ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 25 апреля 2024
Минск +8°C
Все новости
Все новости
Интервью
10 сентября 2015, 19:30
Валерий Бороденя

В перспективе белорусское бизнес-образование сможет составить серьезную конкуренцию на европейском пространстве

Валерий Бороденя
Валерий Бороденя
Депутат Палаты представителей

В Беларуси не так давно постановлением Совмина была утверждена Концепция формирования и развития системы бизнес-образования. Этот документ уже вызвал широкое обсуждение в деловых кругах. О том, что данная концепция позволит изменить в существующей системе получения образования, корреспондент БЕЛТА пообщался с членом Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам кандидатом экономических наук Валерием Бороденей, который имеет опыт преподавания экономических дисциплин.

- Валерий Анатольевич, как в целом вы оцениваете концепцию?

- Программу я оцениваю как весьма прогрессивную. Она обсуждалась и вызревала на протяжении нескольких лет, в ее основе лежит некий консенсус, достигнутый между Минэкономики, руководителями крупных подразделений вузов, которые этим занимаются, представителями крупных частных образовательных и консалтинговых учреждений. Концепция задает более четкие векторы развития сферы бизнес-образования. Это попытка сделать правила игры на рынке более понятными для всех.

- Для чего нужна концепция развития системы бизнес-образования? Разве оно не может развиваться без этого документа?

- Бизнес-образование, конечно, развивается и без всякого государственного регулирования. Однако необходимо более резкое повышение эффективности системы. К сожалению, с 90-х годов, когда мы вступили на тропу рыночных отношений, тот экономический ресурс, который называется "предпринимательские способности", не прирастает нужными темпами. Речь идет о том, чтобы люди больше проявляли частной инициативы, были готовы идти на риск, брать на себя ответственность. У нас остается система, при которой люди очень сильно надеются на государство и не реализуют собственные идеи. У нас мощный государственный сектор, и надежда людей на этот сектор очень большая. Во всем мире люди сами отвечают за свое будущее, за свое развитие. А у нас обывателям часто и мысли не приходит, что они могут быть успешными, создав собственный бизнес.

Конечно, бизнес-образование может развиваться само по себе, но концепция должна помочь достаточно быстро сформировать пласт качественных управленцев. Что греха таить, сегодня этот ресурс у нас в серьезном дефиците. Не так много опытных управленческих кадров, способных трезво оценивать риски и идти на них. И абсолютно правильно, что развитием бизнес-образования занимается Минэкономики. Именно это ведомство лучше всех чувствует узкие места и пытается придать импульс развитию тех или иных сфер.

- Какая необходимость в бизнес-образовании? Может, достаточно просто иметь "коммерческую жилку"?

- Далеко не каждый может оценить риски и пойти на них. Достаточно посмотреть на своих родителей. Почему большинство из них не ушло когда-то из бюджетной сферы и не стало предпринимателями? Как раз потому, что эта "коммерческая жилка" или предпринимательская способность как экономический ресурс у них не была в достаточной мере сформирована. Система бизнес-образования помогает развивать эти навыки. Она не прививает людям некие эксклюзивные знания по схеме "приди к нам, заплати деньги, и мы тебя научим быть бизнесменом", а помогает отвечать людям на серьезные актуальные вопросы.

Например, индивидуальный предприниматель, который успешно торговал в 90-е годы, заработал начальный капитал и развил сеть магазинов. Теперь его навыки должны поменяться (это еще более 100 лет назад показал один из основоположников научного менеджмента - Анри Файоль). Недостаточно быть просто продавцом, нужно быть менеджером и заниматься формализацией бизнес-процессов. Ты должен делегировать полномочия и контролировать лишь ключевые точки, думая при этом, чтобы не развалился весь бизнес. К сожалению, сегодня бизнесмен не всегда может перейти на этот новый уровень. Система бизнес-образования как раз и настроена на то, чтобы формировать те навыки, которые необходимы в данный момент, развивать стратегическое видение, предчувствие того, как будет в дальнейшем развиваться рынок.

Бизнес-образование гораздо шире, чем просто экономическое образование. Просчитать кэш-флоу (денежный поток) и рентабельность, создать бизнес-план, написать план маркетинга, провести SWOT-анализ - это вопросы больше технические, которыми должны заниматься узкие специалисты. Бизнес-образование позволяет формировать у человека некое стратегическое видение будущего, учит чувствовать рынок, своих конкурентов, предугадывать шаги на 10-20 лет вперед. Благодаря такому образованию человек способен учитывать риски и подстраховать себя, чтобы не прийти в результате к отрицательному эффекту.

Бизнес-образование - это очень гибкая сфера, ее сложно формализовать, как, например, учебные программы по другим предметам. В данном случае прочным, стабильным, надежным фундаментом выступает базовая классическая система образования, а бизнес-образование это как флюгер, который должен чувствовать направление ветра и отвечать за изменчивость. Оно помогает найти ответы на вопросы, которые возникают именно сегодня.

- Кодекс об образовании не дает права организациям, которые официально не оформлены как учреждения образования, применять на практике программы переподготовки руководящих работников и специалистов. Как вы к этому относитесь? Можно ли по этой позиции что-то поменять в кодексе?

- Сейчас Министерство образования серьезно работает над доработкой Кодекса об образовании, его актуализацией. Я думаю, там появятся (и это прямо указано в концепции) целые блоки, которые будут касаться бизнес-образования. Конечно, мы должны дать возможность заниматься этим тому, кто может выжить на рынке, кто даст качественный продукт. Однако это нельзя отдавать на откуп стихии рынка. Мне очень импонирует, что основная роль в концепции отводится республиканскому совету, где будут представлены профессиональные ассоциации участников рынка бизнес-образования, ведущие бизнес-ассоциации, что позволит оперативно рассматривать проблемные вопросы и принимать согласованные решения.

Наверное, мы должны добиться, чтобы бизнес-школы открывались в областных городах и крупных районных промышленных центрах. Потому что такая централизация (90% - в Минске) - это нехорошо. Мы делаем уклон на развитие бизнеса в сельской местности, в небольших городах. Местных бизнесменов надо поддерживать, в том числе через образовательные услуги, предоставляя им бесплатные консультации или мультимедийные уроки, выложенные на сайтах министерств, чтобы человек знал основные, базовые вещи и не делал тех ошибок, которых легко избежать.

- Можно ли сказать, что мы интегрированы в международное образовательное пространство?

- Многие белорусские фирмы, в том числе IT-сектора, строительного, сегодня отправляют своих сотрудников поучиться за рубеж. В то же время потенциал Беларуси позволяет и нам на международном уровне предложить весьма эффективные программы. Например, в БГЭУ и БГУ есть программы для магистров на английском языке.

Сказать, что мы достаточно интегрированы в международное образовательное пространство, наверное, сложно. Мы конкурируем в неких отдельных сегментах, например, в сфере высшей школы, где мы предоставляем отличные услуги. Что касается бизнес-образования, то здесь, конечно, мы отстаем. В концепции прямо указано, что нужно прилагать усилия, чтобы интегрироваться с ведущими мировыми школами, приглашать сюда лекторов, обмениваться опытом. Все это позволит нам гораздо быстрее развиваться. В то же время серьезным сдерживающим фактором при интеграции является недостаточная языковая подготовка преподавателей.

- Бизнес-образование должно быть коммерческим проектом или сферой, которую дотирует государство?

- Считаю, что государство не должно напрямую дотировать бизнес-образование. Оно обязано поддержать тех людей, которые стремятся создать свой бизнес, реализовать свою бизнес-идею, развить предпринимательские способности. На мой взгляд, государство должно поддерживать не определенную бизнес-школу, а ее клиентов в тех сегментах, в которых есть заинтересованность (например, малый и средний бизнес). Начинающий бизнесмен может столкнуться с множеством проблем, и ему надо помочь не наступить на грабли. Можно профинансировать его обучение или оплатить повышение квалификации его сотрудника. Если государство видит, что надо поддержать какие-то сегменты экономики, оно может оплатить некие семинары или курсы.

Если мы видим, что есть какая-то потребность, мы должны адекватно на нее реагировать. В концепции об этом и говорится. Сегодня наша образовательная сфера недостаточно гибка, она классическая. Но сегодня мир настолько динамичен, что никому не позволительно много времени тратить на решение вопросов. Побеждает тот, кто наиболее мобилен, кто может предугадать, что будет завтра. Мы, к сожалению, пока не отличаемся такими способностями, но должны их развивать, в том числе с помощью бизнес-образования.

- Как вы относитесь к программам МВА? Кто должен их реализовывать?

- Что касается самой философии, содержания такого рода программ, когда специалисты высокого уровня, профессионалы, имеющие опыт, объединяются и на основе рассмотрения кейсов развивают друг друга и решают конкретные задачи по развитию своего бизнеса, то это очень хорошо. В чем успех системы МВА? Скорее всего в том, что собираются люди с абсолютно разных сфер, которых волнуют одни и те же вопросы, и они обогащают друг друга новым опытом, видением, новым чувством. Посмотрев, как решают ту или иную проблему в дорожном строительстве, можно сделать это же в производстве сельхозпродукции. Такой обмен опытом, такое общение очень дорогого стоит. За это, в общем-то, люди и платят.

- Концепция предполагает достижение к 2020 году определенных индикативных показателей. В частности, годовой объем специалистов, проходящих обучение по программам МВА, должен достигнуть 1500 слушателей, а количество бизнес-школ - 25. Как вы считаете, достижимы ли эти цели?

- Цифра по объему специалистов, по моим субъективным оценкам, несколько завышена. С другой стороны, я не знаю, сколько конкретно белорусских бизнесменов сегодня учится в Москве (а их достаточно много). Возможно, если этот бизнес получит должное развитие, нам удастся привлечь и россиян.

Считаю, что любой документ должен заканчиваться развернутыми списками целевых показателей. Это дает возможность объективно оценить, достигли ли мы тех показателей, к которым стремились. В целом почва для развития бизнес-образования в Беларуси очень благодатная. Наш народ любит учиться, он открыт ко всему новому. Я верю, что в перспективе мы сможем составить серьезную конкуренцию на европейском образовательном пространстве.

Светлана ВАСИЛЕВСКАЯ

Топ-новости
Свежие новости Беларуси