ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 25 апреля 2024
Минск Сплошная облачность +8°C
Все новости
Все новости
Интервью
28 декабря 2015, 11:11
Наталья Кочанова

Эволюция cоциальной политики продолжится

Наталья Кочанова
Наталья Кочанова
Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь

Проблематика здравоохранения, образования, соцподдержки, пенсионного обеспечения постоянно находится в зоне повышенного общественного внимания, поскольку это сфера интересов каждого человека вне зависимости от его статуса и возраста. В интервью корреспонденту БЕЛТА заместитель премьер-министра Наталья Кочанова высказала свое мнение по вопросам, которые наиболее волнуют жителей Беларуси, - о повышении пенсионного возраста и ограничениях для работающих пенсионеров, мерах поддержки семей с детьми, продолжительности летних каникул, изменении правил приема в вузы, плате за посещение поликлиник, борьбе с пьянством, налоге на богатых, стоимости белорусских виз и др.

- Наталья Ивановна, законопроект о республиканском бюджете на 2016 год уже поступил в Палату представителей Национального собрания. Бюджет по-прежнему будет социально-ориентированным. По вашему мнению, сохранится ли социальная ориентация в последующие годы и какие социальные сферы в будущем потребуют выделения более весомых ассигнований?

- Государство не изменит социальные ориентиры: забота о человеке была и остается лейтмотивом всей государственной политики. Это подтверждает и республиканский бюджет на 2016 год. На образование выделяется 4,85% ВВП (на 2015 год - 4,82%), на здравоохранение - 4,28% (в 2015-м - 3,99%), а с учетом внебюджетной деятельности эти цифры будут еще выше.

Я думаю, что в последующие годы динамика сохранится, на социальную сферу будут и впредь выделяться серьезные финансовые ресурсы.

Хочу подчеркнуть: несмотря на сложные экономические условия, ни одна социальная программа не закрыта. При этом их количество сокращено за счет аккумуляции взаимосвязанных направлений. Такой программно-целевой подход позволит сконцентрировать ресурсы на решении самых важных проблем.

Например, в текущем году завершается реализация второй Национальной программы демографической безопасности. Поскольку вопросы демографии по-прежнему крайне важны для нашего государства, разработана новая госпрограмма "Здоровье народа и демографическая безопасность" на 2016-2020 годы. Она включает 7 подпрограмм: "Семья и детство", "Профилактика и контроль неинфекционных заболеваний", "Предупреждение и преодоление пьянства и алкоголизма", "Туберкулез", "Профилактика ВИЧ-инфекции", "Обеспечение функционирования системы здравоохранения", "Внешняя миграция".

На реализацию программы "Здоровье народа и демографическая безопасность" в следующем пятилетии предполагается направить более Br265 трлн ($14,5 млрд в эквиваленте). Объем финансирования увеличен более чем в 15 раз по сравнению с предыдущей программой дембезопасности (с учетом объединения госпрограмм, которые реализовывались по отдельности).

- Государством в последние годы приняты серьезные меры по поддержке семей с детьми, стимулированию рождаемости, укреплению здоровья населения. Удалось снизить темпы депопуляции, значительно улучшились и другие демографические показатели. Куда будет направлен вектор семейной политики в следующем пятилетии?

- Главные приоритеты государственной семейной политики - полноценная семья с детьми, устойчивые браки, здоровая гармоничная жизнь. Это основа основ, фундамент будущего благополучия человека, общества, страны. Поэтому наша общая задача - пропаганда традиционных семейных ценностей и здорового образа жизни. И начинать ее нужно с детских лет в семье, которая должна быть примером для подражания, со школьной скамьи.

В Беларуси предстоит внедрить национальную модель планирования семьи - мотивировать молодежь на рождение двух и более детей. Кстати, с каждым годом возрастает количество семей, имеющих двух и более детей. При этом уменьшается доля внебрачных рождений (с 25% до 15%). Это не может не радовать.

- А таких фронтальных мер поддержки, как семейный капитал, не ожидается?

- Мы постоянно совершенствуем систему поддержки семей с детьми. В Беларуси эта система разветвленная по направлениям и масштабная по финансированию. Она включает значимые меры по поддержанию доходов семей (только детских пособий выплачивается 11 видов), льготы и гарантии в сфере труда и налогообложения, оказание финансовой помощи при строительстве и реконструкции жилья, а также меры по развитию сети учреждений образования, культуры, здравоохранения. По некоторым позициям Беларусь находится впереди стран-соседей с большим отрывом.

Государство продолжит развивать социальные программы, направленные на поддержку юного поколения белорусов, семей с детьми, на создание благоприятных условий для их деятельности.

- Какие новые подходы будут применены в республике для решения проблем здоровья нации?

- Новым этапом в оказании медицинской помощи станут скрининговые мероприятия по раннему выявлению онкологической патологии (только в 2016 году на эти цели предусматривается более Br375 млрд). Своевременное выявление онкологических заболеваний позволит достичь прорыва в лечении пациентов, а значит, они будут жить дольше и, что очень важно, с лучшим качеством жизни.

Впервые отдельный блок госпрограммы посвящен борьбе с неинфекционными заболеваниями. Речь идет о снижении влияния факторов риска, которые являются основными причинами заболеваемости и смертности от болезней системы кровообращения, новообразований, сахарного диабета, заболеваний органов дыхания и др.).

- Пьянство - один из факторов риска. Какие методы борьбы с алкоголизацией населения действенны и эффективны? Будет ли развиваться сеть вытрезвителей и ЛТП в Беларуси?

- В Минске, областных центрах и крупных городах функционирует 20 специализированных изоляторов (так теперь называются медвытрезвители). Увеличивать их число не планируется.

В том, что существуют такие учреждения, не вижу ничего плохого, скорее наоборот. Это позволяет предотвратить нарушения и преступления, причиной которых является пьянство. Каждое четвертое преступление в стране совершается в состоянии алкогольного опьянения, а доля "пьяных" убийств, тяжких телесных повреждений, грабежей, разбойных нападений, хулиганств достигает 70-80%. Употребление алкоголя является первопричиной насилия в семье, социального сиротства.

Имеются в стране и ЛТП. Вместе с тем, считаю, что будущее - за реабилитационными центрами при учреждениях здравоохранения и общественных формированиях. Их необходимо создавать во всех городах с численностью жителей более 100 тыс. человек. Программы реабилитации, основанные на самых современных методиках, дадут положительный эффект, предотвратят деградацию личности, помогут сохранить семьи.

Безусловно, очень важно формировать у белорусов четкие установки на здоровый образ жизни, на здравосохранительное поведение. Поэтому такое внимание уделяется развитию в стране физкультуры и спорта. Поставлена амбициозная задача увеличить в 1,5-2 раза число людей, активно занимающихся физкультурой и спортом (с нынешних 20% до 30-40%), задействовать в полном объеме спортивные объекты.

Беларусь достигла впечатляющих успехов в оказании специализированной помощи, в применении высокотехнологичных методов лечения. Но особое внимание в ближайшее время будет уделено первичному звену здравоохранения.

- Поскольку частным организациям здравоохранения уже разрешили выдавать больничные листы, нагрузка на поликлиники снизится. И качество обслуживания должно стать получше. К слову, каково ваше отношение к предложению, чтобы работники могли не оформлять бюллетень при легком недомогании до трех рабочих дней? Это был бы еще один шаг к разгрузке поликлиник.

- Не считаю, что данный вопрос нужно регламентировать на уровне нормативного правового акта - это сфера отношений нанимателя и работника, и она может быть урегулирована коллективным договором.

- Не могу не задать еще один вопрос, который в свое время бурно обсуждался, да и сейчас находится на волне общественного внимания. По вашему мнению, нужно ли вводить плату за посещение поликлиник?

- На данном этапе нет. Необходимо совершенствовать работу поликлиник, внедрять современные методы организации их деятельности.

- В развитых странах пенсионный порог гораздо выше, чем в Беларуси. В одной возрастной категории с Беларусью остаются только Россия и Узбекистан. Каковы перспективы в нашей стране по увеличению возраста выхода на пенсию в целом и в отношении женщин в частности?

- Президент Беларуси неоднократно отмечал, что повышать пенсионный возраст нужно, но при условии, что люди выскажутся "за".

Полемика по вопросу повышения пенсионного порога ведется очень активно. Действительно, пенсионный возраст у нас низкий. Он не учитывает ни экономических реалий, ни то обстоятельство, что растет средняя продолжительность жизни и, соответственно, удлиняется период получения пенсии. Так, женщины получают пенсию в среднем более 25 лет. При этом большинство из них, достигнув 55 лет, продолжает трудиться.

Мне представляется, что к вопросу о повышении пенсионного порога в будущем мы придем так или иначе.

В этом году мне исполнилось 55 лет, не делаю из этого секрета. Многие из моих ровесниц (с кем я училась в школе, в институте, мы по-прежнему встречаемся, общаемся) на пенсию не ушли. Оглянитесь вокруг: большинство женщин в 55 лет еще полны сил, у них есть опыт и желание трудиться, это возраст реализации. Конечно, многое зависит от состояния здоровья и потенциала человека.

- По моему убеждению, пенсия не должна быть бонусом к зарплате, за исключением, пожалуй, самых низкооплачиваемых работ. Прямое предназначение пенсий - это выплаты нетрудоспособным людям, которые по объективным причинам не могут работать и зарабатывать себе на жизнь. В Беларуси же каждый четвертый пенсионер продолжает трудовую деятельность, получая заработную плату и практически полный размер трудовой пенсии. Планируется ли изменять законодательство в отношении работающих пенсионеров?

- Вопрос этот очень щекотливый. На выплату пенсий работающим пенсионерам направляются большие финансовые ресурсы. А эти средства могли бы пойти на увеличение пенсий тем, кто действительно уже не может работать и у кого пенсия - единственный источник дохода.

По нашему законодательству, пенсия работающим пенсионерам ограничивается незначительно. При этом размер получаемой пенсионером зарплаты не оказывает влияния на размер пенсии.

- В условиях старения населения все больше пожилых людей остаются в одиночестве при живых и здравствующих родственниках, уповая на помощь государства, соцработников. Нужно ли, по вашему мнению, ужесточать ответственность взрослых трудоспособных детей за своих престарелых родителей?

- Кодексом о браке и семье регламентируется обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях и оказывать им необходимую помощь. В законодательстве достаточно норм, позволяющих привлечь трудоспособных детей к содержанию нуждающихся в материальной поддержке родителей.

Но, понимаете, никаким законом (старым или новым) не заставишь любить и беречь своих близких. Эту культуру взаимоотношений между поколениями нужно воспитывать с детства.

- В 2015 году вы возглавляли государственную комиссию по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний в учреждениях высшего и среднего специального образования. Исходя из анализа этой кампании, какие новации готовятся для абитуриентов 2016 года?

-В Беларуси создан прозрачный механизм формирования студенческой аудитории, серьезных нарушений во время вступительных испытаний не выявлено. Как показал анализ работы и обращений граждан, принципиальные изменения в правила приема не требуются, но некоторые корректировки необходимы.

Так, предлагается особый порядок приема в педвузы выпускников профильных классов педагогического направления. Планируется предоставить им право поступления без вступительных испытаний, если оценки по всем школьным предметам - 7 и выше, по профильным учебным дисциплинам - не ниже 9 баллов. Кроме того, абитуриенту при поступлении на педагогическую специальность в 2016 году обязательно потребуется рекомендация педсовета учреждения образования, которое он закончил.

Я считаю, что это правильно. Кстати, об этом неоднократно приходилось слышать на встречах в педагогических коллективах. В педвузы должны идти молодые люди, увлеченные этой профессией и имеющие к ней способности, а не просто соискатели диплома о высшем образовании. Ведь учитель - профессия особая, и отбор абитуриентов должен базироваться не только на результатах ЦТ, но и на характеристике личности.

И еще. Для поступления в высшие учебные заведения на специальности физической культуры и спорта планируется такая новая норма, как наличие спортивного разряда (звания). Это также позволит привлечь профессионально ориентированных абитуриентов, имеющих не только высокую физподготовку, но и навыки в определенном виде спорта.

Было обращение от матери ребенка-инвалида по поводу того, что она не может поступить на заочное отделение без справки о работе, а работать не может из-за необходимости ухаживать за своим ребенком. Считаю, что право на поступление в вузы у таких людей должно быть. Их стремление получить профессию нужно только приветствовать.

- По информации представителей Министерства образования, с 2017 года абитуриентам планируется предоставить возможность сдавать ЦТ по четырем учебным предметам вместо нынешних трех (четвертый тест предлагается сделать необязательным). Кроме того, не исключается возможность признания результатов ЦТ действительными в течение двух лет.

- Пока об этих новациях говорить рановато - вопрос находится в стадии обсуждения. Эти предложения Министерства образования будут тщательно проработаны.

- Интересно, сократят ли летние каникулы школьникам? И летний отпуск учителям?

- Нет, конечно. Об этом даже речь не идет.

Я убеждена, что нужно максимальное внимание уделить здоровью школьников, которое ухудшается в том числе по причине перегрузок - уроки, кружки, секции... Запланирована совместная коллегия министерств образования и здравоохранения, на которой будем обсуждать, как увязать учебную нагрузку с сохранением здоровья школьников. Важна в этом вопросе и роль родителей. Именно они должны определить сбалансированный объем дополнительных занятий в секциях, кружках, клубах, обеспечивающий необходимое развитие ребенка, но не ведущий к их переутомлению и потере интереса к занятиям.

- В Беларуси в отличие от других стран СНГ нет фронтального расслоения общества по уровню доходов. Тем не менее, актуален ли для нашей страны вопрос введения налога на богатых?

- Отсутствие такого расслоения, в частности, было одной из причин, по которой семь лет назад в Беларуси перешли от прогрессивного подоходного налога (когда более высокие доходы облагались в более высоком размере) к единой налоговой ставке. Теперь вне зависимости от того, какой размер дохода имеет тот или иной гражданин, с него взимается налог в размере 13%. При этом, естественно, чем больше сумма дохода, тем больше и сумма подоходного налога.

А вводить налог на богатых? Для нашей страны этот вопрос не является актуальным.

- Хотелось бы узнать ваше мнение и по такому вопросу. Как известно, одним из условий повышения туристической привлекательности является упрощение порядка выдачи виз, отмена визового сбора. Нужны ли Беларуси эти меры? Какие еще факторы могут стать дополнительным стимулом для туристов-иностранцев?

- В настоящее время виза не нужна гражданам СНГ (кроме Туркменистана), Кубы, Сербии и Черногории, Катара, Турции, Грузии, Монголии, Македонии, Бразилии, Венесуэлы, Израиля. Туристы из КНР при наличии шенгенской визы могут посещать Беларусь на период до 3 дней без визы. Оформление виз гражданам Японии производится бесплатно. С 12 июня 2015 года начал действовать безвизовый въезд в Национальный парк "Беловежская пуща" для иностранных туристов, которые могут находиться на территории парка без визы не более трех дней. Считаю, что практику безвизового посещения основных туристических объектов Беларуси следует расширить.

При этом, по данным социологических опросов, туристы называют главным препятствием для путешествий именно необходимость оформлять визы. Поэтому либерализация визового режима важна и нужна. Определенные направления этой работы намечены.

Во-первых, на каждый год заранее должен быть определен список значимых мероприятий, посетить которые можно в безвизовом режиме (крупные фестивали, выставки, спортивные мероприятия). Причем, если иностранец уже побывал на таких мероприятиях, хорошо бы предусмотреть выдачу ему разрешения на повторный безвизовый въезд в Беларусь.

Во-вторых, целесообразно предусмотреть возможность безвизового въезда в Беларусь на определенный срок для имеющих шенгенскую визу граждан государств, благополучных в миграционном плане (по аналогии с гражданами КНР).

В-третьих, нужно упростить порядок и сделать более комфортной процедуру получения туристической визы, в том числе в аэропорту. Необходимо рассмотреть возможность получения электронной визы и ряд других мер.

Материальные потери из-за недополученных визовых сборов будут небольшими (в год Беларусь выдает 20-30 тыс. туристических виз), а выгода - очевидна. Это не только развитие сферы услуг, но и повышение имиджа страны: чем больше иностранцев посетят нашу республику, тем больше хорошего о ней будут знать в мире. Наша Беларусь этого заслуживает.

Елена ПРУС

Топ-новости
Свежие новости Беларуси