Найдены генетические причины природного иммунитета к СПИДу

Общество 06.11.2010 | 13:16
6 ноября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Ученые выявили генетические особенности, благодаря которым организм некоторых людей может противостоять размножению вируса иммунодефицита (ВИЧ) и предотвращать развитие СПИДа. Это поможет создать новые лекарства от этой болезни, говорится в статье, опубликованной в журнале Science, сообщают информагентства. Авторы исследования проанализировали геномы более 900 человек, принадлежащих к числу так называемых ВИЧ-контроллеров - людей, инфицированных ВИЧ, однако обладающих иммунной системой, способной от природы противостоять размножению вируса. В результате им удалось выявить небольшие вариации в структуре белка, помогающие иммунной системе обнаруживать и "помечать" инфицированные клетки. Естественной устойчивостью к ВИЧ обладает примерно каждый 300-й инфицированный. Чтобы выявить причины, позволяющие этим людям, несмотря на наличие вируса в крови, оставаться здоровыми, группа ученых под руководством Брюса Уолкера из Центрального госпиталя Масачуссетса дала в 2006 году начало масштабному исследованию, целью которого было изучение их ДНК. "Мне пришла мысль, что мы можем создать базу данных, работая непосредственно с врачами-терапевтами по всему миру и приглашая выявленных ими ВИЧ-контроллеров в наш госпиталь для обследования", - прокомментировал Уолкер исследование в одном из интервью. В своей работе ученые отслеживали небольшие вариации ДНК - единичные замены "букв" в последовательности - во всем геноме человека, которые затем с помощью статистического анализа пытались связать со способностью иммунной системы человека контролировать распространение ВИЧ в организме. Так, ученым удалось выявить примерно 300 "подозрительных" участков, все из которых находились во фрагменте генома, отвечающем за синтез белков, вовлеченных в выработку иммунного ответа на инородные объекты в крови человека. С помощью дополнительного математического анализа ученым удалось сократить список из 300 позиций до четырех, на основании чего группа Уолкера сумела выявить вариации аминокислот в структуре одного из белков, называемого HLA-B, позволяющие ВИЧ-контроллерам сохранять здоровье. Белок HLA-B может "помечать" клетку, инфицированную вирусом, направляя на нее действие иммунной системы. Этот белок "умеет" захватывать небольшие белковые фрагменты, синтезируемые вирусами после проникновения в клетку, и переносить их на поверхность клеточной мембраны, что делает клетку "помеченной" и предопределяет ее дальнейшее уничтожение. Пять из шести выявленных аминокислот задействованы в структурном фрагменте HLA-B, выполняющем захват белковых фрагментов, называемых пептидами. Ученые надеются, что, поняв в будущем точный механизм работы этого фрагмента HLA-B, они смогут научиться его контролировать и разработают вакцины, позволяющие улучшить иммунный ответ организма человека на присутствие ВИЧ в организме.
Карта погоды

Население в Беларуси возмещает более 60% стоимости жилищно-коммунальных услуг

Окунание в прорубь на Крещение Традиционно праздник Крещения Господня сопровождается массовыми купаниями в проруби.
Круглый стол Ирина Наркевич,