ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 19 апреля 2024
Минск +3°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Корр. БЕЛТА
Какова доля МСП в ВВП? Какова динамика? К какой цифре планируется прийти к 2020 году?
Арушаньянц Петр

На 1 ноября 2015 года в Беларуси хозяйственную деятельность осуществляли 357,9 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства. В том числе 114,5 тыс. (32%) юридических лиц и 243,4 тыс. индивидуальных предпринимателей. При этом основная часть юрлиц (87%) - это микроорганизации (со средней численностью работников до 15 человек), 10,3% - малые организации (от 16 до 100 человек) и 2,1% - средние (от 101 до 250 работников).

Удельный вес поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), включая индивидуальных предпринимателей, в общих поступлениях в бюджет за 10 месяцев 2015 года составил 29,1%, или Br48,1 трлн.

Одним из основных показателей экономического роста в стране является показатель темпа роста валовой добавленной стоимости (ВДС). Удельный вес малого и среднего предпринимательства в ВДС Республики Беларусь имеет выраженную тенденцию к росту. Так, по результатам 2014 года он составил 28,7% и увеличился с 2004 года более чем на 10 процентных пунктов.

Плотность малого и среднего бизнеса (количество субъектов МСП на 1 тыс. жителей) в Беларуси сопоставима c зарубежными показателями (38,3 единицы на 1 тыс. жителей). Однако средний объем добавленной стоимости, производимой одним субъектом МСП, заметно уступает уровню развитых стран. Соответственно, повышение производительности труда у субъектов малого и среднего предпринимательства в нашей стране является одним из важнейших потенциальных источников экономического роста.

Усилия, направленные на поддержку предпринимательства в нашей стране, позволяют рассчитывать на увеличение вклада малого и среднего бизнеса в ВДС страны к 2030 году до 50%.

В республике создана и действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, которая на 1 ноября 2015 года включала 87 центров поддержки предпринимательства и 18 инкубаторов малого предпринимательства.

По оперативным данным, в истекшем периоде 2015 года субъекты инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства оказали услуги более чем 80 тыс. человек, провели свыше 1,4 тыс. курсов, семинаров, участие в которых приняли более 25,5 тыс. человек.

Анатолий Козлевич, Кобрин
Как можно оценить нынешний уровень диалога бизнеса и власти?
Арушаньянц Петр

Я считаю, что диалог бизнеса и власти идет конструктивно. Мы очень довольны участием делового сообщества, прежде всего ведущих бизнес-союзов, различных советов при государственных органах, совета по развитию предпринимательства в решении практически всех вопросов, касающихся экономики и, главным образом, развития деловой среды. Мы привыкли к этому участию и даже не видим решения проблем по совершенствованию бизнеса без участия бизнес-союзов и предпринимательских структур.

Карягин Владимир

Мы не просто оцениваем этот диалог, мы его измеряем. Сейчас можно говорить о формах, о площадках и об уровнях диалога. Формы у нас сложились: допустим, подготовка обсуждения Национальной платформы бизнеса Беларуси, общественно-консультативные советы при министерствах и ведомствах, Совет по предпринимательству Беларуси. Но если говорить об уровнях, то есть вопросы.

Наш опрос индекса делового оптимизма проводится каждые полгода, участвуют 520 владельцев бизнеса со всей страны. И 86% не удовлетворены уровнем диалога бизнеса и власти. Видимо, такой большой процент создают регионы. К сожалению, ни социальное партнерство, ни диалог на уровень районов, сельских населенных пунктов не опустился. Там не работают общественно-консультативные советы, хотя мы предлагали создавать в каждом районном городе три таких совета - по развитию производства, услуг и торговли. Власть получила бы хороший инструмент генерации идей о развитии местного предпринимательства, потому что предприниматели обладают не только инициативой, но и видением, как они могут решить вопрос.

Ту верхушечную часть общения еще нельзя назвать полноценной диалогом, на наш взгляд. Не все министерства на равных в нем участвуют. И если Министерство экономики - образец, пример, где работают общественно-консультативные советы, идет плотная работа со всеми ассоциациями, то есть ведомства, где такой работы нет. Но начало положено.

Корр. БЕЛТА
Как Банк развития видит свое место в системе поддержки малого и среднего бизнеса в Беларуси?
Кавецкая Юлия

Предполагается, что система финансовой поддержки МСП будет строиться на основе программы Банка развития, которая была инициирована нами и разработана в конце 2014 года. Первыми к программе подключились три банка, на сегодняшний день речь идет об 11 банках-партнерах. Кроме того, с конца ноября запущен пилотный проект лизинговой компанией "Промагролизинг". Планируем развивать такое направление. Возможно, отработав пилотный проект, разработаем критерии для других лизинговых компаний, будем подключать и расширять каналы предоставления поддержки этим путем.

Наша действующая программа предполагает финансирование предприятий производственной сферы, сферы услуг на инвестиционные цели (приобретение оборудования, транспортных средств, недвижимости). Банк развития предоставляет ресурсы банкам-партнерам по установленным критериям. Впоследствии банк-партнер осуществляет финансирование конечных заемщиков.

В ноябре 2015 года мы запустили два новых продукта, которые были озвучены на Международном форуме предпринимательства, который прошел во время Всемирной недели предпринимательства. Первая программа - это финансирование стартап-компании под половину ставки рефинансирования плюс 4,5% (на сегодняшний день - 17% годовых). Второй вариант - финансирование через лизинговую компанию. Что касается ранее действующей программы не для вновь созданных компаний, то по ней условия таковы: ставка рефинансирования плюс 4,5%. На сегодняшний день это ниже рынка, поэтому условия являются привлекательными.

На следующий год планируется и прорабатывается совместно с Минэкономики ведение серьезной работы с Всемирным банком. Надеемся, что будет принято положительное решение и уже с середины 2016 года Банк развития получит кредитную линию на цели финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Конечно, там будет финансирование в валюте, однако по низким для Беларуси и привлекательным для конечных заемщиков ставкам.

Евгений, Могилев
В августе 2014 года Банк развития вывел на рынок Беларуси принципиально новую программу в области поддержки малого и среднего бизнеса. Основной инструмент программы – предоставление кредитных ресурсов по доступной стоимости и с прозрачными понятными требованиями к заемщикам. Сколько предпринимателей воспользовались предоставленными возможностями?
Кавецкая Юлия

О востребованности разработанной Банком развития и действующей с августа 2014 года программы свидетельствуют количественные результаты. Так, по состоянию на начало декабря 2015 года средствами Банка развития в рамках программы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства профинансировано 413 инвестиционных проектов общей стоимостью порядка Br2 трлн. Общая сумма кредитных договоров составила около Br570 млрд.

Корр. БЕЛТА
О каком объеме средств на 2016 год идет речь?
Кавецкая Юлия

Без учета средств Всемирного банка на следующий год планируется на поддержку малого и среднего бизнеса выделить Br800 млрд. Это в рамках общей поддержки, которая действует и сегодня. Вместе с тем, Всемирный банк досконально изучил нашу программу. Мы совместно проработали все ее критерии и условия. Программа была оценена положительно, на ее основе ВБ в Беларуси готов запускать финансирование проектов МСП за счет своих ресурсов. Пока никаких окончательных решений не принято, но, на мой взгляд, начальная сумма может составить около $50 млн.

Корр. БЕЛТА
Какие меры поддержки малого и среднего предпринимательства будут ключевыми в 2016 году и в среднесрочной перспективе (до 2020 года)?
Арушаньянц Петр

Сегодня система государственной поддержки уже сформирована и достаточно длительное время в Беларуси работает. До сих пор шло определенное реформирование этой системы, решались отдельные точечные вопросы: давались разъяснения, как легче оформить документы для получения поддержки, шла больше разъяснительно-информационная работа, чтобы привлечь предпринимателей - не все знают о формах и возможностях господдержки. В целом в 2016 году мы продолжим ту работу, которая ведется последние 10 лет, но будет два существенных изменения. Первое - в части финансовой поддержки. В 2014 году участие в процессах государственной финансовой поддержки этого сектора начал Банк развития. Сначала это был пилотный проект, но он хорошо себя зарекомендовал и был продолжен в 2015 году. Запланировали Br700 млрд, эта программа прошла успешно - она набрала обороты, начали появляться новые специальные продукты поддержки предпринимательства, не только нацеленные на состоявшийся сектор, но и на стартапы. Главное, что это достаточно серьезные ресурсы, которые уже запланированы. Кроме того, осуществляется серьезный контроль за эффективностью их использования. По итогам 2014/2015 года программа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Банка развития очень положительно себя зарекомендовала - и по оценке международных структур, к примеру, Всемирного банка, и по оценкам Министерства экономики. И сейчас мы уже говорим не о пилотном проекте, а о постоянно действующей программе. Эти изменения будет набирать обороты и в 2016 году.

Из этого вытекает, что у нас теперь блок финансовой поддержки серьезно проработан Банком развития. Соответственно, мы имеем возможность высвободить те ресурсы, которые у нас есть (средства республиканского бюджета, местных бюджетов). Раньше они шли на финансовую поддержку, теперь мы имеем возможность усилить так называемую нефинансовую поддержку бизнеса - консультационные и информационные услуги, возможность предоставления предпринимателям производственных помещений и площадок. Сейчас мы и занимаемся усилением нефинансовых форм поддержки бизнеса.

Корр. БЕЛТА
А какие-то изменения в законодательстве на 2016 год планируются?
Арушаньянц Петр

Они планируются, но прежде всего скажу, что мы и по текущей законодательной базе не ограничены в своих решениях. Мы планируем внести серьезные изменения в закон о поддержке малого и среднего предпринимательства и в указ Президента №255 о порядке оказания поддержки. Закон о поддержке малого и среднего предпринимательства действует в Беларуси с 2009 года. Пока по действующему законодательству у нас и так широкие возможности, и те новые формы господдержки ему не противоречат. Наоборот, закон предусматривает множество различных форм поддержки, просто они до настоящего времени не использовались. Теперь мы уже имеем, прежде всего, возможность развивать иные формы, перераспределив ресурсы с финансовой поддержки на нефинансовую поддержку.

Мы не хотим торопиться, нам не нужны какие-то резкие изменения в законодательстве о поддержке малого и среднего бизнеса. К примеру, мы хотим более тщательно проработать критерии отнесения субъектов хозяйствования к малому и среднему предпринимательству.

Константин Борисович, Несвижский р-н
Периодически возникают вопросы по поводу критериев отнесения субъектов хозяйствования к категории малого и среднего предпринимательства, с чем непосредственно связано оказание им поддержки. Планируется ли их пересмотреть?
Арушаньянц Петр

В Беларуси на сегодняшний момент получается, что единственным критерием является численность. В зависимости от численности сотрудников на предприятии оно относится к микроорганизациям, малым или средним. А для получения господдержки учитываются еще критерии выручки и наличия доли иностранной государственной и частной собственности у этого предприятия. Но если взять международный опыт, то везде - свои критерии, в ЕС - свои, в России - свои. Мы хотим более тщательно изучить эти критерии. Таким образом, уже сама целевая аудитория тех, кто будет вправе получать поддержку, изменится. Мы хотим ее расширить, за редкими исключениями. К примеру, калийная компания по численности занятых относится к малому и среднему предприятию, у них меньше 250 штатных сотрудников, но мы понимаем, что она не будет получать господдержку по этим программам - это совсем разные категории субъектов хозяйствования. Соответствующее поручение у нас предусмотрено в обновленном варианте Директивы №4.

Новые критерии будут в законе, но его мы тоже не будем торопиться принимать. Все должно быть выверено, отработано, с общественностью согласовано, и ориентировочно в течение 2016 года мы планируем подготовить проект закона с тем, чтобы в 2017 году он был представлен в Национальное собрание и рассмотрен депутатами. Та же ситуация и с указом №255. Еще раз повторюсь: действующее законодательство не является сдерживающим фактором для применения новых прогрессивных форм поддержки, главное - их проработать, чтобы это было эффективно, чтобы мы могли просчитать отдачу от каждого вложенного рубля.

Ирина, Береза, Брестская область
В начале августа было анонсировано создание в Беларуси при поддержке МФК информационного портала для желающих открыть свое дело. Прошло 4 месяца. Как продвигается проект? Когда заработает портал?
Арушаньянц Петр

Работа над созданием портала продолжается. Сейчас также ведется серьезная работа с административными процедурами для бизнеса, которые осуществляются по заявлениям субъектов хозяйствования, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Вкратце о сути этой работы. В 2008 году в Беларуси была ситуация, что каждый государственный орган утверждал свои процедуры, и не было единой практики. Оказалось, что в стране осуществлялось 1,5 тыс. административных процедур, причем по разным правилам. Этой проблематикой занялось Министерство экономики. Сначала был сокращен перечень на треть, потом наполовину. В результате в 2012 году принято постановление №156, согласно которому в стране осталось 750 административных процедур. Следующим шагом была качественная переработка оставшихся процедур. В них активно внедрялся принцип одного окна. Сейчас он действует по большинству процедур - там, где это возможно.

Дальше планируется работать в двух направлениях. Во-первых, мы хотим ввести оценку регулирующего воздействия нормативных правовых актов. Эта серьезная программа действует во многих странах. В Беларуси внедрить такую методику мы планируем с помощью делового сообщества. Во-вторых, административные процедуры планируется перевести на электронный порядок осуществления, то есть сделать их в режиме онлайн. Эта сложнейшая работа как раз проводится для информационного портала. Его планируется сделать максимально прогрессивным. В этой связи важно наладить связи между госорганами и субъектами хозяйствования. Для этих целей привлечены эксперты Международной финансовой корпорации. Создание информационного портала будет вестись поэтапно. Думаю, что использовать возможности электронного реестра административных процедур можно будет, ориентировочно, с середины 2017 года.

Тамара Ивановна, Минск
Зачастую говорится о том, что даже если у отдельных людей и есть идеи по созданию и развитию собственного бизнеса, то они все равно не идут в банки за кредитами - просто по незнанию того, что им предлагается и могут ли они этим воспользоваться. Занимаетесь ли вы масштабной просветительской деятельностью? Может быть, планируются какие-то образовательные программы, семинары?
Кавецкая Юлия

Мы работаем с нашими банками-партнерами. Через них мы получаем обратную связь о конечных заемщиках и их потребностях. Через банки-партнеры постоянно мониторим отображение ими информации на своих сайтах, проводим мониторинги, насколько они качественно консультируют клиентов-заемщиков. Банк развития выступил соорганизатором Международного форума предпринимательства, и это также является одним из каналов расширения доступности информации для субъектов малого и среднего предпринимательства. Также участвуем в телепроекте "Мой бизнес", запускаем проект Hand made, в котором наставники (менторы), имеющие опыт ведения бизнеса, обучают студентов старших курсов экономических специальностей, развивают у тех предпринимательский дух. Этот проект осуществляется на базе Банка развития.

Сергей Александрович, Минск
Какова ситуация с ИП, которые с 1 января 2016 года смогут продавать только те импортные товары легкой промышленности, качество и происхождение которых подтверждено документально? Что предлагают предприниматели для решения своих проблем? Готовы ли они к переходу на цивилизованные формы торговли?
Карягин Владимир

Проблема стоит остро для 11 тыс. индивидуальных предпринимателей, которые не смогли распродать остатки своих товаров. Но проблема стоит остро в целом в контексте ЕАЭС. Дело в том, что те технические нормы и правила, которые были приняты по отношению к товарам легкой промышленности, завозимым из третьих стран, распространяются на пять государств. Но все страны подошли к этому решению с разной степенью готовности. К примеру, в России, где наши предприниматели покупают товары, очень много контрафакта. То есть наш бизнес постоянно наталкивается на подлоги, обман, привозя товар, документы на который оказываются фиктивными, и подвергаются определенным наказаниям контрольных органов Беларуси. Если говорить об Армении, Кыргызстане и Казахстане, там вообще не приступили к внедрению данной технической нормы (продавать товары только с подтверждающими качество документами. - Прим. БЕЛТА). Поэтому работают рынки, торговые центры, никто не занимается ИП. В результате у нас оказалась неравная ситуация. Мы обратили внимание коллегии ЕЭК на эти вопросы. И на последнем заседании общественно-консультативного совета в Министерстве экономики, куда были приглашены и предприниматели с рынков и представители всех бизнес-ассоциаций, очень детально рассматривался этот вопрос.

По итогам обсуждения мы обращаемся в Минэкономики с инициативой внести изменения в указ №222 по соблюдению требований технических регламентов, приведению размеров ответственности ИП, субъектов малого предпринимательства.

Республиканской конфедерацией предпринимательства и ОО "Минский столичный союз предпринимателей и работодателей" подготовлено соответствующее обращение, где мы предлагаем ряд мер, которые бы смягчили данную ситуацию на период, пока не будут внесены некоторые корректировки в указ №222. Мы предлагаем не применять к ИП меры ответственности, если не доказано, что он недобросовестный. Ряд предложений внесли Госстандарту. Надеюсь, что до нового года они будут рассмотрены соответствующими органами.

Мы видим, что большинство предпринимателей являются добросовестными, абсолютное большинство продает товар с соответствующими сертификатами, многие предприятия, которые выпускают товары в России, Беларуси, Китае, смогли обеспечить продукцию такими документами.

Корр. БЕЛТА
То есть вы не предлагаете переносить сроки реализации остатков товаров?
Карягин Владимир

Мы предлагаем пересмотреть те вопросы, которые были предусмотрены указом №222, но не были своевременно решены.

Больше результатов
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси