Найдены генетические причины природного иммунитета к СПИДу

Общество 06.11.2010 | 13:16
6 ноября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Ученые выявили генетические особенности, благодаря которым организм некоторых людей может противостоять размножению вируса иммунодефицита (ВИЧ) и предотвращать развитие СПИДа. Это поможет создать новые лекарства от этой болезни, говорится в статье, опубликованной в журнале Science, сообщают информагентства. Авторы исследования проанализировали геномы более 900 человек, принадлежащих к числу так называемых ВИЧ-контроллеров - людей, инфицированных ВИЧ, однако обладающих иммунной системой, способной от природы противостоять размножению вируса. В результате им удалось выявить небольшие вариации в структуре белка, помогающие иммунной системе обнаруживать и "помечать" инфицированные клетки. Естественной устойчивостью к ВИЧ обладает примерно каждый 300-й инфицированный. Чтобы выявить причины, позволяющие этим людям, несмотря на наличие вируса в крови, оставаться здоровыми, группа ученых под руководством Брюса Уолкера из Центрального госпиталя Масачуссетса дала в 2006 году начало масштабному исследованию, целью которого было изучение их ДНК. "Мне пришла мысль, что мы можем создать базу данных, работая непосредственно с врачами-терапевтами по всему миру и приглашая выявленных ими ВИЧ-контроллеров в наш госпиталь для обследования", - прокомментировал Уолкер исследование в одном из интервью. В своей работе ученые отслеживали небольшие вариации ДНК - единичные замены "букв" в последовательности - во всем геноме человека, которые затем с помощью статистического анализа пытались связать со способностью иммунной системы человека контролировать распространение ВИЧ в организме. Так, ученым удалось выявить примерно 300 "подозрительных" участков, все из которых находились во фрагменте генома, отвечающем за синтез белков, вовлеченных в выработку иммунного ответа на инородные объекты в крови человека. С помощью дополнительного математического анализа ученым удалось сократить список из 300 позиций до четырех, на основании чего группа Уолкера сумела выявить вариации аминокислот в структуре одного из белков, называемого HLA-B, позволяющие ВИЧ-контроллерам сохранять здоровье. Белок HLA-B может "помечать" клетку, инфицированную вирусом, направляя на нее действие иммунной системы. Этот белок "умеет" захватывать небольшие белковые фрагменты, синтезируемые вирусами после проникновения в клетку, и переносить их на поверхность клеточной мембраны, что делает клетку "помеченной" и предопределяет ее дальнейшее уничтожение. Пять из шести выявленных аминокислот задействованы в структурном фрагменте HLA-B, выполняющем захват белковых фрагментов, называемых пептидами. Ученые надеются, что, поняв в будущем точный механизм работы этого фрагмента HLA-B, они смогут научиться его контролировать и разработают вакцины, позволяющие улучшить иммунный ответ организма человека на присутствие ВИЧ в организме.

Лукашенко принял верительные грамоты послов 12 государств

Туризм в Беларуси В Беларуси на начало 2018 года осуществляли туристическую деятельность 1444 организации, услугами которых воспользовались более 2 млн туристов и экскурсантов.
Круглый стол Игорь Старовойтов,
Вадим Лакиза,
Владимир Мельник,
Константин Баландин,
Валентин Стариченок
14 августа История белорусской государственности. Концепция Института истории НАН Беларуси
Круглый стол Александр Горваль,
Дмитрий Гуриненко,
Александр Авраменко,
Виктор Агеев
13 июня Жилье для многодетных и нуждающихся: как решается вопрос?