Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
Все новости
Татьяна Закжевская

Розничный рынок Беларуси - особенности и перспективы развития

Интервью 21.09.2018 | 12:15
Татьяна Закжевская Татьяна Закжевская Директор консалтинговой компании "РитейлМаркетинг"

28 сентября в Минске пройдет бизнес-форум по управлению ассортиментом товаров FMCG (Fast Moving Consumer Goods - товаров повседневного потребления) CATMAN-2018. Мероприятие вызвало большой интерес со стороны представителей белорусских розничных сетей и производителей продуктов пищевой промышленности. О задачах форума, особенностях рынка розничной торговли в Беларуси и долгосрочных перспективах его развития в интервью БЕЛТА рассказала организатор мероприятия директор консалтинговой компании "РитейлМаркетинг" Татьяна Закжевская.

- Татьяна, какое место рынок розничной торговли занимает в общей структуре национальной экономики нашей страны и жизни среднего белоруса?

- Я хотела бы привести некоторые цифры из отчета Министерства антимонопольного регулирования и торговли Беларуси по итогам первого полугодия нынешнего года. Сегодня розничная торговля стабильно занимает второе место среди отраслей экономики по вкладу в ВВП страны после обрабатывающей отрасли. Доля торговли в ВВП страны достигает 9,7%, численность занятых в торговле - 14,5% экономически активного населения Беларуси (по сравнению с 2010 годом этот показатель вырос на 38%). Розничный товарооборот в первом полугодии 2018 года составил Br21 млрд, или 109,9% в сопоставимых ценах к аналогичному периоду прошлого года. Что означают эти цифры? То, что белорусский рынок розничной торговли является одним из важнейших сегментов национальной экономики.

Что касается вопроса о месте, занимаемом розничной торговлей в жизни среднего белоруса, то, по мнению многих отечественных и зарубежных специалистов, объекты розничной торговли делят третье-четвертое место в рейтинге площадок, где среднестатистический житель любой страны проводит больше всего времени. Это дом, работа, магазины и интернет. Магазины давно стали своеобразной частью социально-культурной жизни общества. Здесь мы приобретаем товары повседневного спроса, назначаем встречи с родными и друзьями, отдыхаем с детьми и узнаем последние новости о появившихся на рынке новых товарах.

Кроме того, рынок розничной торговли - это отражение потребительского рынка в целом. Он никогда не развивается линейно: всегда бывают взлеты и падения, и напрямую связан с такими важными понятиями, как демографические и миграционные процессы. Все очень просто: чем больше в стране людей с высоким индексом потребительского поведения и чем выше у них покупательная способность, тем активнее развивается розничная торговля. Например, в 2012-2013 годах ежегодный розничный товарооборот в Беларуси приближался, по некоторым оценкам, к $25 млрд. Затем, по определенным внешним и внутренним причинам, в том числе по демографическим и миграционным, произошло падение до $20-22 млрд. Сегодня рынок розничной торговли постепенно начинает возвращать утраченные позиции.

- Как вы считаете, с чем это связано?

- Опять сошлюсь на данные Министерства антимонопольного регулирования и торговли. В первую очередь это связано с положительной динамикой реальных денежных доходов населения (в январе-мае 2018 года - 107,7%). Во-вторых, сохраняются высокие темпы потребительского кредитования (по сравнению с началом 2018 года задолженность населения по кредитам возросла на 20%, по сравнению с 1 июля 2017 года - на 70%). Кроме того, стабильно растет темп промышленного производства (108,6% по обрабатывающей промышленности). Покупательная способность населения меняется, и вместе с ней меняется розничный товарооборот.

- Только ли эти факторы повлияли на положительную динамику рынка?

- На рынке розничной торговли очень важно, насколько быстро участники рынка реагируют на изменение потребительского поведения покупателей, насколько быстро они могут управлять ассортиментом в соответствии с современными трендами и пожеланиями потенциальных покупателей. Кстати, именно об этом мы и будем говорить на нашем бизнес-форуме CATMAN-2018. Среди положительных тенденций на белорусском рынке розничной торговли отмечу несколько.

Первое (и это мировой тренд) - объекты розничной торговли меняют торговые форматы, добавляя новые услуги, например кафе и рестораны, большое внимание уделяется развитию кулинарных отделов, что, несомненно, увеличивает добавочную стоимость готового продукта. У покупателя появляется выбор: приобрести не только ингредиенты, но и уже готовую продукцию, произведенную объектом розничной торговли.

Второе - происходит стабильное форматирование рынка розничной торговли. Покупатель может выбирать между магазинами-дискаунтерами, магазинами у дома, большими гипермаркетами, магазинами с широким ассортиментом. Это, несомненно, идет на пользу развитию рынка.

Третье - меняются пищевые привычки населения, покупатель больше задумывается над тем, что он ест, все большую популярность приобретает здоровое питание. Один килограмм потребляемой пищи в будущем должен стать гораздо полезнее одного килограмма пищи, потребляемой сегодня. Не просто рис, а полезный для организма бурый рис, не просто гречка, а вкусная и питательная зеленая гречка. Это приведет к восстановлению розничного товарооборота, но не за счет простого повышения цены на продукт, а за счет его качественного изменения в сторону здоровой пищи.

Когда-то, не так уж давно, в Беларуси директора магазинов очень скептически смотрели на перспективы продаж охлажденной птицы через торговые залы продовольственных магазинов, дескать, скоропортящийся продукт, поставщики не справятся, потребитель не привык. А сегодня мы не можем представить себе продовольственный магазин без отдела, реализующего эту продукцию. Я уверена, что так же будет и с увеличением объемов розничных продаж здоровой еды. Пищевое поведение меняется медленно, но меняется, и розничная торговля отражает это в своем ассортименте.

- И какие прогнозы?

- Думаю, что, если вышеупомянутые тренды будут развиваться в нашей стране при условии стабильной экономической и законодательной ситуации, то через 5-7 лет розничный товарооборот в обоих секторах: продуктовом и промышленном, может вырасти до $28-30 млрд в год. А это немало для такой небольшой страны, как наша.

- Есть ли у белорусского рынка розничной торговли национальные особенности?

- Да, несомненно. В отличие от ближайших соседей наша розничная торговля является белорусской не только по названию, но и по своей сути. Основные участники рынка являются белорусскими резидентами. Вся денежная масса осваивается внутри национальной экономики: налоги, заработная плата. Более 600 тыс. человек из числа активного населения работают на предприятиях розничной торговли всех форм собственности и ведомственного подчинения. Львиная доля продукции, реализуемой через магазины, белорусского производства. Крупные сети объектов розничной торговли активно участвуют в общенациональных социальных проектах. Разработана солидная законодательная база, регулирующая деятельность в сфере розничной торговли. И самое главное - в Беларуси происходит постоянное общение между участниками рынка и всеми ветвями власти. Причем по всем вопросам, даже самым спорным и непростым. Вопросы развития сферы розничной торговли находятся на постоянном контроле Администрации Президента Беларуси.

- В заключение хотелось бы поговорить о грядущем мероприятии, бизнес-форуме CATMAN-2018. В чем его особенности и что ожидать участникам?

- Мы уже много лет занимаемся организацией подобных мероприятий в Беларуси. Некоторые из них приобрели статус международных. Особенность этого форума в том, что его основная тема, управление ассортиментом, крайне интересна для обеих сторон диалога: для представителей как розничной торговли, так и предприятий-производителей. Коммуникация между продавцом и производителем - достаточно сложный и длительный процесс. Он может длиться от двух недель до нескольких месяцев, периодически возникают споры и дискуссии. Во время форума мы будем говорить о тех вещах, которые в равной степени касаются обеих сторон, тем самым формируя общее информационное поле у участников рынка, снимая возможные противоречия.

Отрадно, что среди заявившихся участников есть представители частных производственных компаний, ориентированных на выпуск продуктов питания и первоочередных, быстрореализуемых, предметов обихода.

Мы сторонники классического подхода к проведению подобных мероприятий. На них не организуются какие-либо эмоциональные тренинги или учебные игры. Прекрасно осознавая, что большинство наших участников относятся к топ-менеджменту предприятий: генеральным директорам, коммерческим директорам, директорам по маркетингу, категорийным менеджерам - людям очень занятым, мы делаем упор на высокое качество выступлений спикеров. За короткие сроки участники получают концентрат выверенной и актуальной информации из области управления ассортиментом. Причем мы не боимся работать с узкоспециализированными темами, привозить порой не очень известных спикеров, но с очень интересными, порой необычными докладами. Например, на CATMAN-2018 мы пригласили спикера, специализирующегося в психографике, области знаний, находящейся на перекрестке между маркетингом, демографией и социологией. Публикаций по психографике мало даже на мировом уровне. Поэтому очень надеюсь, что доклад на эту тему будет интересен участникам форума.

***

Бизнес-форум по управлению ассортиментом товаров FMCG CATMAN-2018 пройдет 28 сентября в Минске в гостинице Crown Plaza. Информационный партнер форума - Белорусское телеграфное агентство.

Александр КАРАБЛИКОВ,

БЕЛТА.-0-


Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.4279 BYN 2.425 BYN 2.433 BYN
USD
2.1098 BYN 2.108 BYN 2.112 BYN
RUB
3.2157 BYN 3.211 BYN 3.22 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

Справедливость, идеология, дисциплина и кадры - Лукашенко актуализировал задачи Администрации Президента

Инфографика

Стратегия развития предпринимательства до 2030 года Совет Министров утвердил Стратегию развития малого и среднего предпринимательства (МСП) "Беларусь - страна успешного предпринимательства" на период до 2030 года.