Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
Все новости
Александра Бутор

Хочется все взять в свои руки, чтобы понять, прав ли ты

Интервью 21.01.2018 | 18:05

О своем фильме "В личное пространство вход воспрещен", который стал ее первым продюсерским проектом, режиссер Александра Бутор рассказывает, что все как-то сразу сложилось. Нашлись партнеры, которые взялись помочь в организации съемок. Актерский состав быстро подобрался. Съемочный период занял всего 10 дней. Экранное воплощение фильма с 1 февраля смогут увидеть белорусские зрители в кинотеатрах, а премьерный показ в Минске состоится уже 22 января. Накануне премьеры корреспондент БЕЛТА побеседовала с режиссером этой картины, обладателем награды "Золотой Реми" международного кинофестиваля WorldFest в Хьюстоне за фильм "Сладкое прощание Веры".

- Александра, что вас подтолкнуло в самостоятельное плавание? Поняли, если хочешь сделать хорошо, то надо сделать это самой?

- Да, примерно так. Я работала на телеканалах, имела опыт съемок программ, клипов, на "Беларусьфильме" сняла "Белые Росы. Возвращение" и "Сладкое прощание Веры". Киностудия - огромная машина. Когда ты видишь ошибки в организации процесса на ровном месте, хочется взять все в свои руки и попробовать, прав ли ты. Опыт показал, что прав.

- И каково себя чувствовать в роли продюсера?

- Небольшие работы, где организацией занималась сама, у меня были, поэтому бралась за такой серьезный проект, уже имея опыт. Это лучше, чем когда нужно оглядываться на кого-то. Есть ответственность, когда ты распоряжаешься финансами, ответственность перед людьми за эти средства. С одной стороны, - груз, но с другой, - свобода, которой я очень дорожу. Когда ты сам себе хозяин, то с тебя одного и спрос.

- Полный метр за десять дней - не слишком ли сжатые сроки?

- Полный метр за десять дней - реальные сроки. Секрет только в хорошей организации. Еще во время работы над большими игровыми проектами ОНТ ("Павлинка NEW", "Батлейка") сама занималась планированием. Так было просто удобнее, потому что я хорошо ориентируюсь в сценарии, мне легко распределить сцены, актеров, локации в съемочных днях так, чтобы все успеть. И со вторым режиссером мы всегда работали в паре. На самом деле режиссер не должен заниматься планированием, режиссер - личность творческая.

Без сбоев не обошлось, это ведь живой процесс. Например, старая "Волга" сломалась, когда нужно было ее снимать. Но ты можешь стоять и страдать, что у тебя съемка срывается, а можешь переставить эти сцены на другой день, где еще раз в кадре "Волга". Так мы и сделали, нужные сцены потом досняли в другом месте и в другой день.

- Словом, все получилось слаженно и четко благодаря грамотному планированию?

- Конечно. Просто много технических моментов, например, количество группы. На съемках картины "Беларусьфильма" у меня была группа 50 человек и одного только транспорта 12 машин. То есть, представьте себе: вы приезжаете на точку съемки, вам надо для начала транспорт расставить, всех этих 50 человек организовать. А организовать 50 человек сложнее, чем 15. И все это занимает время. Конечно, для больших проектов нужна немаленькая команда, но для камерных достаточно 15 человек, которые четко исполняли свои обязанности, не курили, не пили кофе бесконечно.

- Попробовав вольного хлеба, смогли бы работать над проектом в прежнем формате?

- Я мечтаю о совместном производстве. Это должно стать моим следующим опытом как продюсера и режиссера, потому что есть очень дорогие идеи, воплотить которые одной пока финансово сложно. Например, кино о войне. Хотя есть опасения, что вторая сторона или серьезный инвестор начнет диктовать условия, вмешиваться в проект. Это пока останавливает. Ну, а более простые проекты, мелодрамы или романтические комедии, не так сложно запустить самой.

- А что для этого нужно? Шестьдесят тысяч долларов, ведь столько вам понадобилось на фильм "В личное пространство вход воспрещен"?

- Во-первых, как я уже сказала, организация. Во-вторых, что такое шестьдесят тысяч? Были деньги, которые вложены сразу, есть еще часть, что мы выплачиваем с проката. Вот и весь секрет.

- Кстати, про прокат. Старт в белорусских кинотеатрах с 1 февраля, но вы планируете и за пределами Беларуси свой фильм показать.

- Минский киновидеопрокат предлагал показать картину на Новый год, мотивируя, что на праздники больше зрителей его смогут посмотреть. Но количество кинотеатров невелико и такие серьезные фильмы в это время были заявлены, что я не рискнула. Конечно, мучилась, но потом приняла решение, что лучше работу показать поближе к 14 февраля. Кино у нас никак не новогоднее, а вот история взаимоотношений присутствует, и к Дню влюбленных придется очень кстати.

Прокатную судьбу фильма решать сложно, приходится вести множество переговоров. Премьера пройдет в кинотеатре "Москва" в Минске, прокат с 1 по 14 февраля в девяти столичных кинотеатрах, а также в Гомеле, Гродно и Бресте. В одной только Гомельской области показ состоится в 23 кинотеатрах. Готовы английские и литовские субтитры - фильм отправится к прокатчикам Польши, Чехии, Германии и Литвы, а также на международные кинофорумы. На премьеру в Вильнюсе, к слову, обещал прийти Юозас Будрайтис, который снимался в двух моих предыдущих картинах. С тех пор он следит за тем, что я делаю в кино, что мне, безусловно, приятно.

- Испытываете трепет, когда работаете с известными актерами?

- Знаю молодых режиссеров, которым посчастливилось работать с большими кинозвездами еще советского кино, но они настолько робели перед величием актеров, что боялись к ним подойти. Если бы снимала Меньшова, Фрейндлих, Гафта…, я бы не отошла ни на шаг. Это же так здорово. Когда ты встречаешь человека-легенду, нужно пользоваться в хорошем смысле слова возможностью общаться с человеком мудрым, опытным, супер-талантливым. На самом деле, чем больше звезда, тем проще с ней работать, если ты умеешь в принципе работать с актерами. Ты ставишь простую задачу - актер ее выполняет, окрашивая своим талантом. С начинающими актерами надо разложить по полочкам каждое слово, каждый шаг, а здесь можно наметить штрихами, а дальше его талант и опыт делают чудеса. Я бы снимала только звезд, конечно. У меня была такая история. Ирина Егорова, которая играла Кобру в первых "Белых Росах", снималась и в продолжении. Ее все боялись, потому что она уже в гримерке начинала выражать недовольство. Ко мне прибегали и говорили, что не могут ей сделать прическу, ей все не нравится. И когда я к ней подошла, и спросила, как ей удается так отлично выглядеть в шестьдесят, то поняла, что она просто сильно волнуется, и от волнения начинает нервничать. Актеры - как дети, их нужно окружить любовью и заботой, даже самых капризных, и все, они сдаются. Все капризы от волнения, даже у больших звезд оно бывает, им всем нужна похвала и поддержка.

- А вы, Александра, не волнуетесь?

- Ну, конечно, волнуюсь, но мне нельзя это показывать, потому что главный всегда должен быть уверен в себе. Если я допущу слабость, все развалится, и все начнут нервничать. У меня такой прием: делаю маленький перерыв, сажусь, выдыхаю, собираюсь с мыслями, улыбаюсь и иду снимать.

- Наверное, подбор артистов - дело непростое. В вашем фильме актерский ансамбль сложился?

- Это всегда непросто. Всегда, потому что ты придумал какой-то идеальный образ героя, а потом, когда сталкиваешься с реальным человеком, образ, как правило, рушится. У меня такое было на "Вере", когда мы искали летчика. Это не потому, что актеры на пробы приходили плохие, просто ты представил персонажа, тут приходит актер, начинает говорить, и ты понимаешь, что это кто-то совсем другой. Для меня это тяжелый момент, я очень люблю артистов и очень не люблю им отказывать, поэтому на кастинг никогда не зову много людей. Очень долго изучаю человека, его портфолио, в театр могу сходить на него посмотреть, прежде чем его вживую увидеть. У меня всегда мало артистов на пробах. Могу сказать, что перед тем, как пришел Эрик Абрамович, сыгравший одну из главных ролей, мы посмотрели человек десять на видео и еще одного мальчика пригласили. По сути получается только двоих. Когда ты понимаешь, что нашел своего героя, это праздник, половина успеха.

- Есть мнение, что фильм привлечет зрителя, если в картине звучат имена.

- У нас есть имена! В фильме играют Анна Полупанова и Сергей Жбанков, Павел Харланчук немножко. Они известные белорусские артисты, можно сказать, наши звезды.

- О чем история "Личного пространства", если коротко?

- Мы долго думали, как правильно аннотацию написать. Там есть такой момент, интрига, которую боялись рассекречивать. Это история о том, как человек из-за своих детских комплексов, став взрослым, боится рискнуть и открыться жизни. У него полно комплексов, но как только он решается на один простой шаг за пределы своего "личного пространства", то жизнь поворачивается к нему лицом, а не спиной. Эта серьезная тема, просто подается в такой легкой форме, потому что даже если бы я снимала чистую комедию, то делала бы глубокую умную вещь.

- Какие у вас ожидания от фильма и планы?

- Очень хочу, чтобы фильм собрал немножко денег, насколько это реально, чтобы была возможность запустить следующий проект. Существует ведь еще и киношкола, творческая мастерская "Территория кино", где преподаю, многие ребята занимаются уже второй-третий год. Мы вырастили таких замечательных молодых и маленьких артистов, которых очень хочу снимать. Я бы с удовольствием сделала какой-то молодежный фильм, чтобы всех их задействовать.

- Сценария следующего проекта у вас нет?

- Так у нас "Личного пространства" не было еще в мае. Идея была, ее мы обсудили со сценаристом Юлией Гирель, а проект реализовался в течение лета. Ведь только летом есть возможность снимать, когда нет занятий в киношколе. И я вольна решать была, то ли в отпуск поехать, то ли кино снять. Выбрала второе, отпуска не получилось, но когда свое дело - это нормально, что некогда отдыхать. Да и на отдыхе я бы плавала и думала, как буду снимать следующую картину.

Жанна КОТЛЯРОВА,

Корр.БЕЛТА.-0-


Теги
кино
Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.417 BYN 2.414 BYN 2.423 BYN
USD
2.112 BYN 2.108 BYN 2.114 BYN
RUB
3.2096 BYN 3.206 BYN 3.219 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

Лукашенко посетил агротуристический комплекс "Гарадзенскi маентак "Каробчыцы" 

Инфографика

Минск входит в тройку самых чистых городов мира Минск согласно рейтингу американского интернет-ресурса финансовых и аналитических новостей The Street занял по чистоте 3-е место.