ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 19 апреля 2024
Минск +4°C
Все новости
Все новости
Регионы
03 октября 2017, 20:40

РЕПОРТАЖ: Аварийная служба спешит на помощь

Соседи сверху заливают квартиру, затоплен подвал многоэтажки, искрит щитовая. Когда случается подобный форс-мажор, в любое время суток мы звоним в аварийные службы. Кажется, что ожидание тянется вечность. Но как быстро, на самом деле, устраняют поломку аварийные службы, и от чего зависит время прибытия? С чем приходится сталкиваться аварийным бригадам на местах вызова? Ответы на эти и другие вопросы корреспондент БЕЛТА искала, присоединившись на несколько часов в выходной к суточной смене Городской аварийной службы Минска.

Мы приезжаем к основной базе аварийки по ул.К.Чорного, 9б в субботу после трех часов дня. Здесь также расположен диспетчерский отдел, где принимаются заявки. Есть еще два линейных отделения: по просп.Рокоссовского, 97а и ул.Матусевича, 42. По сути, все районы Минска поделены между этими тремя отделениями, чтобы сократить время прибытия и улучшить логистику управления аварийными бригадами.

"С 2015 года, когда во всей системе ЖКХ Минска стали происходить перемены, у нас увеличилась численность и аварийно-восстановительной службы - в два раза. Сейчас в распоряжении службы есть все необходимое ремонтное оборудование, снаряжение, 15 автомобилей УАЗ и 12 новых "Пежо Партнер". На базе этой техники сформировано по 12 экипажей сантехнических и электротехнических и 3 сварочных. Но спрос на наши услуги растет постоянно, а с ним и нагрузка на каждый экипаж", - объясняет заместитель директора предприятия Алексей Станкевич.

Смена начинается в 9.00 и длится ровно 24 часа (потом трое суток - отдых). Это значит, что в будние дни с 8.45 до 18.00 аварийщики делят обязанности с эксплуатирующими организациями, то есть с ЖЭС. "После 18.00, в выходные и праздничные дни нагрузка по устранению любых неисправностей ложится на нас", - подчеркивает замдиректора предприятия. После ввода единого номера 115 эта служба аккумулирует все заявки и распределяет их в соответствии с зоной ответственности и видами работ.

"Прибытие на срочный аварийный случай должно быть в течение 30 минут. Но Минск - город немаленький, заявок поступает очень много. Да и жильцы часто склонны преувеличивать масштаб происшествия. Поэтому мы выделяем приоритетные заявки, куда бригады направляются в первую очередь. Это залитие квартиры из вышерасположенной, засор системы канализации, искрение электрощитов и все, что связано с серьезным нанесением ущерба или угрозой для проживания", - отмечает Алексей Станкевич.

Проще говоря, если в квартире или комнате, например, отключился свет, придется потерпеть, пока одна из ремонтных бригад не освободится с более срочного вызова. Но и такие заявки отрабатываются в среднем в течение трех часов. Задержки могут быть из-за дорожной обстановки на улицах и во дворах, а еще - из-за отсутствия доступа к помещению, где случилась поломка или неисправность. А вот если недостаточный прогрев горячей воды, сомнительно, чтобы причиной тому была какая-то авария. Как и моргающая лампочка, разбитое стекло в подъезде, подобные ситуации не относятся к срочным и вполне могут подождать работников эксплуатирующей организации. Вот только убедить в этом заявителя - непростая задача. И ложится она на плечи диспетчеров.

Начальник смены Анатолий Лях работает в системе ЖКХ 18 лет, из которых 4 года - в Городской аварийной службе. Поэтому со знанием дела говорит, что залитие квартир, порывы в водопроводной системе, засор канализации - это основа всех заявок от населения. Да и у бюджетных организаций, обслуживающихся предприятием на договорной основе, - некоторые больницы, детские сады и школы, общежития - проблемы те же.

По будням самый напряженный период приходится на вечер, когда люди возвращаются домой и видят неисправности. И продолжается, как правило, до двух часов ночи, когда большинство минчан, наконец, засыпает. В выходной день заявки сыплются без остановки с самого утра и до поздней ночи. Так что скучать не придется, заверяют девушки-диспетчеры. Звонок за звонком, на городской, один мобильный, второй... А еще на мониторе единая база заявок в которой десятки проблемных адресов с текущим статусом "в работе".

Диспетчер Городской аварийной службы Марина Григорьева отвечает за координацию работы сантехнических бригад. В свободную минутку помечает в журнале, где, что и у кого произошло, чтобы было легче контролировать выполнение заявок и те, которые снимаются с выполнения. Ведь порой оказывается достаточно консультирования по телефону, чтобы решить проблему. Рядом Елена Бусел, которая ведет электромонтеров, уговаривает жильцов нескольких квартир подождать еще немного, потому что сейчас все бригады на выезде.

На часах 16.15 - мастер смены Валерий Шиманович командует: "В машину!" И мы подсаживаемся в "Пежо" к электромонтерам Олегу Буглаку и Александру Нелезеву.

"Куда едем?" - спрашиваю, когда автомобиль вылетает из двора. "На ул.К.Либкнехта. Жильцы двух квартир заявили, что нет света", - отвечает Валерий Шиманович. "Странно, что только два звонка. Может, автомат выбило, а может, и щиток выгорел", - замечает Александр Нелезев. По пути работники вспоминают и такие казусы, когда неплательщику просто электроэнергию отключили, а он решил искать причину в самом щитке - вот вам и замыкание во всем подъезде.

На место приезжаем минут за 20. Олег Буглак глушит мотор, ребята хватают все необходимое и в темпе направляются к подъезду.

Домофон не работает, поэтому заходим без задержек - Александр сразу раскрывает этажный щиток, пока Олег звонит в квартиры. Когда становится ясно, что фазы нет, наконец, открываются первые двери. "Света, наверное, полчаса как нет или больше", - говорит пожилая жительница на первом этаже. В щель из темноты соседней квартиры выглядывает еще один хозяин - и без слов понятно, что у него электричества тоже нет. "Погас" весь третий подъезд.

"Пойдем в щитовую, она во втором подъезде, должно быть", - решают члены бригады и оказываются правы.

Пока наугад набирают номера квартир, чтобы их впустили в подъезд, из окна первого этажа выглядывает любопытствующая пенсионерка: "А вы с аварийки? У нас тут света нет". "Знаем, бабушка, - отвечают ребята. - Вы нам двери откройте, пожалуйста. Какая квартира?" И вскоре мы уже толпимся у щитовой.

Оказывается, выбило стояковый автомат. Минутная манипуляция - да будет свет!

По пути к машине встречаем молодую женщину, выходящую из проблемного подъезда. "Что же вы нам не позвонили, об отключении не сообщили?" - интересуется Валерий Шиманович. "Без меня есть кому пожаловаться. К тому же домашний радиотелефон без света не работает. А с мобильного звонить дорого", - оправдывается женщина. Но мастер советует в таких ситуациях звонить всем, у кого есть отключение. Тогда диспетчеры видят масштаб проблемы, и бригадам не приходится ехать вслепую. По мобильному Александр Нелезев сообщает диспетчеру время прибытия, устранения поломки.

Бригада получает новую вводную и отправляется в путь, а мы остаемся ждать сантехников, которые должны нас забрать на новый адрес.

И вот мы уже в УАЗе бодро лавируем по улицам и дворам к новой цели - ул.Пушкина, 19. Мастер уточняет по телефону у диспетчера, что случилось. По словам жильцов, парит из подвала. "Это пока наш 9-й вызов: устраняли порыв трубы, течь радиатора, засоры, бытовое залитие из-за плохой спайки труб, - говорит сантехник и водитель по совместительству Владимир Савельев. - А всего за сутки по выходным, бывает, до 30 заявок на бригаду доходит".

У подъезда ожидает распахнутая дверь подвала. Пар оттуда уже не валит, а вот запахом канализации тянет ощутимо. "Вот же! Скорее всего канализация, а не труба", - восклицает Владимир, спеша вслед за напарником Николаем Рябченко вниз по ступеням. Но, даже не успев к ним присоединиться, мы слышим снизу, что дело все-таки в порыве трубы с горячей водой. "Работы минут на 20", - рассуждает Владимир и просит Николая принести хомут.

Первый не подходит, и напарник возвращается к машине за хомутом меньшего диаметра. Бригада решает обойтись малым ремонтом.

Пока сантехники работают, в дверном проеме подвала то и дело появляются местные жители с вопросом: "А вы тут по поводу нашего подвала?" В доме с 1971 года не было ремонта, и жильцы устали от отговорок про отсутствие средств. Ребят из аварийки и мастеров из домоуправления приходится вызывать по несколько раз в месяц.

А нам тем временем уже выдали новую задачу - справиться с залитием квартиры на 7-м этаже по ул.Лобанка, 13. Владимир Савельев филигранно выруливает из двора, а Валерий Шиманович то ли в шутку, то ли всерьез замечает, что можно и сигнальные огни включить - вызов из категории сверхсрочных. Впрочем, наш водитель и без того гонит лихо, но соблюдая правила.

В этот вечер на дорогах нам везет - пробок нет. А во дворах УАЗ хоть и замедляется, но успешно минует все препятствия. У нужного дома мы примерно через 10 минут.

Хозяева на 7-м этаже открывают не сразу, но когда понимают, что это аварийная служба, с долей облегчения выдыхают: "Наконец-то!" И объясняют, что были у соседей на восьмом этаже - там тоже течет. Значит, искать источник проблемы нужно на девятом.

В квартиру нас впускает хозяйка-пенсионерка. Нина Кирилловна явно растеряна - дети поехали за грибами, она осталась одна. Пришла соседка, пожаловалась на течь. Они вместе зашли в туалет, но там все было в порядке. "Минут через 15 я решила еще раз проверить. Смотрю, а коврик-то мокрый. И слышно, как вода где-то течет. Что делать, не знаю", - суетится хозяйка.

Николай Рябченко хмурит брови: похоже, нужно разбирать нишу, да и бачок тоже, чтобы найти и устранить проблему. В этот момент возвращаются молодые супруги-грибники. На смену радости от богатого лесного улова приходит озабоченность. Да и перспектива иметь дело с разрухой в туалете не радует. Но тут специалисты успокаивают хозяев - течь нашлась.

Из-за столпотворения посмотреть за манипуляциями сантехников не получается. Спустя пять минут, когда они выходят в коридор, Валерий Шиманович объясняет: из крестовины общего канализационного стояка отошла труба кухонного выпуска. Они ее просто поставили на место. Но хозяевам посоветовали пока не закрывать стенку, чтобы удостовериться в надежности стыковки. А уж разбираться с затекшими потолками и обоями квартир снизу соседям придется полюбовно.

Бригада отзванивается диспетчерам - заявка снята. Валерий Шиманович предлагает посмотреть на работу сварочной службы, тем более что у сантехников есть небольшая передышка в ожидании новых заявок. По пути нам рассказывают о трудовых буднях - и просто не верится, насколько ужасные бытовые привычки бывают у людей. "Чего только не кидают в унитаз: и строительный мусор, и закатки, и бутылки. Даже котят топят. В результате, конечно, засор. Как-то раз у одной бабушки достали кочан капусты. Она так благодарила! Но только дошли до дверей, потащила мешок с пищевыми отходами к унитазу. Пытались образумить - говорит: "Я всегда так делаю". Вот как таких переубедить?"

На К.Чорного, тем временем, все та же картина: девушки-диспетчеры, подобно гроссмейстерам, распределяют экипажи по лишь одним им видимой карте Минска, как фигуры на шахматной доске.

"Совсем скоро начнется напряженная пора - когда идет запуск отопления. Это процесс постепенный, в течение 5 дней, потому что системы должны прогреться. Но жители слишком нетерпеливы: начинаются звонки с жалобами и вопросами, почему кому-то раньше включили отопление, а у них еще нет, или почему у кого-то хуже, а у кого-то лучше прогревает. А еще сложно во время низких температур, когда возрастает нагрузка на инженерное оборудование и электролинии из-за включенных обогревателей и прочих приборов", - поясняет нам Алексей Станкевич. И резонно замечает, что число таких вызовов зависит от того, насколько хорошо подготовились к зиме эксплуатирующие организации.

На город тем временем опустились сумерки, и нас отправляют на бульвар Шевченко, 7. Там уже работают сварщики. Автомобиль аварийки летит сквозь огни города. И мы застаем в подвале пятиэтажки сразу две бригады - сварочную и сантехническую.

Мужчины явно столкнулись с дилеммой: как оперативно заменить заметно сгнивший почти метровый участок. "Сначала вырвало спускной кран, - объясняет мне сантехник Егор Куриленок. - Потому нас и вызвали. Холодная вода хлестала, видите, земля еще сырая. Мы ее перекрыли, слили, чтобы можно было работать дальше. Решили: если уж делать, то чтобы надолго". В данный момент жильцов, конечно, такая щепетильность не очень радует: люди нервничают из-за того, что перекрыли воду. Но потом они точно оценят своевременность ремонта.

А сам процесс заметно ускоряется, когда Валерий Шиманович дает добро на замену поврежденного участка, попутно организуя доставку недостающих материалов с аварийного склада.

Наконец, прогнивший участок снят, но это лишь начало. Нужно не только приварить новый, но и сделать врезки ведущих к нему поквартирных труб, поставить новый спускной кран и прочие детали.

Работы еще на час-полтора, считают специалисты. И отпускают нас домой с приглашением заходить в следующий раз - без дела сидеть точно не будем. И это правда, судя по итогам смены, о которых мне рассказывает Валерий Шиманович в 9.00 следующего дня. За сутки они закрыли 490 заявок. Из них 177 - электротехнических, остальные - проблемы с канализацией, водопроводной системой. Словом, то, чего могло быть и меньше, будь жилфонд более новым, а жильцы - бережливее и аккуратнее.

Екатерина КНЯЗЕВА,

Фото Максима ГУЧЕКА,

БЕЛТА.-0-

Новости рубрики Регионы
Топ-новости
Свежие новости Беларуси