Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
Все новости
Владимир Улахович

Председательство Беларуси в ЦЕИ: интеграция интеграций и снятие барьеров от Лиссабона до Владивостока

Интервью 13.06.2017 | 15:14
Владимир Улахович Владимир Улахович Председатель Белорусской торгово-промышленной палаты

Председательство Беларуси в Центрально-Европейской инициативе многие участники и эксперты уже назвали знаковым в плане масштабности и новых возможностей. Именно наша страна как государство, расположенное на стыке двух крупнейших евразийских образований, может стать ключевым звеном в создании интеграции интеграций. Для Беларуси же участие в этой региональной инициативе - уникальная и своевременная возможность для более активного вовлечения в европейские интеграционные процессы.

8 июня в Минске прошла министерская конференция по тематике взаимосвязей и совместимости в регионе ЦЕИ "Наводя мосты между Европой и Азией" в привязке к инициативе "Пояс и путь". Тематические панели мероприятия были сфокусированы на модернизации транспортной и логистической инфраструктур в увязке со стратегиями ЕС по развитию трансъевропейских транспортных коридоров; на упрощении торговли через гармонизацию таможенных процедур, правил происхождения и оценки стоимости товаров, мер тарифного и нетарифного регулирования, промышленных, санитарных и фитосанитарных стандартов. Отдельным мероприятием стала встреча руководителей торгово-промышленных палат стран ЦЕИ, представителей которых в этом году было рекордное количество. Об итогах двухдневной работы, предварительных договоренностях, успехах и планах в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал председатель Белорусской торгово-промышленной палаты Владимир Улахович.

- Владимир Евгеньевич, что Беларуси дает председательство в Центрально-Европейской инициативе? И что страна может предложить взамен?

- Наше председательство в ЦЕИ в определенной степени можно назвать если не прорывным, то очень важным. Думаю, участники уехали с мыслями, что Беларусь для них предстала в новом свете. Большинство стереотипов о нашей стране, которые существовали долгое время, уходят в прошлое. Мы заметили это по нашим партнерам и их намерениям развивать дальнейшее сотрудничество.

Центрально-Европейская инициатива в начале своего пути ставила целью развитие субрегиональных инфраструктурных проектов, в частности, транспорта. Позиции Беларуси особенно сильны в транспортной сфере в силу развитости этого направления и выгодного географического положения. Как сказал в своем выступлении на министерской конференции премьер-министр Андрей Кобяков, мы можем делать транспортные сопряжения между регионами - ЕАЭС и ЦЕИ, ЕАЭС и Европейским союзом, добавив к этому новый транспортный сегмент - Шелковый путь. Таким образом, мы предлагаем более масштабный подход с точки зрения транспорта. Мы намерены способствовать открытию всего евразийского рынка, который в свою очередь предоставит нам огромные возможности. Также наша миссия как страны-председателя - помочь нашим бизнес-партнерам как с российской, так и с европейской стороны работать в нынешних непростых условиях при наличии санкций.

Председательство республики в ЦЕИ также играет и имиджевую роль. У нас есть возможность показать современную Беларусь. Ведь даже за пять-десять лет произошло очень много изменений. У нас накопились положительные примеры сотрудничества с европейскими партнерами. За последние пять-шесть лет только австрийский бизнес инвестировал в Беларусь 6 млрд евро. Все проекты высокотехнологичны и востребованы.

Что касается взаимодействия торгово-промышленных палат, то мы заинтересованы совместными усилиями выработать стратегию сотрудничества с другими странами для упрощения работы бизнеса. Мы постарались вложиться в развитие так называемого бизнес-измерения ЦЕИ. А сделать мы можем многое, ведь инициативу поддерживают торгово-промышленные палаты 18 стран. Это не просто организации, а представители бизнес-сообщества.

Хочу отметить факт, что за всю историю существования ЦЕИ такое количество представителей торгово-промышленных палат на встречи не собиралось. Поэтому нынешнее мероприятие уникально еще числом участников. И это тоже заслуга Беларуси в качестве председателя. Мы постарались придать новое дыхание Центрально-Европейской инициативе.

- Учитывая успешное взаимодействие с Китайской Народной Республикой, может ли Беларусь стать неким связующим звеном между Европой и Китаем?

- Думаю, что у нас есть все возможности. Об этом говорит наша 20-летняя история успешного сотрудничества с КНР. Мы входим в ближайший круг партнеров данной страны. И это наше преимущество. Инициатива Шелкового пути носит глобальный характер, и многие европейские страны в него вовлечены, но мы находимся на пять шагов впереди, потому что у нас есть опорная точка, стратегическое партнерство, благодаря многолетним усилиям глав наших государств.

В первый день работы нашей панели на министерской конференции состоялась презентация парка "Великий камень", и уже на следующий день страны-соседки обратились к нам с просьбой о получении такого опыта. Особенность Беларуси заключается в том, что в этой области у нас уже есть свое место, свои преференциальные зоны. Это совсем новое измерение для Центрально-Европейской инициативы. Именно поэтому на встречу ЦЕИ мы пригласили наших партнеров - Международную палату Шелкового пути. Это не просто ассоциация и бизнес-клуб, а структура, имеющая свои фонды и располагающая реальными деньгами, которые можно использовать в своих проектах.

- Вы сказали о существовании фондов. Каким объемом инвестиций они располагают и на какие проекты эти средства могут быть направлены?

- Это миллиарды долларов США. Они могут быть направлены на проекты, которые для развития Шелкового пути предлагает бизнес. Таким образом, открывается доступ для нашего бизнеса, совместных предприятий к крупным финансовым источникам.

Центрально-Европейская инициатива также обладает финансовыми ресурсами. Конечно, размер фондов скромнее китайских. Но на деле, к сожалению, мало кто из делового сообщества знает об этой организации и тем более использует средства существующих фондов. Посредством нашего председательства в ЦЕИ мы хотим показать возможности, которые можно реализовывать вместе с бизнесом. Мы постараемся эту информацию деловому сообществу Беларуси донести. Мы будем информировать наш бизнес о предстоящих конкурсах по проектам, на участие в которых можно подавать заявки. К примеру, сейчас объявлен конкурс на новый логотип ЦЕИ - белорусские компании уже могут в нем поучаствовать. Важно, чтобы бизнес сам подталкивал к созданию новых проектов, тогда, возможно, из-за спроса будут расти и размеры финансовой помощи. Всегда есть сложности, когда фонды в международных организациях создаются чиновниками. Считаю, что надо дать возможность бизнесу проявить инициативу, подсказать, какие проекты могут стать первичными.

- Возвращаясь к возможности использования средств упомянутых фондов, скажите, каким требованиям должны соответствовать белорусские организации, чтобы получить финансирование своих проектов?

- В каждом случае есть стандартные заявки, которые нужно подавать в соответствии с отраслевыми направлениями, приоритетными для той или иной организации. В ЦЕИ, например, это транспорт. К тому же проект должен быть интересен не одной стране, а нескольким.

Что касается китайского направления - это могут быть любые проекты, связанные с развитием Шелкового пути: производство, транспорт и логистика. Там нет ограничений, но надо вступить в фонд. Мы пока стали членами Международной палаты Шелкового пути, но не вошли в фонд, чтобы иметь возможность оказывать влияние на выбор проектов. Однако предприятия могут воспользоваться его средствами уже сейчас. Вот, например, в республике реализуется проект мультимодального промышленно-логистического комплекса "Бремино-Орша" в городском поселке Болбасово. Думаю, мы могли бы вместе с этим предприятием посмотреть, какие финансовые ресурсы сможем задействовать. Тем более важность этого проекта озвучивалась на самом высоком уровне.

- На встрече 8-9 июня присутствовали руководители и представители 17 торгово-промышленных палат. С какими интересными для Беларуси инициативами выступили иностранные участники?

- Да, действительно, увидев впервые такое широкое представительство торгово-промышленных палат, наши немецкие партнеры выступили с интересной инициативой. Федерация немецких торгово-промышленных палат решила презентовать намерение крупных предприятий и бизнес-ассоциаций Германии, которые заинтересованы в создании единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока. Используя нашу площадку, они обратились к палатам стран ЦЕИ с этим проектом. Мы видим, что бизнес настроен обсуждать перспективы такого пространства, мотивировать политиков на максимальное снятие существующих барьеров. Для нас это тоже позитивно. Идея нашего Президента - интеграция интеграций, или взаимодействие двух больших интеграционных пространств, - воплощается в жизнь. За такими проектами будущее, и все это хорошо понимают, поэтому мы и предоставили площадку.

- Как воспринята инициатива немецкого бизнеса другими участниками встречи? О каких конкретных договоренностях по итогам мероприятия уже можно сказать?

- Полную поддержку проекта высказало руководство Австрийской торгово-промышленной палаты. Итальянские партнеры также выразили заинтересованность и намерение обсудить проект меморандума с деловыми кругами своей страны. В целом эта идея была воспринята положительно.

Что касается конкретных договоренностей, то с немецкими партнерами мы проведем День белорусской экономики в октябре в Лейпциге. Очередное заседание делового совета с партнерами из Австрии состоится тоже в октябре текущего года. Белорусская торгово-промышленная палата подписала соглашение о сотрудничестве с торгово-промышленной палатой Македонии. Также мы договорились с Международной палатой Шелкового пути сделать презентацию их возможностей для широкого круга белорусских предприятий. Эта организация готова оказывать поддержку всем белорусским компаниям, которые заинтересованы в выходе на китайский рынок, в том числе информационную. Кроме того, приняли решение уже в июле провести совместный белорусско-украинский бизнес-форум в Киеве. А до конца года с украинскими партнерами намерены сделать единую базу сертификатов, чтобы исключить дополнительные запросы о выдаче того или иного сертификата.

Но самое важное, что хочу подчеркнуть: этот форум нам показал, что люди уезжают из Беларуси, открыв ее заново, увидев современное, развитое, стабильное государство, которое дает новые уникальные возможности для делового сотрудничества.

Елена СОЛОНЕНКО,

БЕЛТА.


Топ-новости
Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.4197 BYN 2.415 BYN 2.419 BYN
USD
2.0988 BYN 2.099 BYN 2.103 BYN
RUB
3.2132 BYN 3.205 BYN 3.219 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

Открытие автомобильного моста в деревне Крынка Осиповичского района

Инфографика

Упрощение процедуры госрегистрации и снятия с учета автомобилей Постановление принято в соответствии с законом от 5 января 2008 года "О дорожном движении" и вступает в силу через три месяца после официального опубликования.
Пресс-конференция Сергей Шаблыко,
Надежда Анисовец,
Максим Кошкалда
24 октября, 11:00 Европейские игры – 2019: подготовка спортивной инфраструктуры, билетные программы, работа с волонтерами
Пресс-конференция Анатолий Сивак,
Александр Головнев,
Сергей Дубина,
Артем Сикорский
23 октября, 11:00 Развитие транспортной инфраструктуры в Беларуси: предварительные итоги 2018 года и планы до 2020 года
Пресс-конференция Анастасия Сорокина,
Владислав Ковалев,
Ланита Стецко
11 октября Беларусь примет 45-ю Всемирную шахматную олимпиаду
Пресс-конференция Ольга Прудникова,
Михаил Малашенко,
Ия Малкина,
Сергей Щербаков,
Григорий Бондарев
4 октября Цели устойчивого развития Республики Беларусь: энергетика, экология, энергоэффективность
Пресс-конференция Владимир Улахович 26 сентября "Школа экспорта" - проект БелТПП для бизнеса