Казахстанский биолог превратил курицу в динозавра

Калейдоскоп 13.05.2015 | 10:55
13 мая, Астана /БЕЛТА - КАЗИНФОРМ/. Биологи во главе с казахстанцем Архатом Абжановым из Гарварда и Бхартом-Анджаном Бхулларом (Bhart-Anjan Bhullar) из Чикаго создали эмбрионы куриц с мордами динозавров - подавив развитие белков, с помощью которых в зародышах образуются клювы. Об эксперименте сообщается в журнале Evolution, а коротко результаты исследования излагает Nature News & Comment.

У некоторых птиц межчелюстные кости остались соединенными, у других - отдельными и короткими. Цифровые модели черепов показали, что кости во многих из них оказались больше похожими на черепные кости первоптиц (вроде археоптерикса) и динозавров (таких, как велоцираптор), чем на кости обычных цыплят.

Целью ученых было не создание мутантов и не воскрешение динозавров методами генной инженерии - они стремились понять, как на молекулярном уровне шел процесс превращения морд в клювы у рептилий (будущих птиц). Известно, что клюв у ящеров возник из двух небольших костей (межчелюстных), вытянувшихся и соединившихся в одну структуру.

Ученые из Гарварда и Чикаго (США) сравнивали развитие эмбрионов современных птиц и рептилий. Оказалось, что в организме этих групп животных по-разному экспрессируются белки FGF и Wnt: у рептилий они активны в двух небольших участках плода, превращающихся в морду, а у птиц - в широкой полосе на аналогичном участке.

Чтобы проверить эту гипотезу, ученые ввели в эмбрионы куриц химические вещества, блокирующие активность белков FGF и Wnt. Согласно одобренному властями университета протоколу исследования, зародышей-мутантов не довели до рождения: изменения в их анатомии отслеживали на последних днях развития плода.

Палеонтолог Джек Хорнер (Jack Horner), который не раз заявлял о своем желании вырастить динозавров из куриц, воспринял работу Абжанова и Бхуллара с энтузиазмом. Хорнер выявил генетические мутации, отвечающие за исчезновение хвоста у современных птиц - но повлиять на них на практике пока не удалось (в образовании хвоста участвует слишком много компонентов). Манипуляция с белками, отвечающими за эмбриональное развитие, представляется палеонтологу очень ценным методом.-0-

МЧС провело учения в "Президент-Отеле"

Основные социально-экономические показатели Беларуси в январе-июле Основные социально-экономические показатели Беларуси в январе-июле 2018 года (к январю-июлю 2017-го): ВВП - 104,4%, выпуск продукции промышленности - 107,5%, выпуск продукции сельского хозяйства - 106,1%, инвестиции в основной капитал - 111,3%, ввод в эксплуатацию жилых домов - 87,7%, розничный товарооборот - 109,6%.
Круглый стол Виталий Грицевич,
Филипп Гулый,
Юлия Куцер,
Людмила Кулак
17 августа Что и почему нужно менять в законодательстве о туризме
Круглый стол Геннадий Давыдько,
Александр Коваленя,
Вячеслав Данилович,
Вадим Лакиза,
Владимир Мельник,
Константин Баландин,
Валентин Стариченок
14 августа "История белорусской государственности. Концепция Института истории НАН Беларуси"
Круглый стол Александр Горваль,
Дмитрий Гуриненко,
Александр Авраменко,
Виктор Агеев
13 июня Жилье для многодетных и нуждающихся: как решается вопрос?
Круглый стол Александр Занимон,
Андрей Рыбак,
Денис Капский,
Юрий Важник
18 мая Как повысить безопасность на дорогах? Обсуждаем изменения в Закон о дорожном движении
Круглый стол Андрей Ромашко,
Инесса Лемак,
Сергей Красуцкий,
Дмитрий Улога,
Марина Попова
13 марта Культура общежития. Как бороться с соседями-дебоширами?