергосбережению

Экономика 21.02.2014 | 18:14
21 февраля, Минск /Елена Прус - БЕЛТА/. Комитет государственного контроля Беларуси предлагает наделить Министерство жилищно-коммунального хозяйства функциями заказчика региональных программ по энергосбережению наравне с облисполкомами. Такое предложение было озвучено сегодня на заседании рабочей группы по изучению проблемных вопросов в жилищно-коммунальном хозяйстве, передает корреспондент БЕЛТА. На заседании рассматривался вопрос о повышении эффективности использования ТЭР и иных ресурсов в ЖКХ. "Это очень важный, сложный и крайне нужный для населения и экономики вопрос, который должен быть рассмотрен со всех точек зрения, - отметил председатель Комитета государственного контроля, руководитель группы Александр Якобсон. - Мы стремимся к тому, чтобы убрать излишние затраты. Поэтому необходимо определить приоритеты, проанализировать, где и из-за чего происходят неоправданные потери". В структуре оплаты за ЖКУ удельный вес затрат на теплообеспечение довольно весомый - порядка 30%. Именно поэтому обсуждение было сконцентрировано преимущественно на этой проблеме. "В большой энергетике потери в теплосетях составляют 8-9%, в системе ЖКХ - ниже 20% (в Минске - 9%), но в некоторых регионах они доходят до 30%. Почему такие разные показатели в стране, где игра ведется вроде бы по одним правилам?" - задал резонный вопрос руководитель контрольного ведомства. Проверки Комитета государственного контроля показывают, что наибольшее число случаев неэффективного использования средств, направляемых на энергосбережение, выявляется в организациях жилищно-коммунального хозяйства. Причинами этого являются просчеты при разработке программ и планировании энергосберегающих проектов, срывы сроков строительства и невыход оборудования на заявленные параметры, управленческие просчеты и упущения. Начальник управления контроля топливно-энергетического комплекса главного управления контроля за работой отраслей сферы материального производства КГК Виктор Кудин привел несколько показательных примеров. В КУП "Сенненское ЖКХ" из-за конструктивных недоработок два котла на местных видах топлива эксплуатировались только на 62% проектной мощности. В УЖКХ Гродненского облисполкома не обеспечивали проектную мощность 9 новых котлов на местных видах топлива. На котельной РУП "Логойский комхоз" при имеющейся у потребителей нагрузке в объеме 15 Гкал/ч было установлено и эксплуатировалось котельное оборудование мощностью 50 Гкал/ч. На УП "Коханово-ЖКХ" в 2012 году сверхнормативный расход дров по причине высокой влажности составил 2,8 тыс. куб.м, что увеличило затраты данной организации на Br534 млн. В КУП "Копыльское ЖКХ" из-за несоблюдения нормативных сроков стоимость строительства котельной на местных видах топлива увеличилась на Br1,4 млрд. В результате на местах по ряду проектов энергосберегающий эффект (экономия топлива) не получен, а вложенные в данные объекты средства использованы крайне неэффективно, подчеркнул Виктор Кудин. В то же время организации ЖКХ отчитываются о выполнении и перевыполнении запланированных мероприятий и получении заявленной экономии топлива. Однако на практике снижения стоимости оказываемых услуг не происходит. Одна из главных причин создавшейся ситуации состоит в том, что мероприятия, которые практически сразу дают ощутимый энергосберегающий эффект и сокращают себестоимость услуг, в установленные сроки не реализуются и затягиваются на годы. По словам Виктора Кудина, темпы замены старых изношенных сетей в организациях ЖКХ крайне низкие, а в программах энергосбережения средств на эти цели планируется крайне недостаточно. "В то же время, как показывает анализ действующих нормативных правовых актов, Министерство жилищно-коммунального хозяйства находится в стороне от вопросов эффективного использования энергоресурсов, - продолжил представитель КГК.- Правительство не доводит до Минжилкомхоза показатель по энергосбережению. Следовательно, министерство не несет ответственности за его выполнение. Для этого ведомства также не устанавливается задание по доле использования местных топливно-энергетических ресурсов и экономии светлых нефтепродуктов. В отличие от других министерств и ведомств Минжилкомхоз не разрабатывает отраслевую программу энергосбережения в разрезе организаций на местах и не защищает (или не согласовывает) ее в Департаменте по энергоэффективности Госстандарта. Ответственность за результаты в области энергосбережения в основном несут должностные лица облисполкомов и Мингорисполкома". Комитет госконтроля считает, что несмотря на двойную подчиненность организаций ЖКХ (облисполкомам и Минжилкомхозу) Министерство жилищно-коммунального хозяйства должно непосредственно заниматься энергосбережением на местах и вместе с облисполкомами нести солидарную ответственность за полученный результат. Александр Якобсон считает неправильным, что "Министерство жилищно-коммунального хозяйства выпало из обоймы отвечающих за энергосбережение, не стало регулятором этой работы, непонятна и позиция Госстандарта". В ЖКХ насчитывается 3583 энергоисточника суммарной мощностью 14437,7 МВт, из них на газообразном топливе - 956, на твердом - 2615, на жидком - 11. Как отметил заместитель председателя Государственного комитета по стандартизации - директор Департамента по энергоэффективности Сергей Семашко, большинство энергоисточников находится в сельской местности, имеет значительный физический износ. Мощность установленного оборудования, как правило, превышает величину тепловой нагрузки. Не все котельные до настоящего времени оснащены системами химводоочистки, что приводит к высоким удельным нормам расхода топлива. "Сегодня нужно четко и ясно определиться по каждой котельной, буквально по каждому котлу в жилищно-коммунальном хозяйстве, что с ним делать: или модернизировать, или переводить на газ, если котел на местных видах топлива, или же устанавливать современный котел на МВТ, или же ставить электрокотельную", - сказал Сергей Семашко. Он предложил разработать комплекс мер по повышению эффективности энергоисточников ЖКХ. По его мнению, целесообразно наращивать комбинированное производство тепловой и электрической энергии. Что касается использования выработанной электроэнергии, то его необходимо решить в кратчайшие сроки, подчеркнул директор Департамента по энергоэффективности. Он считает, что нельзя разрешать строительство энергоисточников, которые допускают расход топлива на отпуск тепловой энергии более 160 кг условного топлива на 1 Гкал. Нужно установить жесткий контроль за оптимизацией работы теплоисточников, систем теплоснабжения, а также разработать комплекс мер по сокращению затрат на резервное топливо на котельных (на мазутное хозяйство). В соответствии с распоряжением Президента создана рабочая группа по изучению проблемных вопросов в жилищно-коммунальном хозяйстве, которую возглавил председатель КГК. В состав рабочей группы включены представители Генеральной прокуратуры, Министерства жилищно-коммунального хозяйства, Госстандарта, Минэнерго, Минфина, МВД, а также специализированных организаций в сфере ЖКХ. Рабочая группа должна выработать и реализовать конкретные предложения по решению проблемных вопросов и дальнейшему развитию жилищно-коммунального хозяйства, в том числе посредством подготовки необходимых проектов нормативных правовых актов, направленных на совершенствование структуры управления, системы ценообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве, упорядочение формирования себестоимости жилищно-коммунальных услуг, повышение качества предоставляемых услуг, работы с населением по месту жительства, эффективности деятельности ЖКХ.
Присоединяйтесь к нашему каналу telegramm.png и сообществу viber.png

Новости рубрики Экономика
Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.45 BYN 2.441 BYN 2.455 BYN
USD
2.0788 BYN 2.078 BYN 2.09 BYN
RUB
3.1389 BYN 3.12 BYN 3.138 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

Путина удивила ситуация с квотами для белорусских перевозчиков - Лукашенко

Инфографика

Торгово-экономическое сотрудничество Беларуси и России Беларусь сохраняет лидирующие позиции среди торговых партнеров России в СНГ. В свою очередь Россия традиционно остается основным торговым партнером Беларуси.
Круглый стол Игорь Старовойтов,
Виталий Шилов,
Анатолий Дашко,
Елена Манкевич,
Нина Наумович
12 сентября Что и почему нужно менять в Трудовом кодексе
Круглый стол Ольга Маршалко,
Дмитрий Шевцов,
Дмитрий Чередниченко,
Валерия Сокольчик,
Наталья Поляк,
Дмитрий Гаврукович
30 августа Медицинская этика. Теория и практика
Круглый стол Виталий Грицевич,
Филипп Гулый,
Юлия Куцер,
Людмила Кулак
17 августа Какие реформы нужны туристической отрасли
Круглый стол Геннадий Давыдько,
Александр Коваленя,
Вячеслав Данилович,
Вадим Лакиза,
Владимир Мельник,
Константин Баландин,
Валентин Стариченок
14 августа История белорусской государственности. Концепция Института истории НАН Беларуси
Круглый стол Александр Горваль,
Дмитрий Гуриненко,
Александр Авраменко,
Виктор Агеев
13 июня Жилье для многодетных и нуждающихся: как решается вопрос?