Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
Все новости
Улучшение условий ведения бизнеса

Президент Беларуси Александр Лукашенко 19 сентября 2017 года подписал указ №337 "О регулировании деятельности физических лиц". Документом расширяется перечень видов экономической деятельности, которыми граждане вправе заниматься без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей при условии уплаты единого налога.

Президент Беларуси Александр Лукашенко 23 ноября подписал декрет №7 "О развитии предпринимательства", который является ключевым документом из пакета нормативных правовых актов по улучшению бизнес-климата в стране.

Михаил Мясникович

Объем производства продукции резидентами "БелБиограда" к 2030 году может превысить $1 млрд

Интервью 29.12.2017 | 19:12
Михаил Мясникович Михаил Мясникович Председатель Совета Республики Национального собрания

К концу года принято подводить итоги - политические, экономические, научные. О значимых событиях уходящего 2017-го и важных задачах на будущий год в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал председатель Совета Республики Михаил Мясникович.

- Михаил Владимирович, уходящий 2017 год для Беларуси без преувеличения можно назвать прорывным. Президент подписал сразу два важнейших документа: декрет о развитии предпринимательства и декрет о цифровой экономике. Какие задачи в связи с этим стоят перед парламентариями шестого созыва на четвертую сессию в части модернизации законодательства?

- Улучшение условий для ведения бизнеса предусмотрено декретом №7 "О развитии предпринимательства" и рядом других нормативных правовых актов. Парламенту предстоит серьезная работа по внесению изменений и дополнений в законы Республики Беларусь в соответствии с этими, а также другими документами и поручениями главы государства. В первую очередь это кодексы Республики Беларусь - налоговый, гражданский, жилищный, банковский. В развитие норм декрета о предпринимательстве также предстоит принять Кодекс об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Корректировке подлежат законы "О защите прав потребителей", "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь" и другие.

Я назвал лишь ключевые законы, которые на слуху и с которыми нам предстоит работать в следующем году. В целом же для реализации поручений, содержащихся в названных декретах, и поручений Президента Беларуси изменений и дополнений требуют около трех десятков законодательных актов.

С подписанием декрета "О развитии цифровой экономики" Беларусь становится в ИТ-сфере своего рода аналогом Сингапура, играющего огромную роль в глобальных финансах. Создаются беспрецедентные условия для развития ИТ-индустрии, привлечения в нашу страну крупнейших международных корпораций, как модно говорить, "акул" финансового рынка. Мы рассчитываем на формирование прочного доверия наших потенциальных партнеров, значительный рост их интереса к работе в Беларуси.

Уверен, что эффект от подписанных декретов будет весомым и, самое главное, ощутимым для нашей экономики, в целом для каждого белоруса. Ведь расширение спектра и объемов работ в ИТ-сфере - это дополнительная валютная выручка, новые высокоинтеллектуальные рабочие места с высокой добавленной стоимостью, развитие сферы услуг с низкой материало- и энергоемкостью.

Цифровизация направлена на все сферы нашей деятельности: промышленность, банковский сектор, медицину, образование, науку и другие. Сейчас все чаще говорят о применении технологии "блокчейн". Не исключено, что в среднесрочной перспективе ее можно будет использовать и в законодательстве. На первом этапе - для автоматического анализа законодательной базы и исключения дублирования отдельных норм, а в последующем - для того, чтобы автоматизировать и сам процесс исполнения законов. Такие подходы сегодня активно обсуждают не только в Беларуси, но и других странах, например, в России. Речь идет об исполнении норм законодательства без вмешательства человека, автоматически - с помощью специфических смарт- и других "умных" контрактов. Все это значительно упростит работу с законами, сделает этот процесс открытым и прозрачным. При этом минимизируются человеческий фактор, злоупотребления и т.д. Пока это еще идеи, над которыми необходимо серьезно работать и не впадать в иллюзию, что все уже решено и завтра будет "светлое будущее". Предстоит огромная целенаправленная и во многом неизвестная работа.

- В Беларуси II Съездом ученых одобрена стратегия развития науки и технологий до 2040 года. Как Вы оцениваете возможности повышения роли белорусской науки для экономики и общества с учетом того, что ранее руководили Национальной академией наук?

- Я глубоко убежден в том, что белорусские ученые способны генерировать прорывные проекты с ощутимым экономическим эффектом. Для этого Беларусь обладает необходимым кадровым потенциалом. У нас успешно развиваются собственные научные школы во главе с опытными, талантливыми руководителями, работа которых увлекает и захватывает и молодых исследователей. Рождаются новые идеи, как пионерные, так и на основе уже имеющегося богатого научного опыта и научно-практического задела. Разработке перспективных проектов способствует и обновленная структура Национальной академии наук, в которой были созданы и уже состоялись современные научно-практические центры и кластеры, объединившие науку и производство.

Сегодня важно сконцентрировать усилия на грамотной постановке конкретных научных задач небольшого числа приоритетов, где есть научный потенциал, соответствующие наработки и опытные производства. Мне представляются такими нано- и биотехнологии, химические, космические технологии и другие. Необходим серьезный мониторинг того, что делают в данных сферах коллеги в зарубежных странах, нужно умело адаптировать и заимствовать все лучшее, что сделано иностранцами. Разработка и производство - важное дело, но главное - эффективные продажи. Мир сегодня ничем уже особенно не удивишь, но ниши есть, и надо закрепляться на этих рынках за счет новизны, качества и выгодных цен.

Главным в работе каждого ученого должна быть ориентация на результат научный, промышленный. Этого требует от академической, отраслевой и вузовской науки наш Президент Александр Григорьевич Лукашенко. Это правильный подход.

Задача парламентариев - содействовать формированию нормативной правовой базы, комплексно регулирующей отношения, возникающие при осуществлении научной, научно-технической и инновационной деятельности. Данные вопросы тесно взаимоувязаны с развитием образования, укреплением его взаимодействия с производством.

В повестке дня - дальнейшая работа по совершенствованию механизмов финансирования научных проектов, более активному использованию возможностей республиканского и местных инновационных фондов, вхождение в крупные транснациональные научные проекты и другое.

Во время общественного обсуждения проекта стратегии развития науки и технологий Беларуси до 2040 года и на II Съезде ученых было озвучено много смелых и интересных идей по совершенствованию научной сферы, повышению престижа ученого в обществе. Все эти предложения собраны и обобщены межведомственной рабочей группой, руководителем которой я был назначен. Многие идеи сейчас прорабатываются. Среди них - формирование эффективных механизмов выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ путем создания целевых межведомственных дирекций, спецфинансирование научных проектов, совершенствование работы инновационных фондов. Лучшие предложения будут внесены в окончательную редакцию стратегии.

- Продолжая разговор о науке, хотелось бы узнать, какое будущее, по-Вашему, у парка "БелБиоград"? Планируется ли интегрировать его с ПВТ или Китайско-белорусским индустриальным парком "Великий камень"? Как бы Вы оценили интерес, который проявляют к нему иностранные и белорусские инвесторы?

- Полагаю, проект указа главы государства, в котором определена концепция развития "БелБиограда", а также закреплены меры государственной поддержки для его резидентов и субъектов инфраструктуры, находится в высокой степени готовности. Бюджетного финансирования проекта как такового не требуется. Идея заключается в создании условий для саморазвития. Таким образом государство косвенными инструментами способствует реализации этого приоритета.

"БелБиоград" может работать самостоятельно, как Парк высоких технологий и Китайско-белорусский индустриальный парк. Законодательство позволяет и сопрягать работу этих структур. Все три площадки ориентированы на реализацию инновационных высокотехнологичных проектов. Названные проекты находятся на разных этапах развития. ПВТ - это уже состоявшийся бренд, который хорошо зарекомендовал себя на рынке программных продуктов. "Великий камень" интенсивно развивается, пополняется реальными резидентами, создана необходимая инженерная инфраструктура. "БелБиоград" имеет также задел, но нормативная база только формируется.

Мое видение деятельности "БелБиограда" в том, что в качестве приоритетов необходимо содействовать развитию современных геномных технологий, разработке и внедрению новых ферментных препаратов для промышленности, сельского хозяйства и здравоохранения, производству новых лекарственных средств, наноматериалов для предприятий промышленности и строительства.

К будущему парку уже есть интерес. Отобрано около 20 предложений организаций, которые планируют выполнять в "БелБиограде" порядка 30 проектов в сфере био- и нанотехнологий на общую сумму около $100 млн. По расчетам ученых, реализация этих проектов позволит к 2030 году обеспечить производство продукции на сумму более $1 млрд, около 20% которой пойдет на экспорт. Планируется создать более 1,2 тыс. новых рабочих мест.

Если сформулировать кратко, то научный и опытно-промышленный задел в области биотехнологий у нас в Национальной академии наук Беларуси и Министерстве здравоохранения создан. Надо его развить и дополнить производственной частью. В результате будет сформирован полный технологический цикл. Наряду с цифровой экономикой "БелБиоград" может претендовать на статус национального проекта.

- Закрывая третью сессию, Вы ориентировали сенаторов на всестороннюю помощь обычным людям. Традиционно вопросы по работе жилищно-коммунального хозяйства - в числе самых частых и наболевших. Каково Ваше видение решения этих вопросов?

- Действительно, в большинстве отраслей жилищно-коммунального хозяйства сохраняется ряд проблемных вопросов, и решаются они медленно. Именно эта тема была предметом серьезного рассмотрения на республиканском семинаре, который прошел в октябре 2017 года под руководством Президента страны. Подготовлен ряд проектов правовых актов, которые направлены на совершенствование работы отрасли, в том числе разрабатывается новая редакция Жилищного кодекса.

На совместном заседании Президиума Совета Республики и Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики принят ряд конкретных решений по совершенствованию правовых, организационных и экономических основ развития и деятельности жилищно-коммунального хозяйства, которые мы передали правительству.

Изучение вопросов ЖКХ в Совете Республики выявило целый ряд и других задач, требующих решения. Это в первую очередь водное хозяйство и капитальный ремонт жилого фонда. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги, безусловно, дело важное, но по ним есть решения главы государства. Что касается водного хозяйства, то, считаю, что пресная вода - это наше огромное национальное достояние. Как лесные ресурсы и калийные соли. Ему надо уделять больше внимания. В последние годы по этим проблемам серьезных научных исследований не ведется, нет единой системы управления. Из-за этого во многом участились факты нерационального водопользования, загрязнения водоносных горизонтов, примитивного водного регулирования. Не следует в отрыве от этих вопросов рассматривать мелиорацию и гидроэнергетику. Еще недавно, чтобы пробурить скважину на воду, надо было представить серьезные обоснования, заключение специалистов, получить необходимые разрешения. Почему? Не только потому, что истощаются запасы. Главное - чтобы загрязнения не попали в подземные источники. Сейчас без проблем можно пробурить скважину не только на верховодку, но и на промышленные горизонты, образно говоря, в каждом огороде. Или посмотрите на работу очистных сооружений ряда промышленных предприятий, да и городов. Технологии очистки устарели или плохо работают. Считаю, что такую практику надо искоренять.

Госрегулирование, ведение и мониторинг балансов водных ресурсов, научно-техническую водную политику целесообразно проводить из единого республиканского центра. По моему мнению, в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды должен быть такой научно-практический центр водного хозяйства.

Капитальный ремонт жилищного фонда - важнейшая государственная задача. Пока ситуация некритичная, потому что жилье относительно новое. Но что будет завтра? Президент страны Александр Григорьевич Лукашенко на семинаре по вопросам ЖКХ четко поставил задачу по замене и ремонту лифтов. Такого же внимания требуют инженерные системы и несущие конструкции жилых домов. Побелить, покрасить - у нас проблемы нет. А вот серьезными инженерными делами Минжилкомхозу надо заниматься предметнее. Предложения по капитальному ремонту жилья Советом Республики в правительство направлены.

БЕЛТА.-0-


Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.417 BYN 2.414 BYN 2.423 BYN
USD
2.112 BYN 2.108 BYN 2.114 BYN
RUB
3.2096 BYN 3.206 BYN 3.219 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

Лукашенко посетил агротуристический комплекс "Гарадзенскi маентак "Каробчыцы" 

Инфографика

Минск входит в тройку самых чистых городов мира Минск согласно рейтингу американского интернет-ресурса финансовых и аналитических новостей The Street занял по чистоте 3-е место.