Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
Все новости
Наталия Павлюченко

Белорусы стали больше интересоваться своими лицевыми счетами в ФСЗН

Интервью 01.07.2018 | 17:44
Наталия Павлюченко Наталия Павлюченко Управляющий Фондом социальной защиты населения

Фонд социальной защиты населения Беларуси в этом году отмечает 25 лет. Созданный на базе Пенсионного фонда и Фонда социального страхования, сегодня ФСЗН - орган госуправления, на который возложена значимая функция по сбору, аккумуляции страховых взносов и управлению средствами бюджета фонда для своевременного финансирования пенсий и пособий. То есть в его ведении огромные средства, которые можно сравнить с подушкой безопасности для самых разных слоев населения. Насколько эта система финансирования социальных гарантий отлажена, что нового в ней произошло в последнее время и какие инновации планируются, об этом и не только корреспондент БЕЛТА беседовала с управляющим Фондом социальной защиты населения Наталией Павлюченко.

- Давайте начнем с приятного повода - юбилея. Что глобально поменялось в работе за эти годы, особенно с учетом нагрузки, которая только нарастала?

- Вы правы: росло число личных счетов, сам бюджет фонда. Если сопоставить его объемы, скажем, с консолидированным бюджетом республики, взяв его за 100%, то речь идет о 40-45% к его уровню.

Знаковые этапы в развитии Фонда пришлись на начало 2000-х годов. Так, с 1 января 2003 года реализуется Закон Республики Беларусь "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования". Такая система уникальна по своей сути. Она позволила организовать и вести учет сведений о каждом работающем гражданине, который уплачивает взносы в бюджет фонда. Сегодня в сформированной базе ведется более 7,7 млн лицевых счетов. С 2003 года их количество выросло почти в 2 раза. За год в системе принимается и обрабатывается более 10 млн документов, передаваемых плательщиками, с информацией о стаже и заработке застрахованных лиц.

Что важно, данные персонифицированного учета являются единственным подтверждением стажа и заработка для назначения пенсии за периоды работы после 1 января 2003 года. Также они служат основанием для получения сведений о периодах уплаты взносов по застрахованным лицам при назначении ряда государственных пособий, а именно - для определения плательщиком размера пособия по временной нетрудоспособности или по беременности и родам. Персонифицированный учет призван упростить порядок и ускорить процедуру назначения пенсий и пособий. Поэтому одним из основных потребителей этой информации являются территориальные органы по труду, занятости и социальной защите. В прошлом году по их запросам выдано более 120 тыс. выписок для целей назначения пенсии. Также отмечу, что с каждым годом все больше застрахованных сами обращаются за информацией из своего лицевого счета. Так, в 2017 году этими данными интересовались более 21,1 тыс. физических лиц.

- То есть люди начинают чаще задумываться о своем будущем на пенсии?

- Не только. Молодежь, люди среднего возраста тоже понимают, что нужно заботиться о своем настоящем благополучии - в плане реализации прав на то же пособие по беременности, оплату больничного и так далее. И хотя по 2018 году статистики обращений пока нет, по предварительному анализу можно сказать, что в текущем году их количество по сравнению с 2017-м вырастет. Любой может поинтересоваться состоянием своего лицевого счета: уплачиваются ли взносы в бюджет фонда работодателем, в каком размере, с какой заработной платы. Для этого необходимо обратиться в территориальное отделение ФСЗН по месту жительства с паспортом и свидетельством о государственном социальном страховании - так называемой зеленой карточкой. Выписка с лицевого счета за период трудовой деятельности начиная с 1 января 2003 года выдается бесплатно буквально за 10-15 минут.

- Какие еще ключевые новации реализованы в 2000-х годах?

- С 1 января 2009 года действует закон "О профессиональном пенсионном страховании". Этот вид государственного социального страхования основан на принципе накопительного формирования средств на выплату профессиональных пенсий. Работодатели уплачивают взносы за работников, занятых в особых условиях труда, при этом ведется персонифицированный учет данных средств, из них в последующем осуществляются выплаты.

Фонд и его территориальные органы отвечают за весь цикл профессионального пенсионного страхования (от сбора взносов, их индивидуального учета и ежедневного размещения в уполномоченном банке до назначения и выплаты профессиональных пенсий). Сегодня чуть более 11 тыс. организаций уплачивают взносы на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда в отношении своих работников. Профессиональная (накопительная) часть в индивидуальном лицевом счете открыта в отношении 810 тыс. застрахованных лиц. Только за минувший год увеличение составило около 23,8 тыс. человек. В минувшем году назначено 26 досрочных профессиональных пенсий и 5 083 дополнительных профессиональных пенсий. Из общего количества назначенных профессиональных пенсий: 28,9% - педагогическим работникам, 20,5% - работникам сельского хозяйства, 20,3% - медицинским работникам.

- Для обработки таких массивов данных, наверняка, совершенствовалась и автоматизация работы ФСЗН?

- Конечно, автоматизация и информатизация определенных процессов его деятельности имеют огромное значение. В этом направлении за 25 лет сделано много: от проведения операций по обработке информации о плательщиках вручную (что приводило к большому количеству неточностей и ошибок в расчетах) до создания корпоративной автоматизированной информационной системы. Простыми словами - мы облегчили труд и получили экономию времени как наших работников, так и плательщиков, и получателей выплат.

Понятно, что отрасль IT динамично развивается, и мы тоже должны использовать открывающиеся возможности. Ведь портал ФСЗН, который был одним из пионеров среди информационных ресурсов государственных органов, нуждается в обновлении. Поэтому сегодня мы активно работаем над созданием нового портала, а также сайта фонда. И до конца текущего года планируем ввести в эксплуатацию Портал Фонда.2.0. Если сайт ФСЗН будет более информационным и рассчитанным на широкую аудиторию, то портал предназначен исключительно для плательщиков и будет иметь улучшенный функционал. В частности, обновится личный кабинет пользователя, появится механизм обратной связи. Если раньше плательщик подавал свои отчеты и после был вынужден регулярно заходить на портал, чтобы отслеживать стадии приема и обработки документов, то теперь он сможет подписаться на рассылку и получать соответствующие уведомления любым удобным способом - на e-mail, через наиболее распространенные в Беларуси общедоступные мобильные системы мгновенных сообщений (Вайбер и т.д.). Также прорабатывается возможность подписи сдаваемых отчетов с использованием мобильной электронной цифровой подписи.

- Какие есть категории плательщиков обязательных страховых взносов и сколько их состоит на учете в ФСЗН?

- Работа с плательщиками - одно из самых динамично развивающихся направлений в работе фонда. На начало 1996 года их количество составляло всего 102 тыс. (в том числе 95 тыс. нанимателей и 7 тыс. индивидуальных предпринимателей), в 2003-м их стало почти 249 тыс. (в том числе 112 тыс. ИП), в 2013 году - 520 тыс. (303 тыс. - ИП). На 1 апреля текущего года в органах ФСЗН состояло на учете чуть более 576,8 тыс. плательщиков. Из них 42,5% - работодатели, 56,7% - индивидуальные предприниматели, 0,2% - физические лица, которым предоставлено право добровольного участия в системе государственного социального страхования. Это ремесленники, творческие работники, хозяева агроэкоусадеб и др. В минувшем году в целом в бюджет фонда плательщиками перечислено почти Br10,8 млрд, или 86,6% от суммы всех сложившихся доходов. В этом объеме взносы индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов составляют совсем немного - Br112,1 млн, или 0,9% всех доходов. Стоит отметить и долю взносов на профессиональное пенсионное страхование: пока это Br100 млн, или 0,8%.

- Мы перешли к вопросу, который больше всего волнует, - бюджет фонда. Каковы свежие цифры - в профиците мы или дефиците?

- Финансовый результат по исполнению бюджета фонда за 5 месяцев текущего года положительный. Сформировался профицит по средствам государственного социального страхования в сумме Br171,7 млн. Эта ремарка означает, что, если еще в 2017 году мы привлекали средства республиканского бюджета на финансирование трудовых пенсий и пособий, то в январе-мае этого года такой необходимости уже не было. Более того, поступающие собственные доходы в бюджет фонда позволили провести с 1 мая 2018 года перерасчет трудовых пенсий с повышением ее величины в среднем на 5,4%.

- Какие меры предпринимаются для балансировки бюджета фонда по доходам и расходам?

- Среди уже принятых мер самая значимая - повышение пенсионного возраста. С 1 января 2017 года для назначения пенсий по возрасту и за выслугу лет гражданам Беларуси планка повысилась до 58 лет у женщин и до 63 лет - у мужчин. Кроме того, увеличен минимальный страховой стаж для назначения пенсии по возрасту (в 2014 году - с 5 лет до 10 лет, в 2015-м - 15 лет, и повышение продолжается ежегодно на 6 месяцев до 20 лет к 2025 году). Также в 2015 году повышен на пять лет возраст для назначения социальной пенсии - с 60 до 65 лет. Принятые меры медленно, но верно приносят результат. Так за 2017 год количество новых назначений трудовых пенсий сократилось, и в этом году процесс продолжается, что положительно влияет на исполнение бюджета фонда. Пока никакие иные предложения не рассматриваются.

- Как в целом распределяются средства фонда между пенсиями и иными социальными выплатами? На какие виды социальной помощи направляются страховые взносы, уплачиваемые в ФСЗН?

- Средства государственного социального страхования, поступающие в бюджет фонда, имеют строго целевое назначение. На выплату всех видов пенсий направляется основная доля всех расходов бюджета фонда (77,3%), или 9% ВВП. Это около Br9,5 млрд. Получателями пенсий являются 2,6 млн граждан Беларуси. На выплату всех видов государственных пособий направлено 21,2% расходов - примерно Br2,6 млрд.

Наибольший удельный вес приходится на выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (44% от всех расходов на выплату пособий). Только за 2017 год их было назначено на сумму Br1145,5 млн. Следующие по величине расходы: на оплату пособий по временной нетрудоспособности (21,6% от всех расходов на выплату пособий); в связи с рождением ребенка, женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности (9,9%); на детей в возрасте старше 3 лет (9,4%); по беременности и родам (6,6%); а также пособий на погребение (3,3% соответственно).

- С учетом принимаемых в стране мер по поддержке семей с детьми и стимулированию рождаемости изменилась ли доля пособий на детей в возрасте до 3 лет?

- Да, за последние годы принят ряд мер, направленных на поддержание семей, воспитывающих детей, и предусматривающих увеличение расходов из средств бюджета фонда. Одна из мер - увеличение с 1 января 2013 года размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет с 100% БПМ до 35-40% средней заработной платы работников - на первого и последующих детей, с 140% БПМ до 45% средней зарплаты - на ребенка-инвалида. На выплату пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в 2013 году направлено Br659,5 млн, в 2015-м - Br989,5 млн, в 2016-м - Br1 081,5 млн, наконец, в 2017 году - Br1 145,5 млн. Таким образом, доля расходов на финансирование пособий увеличилась с 17% в 2010 году до 21,2% в 2017-м. Но мы не можем однозначно говорить, что это связано с изменениями в законодательстве. Ведь начиная с 2010 года, к примеру, был прирост рождаемости, контингент получателей пособий расширился. То есть правильнее говорить про совокупность факторов.

- С 1 июля прошлого года ввели доплаты к пособию по беременности и родам, выплаченному в минимальном размере. Для тех, кто получает невысокие пособия, имеет небольшой стаж работы, это, конечно, важная помощь. Насколько она востребована?

- Сперва поясню, что такая доплата к пособию по беременности и родам производится в случаях, когда размер выплаченного женщине пособия по беременности и родам оказался ниже, чем размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет за период со дня рождения ребенка по день, когда выплачено пособие по беременности и родам. Данная доплата представляет собой разницу между размерами указанных пособий и выплачивается тем женщинам, у которых размер пособия беременности и родам минимальный или близок к минимальному. Это, например, студентки, безработные, молодые специалисты со страховым стажем менее 6 месяцев. Работающие женщины, как правило, получают пособие по беременности и родам исходя из заработка, поэтому расходы бюджета фонда на доплату к пособию по беременности и родам незначительные. В 2018 году на эту доплату будет направлено всего около Br1,5 млн.

- Фонд разработал проект указа, который предусматривает изменение порядка уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями и самозанятыми белорусами. Публикаций в СМИ было много, но все еще остаются вопросы. Поэтому давайте разъясним. Для начала по ИП: каков будет размер выплат, в каком случае предприниматель освобождается от них, каков механизм контроля и перерасчета, если был обман. А также есть ли категории ИП, для которых выплаты будут носить добровольный характер?

- Многое непонятно, потому что нормативно-правовой акт еще не вступил в силу. Его рассмотрение уже на завершающей стадии. Тем не менее, поспешу успокоить предпринимателей, которые волнуются, что сумма платежа повысится. Действующая норма, которой установлена минимальная сумма, подлежащая к уплате за периоды осуществления предпринимательской деятельности, сохранится. Равно как и категория индивидуальных предпринимателей, которым предоставлено право участвовать в системе государственного социального страхования в добровольном порядке. Это те, кто состоит в трудовых, а также связанных с ними отношениях, являясь работником организаций; собственники имущества (участники, члены, учредители) юридических лиц и выполняющие функции руководителей этих юридических лиц; получатели пенсий; те, кто имеет право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; получающие профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование в дневной форме.

Отмечу, что в 2017 году из 325,9 тыс. индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете, уплачивали взносы около 153,8 тыс. человек. И в основной своей массе - в минимальном размере.

Вместе с тем проектом указа предложена реализация принципа "не работаешь - не платишь" на заявительной основе. Т.е. индивидуальный предприниматель при представлении сведений персонифицированного (индивидуального) учета должен будет самостоятельно указать только те периоды, в которых осуществлял деятельность. Впоследствии эти сведения будут сверяться с данными иных государственных органов. Важен один нюанс: в страховой стаж будут засчитываться только периоды, подтвержденные уплатой взносов. То есть, если ИП подаст форму о том, что работал полмесяца и соответственно заплатил половину от необходимых 35% минимальной заработной платы, то и в страховой стаж засчитается только 15 дней. И если все дни в совокупности не сложатся в минимально необходимый страховой стаж (20 лет к 2025 году), то предприниматель получит лишь минимальную пенсию в соответствии с законодательством. Также экономным предпринимателям стоит подумать над тем, что уплата взносов в Фонд исходя из минимальной зарплаты в будущем приведет к такому же небольшому размеру пенсии.

- Теперь по физлицам, которые осуществляют деятельность без регистрации: действует ли в отношении них добровольный принцип уплаты? Каков размер страховых выплат? Что нужно, чтобы их оформить?

- Отдельным категориям физических лиц законодательством предоставлено право добровольно участвовать в системе государственного социального страхования. Речь идет о творческих работниках, субъектах агроэкотуризма, ремесленниках, гражданах, которые выполняют работы по гражданско-правовым договорам у физических лиц. При желании они могут стать на учет в качестве плательщиков взносов в органе фонда по месту своего постоянного жительства. Для этого необходимо иметь при себе паспорт, квитанцию об оплате ремесленного сбора и написать заявление. На начало этого года таких желающих зарегистрировано 1414 человек. В сравнении с общим их количеством по республике процент довольно низкий. Так, если в налоговых органах учтено почти 29,4 тыс. ремесленников, то в органах ФСЗН - 358 (1,2%); субъектов агроэкотуризма - около 2,3 тыс. и 9 человек (0,4%) соответственно.

Граждане, которые решили участвовать в системе государственного социального страхования, уплачивают взносы из определяемого ими дохода, при этом сумма не должна быть менее 35% минимальной зарплаты, установленной и проиндексированной в соответствии с законодательством. Делать это необходимо с даты постановки на учет в органах ФСЗН ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

В подготовленном проекте указа расширен круг физических лиц, работающих без регистрации ИП, которым предоставлено право участвовать в системе государственного социального страхования. Это сделано в соответствии с указом №337, согласно которому к деятельности, не относящейся к предпринимательской, отнесены: репетиторство, чистка и уборка жилых помещений, ремонт часов, обуви, ремонт и восстановление, включая перетяжку, домашней мебели из материалов заказчика, сборка мебели, настройка музыкальных инструментов, парикмахерские и косметические услуги, услуги по маникюру и педикюру и др.

- Какова в настоящее время задолженность плательщиков перед фондом? Кто самый ярый неплательщик - с самой большой задолженностью (регион)?

- На сегодняшний день хронических, многолетних должников по уплате взносов в фонд нет - за этим осуществляется жесткий и постоянный контроль. Органами ФСЗН принимаются все меры по взысканию задолженности, в том числе и через судебные органы. Поэтому сумма задолженности меняется. На 1 июня 2018 года 1 191 субъект хозяйствования, осуществляющий деятельность, имел задолженность по платежам в бюджет фонда на общую сумму Br28,6 млн. Самые крупные должники - в Витебской и Минской областях (57,3 и 25,9% в структуре задолженности, соответственно).

Задолженность по платежам в бюджет фонда имели также более 19,6 тыс. индивидуальных предпринимателей, которые работают сами на себя, на сумму Br21,7 млн. Наибольшая ее доля приходится на индивидуальных предпринимателей Минска, Минской и Брестской областей (37%, 15,5% и 14,1% соответственно). С ними по взысканию долга работают органы принудительного исполнения, судебные органы.

- Какие именно существуют меры воздействия на неплательщиков? И как работнику защитить свои права, если его наниматель не соблюдает возложенных на него обязательств перед фондом?

- Органы ФСЗН могут приостанавливать операции по текущим (расчетным) банковским счетам неплательщиков, предъявляются платежные требования на взыскание задолженности со счетов должников и их дебиторов в бесспорном порядке, а при отсутствии средств на счетах они взыскиваются в судебном порядке. И за каждый день просрочки по уплате начисляется пеня. Также действенная мера в отношении нерадивых плательщиков, в том числе руководителей предприятий - привлечение их к административной ответственности по ст. 11.54 КоАП. Сумма штрафа для должностного лица варьируется от 2 до 20 базовых величин (БВ - Br24,5), для предприятия либо индивидуального предпринимателя - в размере 20% от суммы неуплаченных в бюджет фонда взносов.

Что касается самих работников, то защитить свои права они могут, отслеживая состояние индивидуального лицевого счета в системе персонифицированного учета, чтобы оперативно реагировать, когда наниматель не уплачивает обязательные платежи. Для этого, как я уже говорила, можно обратиться в территориальный отдел ФСЗН по месту жительства. Затем за объяснением сложившейся ситуации работник сможет обратиться непосредственно к нанимателю, в профсоюзную организацию для защиты своих прав и интересов, а также в органы Фонда, чтобы узнать о принимаемых мерах воздействия. А при необходимости - истребовать в судебном порядке от нанимателя исполнения обязательств по уплате обязательных платежей в бюджет фонда. В этой связи стоит отметить проблему выплаты зарплаты "в конвертах". Наниматели, таким образом, уходят от уплаты как взносов в Фонд, так и налогов. Или же официально по бухгалтерским документам работнику устанавливается минимальный размер заработной платы, с которой уплачиваются взносы. В обоих случаях и возникают проблемы с формированием страхового стажа, необходимого для назначения пенсии и пособий.

Поэтому мы особенно рекомендуем контролировать выполнение обязательств нанимателя через запрос и получение в Фонде социальной защиты населения сведений об уплате за них взносов.

Екатерина КНЯЗЕВА,

БЕЛТА.-0-


Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.417 BYN 2.414 BYN 2.423 BYN
USD
2.112 BYN 2.108 BYN 2.114 BYN
RUB
3.2096 BYN 3.206 BYN 3.219 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

Лукашенко посетил агротуристический комплекс "Гарадзенскi маентак "Каробчыцы" 

Инфографика

Минск входит в тройку самых чистых городов мира Минск согласно рейтингу американского интернет-ресурса финансовых и аналитических новостей The Street занял по чистоте 3-е место.