Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
Все новости
Владимир Карачевский

РТБД - театр вне стандартов

Интервью 07.02.2017 | 21:37
Владимир Карачевский Владимир Карачевский Директор Республиканского театра белорусской драматургии

О 25-летии Республиканского театра белорусской драматургии его директор Владимир Карачевский говорит как о возрасте самодостаточного человека. "Это тот возраст, когда ты много умеешь,знаешь, имеешь некоторый авторитет, с тобой считаются, и ты много еще желаешь сделать. 25 лет - достаточный возраст, чтобы говорить о себе серьезно", - оценил Владимир Карачевский в беседе с корреспондентом БЕЛТА пройденную театром часть жизненного пути.

- Республиканский театр белорусской драматургии имеет особое положение на театральной карте страны. У него исключительно свой путь, потому что он не подходит под стандарты репертуарных театров, где есть свои давно сложившиеся традиции. В этом театре традиции только формируются. А учитывая, что театру нужно быть актуальным, мы должны работать очень гибко, идти в ногу со временем, и в этом отличие нашего театра от других. Мы всегда должны реагировать на течения, которые появляются в театральном искусстве, на вопросы, которые сегодня ставит перед нами общество. РТБД - это драматургия современная, рассказывающая о сегодняшнем человеке, его проблемах и переживаниях.

Да, есть некоторые вещи вне времени. Но главным образом в репертуаре РТБД драматургия молодая, зубастая, динамичная, не всегда удобная и не всегда с хеппи-эндом. Это всегда драматургия, которая заставляет задуматься, задевает за живое и пробуждает гражданское сознание.

- Репертуар РТБД более чем на 80% составляют постановки по пьесам современных белорусских авторов.

- Наш театр интересен тем, что он создает произведения, здесь можно увидеть всю цепочку от зарождения пьесы и до выхода ее к зрителю. В РТБД работают центр, лаборатория, где вместе режиссер и драматург ищут тему, разрабатывают ее, и если рождается концепция постановки, начинаются читки, а затем получается интересный спектакль. В репертуаре РТБД есть пьесы Дмитрия Богославского, Андрея Иванова, Николая Рутковского, Андрея Курейчика, Дианы Балыко и других современных белорусских авторов. Пьесы из числа экспериментальных переходят в разряд современных актуальных пьес. Причем они могут быть понятны и близки как белорусскому зрителю, так и зрителю в другой стране, потому что поднимают актуальные вопросы, волнующие современное общество.

Есть единичные примеры стран, где существует центр национальной драматургии, как у нас. Театр, который работает с национальным материалом, - феномен, явление. Потому если говорить о сверхзадаче театра, то это поддержка и развитие современной белорусской драматургии.

- РТБД выполняет важную задачу - занимается популяризацией молодых авторов.

- Мы проводим встречи со зрителями, недавно появился интересный проект "Неделя белорусской драматургии". Считаю, что это находка, когда зрители могут встретиться с драматургом, когда искусствовед знакомит со спецификой произведения писателя. Это уже не просто досуг, а образовательный, воспитательный процесс. Нам важно, чтобы наш театр был своего рода клубом для творческих людей.

Есть у нас проект "Диалоги закулисья" - встречи с актерами и режиссерами, есть читки, выставки. В этом году, например, актеры и зрители читали стихи Богдановича, Купалы. И приятно, что театр в стране отмечают как один из самых активных.

Ощущение, что театр - место встреч людей по интересам, было особенно отчетливым, когда в ноябре 2015 года РТБД принимал II Молодежный театральный форум стран Содружества, Балтии и Грузии. У нас жизнь тут кипела: в фойе проходили встречи с художниками, на малой сцене - с драматургами, на большой - с режиссерами. Приходили не только участники фестиваля, но и студенты, критики, актеры разных театров. Это было настоящее театральное, околотеатральное сообщество, где люди общаются, создают, спорят, где рождаются интересные идеи, проекты. Например, на I Молодежном театральном форуме стран Содружества, Балтии и Грузии, который проходил в Молдове, родился спектакль "Тихий шорох уходящих шагов" Дмитрия Богославского.

- Владимир Михайлович, вы упомянули о выходе белорусской драматургии за пределы своей страны.

- Наших драматургов знают и за рубежом, их пьесы переводят на разные языки и ставят в театрах России, Польши, Германии, Франции и других. Недавний пример: прошлая осень была осенью Дмитрия Богославского, когда его пьесу "Любовь людей" только в течение месяца на сценах показали три разных театра - РТБД, Московский театр им. Маяковского и театр из Киева.

А спектакль "Тихий шорох уходящих шагов" при поддержке Международной конфедерации театральных союзов и Союза театральных деятелей Кыргызстана был показан в Кыргызстане. Впервые за историю независимой Беларуси белорусский театр побывал в этой стране в 2015 году. Мы планируем показать этот спектакль и в других странах.

Прошлый год стал годом восстановления спектакля "Адвечная песня", обновленный спектакль мы показали на "Белорусских сезонах" в Москве. Совсем скоро отправимся в Сербию: 10 марта премьерный спектакль "Пеликан" режиссера Александра Гарцуева заявлен в программе фестиваля в Белграде. Спектакль по пьесе Андрея Иванова "И это все она" покажем на фестивале "Март@контакт" в Могилеве.

В планах серьезно заявить о себе в странах Западной Европы, попасть на фестивали современной драматургии в Германии, Польше, Франции. Мы работаем над этим.

- На все задумки одной лишь инициативы не хватит.

- Дело в том, что не нужно, как говорится, ждать милости от природы. За последние пару лет круг партнеров театра сильно увеличился. Мы работали с Институтом Гете, с Польским институтом. Посольство Польши в Беларуси нам помогало, посольство Швеции тоже. Строим планы сотрудничества с посольствами Литвы, Сербии, Франции. Прочные связи налажены с Белорусским культурным центром в Польше и в России. А сотрудничество с Международной конфедерацией театральных союзов, проведение II Молодежного театрального форума стран Содружества, Балтии и Грузии в Минске поставило наш театр на новый уровень. Мы выступили на международной площадке как организаторы, повысили статус, с нами начинают считаться, воспринимать как серьезных партнеров. Сотрудничество с конфедерацией продолжается, ведем переговоры о мастер-классах, о проведении совместных мероприятий. РТБД участвовал в 2015 году в фестивале имени А.П.Чехова.

Мы ищем варианты сотрудничества, это может быть спонсорство, партнерство, оказание услуг. К примеру, работали с журналом "Монолог" и при поддержке издания к его 20-летию создали спектакль "Игра без правил с неизвестной целью". В 2015 году при поддержке Агентства Владимира Гревцова был восстановлен спектакль "Адвечная песня" - визитная карточка театра. В 2016 году поставили пять премьер, использовав не только бюджетные средства. Я уже называл "Пеликан", "И это все она". Эти постановки появились с партнерской помощью посольства Швеции, агентства недвижимости "Твоя столица", Института Гете. Новый спектакль "Беларусь. Дыдактыка", в котором занята народная артистка Беларуси Татьяна Мархель, - проект, поддержанный Белгосстрахом. По пьесе Юлии Чернявской в начале марта при поддержке частного лица получит жизнь на сцене социальная драма "Синдром Медеи", режиссер Екатерина Аверкова. С Беларусбанком и Национальной библиотекой Беларуси провели конкурс для драматургов "Франциск Скорина и современность". Из 30 работ драматургов со всех регионов республики и ближнего зарубежья половина работ достойна внимания общественности. Спектакли-победители увидят свет на театральных подмостках, а с помощью партнеров, надеюсь, выйдет сборник лучших пьес конкурса. В 2016 году при поддержке Министерства информации, Союза писателей Беларуси, к слову, вышел сборник пьес белорусских авторов.

- Что касается спонсорской помощи - это понятно. Но какие услуги театр может оказать?

- Пытаемся продвигать театр в разные слои общества. Делали небольшие постановки под заказ, концерты с элементами театрализации для организаций. Показываем свои спекали для целевой аудитории. Кто обращался, остались довольны. Хотя некоторые сначала сомневаются: мол, интерьеры у вас скромные, нет ресторана-кафе, да и белорусский язык… Но убеждаю, предлагаю решение, и это срабатывает.

Если говорить о белорусском языке, то все постановки РТБД идут на родном языке, даже если пьеса написана на русском, ее переводим, прежде чем ставим на основной сцене. Крен к белорусскости сейчас очевиден, в молодежной среде популярно любить белорусский язык, уважать историю страны, ее прошлое. В театре работает много молодых актеров. И когда ровесники на родном языке говорят о тех же проблемах, которые волнуют и тебя, это популяризирует белорусский язык.

РТБД - театр, который интересен для публики разного возраста. Это один из немногих театров, не подпадающих под официальную статистику, по которой в театр ходят одинокие женщины с высшим образованием в возрасте от 40 лет. Наш театр посещает много молодежи. А это тот зритель, который с юности проходит процесс воспитания театром, это те люди, кто придет в театр и завтра, став уже взрослым.

Признаться, лично мне очень нравится, что наш зритель очень разный. Потому и формы взаимодействия у нас со зрителем, с партнерами не только традиционные. Мы очень активно осваиваем интернет-пространство, присутствуем в социальных сетях. Билеты на наши спектакли, которые имеют демократичную цену (Br8,5-11), можно купить через интернет, даже через смс, а это формы, которые привлекают молодых людей. В этом году мы обновили официальный сайт театра, рекламную продукцию.

Сегодня важно сохранить многое, но нужно и учитывать быстро меняющееся пространство. Если мы сейчас что-то упустим, потом будет тяжело нагонять.

- РТБД так развернулся: и центр драматургии у вас есть, и конкурсы пьес вы проводите. Французские актеры на площадке РТБД получают образование. Вам не тесно в этих стенах?

- Признаюсь, бывает тесновато. Но сегодня ведь в Европе театры - не обязательно пафосные здания, театр - это в первую очередь люди и спектакли. Может быть даже труппа сменная, на конкретные проекты набирают людей. Театры могут сегодня существовать в скромных условиях, гораздо скромнее, чем наши. И существуют неплохо. И такой театр приходит к нам тоже. Наш театр в этом смысле ближе к европейским, чем академические. РТБД выехать на гастроли намного проще, чем, скажем, Купаловскому или театру им. Горького.

Хочу сказать, что РТБД свой 25-летний юбилей встретил с немалым багажом наград творческим людям. За три года вручено 10 госнаград, а наша творческая группа состоит из 30 человек. Это очень важно - своевременно сказать людям спасибо. Как руководитель театра, я это хорошо понимаю. Не можешь простимулировать артистов зарплатой - простимулируй интересным проектом, поездкой, встречей, благодарностью. И как директору мне приятно сказать, что мы работаем одной командой, я очень горжусь своим коллективом.

- В фойе театра лежит книга отзывов. Владимир Михайлович, вы в нее часто заглядываете?

- Да каждый день. Знаете, это как Мороз-воевода дозором обходит владенья свои. Смотрю, как афиши висят, как снег расчищен, как убираются помещения театра. Ведь это важно, как выглядит твой дом, а для наших артистов, работников театр является вторым домом.

Жанна КОТЛЯРОВА,

БЕЛТА.-0-


Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.3648 BYN 2.353 BYN 2.36 BYN
USD
2.005 BYN 2.001 BYN 2.005 BYN
RUB
3.3615 BYN 3.37 BYN 3.38 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

День артиллериста на "Линии Сталина"
Круглый стол Вадим Гигин,
Виталий Мисевец,
Тамара Вятская,
Яков Алексейчик,
Дмитрий Шамко
1 ноября Революция 1917 года: взгляд через столетие. Круглый стол газеты "7 дней"
Круглый стол Наталья Хвир,
Светлана Краюшкина,
Ольга Верамей,
Александр Акентьев,
Валентин Вашкевич,
Денис Кобрусев,
Татьяна Петрова
13 октября Градостроительная политика в Минске: развитие городских территорий и будущее старых кварталов
Круглый стол Василий Ядловский,
Александр Шпак,
Зенон Ловкис,
Дмитрий Лужинский,
Михаил Ковалев
11 августа АПК в системе экономики Республики Беларусь: роль и тенденции развития
Круглый стол Валентина Гинчук,
Ольга Зеленко,
Ирина Каржова,
Ольга Проскалович,
Ирина Арефьева
2 августа В новый учебный год - с новыми программами и учебниками
Круглый стол Наталья Хвир,
Вадим Писаревич,
Алла Сташкевич,
Елена Боганева,
Янина Борисевич
27 июля Роль ЮНЕСКО в сохранении и продвижении нематериального культурного наследия Беларуси