Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
ФОТО: Осень в Глубоком
11:46 Заголовки новостей
Все новости

РЕПОРТАЖ: Сказка о волшебной флейте, или Как включают в общество детей с аутизмом

Общество 11.04.2016 | 12:20

"Жыў быў Саб. І ў яго былі акварыўмныя рыбкі і скат, а яшчэ 8 катоў і шчанят, 11 жаб і змей. І яны ўсе трапілі ў канфіскат для жывел, дзе працаваў Саб…". Так начинается сказка, которую придумал десятилетний Кастусь и к ней нарисовал подводный мир. Слушая его историю, невольно задумываешься, как в голову ребенку может приходить столько красочных образов и героев. Мы познакомились с мальчиком на репетиции инклюзивного театра, в котором играют и дети, живущие с аутизмом. Кастусь - один из них.

Детский театр был создан на базе творческой арт-студии Ирины Пушкаревой. Сейчас он готовится представить зрителю свой первый спектакль под рабочим названием "Волшебная флейта". В мюзикле задействованы около 20 детей, из которых шестеро - с аутизмом. Помогают работать с ними специальные психологи, которые обучались за границей.

Очередная репетиция собрала ребят на сцене Купаловского театра: сегодня они рисуют макеты декораций, а воссоздать рисунки на сцене в полноформатном масштабе им помогут взрослые. Дети изображают города, любимых мультяшных героев, животных и рыб, чтобы потом, увидя их за своими спинами, оказаться в знакомой атмосфере. Особенно важно это для детей-аутистов, которые будут выступать вместе со всеми: так им будет гораздо проще адаптироваться на сцене.

Все дети сидят в кругу, рассматривают рисунки друг друга. Пока одни дорабатывают какие-то детали, другие начинают создавать новый макет. Проникается их красочными рисунками белорусский дизайнер Янж Недвецкий. "Я буду заниматься оформлением декораций, поэтому пришел сегодня посмотреть, что дети хотят увидеть в спектакле. Очень многие рисунки царапающие, резкие, отличаются своей яркостью, некоторые будто дают мне пощечину. Есть очень неординарные, нетрактуемые картинки, что очень хорошо. Например, больше всех меня порадовал Максим Лагун, который прекрасно проиллюстрировал городской пейзаж. Он восхитительно владеет цветом и, мало того, даже знает, что скрывается за дверями каждого дома", - рассказывает Янж.

"А в этом здании стоят коровы", - рассказывает живущий с аутизмом Максим про свой рисунок. Хоть намеком на то, что в двухэтажном доме есть животные, и не веет, чувствуешь талант художника, который не просто изображает увиденное, а придумывает историю каждой своей картине.

"Мы узнали о таком театре от одного из его организаторов, Татьяны Яковлевой, - рассказывает мама мальчика Екатерина Фетисова. - Сегодня пришли в эту театральную студию впервые и теперь нам хочется здесь почаще бывать. Сыну очень нравится, ведь это соприкосновение с обществом, его очень не хватает нашим детям. Еще он посещает художественную студию, так мы развиваем способности сына к рисованию".

Тем временем Максим бегает по залу и играет с ребятами. С его лица не сходит улыбка, ведь детям, живущим с аутизмом, не всегда удается просто побегать и пообщаться с ровесниками.

Организатор проекта инклюзивного театра Ирина Пушкарева рассказывает, что мысль создать такой театр появилась случайно. "Мы начали работать с Татьяной Яковлевой - руководителем международной благотворительной общественной организации "Дети. Аутизм. Родители" и загорелись этой идеей. Тогда мы твердо решили, что надо развивать и дальше талантливых, но живущих с аутизмом детей, включая их в общество. Театр - это возможность не просто занять их чем-то, а обнаружить и развить таланты, адаптировать таких детей в социуме. К сожалению, сегодня по профильному обучению для них так ничего и не предложено".

Ирина Пушкарева надеется, что сцена сможет стать для детей вторым домом и будущим, ведь в театре ребята смогут найти себя, став не только актерами, но и хореографами, декораторами, исполнителями, режиссерами. "Конечно, мы хотим привлечь внимание родителей, которые воспитывают таких детей, чтобы они приводили своих ребят к нам. Здесь они смогут развиваться и включаться в общество. Для них участие в инклюзивном театре бесплатно", - отметила руководитель проекта.

На репетиции родители отдыхают и физически, и эмоционально: их дети играют, бегают, смеются вместе со всеми. Что может быть лучше? Дмитрий Волошко, воспитывающий сына с аутизмом Илью, фотографирует сегодняшний праздник и с его лица не сходит улыбка. А радостный мальчик кружит по залу с множеством шариков.

"Мне очень интересна идея такого инклюзивного театра, ведь это огромное развитие для моего ребенка и новые возможности. Илья замечательно реагирует на всех детей, на все, что происходит тут. Для меня, как и для любого родителя, воспитывающего такого ребенка, любая попытка социализации, особенно когда это попытка воплощается в таком творческом виде - шанс дать будущее ребенку. Мы стараемся показать, что наши дети такие же, как все. У них все получится", - уверен отец.

Планируется, что зритель увидит мюзикл 1 июня. Представление сможет посетить каждый.

"Сегодня мы сделали огромный шаг на пути к декорациям. Вера Жибуль, мама Кастуся, (она же один из сценаристов) дорабатывает сценарий, переводит его на белорусский язык. Пока мы не раскрываем финал сказки даже детям, они переживают как герои постановки, фантазируют, но скоро все узнают", - рассказывает Ирина Пушкарева и попутно благодарит компанию velcom, которая оказывает театру всяческую поддержку.

В будущем организаторы хотят отправиться со спектаклем на гастроли. Например, театр уже пригласили в Италию.

О чем же будет сказка, задаются вопросом все. Об этом решили спросить у Веры Жибуль. "Мы будем показывать представление на белорусском языке. Это будут народные песни, озорные пляски. Постановка расскажет о том, как две девочки-школьницы попадают в сказочный лес, где идет подготовка к масленице. Там злая Завируха, считающая глобальное потепление крайней несправедливостью и выступающая за глобальное похолодание, начинает проказничать. Конечно, все заканчивается благополучно, несмотря на борьбу тепла и холода, добра и зла. Хочется отметить и то, что для детей с аутизмом жизнь должна быть обучением. И чем она разнообразнее, интереснее, чем больше в ней искусства и творчества, тем богаче будет опыт наших детей. Театр - это школа общения, которое необходимо для наших детей", - считает Вера Жибуль.

О добре говорят и рисунки детей. Например, Аня Школьникова нарисовала кота Леопольда и говорит, что добро должно быть везде, будет оно и в спектакле. Там юная актриса будет петь и танцевать. Общение с детьми в творческой атмосфере ей очень нравится.

Пока репетиции по хореографии и вокалу для детей-аутистов проходят отдельно. Педагоги пробуют выяснить, что ребятам больше по нраву, где ребенок сможет лучше проявить себя. В ближайшее время начнутся сводные репетиции, на которых все дети будут заниматься вместе.

Возможно, среди этих детей с аутизмом есть будущие художники или артисты. Узнать об этом сможем только спустя несколько лет. А пока важно помнить, что у каждого человека своя индивидуальность и неповторимость, которую нужно выпускать за рамки собственного Я. Все мы по-своему особенны и уникальны.

Алеся СЕРЕДА,

Фото Оксаны МАНЧУК. -0-


Новости рубрики Общество
...
Топ-новости
Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.3106 BYN 2.304 BYN 2.312 BYN
USD
1.9577 BYN 1.953 BYN 1.956 BYN
RUB
3.4011 BYN 3.393 BYN 3.405 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

Фокусы от известного иллюзиониста Джеймса Мора

Инфографика

Динамика валютного рынка Оборот валютного рынка Беларуси в январе-сентябре 2017 года: всего - $45 млрд 996,1 млн.
Круглый стол Наталья Хвир,
Светлана Краюшкина,
Ольга Верамей,
Александр Акентьев,
Валентин Вашкевич,
Денис Кобрусев,
Татьяна Петрова
13 октября Градостроительная политика в Минске: развитие городских территорий и будущее старых кварталов
Круглый стол Василий Ядловский,
Александр Шпак,
Зенон Ловкис,
Дмитрий Лужинский,
Михаил Ковалев
11 августа АПК в системе экономики Республики Беларусь: роль и тенденции развития
Круглый стол Валентина Гинчук,
Ольга Зеленко,
Ирина Каржова,
Ольга Проскалович,
Ирина Арефьева
2 августа В новый учебный год - с новыми программами и учебниками
Круглый стол Наталья Хвир,
Вадим Писаревич,
Алла Сташкевич,
Елена Боганева,
Янина Борисевич
27 июля Роль ЮНЕСКО в сохранении и продвижении нематериального культурного наследия Беларуси
Круглый стол Вячеслав Дурнов,
Сергей Репкин,
Вадим Девятовский,
Наталья Шоломицкая
20 июня Белорусский спорт: как добиться высоких результатов на международных стартах и воспитать новых звезд