Казахстанский биолог превратил курицу в динозавра

Калейдоскоп 13.05.2015 | 10:55
13 мая, Астана /БЕЛТА - КАЗИНФОРМ/. Биологи во главе с казахстанцем Архатом Абжановым из Гарварда и Бхартом-Анджаном Бхулларом (Bhart-Anjan Bhullar) из Чикаго создали эмбрионы куриц с мордами динозавров - подавив развитие белков, с помощью которых в зародышах образуются клювы. Об эксперименте сообщается в журнале Evolution, а коротко результаты исследования излагает Nature News & Comment.

У некоторых птиц межчелюстные кости остались соединенными, у других - отдельными и короткими. Цифровые модели черепов показали, что кости во многих из них оказались больше похожими на черепные кости первоптиц (вроде археоптерикса) и динозавров (таких, как велоцираптор), чем на кости обычных цыплят.

Целью ученых было не создание мутантов и не воскрешение динозавров методами генной инженерии - они стремились понять, как на молекулярном уровне шел процесс превращения морд в клювы у рептилий (будущих птиц). Известно, что клюв у ящеров возник из двух небольших костей (межчелюстных), вытянувшихся и соединившихся в одну структуру.

Ученые из Гарварда и Чикаго (США) сравнивали развитие эмбрионов современных птиц и рептилий. Оказалось, что в организме этих групп животных по-разному экспрессируются белки FGF и Wnt: у рептилий они активны в двух небольших участках плода, превращающихся в морду, а у птиц - в широкой полосе на аналогичном участке.

Чтобы проверить эту гипотезу, ученые ввели в эмбрионы куриц химические вещества, блокирующие активность белков FGF и Wnt. Согласно одобренному властями университета протоколу исследования, зародышей-мутантов не довели до рождения: изменения в их анатомии отслеживали на последних днях развития плода.

Палеонтолог Джек Хорнер (Jack Horner), который не раз заявлял о своем желании вырастить динозавров из куриц, воспринял работу Абжанова и Бхуллара с энтузиазмом. Хорнер выявил генетические мутации, отвечающие за исчезновение хвоста у современных птиц - но повлиять на них на практике пока не удалось (в образовании хвоста участвует слишком много компонентов). Манипуляция с белками, отвечающими за эмбриональное развитие, представляется палеонтологу очень ценным методом.-0-

Карта погоды

Белорусские ID-карты появятся в июле 2018 года

День без автомобиля в Минске Водители 22 сентября могут бесплатно пользоваться общественным транспортом Минска при предъявлении прав и технического паспорта на авто.
Круглый стол Василий Ядловский,