Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
Все новости
Михаил Портной

Минспорт о национальном бренде, промороликах и новом законе о туризме

Интервью 23.12.2016 | 18:47
Михаил Портной Михаил Портной Заместитель министра спорта и туризма Беларуси

Нынешний год отметился для туриндустрии принятием обновленного закона "О туризме" и госпрограммы "Беларусь гостеприимная" до 2020 года, введением безвизового режима для гостей Августовского канала, победой агроэкотуризма в рейтинге National Geographic. Как будут развивать отрасль в 2017 году, какие успехи есть в диверсификации экспорта услуг и что поможет увеличить вклад туризма в экономику, в интервью БЕЛТА рассказал заместитель министра спорта и туризма Михаил Портной.

- Михаил Петрович, вероятно, уже можно подводить предварительные итоги 2016 года для белорусского туризма. Что уже удалось сделать, а над чем еще предстоит поработать в 2017-м?

- Сегодня уже можно констатировать: в 2016 году рецессию в белорусском туризме удалось преодолеть. Наши основные туристические рынки - Россия и Украина, в 2015 году там была сложная ситуация. Падение российского рубля по отношению к доллару почти в два раза, переориентация России на внутренний туризм, снижение покупательской способности - все это привело к падению турпотока из России, аналогичную ситуацию мы наблюдали и по Украине, а на эти две страны приходилось более 80% экспорта туруслуг.

Первое, что нужно было сделать, - принять меры по стабилизации обстановки, что и было сделано. Все вопросы были проработаны как непосредственно с Ростуризмом, так и с представителями российского турбизнеса. Масштабную работу провели с Украиной. В итоге падение удалось остановить, по итогам 10 месяцев уже видим рост экспорта: по России - 102%, по Украине - 107%. Поток туристов из России увеличился в 1,2 раза, по итогам 2016 года будет восстановлен поток из Украины. За эти рынки очень сложно бороться и отвоевывать позиции, но мы будем продолжать эту работу.

Второе направление - диверсификация экспорта туруслуг, и в этом плане помогает безвизовый въезд. Число туристов из Израиля увеличилось в 2 раза, из Турции - в 1,5 раза, из Китая - в 1,2 раза. Кроме того, растет количество въездов из Индии, Австралии и других стран.

Мы живем не в вакууме, непростая ситуация в мире отражается в том числе на сфере туризма. Тем не менее, мы смотрим в 2017 год с оптимизмом.

- Какие проблемы нужно решать в первую очередь?

- Страна все еще плохо узнаваема на международном туристическом рынке. Работа в информационном поле - очень дорогая, выставки и презентации дают сотни контактов, ролики на телевидении - миллионы. На продвижение белорусского туризма в 2016 году было выделено более 300 тыс. евро. Если запустить ролик, например, на Euronews, то, грубо говоря, 10 показов 30-секундного ролика обойдутся в 90-100 тыс. евро. А ведь бюджет на продвижение должен покрывать и многие другие вещи, ведь если страны нет на имиджевых выставках в Лондоне или Берлине, то, значит, и туризма в этой стране нет.

Работа, которую провели по безвизовому режиму, показала, что мы идем в верном направлении. Документ по облегчению визового режима в высокой степени готовности. Эта работа проводится консолидированно, основную работу выполняет Министерство иностранных дел, содействие оказывают Министерство экономики, Министерство спорта и туризма и другие. Для безопасных в миграционном плане стран будут послабления в визовом вопросе. Мы предлагали большее количество дней, но пока остановились на 5 днях при въезде через Национальный аэропорт Минск. Что касается количества стран, но конкретная цифра пока не определена, это еще на стадии согласования.

Беларусь - транзитная страна, на туризме мы может зарабатывать гораздо больше, и послабления в визовом плане существенно этому помогут. То же самое касается снижения стоимости виз.

Вклад туризма в ВВП должен быть гораздо больше, потому что у нас все для этого есть. За последнее время существенно обновилась инфраструктура, в том числе для спортивного туризма. В 2015 году от консульского сбора были освобождены участники 60 крупных спортивных мероприятий, в этом году - 80-ти. Думаю, в следующем году их будет еще больше.

Мы готовили проект документа, который бы позволил выдавать бесплатные визы участникам крупных не только спортивных, но и туристических мероприятий. Как скоро это можно будет реализовать, пока сложно сказать, но мы инициируем утверждение перечня туристических мероприятий, на которые можно будет приехать по бесплатной визе.

Есть и другие вопросы, которые нужно решать: развитие бронирования и реализации туров онлайн, внедрение электронной визы, регистрация иностранных граждан онлайн по факту прибытия.

- Продолжением работы по продвижению страны станет национальный туристический бренд и новые имиджевые ролики?

- Те ролики, которые у нас были, устаревают и теряют актуальность. Страну надо рекламировать, и уже к концу декабря будут изготовлены новые проморолики о стране (3- и 5-минутные, 30-секундные) - они будут отправлены в наши посольства и консульства, их представят на выставках и презентациях, по возможности будут транслировать на иностранных телеканалах.

Что касается бренда, то рабочая группа действительно изучает различные варианты, анализирует попытки создания бренда Минска. Сейчас мы сконцентрировались на своих наработках, но в будущем привлечем и серьезных мировых экспертов. В следующем году 5-7 июля в Минске под эгидой Всемирной туристской организации (ЮНВТО) пройдет международная конференция по брендингу территорий, где будут обсуждаться и касающиеся непосредственно нашей страны вопросы. Свое участие в мероприятии уже подтвердил генеральный секретарь ЮНВТО Талеб Рифаи. Мероприятие Всемирной туристской организации такого высокого уровня пройдет в Беларуси впервые.

- Каким вы видите национальный туристический бренд Беларуси?

- Бренд должен отражать отличительные особенности страны, аутентичность. Вариантов много: говорили о васильке, аисте и многом другом, к единой позиции еще не пришли, но есть понимание, каким должен быть этот проект.

Мы представим ЮНВТО свое видение бренда, международные эксперты проконсультируют, как его можно усовершенствовать. И, возможно, мы определимся с национальным брендом уже к концу 2017 года. Это должен быть хороший продукт, который действительно будет работать. Важно не только придумать и разработать, важно наполнить смыслом и выработать эффективную стратегию продвижения будущего бренда.

- Подготовленный в этом году проект нового указа по агроэкотуризму стал предметом бурных обсуждений. К чему пришли в итоге?

- Обсуждение изначально было открытым и прозрачным. После согласования указа с заинтересованными ведомствами его проект был размещен на сайте Минспорта и туризма для общественного обсуждения. В начале декабря был Президиум Совета Министров, где обсуждался проект указа. Было поручение создать рабочую группу, внимательно, не спеша все взвесить и уже с учетом предложений рабочей группы дать окончательно доработанный проект указа. Возможно, это будет в январе следующего года.

Новшества указа не касаются тех, кто занимается агроэкотуризмом в чистом виде. Если человек живет на селе, ведет личное подсобное хозяйство, сдает до 10 комнат, то для него ничего не изменится, он по-прежнему будет платить одну базовую величину в год. Для субъектов агроэкотуризма сохранятся и другие преференции: тарифы физлиц на электроэнергию, льготные кредиты. По сути, правила игры останутся прежними более чем для 90% хозяев усадеб. Владельцы ресторанно-гостиничного бизнеса, которые умудрились получить кредиты якобы под агроэкотуризм, должны перейти в другую категорию - предпринимателей. Такое мнение высказывают и дискутирующие пользователи в интернете, мы видим это по комментариям к материалам и в социальных сетях. Разделить агроэкотуризм и предпринимательство помогут четкие критерии исходя из масштабов деятельности, месторасположения, предоставляемых услуг.

Надо понимать, что эта тема возникла не спонтанно, мы занимались ей больше года, проанализировали международный опыт и предложили решение, которое будет выгодно и самим людям, и государству. В европейских странах агротуризм сам по себе уже считается предпринимательской деятельностью, мы выбрали другой курс и дали хозяевам усадеб беспрецедентные льготы.

Сейчас обсуждаются нюансы проекта указа, и консенсус буден найден.

- Скоро вступит в силу обновленный закон "О туризме". Устранит ли он все пробелы в законодательстве, которые тормозят развитие отрасли?

- Закон "О туризме" вступит в силу в январе. Узаконятся туристско-информационные центры, появится реестр турагентов и туроператоров. Хотя это половинчатое решение, мы хотели создать защиту потребителя туруслуг, особенно в выездном туризме, при помощи реестра, как это сделано в России, - так называемый компенсационный фонд. Пока это в полном объеме не получилось. Посмотрим, как закон проработает в течение года.

Турист должен быть защищен. Каждый потребитель туруслуги должен быть уверен, что фирма не растает. Реестр турагентов и туроператоров даст информацию, сколько турфирм реально работает, сколько из них сертифицированы. Сертификат - это своего рода знак качества, он означает, что турфирма проверена. Когда такого сертификата нет - отдых клиентов рискует быть испорченным. Если случилась нештатная ситуация - компенсацию придется требовать через суд. А если фирма и ее владелец "исчезнут"? Претензии предъявить будет некому.

Опыт лидеров на туристическом рынке - Испании, Франции, Турции - показывает, что лицензирование субъектов туристической деятельности имеет право на жизнь. Пускать такой специфический вид бизнеса, как турбизнес, в свободное плавание не совсем правильно. Права туриста должны быть надежно защищены.

Наши ведущие туроператоры сами выступают за возврат лицензирования, так как хотят быть защищены от недобросовестной конкуренции на рынке.

- Готова ли туристическая индустрия Беларуси к новогодним праздникам? Что будет с ценами на отдых?

- Новый год и Рождество - это время, когда традиционно наблюдается всплеск туристического интереса. Наши туристические объекты готовы к приему гостей.

Что касается перспективного привлечения туристов, мы понимаем, есть над чем работать в плане уровня сервиса и уровня цен. Мы должны быть конкурентоспособны в первую очередь по сравнению с соседями - Вильнюсом, Каунасом, Ригой.

Исходя из того, что в России произошла стабилизация рубля, ситуация на рынке спокойная. Цены повышаться скорее всего не будут, это маловероятно. Мониторинг цен и глубины продаж показывает, что цены на въездном и выездном рынке останутся на прежнем уровне.

Наталья ЗЛОТНИК,

БЕЛТА.-0-


Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.46 BYN 2.442 BYN 2.45 BYN
USD
2.1177 BYN 2.108 BYN 2.115 BYN
RUB
3.2257 BYN 3.213 BYN 3.225 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

Лукашенко: защита прав граждан во имя демократии часто подменяется отрицанием нравственных основ

Инфографика

Продовольственная безопасность Беларуси Беларусь относится к странам с самодостаточным производством сельскохозяйственной продукции и является лидером в СНГ по производству на душу населения.