Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
Все новости

Ждет ли Беларусь повсеместная e-коммерциализация?

Экономика 04.08.2015 | 07:01

В ближайшие несколько лет рынок e-commerce может совершить революцию в розничных продажах в Беларуси. Технически это возможно уже сегодня - остается ждать, когда для этого созреют продавцы и покупатели, считает совладелец компании "ИКомЧардж" ООО Александр Шостак. Его компания под брендом bePaid предоставляет услуги по приему и обработке карточных онлайн-платежей, а также систем защиты от мошенничества и управлению рисками для игроков рынка e-commerce.

"Уже сегодня в Беларуси есть все необходимые технологии для того, чтобы полностью обеспечить запросы как продавцов, так и покупателей в сфере электронной коммерции. Другое дело, что в силу психологии покупателей, а также отсутствия необходимых знаний в этой сфере у продавцов процесс тормозится. Остается ждать, когда они созреют, и подталкивать их к этому, проводя образовательные семинары и мастер-классы", - отмечает Александр Шостак.

Эксперт подчеркивает, что рынок e-commerce - один из самых быстрорастущих в стране. Ежегодно он прирастает на 15-20%. В 2015 году ощутимый толчок ему дал "Евроопт", организовав возможность приобретения продуктов через интернет. "Новая услуга крупнейшего розничного продавца в Беларуси очень быстро стала популярной, и он уже готов расширить ее на областные центры. Это серьезный прорыв, благодаря которому значительно вырастет как оборот в e-commerce (в 2014 году он составлял порядка $450 млн), так и количество покупателей", - считает Александр Шостак.

В то же время он отмечает, что большинство услуг, которые в Беларуси относят к e-commerce, на самом деле являются "неполноценными". "Согласно исследованиям, проведенным осенью прошлого года торговой площадкой kupi.tut.by, около миллиона белорусов совершают покупки в интернете. Но, если честно, большая часть из них совершают выбор товара в интернете, а саму покупку - оффлайн и чаще всего платят наличными курьеру. Согласно этим исследованиям, лишь 17% покупателей расплачиваются карточкой непосредственно на сайте продавца", - признается он.

"Вариант, при котором покупка оплачивается наличными, едва ли тянет на полноценную e-commerce. Почему так происходит? Проблемы есть как у продавцов, так и у покупателей", - уверен Александр Шостак.

"Продавцы до сих пор не могут наладить нормальный прием платежей с карточек на своих сайтах. Когда объясняешь, насколько это просто, - они удивляются. В Беларуси уже много лет говорят о финансовой грамотности населения, однако она, похоже, ориентирована лишь на потребителей, а не на продавцов", - продолжает эксперт.

Правда, признается он, есть и определенный психологический барьер у покупателей. "Слишком громко звучат новости о мошенничествах с банковскими картами. И если, допустим, орудующим в торговом центре вором-карманником никого сегодня не испугаешь, то любое сообщение о мошенничестве с банковской карточкой пугает потребителей не на шутку. В результате число людей, совершающих платежи карточками на сайтах, растет медленнее, чем нам хотелось бы", - отмечает Александр Шостак.

Тем не менее, считает он, белорусский рынок близок к прорыву: преодолению и недостатка информации об организации платежей на сайте для продавцов, и "взятию" психологического барьера у покупателей.

"Думаю, динамика роста рынка e-commerce в Беларуси не только сохранится. Он будет расти еще быстрее. Сумма в $450 млн звучит, казалось бы, внушительно. Но вот цифра в 1,5% - именно столько занимает рынок e-commerce в общем белорусском рынке - выглядит смешно. Думаю, в ближайшее время она вырастет как минимум в два раза, а к 2020 году достигнет отметки в 10%. А процент людей, расплачивающихся карточкой на сайте, приблизится к отметке в 50%", - уверен Александр Шостак.

"Безусловно, догнать Западную Европу в сегменте e-commerce практически невозможно. Но вот немного сократить разрыв - вполне реально", - добавил он. "Ждать полной e-коммерциализации Беларуси в ближайшее время не стоит - всегда будет много людей, желающих потрогать товар своими руками перед покупкой, увидеть его собственными глазами, просто любящих шоппинг. В ближайшие лет пятьдесят оффлайн-торговле ничего не угрожает и торговые центры не опустеют. Однако для тех, кто предпочитает совершать покупки, сидя в уютном кресле дома, скоро наступит настоящий рай - они смогут приобрести практически любой товар или услугу, за исключением запрещенных законом", - утверждает представитель компании BePaid.

Присоединяйтесь к нашему каналу telegramm.png и сообществу viber.png

Новости рубрики Экономика
Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.4814 BYN 2.47 BYN 2.482 BYN
USD
2.1226 BYN 2.114 BYN 2.124 BYN
RUB
3.1356 BYN 3.125 BYN 3.137 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

ГАИ проверила наличие техосмотра у водителей Минска

Инфографика

Специальные виды зимней техники В соответствии с поручением Президента Беларуси ОАО "МТЗ" для подготовки лыжероллерных трасс выпустило опытные образцы ратрака ("Беларус МСУ-108"), снегоуплотнительных машин ("Беларус МСУ-622"), льдозаливочной машины ("Беларус МЛ-428").
Круглый стол Игорь Старовойтов,
Виталий Шилов,
Анатолий Дашко,
Елена Манкевич,
Нина Наумович
12 сентября Что и почему нужно менять в Трудовом кодексе
Круглый стол Ольга Маршалко,
Дмитрий Шевцов,
Дмитрий Чередниченко,
Валерия Сокольчик,
Наталья Поляк,
Дмитрий Гаврукович
30 августа Медицинская этика. Теория и практика
Круглый стол Виталий Грицевич,
Филипп Гулый,
Юлия Куцер,
Людмила Кулак
17 августа Какие реформы нужны туристической отрасли
Круглый стол Геннадий Давыдько,
Александр Коваленя,
Вячеслав Данилович,
Вадим Лакиза,
Владимир Мельник,
Константин Баландин,
Валентин Стариченок
14 августа История белорусской государственности. Концепция Института истории НАН Беларуси
Круглый стол Александр Горваль,
Дмитрий Гуриненко,
Александр Авраменко,
Виктор Агеев
13 июня Жилье для многодетных и нуждающихся: как решается вопрос?