ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 19 апреля 2024
Минск +3°C
Все новости
Все новости
Интервью
27 сентября 2017, 11:32
Анжелика Крашевская

"ТЕАРТ" - фестиваль вне рамок

Анжелика Крашевская
Анжелика Крашевская
Директор кинофестиваля "Лістапад"

Белорусская столица с 27 сентября по 16 октября принимает VII Международный форум театрального искусства "ТЕАРТ". В этом году "ТЕАРТ" покажет 19 постановок разнообразных жанров и форм из восьми стран: Беларуси, Латвии, Франции, Германии, Италии, России, Словении и Кыргызстана. Помимо постановок международной программы и программы Belarus Open, где представлены работы национального театра, для профессионалов и зрителей будет работать "Школа ТЕАРТа", которая включает лекции, встречи с режиссерами, мастер-классы и другие образовательные мероприятия. О разноплановой, расширяющей сознание зрителя программе "ТЕАРТа" корреспонденту БЕЛТА рассказала директор форума Анжелика Крашевская.

- "ТЕАРТ" проходит в седьмой раз, он уже вышел на определенный международный уровень узнаваемости. Это упрощает работу по формированию программы?

- Я начала работать на "ТЕАРТе", уже имея опыт проведения театрального форума "Панорама", недели классики с Белгазпромбанком и будучи директором кинофестиваля "Лістапад". Это, естественно, бонус в плане проведения переговоров, когда тебя уже знают по прошлым заслугам и тебе не нужно объяснять, кто ты такой. Плюс сегодня "ТЕАРТ" - устоявшийся фестиваль. Но сложность формирования программы все равно присутствует, потому что договоренности по некоторым спектаклям формируются на два года вперед. Хочется показать лучшее, а такое же желание есть у многих фестивалей. Сценическая жизнь европейских спектаклей не длится годами, как это происходит у нас. Новая работа активно участвует в европейских фестивалях, она востребована, потому что это актуальный материал. Поэтому пригласить зачастую определенную постановку непросто. К тому же одно дело - спектакль ездит по еврозоне, другое - приезжает ради одного показа в Беларусь. В этом случае нужно искать возможности кооперации с фестивалями других стран, чтобы предложение могло быть интересным. Например, параллельно с "ТЕАРТом" проходит Тбилисский международный театральный фестиваль. И спектакль "Враг народа" Томаса Остермайера, главы ведущего немецкого театра Schaubunhe Berlin и многократного участника Авиньонского фестиваля, показали в свое время и у них, у и нас. Каждый спектакль имеет какой-то временной задел, он не может находиться в репертуаре бесконечно долго, в следующем сезоне появятся другие работы, ведь жизнь ставит новые вопросы, меняются актуалии и вкусы. А режиссеры отвечают на запросы дня.

- Обращения к "ТЕАРТу" с просьбами о включении в фестивальную программу поступают?

- Конечно. Но порой к нам обращаются по принципу "а вдруг проскочу". Такой вариант не проходит, записи постановок вообще не рассматриваем. Каждую работу смотрю вживую, обычно на фестивалях или выезжаю специально. Исключение может быть только, когда ты доверяешь режиссеру. Неизвестный спектакль, театр, о котором нет отзывов, не может претендовать на участие в фестивале.

- Каким будет "ТЕАРТ" будущего года вы уже приблизительно знаете?

- Практически на 90%. Есть набросок, ведется переписка, а параллельно "ТЕАРТу" готовится и кинофестиваль "Лістапад", попутно еще какие-то проекты. Одновременно идут переговоры по разным темам и направлениям, и важно не упустить какие-то моменты в плане организации площадок, софинансирования. Например, спектакль "Враг народа" не приехал бы в Минск, если бы не подключился Институт имени Гете, а тогда его директор Франк Бауман очень помог в организации приезда этого дорогого коллектива. Институт Адама Мицкевича в Варшаве также содействовал представлению на "ТЕАРТе" спектаклей и целых программ.

Программа следующего фестиваля обычно готова к декабрю. Бывают форс-мажорные ситуации, когда что-то задуманное не получается. Например, итальянская постановка "Сестры Макалузо" Эммы Данте, которую зритель увидит в этом году, планировалась в программе прошлогоднего форума. Мы всегда проговариваем такую возможность о показе спектакля на следующем фестивале. Этот спектакль был показан на множестве европейских фестивалей, теперь такая возможность представилась и белорусскому зрителю. Правда, сталкиваемся с проблемой, что зритель в столичном городе зачастую не готов смотреть нестандартные вещи. Есть какая-то инертность, нежелание узнавать, учиться. Да, это сложные спектакли. Да, это диалог, спор. Но это же важно, чтобы были разные мнения, иначе сложно говорить о развитии, движении.

- И тем не менее у "ТЕАРТа" есть постоянный зритель.

- Некоторых я даже знаю в лицо. Мы с ними разговариваем, общаемся, что, кстати, удивительно, потому что это люди не из театральной среды, но они интересуются театром, что-то их мотивирует. А многие говорят, мол, не слышали информации о форуме, что звучит, на мой взгляд, странно. Сегодня в Минске проходит много интересных событий, тот же фестиваль Башмета, цирковой фестиваль, различные выставки, выбор не мал. Но как расшевелить аудиторию? Активных зрителей не так много.

- Анжелика, какой спектакль вы бы настойчиво рекомендовали посмотреть в этот раз?

- В первую очередь "Сестры Макалузо" Эммы Данте. Мне кажется, что это тот показатель психологического интересного драматического спектакля, с какими-то минимальными вещами, где актеры просто оголены в плане невозможности скрыться ни под чем. А разговор идет о важных вещах - о трагедии, которая случается, о том, что может быть с каждым. Этот разговор, в который тебя вовлекают, и ты пропускаешь через себя, как некая медитация, рефлексия, несмотря на то, что спектакль идет на итальянском языке. Будут русские субтитры. Я смотрела спектакль на итальянском с французскими субтитрами, зная, о чем он, и на эмоциональном фоне было невозможно остановиться после спектакля. Делается понятным, почему он хорошо прошел в Европе, и любопытно, как его примут у нас.

Но я рекомендую и другие спектакли, они все разные. Их тоже стоит посмотреть.

- Программа "ТЕАРТа" не ограничивается показами спектаклей, она гораздо шире. Однако количество зарубежных постановок стало меньше.

- Когда мы начинали фестиваль семь лет назад, была исключительно международная программа и, может быть, два-три белорусских спектакля. И все равно по размаху это продолжалось не одну неделю. Сейчас программ стало больше, а временные рамки остались прежними. Иногда, может, складывается впечатление, что белорусская программа перевешивает международную. Международная программа предлагает меньше спектаклей, но каждый раз это по-разному. Вообще статистика в этом случае не совсем корректна. Ведь когда для одного показа постановки "Аполлония" необходимо четыре дня монтажа и четыре демонтажа... Или спектакль "Враг народа" - очень технически сложный. При выборе программы, естественно, технический райдер учитывается. Но все сложности становятся ощутимыми при реализации проекта. Однако наша задумка - сохранить авторскую картинку. А для этого, конечно, технические нюансы имеют важное значение, и, чтобы добиться результата, помимо актеров нужны все составляющие элементы. Все это затратно и требует времени. В этот раз такой масштабной постановкой станет работа Владимира Панкова "Демон" по мотивам лермонтовского "Героя нашего времени".

Но и для представления менее масштабных спектаклей порой требуется много усилий. Для показа самой необычной и эффектной постановки фестиваля этого года - спектакля Электротеатра "Станиславский" авторства немецкого режиссера, композитора и педагога Хайнера Гёббельса ("Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой") и спектакля немецкого театрального женского коллектива She She Pop "В ящиках стола" придется переформатировать сценическое пространство, соорудить зрительные места на сцене.

Порой за то время, которое необходимо потратить на установку оборудования для какой-то постановки, можно было бы показать три спектакля.

- Насколько сложно или просто формировать национальную программу?

- На фестивале важно показать национальное театральное искусство не с позиции лучшее из лучшего. Это не конкурс белорусских спектаклей, а некий срез, чтобы отразить, что происходит с разного вида театрами у нас. "ТЕАРТ" выполняет две задачи. С одной стороны, выбрать, показать, что происходит с белорусским театром, а с другой, - презентовать отобранное для гостей. Ведь приезжим из-за рубежа специалистам должно быть интересно знакомство с белорусским театром.

Попасть по блату в белорусскую программу не получится. Для каждого спектакля есть обоснование, почему он в программе, там нет случайных работ. Пластика, хореография, перформанс наиболее интересны и понятны европейским зрителям и профессионалам. Такие работы мы и стараемся включать. Другое дело, что белорусские театры не так много интересного могут предложить, чаще всего они движутся по инерции, не особенно озадачены поиском нового. И это огорчительно.

- Белорусские работы получают отзывы зарубежных профессионалов и приглашения после "ТЕАРТа"?

- Такую задачу мы не ставим, но вместе с тем "ТЕАРТ", конечно, - площадка для встреч и знакомств, завязывания контактов. Так, спектакль "Опиум" получил ряд предложений от международных фестивалей из Германии, Литвы, Хорватии. После долгих переговоров в Брюссель отправится проект Татьяны Артимович и Антона Сорокина "Беларусь 4:33. Город Солнца точка ноль", созданный по книге Артура Клинова "Минск: путеводитель по Городу Солнца". Белорусский режиссер Александр Марченко получил предложение в Дании провести воркшоп по белорусской драматургии.

В этом году известный французский хореограф Анжелен Прельжокаж приехал в Минск не только, чтобы представить свою работу, но и провести кастинг для профессиональных танцоров.

Формы сотрудничества на международном уровне могут быть разные. И это важно, потому что так постепенно мы начинаем вливаться в европейский театральный контекст.

- "ТЕАРТ" интересен как для профессионалов, так и для зрителей еще и предложением стать учеником "Школы ТЕАРТа".

- В прошлом году мы начали разговор со зрителем на доступном и понятном языке о том, что такое современный театр, о его формах, о работе современных режиссеров. И в этом его продолжили, потому что этот образовательный проект, включающий лекции и открытые дискуссии профессионалов из разных дисциплин - театроведов, культурологов, историков театра, встречи с создателями спектаклей и практические мастер-классы композиторов, режиссеров и хореографов, оказался востребованным.

Для интересующихся театром лекцию прочтет известный немецкий композитор, музыкант, режиссер и педагог Хайнер Гёббельс, даст хореографические мастер-классы Франческо Скаветта - танцовщик и хореограф, художественный руководитель балетной группы Wee (Осло, Норвегия). У Франческо авторский подход к современному танцу, свой узнаваемый стиль.

Не останется без внимания и тема современного состояния белорусского театра. Обсуждение проведет театральный критик и куратор шоу-кейса "Belarus Оpen" Людмила Громыко.

Если подвести итог, "ТЕАРТ" направлен на расширение сознания, предлагает зрителю разножанровые спектакли, которые необязательно должны нравиться всем. Главное, что предоставляет "ТЕАРТ" для зрителей и профессионалов, - возможность познакомиться с новым и интересным, что появляется в театральной жизни ежегодно.

Жанна КОТЛЯРОВА,

БЕЛТА.-0-

Топ-новости
Свежие новости Беларуси