Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
Все новости

РЕПОРТАЖ: Как работается минским контролерам общественного транспорта без спецформы

Регионы 27.03.2017 | 15:10

Экипировка минских контролеров общественного транспорта менялась не раз - от специальной формы до жилетов с яркими светоотражающими элементами, затем просто синих. Последнее нововведение - разрешение работать в обычной одежде. Правда, пока оно коснулось только трамвайных маршрутов. Транспортники рассчитывают сделать сотрудников менее заметными, а пассажиров более дисциплинированными. А 25 марта в СМИ появилась информация, что с 1 апреля помогать ловить зайцев будут дружинники. О ревизорах в штатском и уловках безбилетников - в репортаже корреспондентов БЕЛТА.

"Многие минчане, увидев издали контролеров, сразу покидают транспорт или быстро пробивают талоны, - отмечает начальник контрольно-ревизорской службы государственного предприятия "Минсктранс" Юрий Давидович. - Мы приняли решение провести эксперимент и отказаться от фирменных жилетов при контроле трамвайных линий. Так работают во многих европейских странах. В перспективе возможно распространение опыта и на троллейбусные маршруты. Что касается автобусов, то в типовом положении о контрольно-ревизорской службе на автомобильном транспорте закреплена норма об обязательном наличии опознавательной формы".

Новые правила действуют меньше месяца и пока о конкретных результатах говорить рано. Количество составленных протоколов на нарушителей не увеличилось, но контролеры и водители заметили, что больше людей стали оплачивать проезд, а не дежурить у выхода. Хотя всегда есть те, кто никого не боится. В месяц в среднем за безбилетный проезд привлекаются к ответственности свыше 5 тыс. человек, из них на месте уплачивают штраф около 3,5 тыс. На остальных нарушителей составляется протокол об административном правонарушении.

Транспортники уверяют: нововведением не смогут воспользоваться мошенники. У работников контрольно-ревизорской службы при себе есть удостоверение, на одежде - бейдж с фотографией, указанием должности, имени и фамилии, скрепленные печатью, а также видеорегистратор. Последний нужен, чтобы исключить необоснованные обвинения контролеров в недостойном поведении, а также зафиксировать нарушения.

"Есть разные ситуации. Например, некоторые идут на принцип и отказываются давать контролеру свой билет или показывают его издалека. Случается, что подобные инциденты перерастают в конфликт с привлечением милиции, а пассажирам в возрасте требуется помощь медиков, - рассказывает Юрий Давидович. - Человек, который пользуется услугой, но за нее не платит, должен быть готов к тому, что будет оштрафован. Зачем пытаться уйти от ответственности, прибегать к различным уловкам, тратить свое время и здоровье? Контролер выполняет свою работу и заинтересован решить вопрос мирным путем".

Также встречаются факты, когда минчане пробуют прокомпостированным талонам вернуть прежний вид или дежурят у компостеров и валидаторов. Правда, с введением электронной системы зайцам стало сложнее - проверяющий при помощи служебной карточки блокирует устройства. А вот с поддельными талонами, а тем более проездными сотрудникам "Минсктранса" сталкиваться не приходилось.

Еще один непременный атрибут ревизора - ручной считыватель бесконтактных смарт-карт или мобильный терминал. Именно им проверяется оплата услуги.

Штат контрольно-ревизионной службы "Минсктранса" - 220 человек, есть свободные вакансии. Контролер в штатском Ирина Моисеенко отмечает, что в основном минчане оплачивают проезд, протоколов составляется немного. А зоркие зайцы успевают заприметить в толпе людей с видеорегистраторами и выскочить из трамвая. Коллега Мечислав Кевра добавляет: "Чаще всего попадается молодежь, те, кто не видел нас, уткнувшись в телефон".

Интересуемся у собеседников, каковы их действия, когда установлен факт нарушения. Для начала пассажира просят предъявить паспорт или вид на жительство, в противном случае контролирующее лицо должно обратиться в органы внутренних дел для установления личности и оформления протокола об административном правонарушении.

"Даже если человек согласен уплатить штраф, но не представил документ, такая процедура обязательна, - поясняют контролеры. - Мы не можем привлечь к ответственности, не зная фамилию, имя, отчество, паспортные данные. Эта информация заносится в постановление о наложении административного взыскания, которое пассажир подписывает. При расчете на месте выдается квитанция. Нет наличных, но гражданин готов возместить ущерб, - ему через некоторое время придет извещение, штраф оплачивается через банк. Когда пассажир не признает вину, составляется протокол об административном правонарушении. Его можно обжаловать".

Штраф за безбилетный проезд в городском транспорте составляет Br11,5. Кроме этого, нужно оплатить поездку. Безбилетным считается проезд без талончика; с проездным, не соответствующим выполняемой перевозке (например, поездка в троллейбусе с проездным на трамвай), с проездным билетом (талончиком) без отметки в валидаторе или компостере; без документа, подтверждающего льготу по оплате проезда.

Наиболее распространенная отговорка у безбилетников - планировал купить талон у водителя, но у него не оказалось сдачи, или хотел рассчитаться карточкой. В таких случаях многие считают необоснованными претензии к себе. "Но это не правильно, - считают в контрольно-ревизорской службе. - Ведь в магазине никто не берет хлеб, если нет денег или продавец не смог рассчитать. То же касается и общественного транспорта".

Контролеры подчеркивают: законопослушным гражданам боятся нечего. Нововведение направлено на тех, кто хочет схитрить и бесплатно воспользоваться услугой. Главная его цель - не наказать, а заставить платить за проезд.

Надежда МАТВЕЕВА,

Фото Геннадия ЖИНКОВА,

БЕЛТА.-0-


Новости рубрики Регионы
...
Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.4206 BYN 2.411 BYN 2.424 BYN
USD
1.9775 BYN 1.974 BYN 1.98 BYN
RUB
3.4824 BYN 3.465 BYN 3.493 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

Как лебеди зимуют под Минском

Инфографика

Почему загораются смартфоны Самовоспламенение может произойти с любым мобильным телефоном, независимо от производителя и модели. Чаще всего причиной является короткое замыкание внутри аккумулятора.
Круглый стол Лариса Бельская,
Наталья Хвир,
Ольга Попко,
Владимир Прокопцов,
Роман Мотульский,
Алексей Батюков
17 января Возвращение историко-культурных ценностей Беларуси: реалии и планы
Круглый стол Элла Селицкая,
Дмитрий Семенкевич,
Петр Арушаньянц,
Андрей Матюшенко,
Виолетта Брезовская,
Вадим Ипатов,
Жанна Тарасевич
28 ноября Революционные новации: что изменят документы по развитию предпринимательства?
Круглый стол Марина Толстик,
Руслан Михалевич,
Игорь Капач,
Татьяна Слиж,
Светлана Костян,
Снежана Дубенок,
Дмитрий Плашков,
Виталий Волчетский,
Кирилл Антонов,
Нина Кульбеда
22 ноября Мегаполисы в долгу перед природой. Круглый стол газеты "7 дней"
Круглый стол Вадим Гигин,
Виталий Мисевец,
Тамара Вятская,
Яков Алексейчик,
Дмитрий Шамко
1 ноября Революция 1917 года: взгляд через столетие. Круглый стол газеты "7 дней"
Круглый стол Наталья Хвир,
Светлана Краюшкина,
Ольга Верамей,
Александр Акентьев,
Валентин Вашкевич,
Денис Кобрусев,
Татьяна Петрова
13 октября Градостроительная политика в Минске: развитие городских территорий и будущее старых кварталов