ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Вторник, 23 апреля 2024
Минск Сплошная облачность +6°C
Все новости
Все новости
Президент
02 августа 2011, 19:33

Следственный комитет Беларуси с 1 января 2012 года должен функционировать в полном объеме - Лукашенко

2 августа, Минск /Корр. БЕЛТА/. В Беларуси с 1 января 2012 года создается Следственный комитет, который будет находиться в подчинении Президента Беларуси. Такое решение было принято 2 августа на совещании по вопросу совершенствования системы органов предварительного расследования, сообщили БЕЛТА в пресс-службе главы государства. Открывая совещание, Александр Лукашенко подчеркнул: "Сегодня необходимо принять окончательное решение о том, создавать комитет или оставить эту идею раз и навсегда". Вопрос совершенствования системы и улучшения работы органов предварительного расследования поднимался уже неоднократно. Кроме того, в стране имеется опыт функционирования Следственного комитета как отдельной структуры при МВД, который в 2004 году был упразднен. "Я хотел бы надеяться, что этот вопрос мы будем обсуждать в последний раз и сегодня примем однозначное решение", - сказал глава государства, обращаясь к присутствующим. На совещание были приглашены все заинтересованные стороны: руководители Госсекретариата Совета Безопасности, КГК, МВД, КГБ, Генеральной прокуратуры, председатель Верховного суда, министр юстиции, а также другие должностные лица, деятельность которых прямо или косвенно связана с работой следственного аппарата. Президент выразил недовольство качеством работы системы органов предварительного расследования. По его словам, ситуация в этой сфере непростая. "Практика показывает, что почти две трети оправдательных приговоров вынесены судами из-за ненадлежащего исполнения сотрудниками органов предварительного расследования своих должностных обязанностей. Только за первое полугодие 2011 года прекращены уголовные дела за отсутствием события или состава преступления либо вынесены оправдательные приговоры в отношении полутора сотен лиц", - отметил глава государства. При этом он подчеркнул, что имеется немало фактов, когда лица, виновные в совершении преступления, избегают уголовной ответственности и уходят от возмещения причиненного государству многомиллиардного ущерба. "Чем это вызвано: непрофессионализмом, халатностью или корыстными побуждениями? По-моему, есть и первое, и второе, и третье. В каждом конкретном случае надо глубоко разбираться и выносить принципиальную оценку негативным явлениям, чтобы их никому неповадно было повторять", - подчеркнул Президент. Александр Лукашенко с сожалением отметил, что допускаемые оперативными сотрудниками ошибки, а иногда и прямые фальсификации, не всегда выявляются в ходе предварительного расследования. Имеются факты, когда решение о предъявлении гражданам обвинения принимаются следователями при явно недостаточном объеме доказательств. "Кто ответит за то, что по обвинению в поджоге киоска "Витебскоблсоюзпечать" летом 2004 года были осуждены и отбывали наказание два невиновных человека и только при расследовании взрыва в Минском метрополитене было установлено, что это дело рук этих же террористов, Коновалова? Кстати, на сегодняшний день вопроса "кто ответит" существовать не должно. Несложно найти виновных. Вы искалечили судьбы людей. Поэтому внесите предложения, чтобы те, кто искалечил, оказались сегодня там, - отметил Президент. - Оставаясь, таким образом, безнаказанным, Коновалов осуществил взрывы в Витебске, а затем и в Минске. Если бы его остановили тогда, не было бы других преступлений и невинных жертв. Вот один из ярчайших примеров расхлябанности правоохранительной системы. И о каком качестве следствия может идти речь?". Александр Лукашенко подчеркнул, что подобные случаи вызывают самую негативную реакцию общества, бьют по престижу государственной власти в целом. Президент отметил, что существующие проблемы в рассматриваемой сфере обусловлены неэффективным и в значительной степени формальным ведомственным контролем за оперативно-розыскной деятельностью и предварительным следствием, недостаточно жестким и принципиальным надзором со стороны прокуроров. "В этой связи имеет особую значимость вопрос повышения качества следствия. Одним из путей достижения этой цели может быть объединение следственных подразделений в единую централизованную структуру", - считает Президент. "Но каждый раз, обсуждая вопросы реформирования следственного аппарата, мы упирались в "мертвую точку". Высказывались разные мнения против изменения сложившихся структур. Одни представители государственных органов боялись потерять ведомственное влияние на подчиненные им следственные подразделения. Другие опасались при реорганизации следствия сломать устоявшуюся систему предварительного расследования и следовали в фарватере рассуждений - лишь бы хуже не было, - сказал Александр Лукашенко. - Однако в настоящее время те, кто раньше выступал против создания единой следственной структуры, уже не столь категоричны. Даже противники такой идеи понимают, что качество предварительного расследования сложно повышать в условиях дублирования функций правоохранительных органов в следственной работе, административной подчиненности следователей и оперативных сотрудников одному руководителю". По словам Президента, каждое ведомство - МВД, КГБ, прокуратура, Комитет госконтроля "стараются защитить своего следователя и отбиться от нападок". "При этом, однако, следует понимать, что реформирование следственного аппарата - это не цель, а средство повышения качества его работы", - заявил глава государства. "Еще раз хочу услышать доводы разных сторон, все аргументы за и против, чтобы сегодня принять окончательное решение",- сказал Президент. Как считает Александр Лукашенко, опрометчивые решения в данной сфере могут повлечь тяжелые последствия. Именно поэтому необходимо всесторонне объективно обсудить все имеющиеся проблемы в функционировании органов предварительного расследования, которые негативно сказываются на эффективности борьбы с преступностью. При этом глава государства подчеркнул, что ждет от участников совещания взвешенной позиции по вопросу создания единого Следственного комитета. "Ведомственная или личная заинтересованность исключаются - нужна только государственная позиция при обсуждении данного вопроса", - заявил Александр Лукашенко. В целом все присутствующие на совещании признали необходимость реформирования системы органов предварительного расследования и единогласно поддержали идею создания Следственного комитета, высказав отдельные предложения по ее будущей структуре. Высказались все участники совещания. Как отметил госсекретарь Совета безопасности Леонид Мальцев, существующая система не в полной мере отвечает современным требованиям. В то же время к ее реформированию следует подходить очень взвешенно и осторожно. Леонид Мальцев констатировал, что состояние предварительного следствия по уголовным делам по-прежнему оставляет желать лучшего. Так, за первое полугодие 2011 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года число лиц, необоснованно привлеченных в качестве обвиняемых, включая оправданных судами, возросло с 100 до 151. На фоне десятков тысяч уголовных дел эти цифры, может быть, и не кажутся значимыми, но за каждым негативным случаем стоят людские судьбы. Поэтому оправдания ошибкам нет. По мнению Леонида Мальцева, причиной не самого блестящего положения дел является зависимость предварительного следствия от ведомственных интересов, отсутствие единства в организации следственной работы и руководстве ею, что зачастую приводит к бессистемному подходу при расследовании громких преступлений. Существующая система расследования позволяет прикрывать отсутствие настоящей результативности валом формально проведенной следователями работы. Генеральный прокурор Григорий Василевич обратил внимание на необходимость усиления прокурорского надзора при создании новой мощной структуры. Председатель КГК Александр Якобсон высказал опасения, что при создании нового органа будет искусственно раздута его структура, а также по поводу возможной слабой управляемости следственных органов на местах. В этой связи глава государства отметил, что штаты расширены не будут, наоборот, произойдет некоторое сокращение за счет ликвидации дублирующих должностей. "А по большому счету, если уж мы замахнулись на серьезное дело, то одна-две единицы - это не вопрос, - сказал Президент. - Потому что потери от безалаберности, расхлябанности и просто непрофессионализма больше, и моральные, и материальные". В качестве примера Александр Лукашенко привел теракт в минском метро, заметив, что если бы преступники были пойманы еще в Витебске при совершении первого преступления, не произошло бы страшной трагедии после. На прозвучавшие опасения по поводу снижения качества расследования дел в переходный период до полного функционирования нового комитета Президент заметил, что ухудшения этой работы допустить ни в коем случае нельзя. "Наоборот, к 1 января мы должны встряхнуть следствие там, на местах, таким образом, чтобы они активизировали расследование уголовных дел", - подчеркнул глава государства. Кроме того, Александр Лукашенко предложил провести переаттестацию всего руководящего состава в будущем комитете с тем, чтобы туда попали только высокопрофессиональные кадры, ответственно относящиеся к своей работе. Подводя итог обсуждению, Президент подчеркнул, что с 1 января 2012 года Следственный комитет должен функционировать в полном объеме. "С 1 января 2012 года Следственный комитет должен быть обеспечен необходимой нормативно-правовой базой. И в организационном плане, и в кадровом все должно быть выстроено и продумано", - сказал глава государства. При этом он подчеркнул, что должна быть выстроена четкая система с наименьшими финансовыми затратами. Соответствующее поручение дано министру финансов. На госсекретаря Совета безопасности и председателя Комитета госконтроля возложена персональная ответственность за создание комитета. Кроме того, до 1 января главе государства должны быть внесены предложения по организационным, нормативно-правовым и кадровым вопросам. Что касается руководителя будущей структуры, то Президент считает, что это должен быть человек, который "понимает жизнь в стране и знаком со следственным процессом". Кроме того, Александр Лукашенко поручил максимально активизировать работу следователей во второй половине 2011 года до появления нового комитета. "Создать серьезнейшее напряжение по всей вертикали следствия, чтобы не допустить ослабления работы по линии следствия. Наоборот, должен быть прирост. Не дай бог будет падение - ответят руководители ведомств!" - предупредил Президент, обратившись к присутствующим в зале. Александр Лукашенко особо обратил внимание на необходимость усиления прокурорского надзора, а также избавления от бюрократизма. "Не надо писанины там, где ее не должно быть. Надо чтобы следователь расследовал, а не занимался писаниной, как бы это лучше написать, подшить и показать, чем больше томов - тем лучше", - отметил глава государства. Президент подчеркнул, что категорически против поэтапного перехода к функционированию новой структуры. По его мнению, половинчатых решений в этом вопросе быть не может. "Мы должны создавать раз и навсегда, окончательно. Да, потом будем дошлифовывать. Но это будет как исключение", - сказал он. Александр Лукашенко считает, что при создании новой структуры должен быть изучен опыт работы Федерального бюро расследований США и Следственного комитета России. "Мир давно уже реализовал это. Давайте возьмем лучшее", - подчеркнул Президент. В заключение глава государства вновь подчеркнул, что эффективность работы органов предварительного расследования до конца года должна быть увеличена как минимум на четверть.
Топ-новости
Свежие новости Беларуси