Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
Все новости
Владимир Улахович

О настоящем и будущем БелТПП

Интервью 14.12.2017 | 17:54
Владимир Улахович Владимир Улахович Председатель Белорусской торгово-промышленной палаты

Белорусской торгово-промышленной палате в декабре исполняется 65 лет. При этом БелТПП активно развивается, ставит новые цели и задачи. Как Торгово-промышленная палата будет работать над диверсификацией белорусского экспорта, охотно ли предприятия идут в БелТПП и на каких рынках Беларусь будет особенно активна в ближайшие годы, рассказал председатель Белорусской торгово-промышленной палаты Владимир Улахович.

– Владимир Евгеньевич, Белорусская торгово-промышленная палата в этом году отмечает весомый юбилей. Расскажите, какой Палата была в первые годы после образования и какие трансформации прошла за это время?

– Какой была БелТПП на заре своего возникновения, наверное, могут рассказать только очевидцы. Хотя мы точно знаем из документов, что в этом году белорусской Палате исполняется 65 лет – именно 23 декабря 1952 года было подписано распоряжение Совета Министров СССР о создании Минского отделения Всесоюзной торговой палаты. Кстати, документ этот подписал Иосиф Сталин. Нужно понимать, что подобные палаты есть практически в каждой стране – это исторически сложившаяся организация. Еще в античные времена создавались гильдии и профессиональные союзы, чтобы на своем уровне договариваться о правилах торговли и производства товаров. Ганзейский союз, которому 400 лет, – это пример такого объединения. В общем, всегда были вопросы, которые требовали консенсуса делового сообщества, и были корпоративные союзы, которые их решали. Как правило, это очень влиятельные структуры, поскольку они объединяют представителей деловых кругов, бизнеса.

Главная функция всех торгово-промышленных палат – это экспорт, работа на внешних рынках, развитие внешнеторговых и внешнеэкономических связей. И в нашем случае это тоже ключевая функция и миссия. Если вернуться к нашей истории, то в 1963 году, через 10 лет после создания Минского отделения, у нас появился филиал в Бресте. Кроме того, в это время Минскому отделению были делегированы функции регистрации товарных знаков, проведения товарной экспертизы. В 1972 году была создана Торгово-промышленная палата БССР, а в 1991-м появилась Торгово-промышленная палата Беларуси. Среди других важных дат – 1994 год, когда при Палате был создан Международный арбитражный суд. В 1996 году нам были делегированы функции патентоведения и было создано предприятие «Белпатентсервис». И, наконец, в 2003 году был принят Закон Республики Беларусь «О торгово-промышленной палате». Именно он определяет наши основные задачи и виды деятельности, нашу правовую природу.

– А что из себя представляет БелТПП сейчас?

– Уникальность нашей организации в том, что хотя это и не государственная структура, государство делегирует БелТПП некоторые важнейшие функции. В этом наша двойственная природа. В той же Австрии наши коллеги называют себя полугосударственным институтом. Думаю, мы тоже близки к такому определению. При этом в большинстве европейских стран членство в палатах – обязательное. Например, в Италии, Германии, Австрии, Франции, Испании вы не сможете открыть дело, начать бизнес, если не зарегистрировались в торгово-промышленной палате. В Беларуси же членство добровольное. И на добровольной основе нашими членами сегодня являются 2 165 предприятий.

– Есть ли сложности с привлечением новых членов? Охотно ли предприятия идут в БелТПП?

– У нас в этом плане сверхдемократичный подход: предприятия идут в БелТПП только по причине того, что им действительно необходимы наша помощь и наши услуги. При этом в последние годы в ряды БелТПП ежегодно вступает не менее 150 предприятий. Все флагманы белорусской промышленности, все крупнейшие предприятия, конечно же, члены Палаты. Но наряду с гигантами у нас есть индивидуальные предприниматели, их около 4 %. Порядка 60 % – это малый и средний бизнес. То, что у нас большой процент малого и среднего бизнеса, свидетельствует, что мы нужны этому сектору, и те услуги, которые предоставляем, для него важны. Мы, со своей стороны, также понимаем, что это очень важная миссия, ведь кто еще поможет малому бизнесу на внешнеэкономическом периметре? 85 % членов БелТПП – предприятия смешанной или негосударственной формы собственности. А учитывая, что сейчас более 20 % экспорта обеспечивают негосударственные предприятия, понимаем, что есть конкретная отдача от тех услуг, которые мы предоставляем.

– О каких услугах идет речь?

– Это внешнеэкономические мероприятия, бизнес-миссии, контактно-кооперационные биржи, бизнес-форумы, деловые мероприятия в рамках межправительственных комиссий, выставки. Кроме того, это поддержка экспортеров, которые поставляют продукцию за рубеж с помощью наших сертификатов, это защита товарных брендов, в том числе и на внешнем рынке. Наконец, услуга в области разрешения внешнеэкономических конфликтов: при БелТПП работает Международный арбитражный суд. Естественно, есть и сопутствующие услуги – такие как перевод и апостиль деловых документов, подготовка специалистов (тренинги, семинары, языковые курсы). Еще мы осуществляем оценку и таможенное декларирование. В общем, это самый широкий спектр, который характерен, в принципе, для любой традиционной торгово-промышленной палаты. При содействии БелТПП проходит огромное число мероприятий: в прошлом году их было более 800 – и в Беларуси, и за ее пределами. У нас есть 6 областных отделений, 30 представительств БелТПП работают в промышленных городах. Суть такого масштабного представительства – обеспечить шаговую доступность для всех предприятий. И все наши члены получают полную информацию о мероприятиях БелТПП, чтобы выбрать то, что их интересует.

- Ближе всего нам рынок ЕАЭС, ведь Беларусь входит в число стран – основательниц Союза. Как вы видите работу по наращиванию экспорта на этом рынке?

– Сейчас около 40 % белорусских товаров экспортируется на евразийский рынок. Конечно, в этом есть определенная уязвимость, но, тем не менее, задача стоит не только сохранить здесь присутствие нашей продукции, но и нарастить его, причем речь идет в первую очередь о наукоемкой и высокотехнологичной продукции.

– Отличаются ли подходы БелТПП при работе на рынке Европы?

– Что касается ЕС, то у нас здесь менее 30 %. И доля наукоемкой белорусской продукции на этом рынке небольшая. Европейский рынок очень сложный, чтобы туда попасть, нужно пройти процедуру сертификации, порой очень сложную, иногда с элементами протекционизма. Тем не менее наша задача – идти на этот рынок, ведь даже сама процедура сертификации обязывает предприятие вводить новую управленческую культуру и маркетинговую политику, совершенствовать продукцию, двигаться в сторону конкурентоспособности в соотношении «цена – качество». Если мы получаем сертификат на рынок ЕС – я всегда говорю об этом директорам предприятий, – то нам гораздо проще идти на все другие рынки. Кроме того, Евросоюз нам важен, поскольку там есть и передовые технологии, и доступ к финансовым ресурсам, чтобы осваивать эти технологии. А Беларусь для стран ЕС – интересный партнер, потому что это действительно точка входа, окно на рынок ЕАЭС. Многие бизнесмены в Европе понимают, что именно здесь колоссальные перспективы развития, очень большой и емкий рынок.

– А как обстоят дела с продвижением белорусских товаров на рынки стран дальней дуги?

– Важно понимать, что колебания экспортных поставок на одном из приоритетных направлений нужно уметь сбалансировать, уделив больше внимания другому вектору. Именно поэтому сегодня делается такая акцентированная ставка на страны дальней дуги. И тут, конечно, функция БелТПП очень важна. Беларусь – небольшая страна, у нас нет необходимости иметь дипломатические представительства по всему миру. С другой стороны, в каждой стране есть торгово-промышленная палата – наш потенциальный партнер. И мы работаем совместно с ними, подготавливаем почву, чтобы помогать бизнесу выходить на рынки этих стран. Мы очень активно стараемся сейчас закрепиться в странах Африки. Только в последнее время мы организовали бизнес-визиты в Мозамбик, Буркина-Фасо, Нигерию, ЮАР, Алжир, Египет. В этом году мы провели выставку в Алжире. На следующий год запланировали три визита в Латинскую Америку, Африку, Юго-Восточную Азию, глубоко проработав торговые ниши с нашими предприятиями, чтобы получить максимальный эффект от этих визитов.

– Один из визитов будет организован в Юго-Восточную Азию – непростой, но очень интересный регион. Как БелТПП работает на этом рынке? Какие мероприятия планируете в ближайшее время там реализовать?

– У нас уже много партнеров в Юго-Восточной Азии. И это регион, по которому у Беларуси самые позитивные результаты за последние пять лет. За это время состоялся ряд мероприятий в Индонезии – несколько бизнес-форумов, деловых визитов, кроме того, мы провели выставку в Джакарте. Было несколько визитов в Сингапур. Эта страна – своего рода финансовый и логистический перекресток, поэтому нам важно выстроить с ней конструктивные отношения. Особое место – Китай, с которым у нас своя дорожная карта. Мы очень активно работаем, каждую неделю проводим рабочие встречи с китайскими партнерами. Кроме того, нами организованы визиты в Лаос, Камбоджу, Вьетнам, Малайзию. Недавно состоялся визит в Индию, когда было подписано контрактов на поставки белорусской продукции на $1 млрд. Мы с оптимизмом смотрим выстраивание диалога с Пакистаном и, думаю, достигнем цели в $1 млрд товарооборота. Есть еще Республика Корея, Япония – высокотехнологичные страны, где тоже есть ниши для отдельных видов белорусской продукции. Сотрудничество с ними – это возможность для промкооперации, освоения передовых технологий и использования финансовых ресурсов этих стран. Не так давно была выставка в Японии, а в следующем году мы проведем там бизнес-форум. С корейскими партнерами подписано соглашение в мае этого года, во время бизнес-форума в Сеуле. В целом, практически нет ни одной страны в этом регионе, с которой у нас не было бы коммуникации и перспектив развития бизнес-контактов. Конечно, в каждом случае надо оценивать реальные возможности, но наша машиностроительная продукция, продукты питания и другие товары действительно там очень востребованы.

– Почему Беларусь интересна этим странам?

– Этот регион – перекресток экономических интересов, где важнейший игрок, конечно, Китай со своей высококонкурентной продукцией (прежде всего по ценовому фактору). А также традиционно присутствуют страны, которые в свое время осуществляли там колониальную политику. Но, как утверждают наши партнеры из этого региона, они не хотели бы иметь привязанность только к одному глобальному игроку. Для них важно сбалансировать свои торгово-экономические связи. И в этом смысле Беларусь выступает как дополнительный и очень интересный партнер.

– Для чего БелТПП такой инструмент, как деловые советы? С какими странами у нас уже созданы подобные структуры?

– Белорусской торгово-промышленной палатой подписано 293 соглашения о сотрудничестве с партнерами из 97 стран по всему миру, начиная от Новой Зеландии и заканчивая Аргентиной. История взаимодействия складывается с ними по-разному, но нам очень важно иметь такой партнерский пул и партнерский портфель. В случаях, когда взаимные деловые и экономические отношения очень развиты, возникает потребность в постоянно действующем диалоге бизнеса. И тогда создается деловой совет. Собственно говоря, это площадка для бизнеса, для постоянных контактов, обсуждения проблемных вопросов, преодоления барьеров, разрешения споров. Сейчас действует 19 таких советов, и есть очень позитивные и конструктивные примеры постоянного взаимодействия. Например, с Австрией у нас очень активный деловой совет, его возглавляет с австрийской стороны известный бизнесмен Хуберт Берч – один из крупнейших инвесторов. Австрия в последние 8 лет инвестировала в Беларусь около 6 млрд евро – это крупнейшие проекты, такие как Velcom, Kronospan, проекты по платным дорогам. В рамках делового совета мы с австрийскими инвесторами обсуждаем, как двигаться дальше, какие есть инвестиционные ниши, как развивать промышленную кооперацию и укреплять торгово-экономические связи. В Вене 31 января состоится очередное заседание, но мы уже сейчас думаем над темами, которые стоило бы обсудить. Среди них – вопросы укрепления логистического сотрудничества. В частности, это получение так называемых дозволов для белорусских транспортных компаний. Будем обсуждать и новые инвестиционные проекты. Другой пример – белорусско-швейцарский деловой совет, который возглавляет со швейцарской стороны Петер Шпулер (компания Stadler). Активно работает и деловой совет с Украиной.

В конце этого года создано два новых деловых совета: белорусско-казахстанский и белорусско-итальянский. Очень интересный партнер с итальянской стороны – это Банк Интеза. Соглашение подписал председатель правления этого банка Антонио Фаллико, который является еще и председателем ассоциации «Евразия» и напрямую заинтересован в развитии сотрудничества со странами ЕАЭС в целом и Беларусью в частности.

– Планируете ли в ближайшее время расширять пул стран, с которыми будут созданы деловые советы?

– Планируем. В этом году Беларусь с визитом посещал Президент Вьетнама Чан Дай Куанг. БелТПП была организатором бизнес-форума в рамках этого визита. И Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, выступая на двусторонних переговорах и на форуме, обратил внимание, что у наших стран довольно долгая история кооперации, есть большой резерв для сотрудничества, но нет делового совета. Учитывая, что Вьетнам стал первой страной, которая подписала договор о зоне свободной торговли с ЕАЭС, глава государства поручил БелТПП проработать вопрос создания постоянно действующего делового совета с Вьетнамом. Мы сейчас активно работаем над этим с партнерами во Вьетнаме, консультируемся с нашими дипломатами. Планируем, что в ближайшее время деловой совет будет создан.

– Сегодня белорусские внешнеэкономические интересы продвигают 38 представителей в 33 странах мира. Кто может стать представителем БелТПП за рубежом? Какие функции выполняют эти люди? Будет ли Палата расширять штат своих представителей?

– Действительно, сегодня у нас 38 представителей в 33 странах мира. Причем работают они на добровольной основе. Это, как правило, известные в той или иной стране фигуры – авторитетные бизнесмены или видные в прошлом государственные деятели. Скажем так, энтузиасты, которые имеют прямой интерес к выстраиванию бизнеса с Беларусью и готовы поддерживать развитие сотрудничества. Эти люди оказывают нам информационную и организационную поддержку, приглашают на наши мероприятия партнеров, помогают в организации мероприятий в целом. Можно сказать, это наши почетные бизнес-консулы. Со своей стороны мы также оказываем им информационную поддержку, помогаем проводить встречи на территории Беларуси, поддерживаем их деловые инициативы.

– В систему Белорусской торгово-промышленной палаты входит Международный арбитражный суд при БелТПП. Какие функции выполняет этот орган? Какие дела он рассматривает?

– Международный арбитражный суд – это структура, которая работает при торгово-промышленных палатах. Например, Стокгольмский арбитражный суд создан при Стокгольмской торгово-промышленной палате, Парижский арбитражный суд – соответственно, это арбитражный суд при Парижской торгово-промышленной палате. Точно так же и наш арбитражный суд работает при БелТПП. За последние годы он приобрел солидный международный авторитет. В год наш суд рассматривает около сотни дел. Не так давно мы получили статус наблюдателя при Комиссии ООН по праву международной торговли, а несколько наших дел приведены в базе данных ООН как образцы рассмотрения, прецеденты разбирательства в области торгового права. При этом издержки, которые несут предприятия в случае рассмотрения в нашем арбитражном суде, несопоставимы со Стокгольмом, Лондоном или Парижем. Мы всегда рекомендуем нашим предприятиям при подписании международных договоров обязательно включать оговорку о рассмотрении предмета спора (в случае необходимости) в Международном арбитражном суде при БелТПП.

– Также в систему БелТПП входит унитарное предприятие «Белинтерэкспо», которое занимается организацией выставок. Как Вы оцениваете их работу? Планирует ли выставочный оператор запускать новые проекты в ближайшее время?

– Одно из основных направлений деятельности БелТПП – выставочно-ярмарочное, поэтому и создано было в свое время унитарное предприятие «Белинтерэкспо» которое целиком занимается выставочной деятельностью. Выставки будут всегда, более того, сегодня, когда наблюдается такой бум цифровых технологий, возрастает интерес к так называемому тактильному общению, возможности протестировать тот или иной продукт. Из этого мы и исходим. Наша основная задача сейчас – повысить эффективность выставочных мероприятий, чтобы предприятия получали конкретную отдачу от участия в выставках. Что касается итогов года, то в 2017 году мы организовали три национальные экспозиции. Во-первых, прошла очень крупная выставка на Форуме регионов Беларуси и России в Москве. Во-вторых, выставка в Алжире – на новом рынке, где был проявлен высокий интерес к нашей экспозиции и мы получили очень позитивные оценки. И выставка в китайском Гуанчжоу. Были организованы выставки Made in Belarus в Астане, а также в Пакистане и Узбекистане. «Белинтерэкспо» работает на принципах самоокупаемости, но при этом идет навстречу предприятиям, чтобы минимизировать их затраты и делать действительно качественные и эффективные их презентации.

Из интересных проектов хотелось бы отметить сотрудничество с Национальной академией наук Беларуси. Уже есть договоренность сформировать абсолютно новую универсальную выставку «Интеллектуальная Беларусь», где БелТПП обеспечит презентацию, логистическую и организационную часть, а Национальная академия наук представит образцы. Эту выставку мы планируем показывать в дальнейшем в самых разных странах. Для нас важно изменить подход к организации подобных мероприятий, чтобы и БелТПП, и отечественные предприятия получали максимальный эффект от выставок. И чтобы Беларусь была представлена за рубежом на самом высоком уровне.

– Какие мероприятия БелТПП готова анонсировать? Чем планируете удивлять?

– В этом году мы приняли «Стратегический план Белорусской торгово-промышленной палаты 2020». Это наша дорожная карта, которая определяет четыре приоритета развития Палаты, главный из которых – продвижение и поддержка национального экспорта.

Стратегический план Белорусской торгово-промышленной палаты определяет основные векторы работы. В числе других приоритетов стратегии БелТПП – «одно окно» для бизнеса. Суть сводится к тому, что Палата должна обеспечить для ее членов и бизнеса полный спектр высокосовременных услуг в области внешнеэкономической деятельности. Здесь предполагается консультирование, юридическое сопровождение, патентные исследования, укрепление и поддержка квалификации сотрудников маркетинговых служб на базе Центра делового образования Палаты. Третий приоритет мы называем «здесь и сейчас». Это созвучно с теми положениями, которые отражены в госпрограмме «Электронная Беларусь». Мы намерены максимум услуг БелТПП перевести в электронную форму. Уже сегодня вся база сертификатов оцифрована. Планируется внедрение личного электронного кабинета каждого члена БелТПП, чтобы с компьютера или любого мобильного устройства предприятию был обеспечен доступ к нашим услугам.

Четвертый приоритет – укрепление членской базы. Сегодня БелТПП является старейшим и самым крупным бизнес-союзом страны. При этом мы видим значительный рост интереса к нашей деятельности со стороны бизнеса, увеличивающийся в геометрической прогрессии спрос на наши услуги. И будем предпринимать конкретные шаги, чтобы быть полезными как можно большему количеству отечественных субъектов хозяйствования, чтобы с каждым годом число предприятий, вступающих в БелТПП, росло. И чтобы членство в нашей организации было полезно бизнесу и, как следствие, работало на благо страны в целом.


Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.4365 BYN 2.432 BYN 2.438 BYN
USD
2.1066 BYN 2.106 BYN 2.11 BYN
RUB
3.221 BYN 3.21 BYN 3.224 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

Фонд "Белый аист" помог осуществиться мечте особенного ребенка

Инфографика

Минск входит в тройку самых чистых городов мира Минск согласно рейтингу американского интернет-ресурса финансовых и аналитических новостей The Street занял по чистоте 3-е место.