ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 19 апреля 2024
Минск +7°C
Все новости
Все новости
Интервью
13 сентября 2015, 16:09
Александр Ивановский

Госслужба в Беларуси: престижно или стрессово?

Александр Ивановский
Александр Ивановский
Первый проректор Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Государственные служащие - как часто можно услышать в их адрес и похвалу, и критику. И все же именно этим людям мы доверяем формирование бюджета, благоустройство улиц и, без преувеличения, будущее своих детей. О том, почему важна профессия госслужащего и на чем делается акцент при его подготовке, рассказал в беседе с корреспондентом БЕЛТА первый проректор Академии управления при Президенте Республики Беларусь доктор технических наук, профессор Александр Ивановский.

- Александр Владимирович, что для вас есть государственная служба?

- По моему мнению, государственные служащие находятся в самом центре переработки социально-экономической и общественно-политической информации. У Беларуси и ее граждан есть свои национальные интересы, которые требуют реализации в политике, экономике, в сфере безопасности. И если в том или ином направлении возникают проблемы, все они стекаются в конечном итоге в систему госорганов, они первые чувствуют их возникновение и должны соответствующим образом реагировать. Но для этого люди должны быть подготовлены, информированы и на шаг опережать ситуацию. По существующим оценкам, успех развития страны на 60% связан с деятельностью госаппарата. На практике существует система временных горизонтов и циклов изменений. В социальной сфере для значимых изменений надо, чтобы сменилось целое поколение. И это понятно, ведь каждое новое поколение переоценивает предыдущее. Для формирования новой для нашей республики отрасли требуется от 5 до 10 лет, и это при наличии необходимых ресурсов. Поэтому тогда, когда в органе государственного правления принимаются решения, нужно видеть на много лет вперед, прогнозировать грядущие изменения и отдаленные последствия. Предвидеть также то, чем может быть чревато твое решение для людей и всего общества. Это очень непростая задача.

Что касается роли самого государства, то существует и другая точка зрения, которую пытались в 90-е годы активно продвигать "реформаторы": национальное государство себя изжило, управление должно перейти на глобальный уровень. Но, как показала практика, единственным ответственным институтом общества все же оказалось именно национальное государство: оно отвечает и за безопасность, и за пенсии, и за дороги, и за здравоохранение. Да и все претензии адресуются ему. Оно реализует локальную оптимизацию всех процессов. Поэтому роль госслужащих очень велика, именно они участвуют в подготовке, принятии и реализации как ответственных стратегических, так и повседневных государственных решений.

- Много ли среди них нынешних управленцев в министерствах и ведомствах ваших бывших слушателей и студентов?

- В этом учебном году Академия управления отмечает свое 25-летие. За это время в ее стенах подготовлено и прошло непрерывную подготовку два поколения руководящих работников. Часть наших выпускников уже вышла на пенсию по возрасту, другие активно работают сейчас, третьи только приступили к работе и набирают необходимый практический управленческий опыт. Труд управленцев коллективный, в нем важна слаженная работа всех звеньев. В то же время среди наших выпускников много известных всей стране людей: управленцев высшего уровня, депутатов, руководителей предприятий, организаций и учреждений, тех, кто заботится о сегодняшнем и завтрашнем дне нашей страны, эффективной работе экономики, духовной и социальной сферах. Эти люди представляют Беларусь и отстаивают ее интересы на международной арене. В числе лиц, назначаемых на должности главой государства, доля наших выпускников достигает 70%.

- Можно ли сказать, что управленцы приходят к вам изначально подготовленные? И так ли нужно им продолжать учебу?

- Как правило, после получения первого диплома о высшем образовании и до прихода в нашу академию человек растет профессионально, осваивает свою профессию врача, инженера, педагога и т.д. На это уходит, как привило, от 5 до 10 лет. Далее человек выходит на определенный уровень управления - проявляет организационные и управленческие способности, становится руководителем отдела, занимает иные должности, требующие для эффективной работы уже новых для него компетенций. Средний возраст этих людей - 30 лет.

Ежегодно в Институте государственной службы Академии управления проходят обучение более 1600 слушателей. В Институте управленческих кадров более 3000 студентов. В основном это люди, получающие второе высшее образование по специальностям "государственное управление и право", "государственное управление и экономика". Здесь же проходят обучение студенты по программе "Управление информационными ресурсами". Все студенты и слушатели приходят к нам для того, чтобы получить знания и умения для работы на среднем уровне управления: в районах, городах, структурных подразделениях министерств и ведомств, предприятиях различной формы собственности. Есть и те, кто готовится для деятельности на республиканском уровне управления. Для них существует уникальная программа высшего образования "Государственное строительство".

Всего в Академии управления реализуются более 30 долгосрочных программ подготовки и переподготовки, на которых изучается более 400 учебных дисциплин. Ежегодно в Академии обучаются более 9000 человек. Учебный процесс обеспечивают 17 кафедр, на которых работает квалифицированный профессорско-преподавательский состав - известные ученые, руководители и специалисты министерств, Конституционного и Хозяйственного судов, прокуратуры, таможенных органов, Комитета государственного контроля, депутаты Национального собрания, ученые Национальной академии наук Беларуси. Все программы обучения ежегодно обновляются. Доля новых и уникальных программ в этом году составляет 30%.

На краткосрочных программах повышения квалификации по актуальным вопросам государственного строительства и управления ежегодно обучаются около 5000 слушателей.

Для формирования системного видения ситуации в Академии управления слушатели получают знания для эффективного управления, здесь формируется широкий кругозор, создаются предпосылки для успешного выполнения конкретной работы на рабочем месте.

- Кто решает, каких специалистов направят к вам для повышения квалификации?

- Подбор людей для обучения осуществляется на местах. И это правильно, потому что руководство видит, кого следует направить в Академию управления. Конечно, случается и то, что на местах пытаются освободиться от тех, кто по каким-то причинам неугоден, и направляют к нам. Для того, чтобы избежать при наборе ошибок, существует практика предварительного собеседования с лицами, направленными на учебу. Мы дополнительно выясняем их мотивацию, уровень готовности к обучению на определенной образовательной программе. Если абитуриент совсем слабый, приходится отказывать.

- Как на ваш взгляд, тяжело ли быть госслужащим?

- Государственные служащие - люди, которые работают с высоким уровнем психологических нагрузок. Они перерабатывают в сжатые сроки значительные объемы информации. Это обусловлено и тем, что они решают сложные и многообразные проблемы людей, ищут наиболее рациональные решения. С учетом этого рабочая среда руководящих работников дискомфортная или стрессовая. Госслужащих часто критикуют, по разным причинам. Часто заслуженно, а в ряде случаев - нет. Дело в том, любая власть накладывает ограничения на поведение человека. В нашем случае это делается в интересах всего общества. Но личный интерес отдельного человека и интересы общества часто не совпадают.

Руководитель нацелен на достижение конкретных целей, для их достижения необходимо мобилизовать людей и ресурсы, организовать их совместное движение в заданном направлении и выполнять распоряжения. В этом случае людям необходима соответствующая мотивация. И тут уж управленцу приходится решать, на чем делать акцент.

Госслужащие - это, по сути, люди, которые берут на себя большую ответственность, и их жизненная позиция связана с тем, что главным для себя они выбрали служение обществу, своей стране. Возможно, я поэтизирую эту профессию, однако в реальности она таковой и является - самоотверженной и в чем-то творческой. Творческий подход должен быть во всем.

Татьяна ПАСТУШЕНКО,

БЕЛТА.-0-

Топ-новости
Свежие новости Беларуси