ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Среда, 24 апреля 2024
Минск +8°C
Все новости
Все новости
Общество
05 декабря 2016, 19:31

РЕПОРТАЖ: В Питере - восхищаться, или Путевые заметки из города на Неве

Есть города, в которых обязательно надо побывать, и Санкт-Петербург один из них. Он обладает небывалой притягательной силой, настоящим магнетизмом, что подтверждает и официальная статистика: город на Неве - туристический лидер России. Попасть в Петербург мечтала и я. И вот, как принято говорить, в один прекрасный день, узнаю чудесную новость - Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга организует пресс-тур для белорусских журналистов. И я могу стать его участником! Вот так неожиданно и спонтанно (теперь я точно знаю, что мечты сбываются) состоялась моя поездка в этот легендарный город с его архитектурными красотами и богатой историей. О том, как это было, репортаж корреспондентов БЕЛТА.

Стоит отметить, что мой путь из Витебска в культурную столицу России был не совсем обычным. Жители Витебска чаще все совершают вояж в Санкт-Петербург на поезде (вечером отправляешься - утром прибываешь), либо путешествуют автотранспортом. У меня все было иначе. Большинство участников пресс-тура из Минска, два человека и вовсе из Бреста, и потому было решено лететь самолетом из белорусской столицы. Если бы я сама выбирала путь и способ "транспортировки", вряд ли предпочла перелет из Минска до Санкт-Петербурга. И, как оказалось, очень зря. Даже с учетом дороги из Витебска в Минск это самый удобный маршрут.

Перелет занял чуть более часа, и вот мы приземлились в аэропорту "Пулково". Санкт-Петербург встретил настоящей зимней погодой - легкий минус, снег и обычный для города ветер. Программа нашего пребывания рассчитана на три дня и чрезвычайно насыщена. Организаторы постарались максимально наполнить пресс-тур экскурсиями и познавательными мероприятиями, чтобы максимально познакомить с городом и показать его многогранность.

Первая остановка по маршруту - Царское Село (музей-заповедник в городе Пушкин). Бывшая загородная царская резиденция - это дворцово-парковый ансамбль XVIII-XIX веков. Дворец и парк, укутанные снегом, смотрелись особенно нарядно, и мы порадовались, что приехали в Царское Село именно в момент снегопада, в этом есть своя прелесть. Но, конечно, лучшее время для посещения загородной резиденции - лето.

Внутри по-настоящему царское великолепие и роскошь. А еще огромное количество экскурсантов. Большинство - гости из Азии. Шумные китайцы и сосредоточенные японцы (за время пребывания на экскурсии мы научились их различать) проходят залы дворца, рассматривают экспонаты, делают фотографии. Посмотреть здесь действительно есть на что - всемирно известная возрожденная Янтарная комната (оригинальная была вывезена немцами во время войны и до сей поры не найдена), коллекция фарфора (в том числе китайские и японские предметы), великолепные залы для балов, официальных приемов, концертов и т.д. Резиденция могущественных правителей во всем блеске роскоши.

Здесь я позволю себе небольшое отступление и отмечу, что нам очень повезло с гидами. Случайно это получилось или преднамеренно, а может, в Петербурге просто нет плохих экскурсоводов, но все наши гиды очень интересно, увлеченно и эмоционально рассказывали об истории, личностях и экспонатах. Их хотелось слушать.

Повезло ли гидам с нами? Однозначно ответить на этот вопрос не могу. С одной стороны группа небольшая - всего семь человек. Но с другой стороны - это группа журналистов. А репортеры любой национальности беспокойные, дотошные и неугомонные люди. Коллеги с СТВ, только переступив порог Екатерининского дворца, стали искать в императорской резиденции белорусский след. Забегая вперед, скажу, что этот след телевизионщики искали всюду.

Первый день пребывания в Санкт-Петербурге мы буквально купались в роскоши. После Царского Села с прекрасными дворцами нам приготовили еще одну дворцовую встречу с прекрасным - поход в музей Фаберже. Музей располагается в Шуваловском дворце на набережной реки Фонтанки - одном из красивейших дворцов Санкт-Петербурга. Основу собрания музея составляет крупнейшая в мире коллекция произведений фирмы Карла Фаберже, которая включает знаменитые императорские пасхальные яйца с сюрпризом внутри (эдакие "Киндер-сюрпризы"!). Эти яйца обладают огромной ценностью не только как предметы высочайшего ювелирного мастерства, но и как уникальные исторические артефакты.

"Быть в Петербурге и не побывать в Государственном Эрмитаже - это невозможно!". Так думали мы, и в этом же были убеждены организаторы. И поэтому на следующий день прямо с утра мы стояли у входа в один из самых известных и крупных музеев мира. В стенах Эрмитажа мы провели не один час, но в компании с сокровищами и шедеврами время летит незаметно. Золотая и Бриллиантовая кладовые с археологическими находками, кладами и невероятными дипломатическими подарками. Презенты от правителей Турции, Китая поражают воображение немыслимым количеством бриллиантов, искусной обработкой золота. Впечатляет и то, как некоторые презенты попали в Санкт-Петербург - были доставлены к императорскому двору на слонах и верблюдах. Правда, пока караван дошел, в России успел смениться правитель, и адресованный императрице подарок принимал уже мужчина. А из многочисленного каравана до тогдашней российской столицы дотопали лишь несколько слонов. Тем не менее, одна из улиц Санкт-Петербурга в память об этой экспедиции по сей день носит название Караванной. Фотографировать шедевры в Золотой и Бриллиантовой кладовых строго запрещено. Так что проиллюстрировать этот текст нечем, и я закругляюсь. Могу лишь посоветовать - будучи в городе на Неве, наведайтесь в императорские сокровищницы. Это надо видеть!

Вообще в этом музее что ни предмет - то шедевр. И не то что несколько часов, несколько дней не хватит, чтобы обойти все залы и увидеть все экспонаты.

Встреча с прекрасным нас ожидала и вечером - поход в Михайловский театр оперы и балета. Превосходная музыка и мастерство артистов, прекрасный интерьер, оркестровая яма, красивые и удобные кресла со специальными подушечками для детей (обивка которых идеально подобрана в тон кресел) принесли массу приятных впечатлений.

В программу третьего дня включена деловая встреча с представителями Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга и туристических компаний города. Представитель комитета Александр Мартынов подчеркнул, что для развития туризма у Беларуси и Санкт-Петербурга есть прекрасные возможности и они реализуются. Последние два года (2014-й и 2015-й) число белорусских гостей в северной столице увеличивается (примерно на 20% ежегодно). Что касается географии, то чаще других в Петербург приезжают жители Минска и Витебска. Как правило, это трехдневные автобусные экскурсии, белорусы выбирают классические туры, бронируют стандартный пакет.

Пресс-секретарь аэропорта Санкт-Петербурга "Пулково" Маргарита Потехина сообщила, что за 10 месяцев текущего года пассажиропоток в белорусском направлении вырос более чем на 30% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (в обе стороны обслужено около 176 тыс. пассажиров). "Видим постоянный рост пассажиропотока на этом направлении. Совершается несколько рейсов в день", - отметила Маргарита Потехина.

Представители турфирм также говорили о том, что бизнес не стоит на месте. Появляются новые музеи, интересные предложения и нестандартные туры. Активно развивается промышленный, событийный туризм. В городе действительно есть что показать и чем заинтересовать публику разного возраста и разных интересов. Главное - собираясь в путешествие, досконально изучить предложения и определиться со своими желаниями.

Менеджер одной из турфирм Олеся Петрушева рассказала о том, что в Санкт-Петербурге развивается SUP-серфинг (вид серфинга, где кроме доски используется весло). Этой осенью в городе прошел первый фестиваль SUP-серферов, в котором приняли участие и двое минчан. "Город поддержал нашу инициативу, и со следующего года это будет официальное мероприятие, которое мы внесем во все планы и проведем летом. Фестиваль продлится два дня, ждем участников из Финляндии и Эстонии", - отметила Олеся Петрушева. Она пояснила, что SUP-доска может быть жесткой, может быть надувной. Надувная доска накачивается за 10 минут (именно на таких катаются белорусы, которые засветились в Питере). Это очень мобильный вид серфинга, более безопасный и демократичный. "У тебя рюкзак, ты приехал на любой водоем, накачал доску, встал на воду, взял весло и поплыл. Заниматься можно на любой водной глади, подходят реки, озера, каналы, заливы и т.д.", - пояснила Олеся Петрушева.

В целом представители туристических фирм очень тепло отзывались о белорусах, говорили, что с этими туристами очень приятно работать и приглашали наших соотечественников приезжать в Петербург как можно чаще.

Сразу после деловой встречи мы отправились на обзорную экскурсию по северной столице - побывали в Петропавловской крепости, посетили Петропавловский собор (здесь расположена Великокняжеская усыпальница).

Наведались в один из красивейших храмов Санкт-Петербурга - Спас на Крови. Официальное название собора - Храм Воскресения Христова. Народное название (Спас на Крови) напоминает, что в стенах храма находится место смертельного ранения императора Александра II. Этот собор единственный в своем роде не только из-за кровавой драмы, разыгравшейся в городе на Неве 1 марта 1881 года. Собор - уникальное собрание каменного и мозаичного зодчества.

Встреча с мозаичными иконами ожидала нас и в еще одном известнейшем храме - Исаакиевском соборе. Несмотря на холодный ветер и минусовую температуру, мы поднялись на колоннаду.

Зашли и внутрь величественного храма. Кстати, именно здесь, уже практически в финале нашего пребывания на гостеприимной питерской земле, экскурсовод собора рассказала нам о том, что к созданию этого шедевра причастен как минимум один белорус. "Если мы рассматриваем главный иконостас собора и поднимем взгляд над царскими вратами, то увидим там мозаику "Тайная вечеря". Конкретно эту мозаику создавали сразу четыре мозаичиста в том числе мастер по фамилии Селиханович, который был уроженцем белорусских земель. "Тайная вечеря" - самая большая мозаичная икона Исаакиевского собора, главного собора Российской империи. Ее площадь - 17 кв.м, масса - около 6 т", - рассказала экскурсовод Радмила Гайсанова. Она также подчеркнула, что Петербург - очень интернациональный город, над его созданием трудились люди самых разных национальностей. Так, архитектором Исаакиевского собора был французский зодчий Огюст Монферран. Своим появлением Исаакиевский собор обязан Петру I, он родился 30 мая по юлианскому календарю, в день Исаакия Далматского, византийского монаха, некогда причисленного к лику святых. В честь святого Петр и решил воздвигнуть собор.

Завершающим этапом нашего знакомства с Петербургом стало посещение галереи Эрарта. Это крупнейший в России негосударственный музей современного искусства, он занимает два пятиэтажных здания, которые соединены друг с другом. Как рассказал искусствовед и куратор Эрарты Владимир Назанский, задумывался музей как галерея современного российского искусства. "Но логика развития музея показала, что невозможно жестко провести границы между территориями постсоветского пространства. И белорусы к нам ближе всех. Беларусь мы открыли буквально года полтора назад. Открыли и ахнули. То, что она аккуратная, спокойная, там дороги хорошие и ухоженные газоны, мы знали. А вот то, что в Беларуси замечательное современное искусство, в котором совмещается хорошая академическая школа и абсолютно современное знание… Ваши художники начитаны, "насмотрены", умеют работать. Дежурные мифы о Беларуси, которые встречаются в мировой прессе, никакого подтверждения не нашли", - отметил Владимир Назанский.

Он рассказал, что в Минске экспонировались работы из коллекции музея Эрарта. Во время поездки в Беларусь Владимир Назанский был впечатлен Центром современного искусства и художниками. "Интересно, что белорусское современное искусство идет абсолютно своим маршрутом. Это не какое-то продолжение московского или санкт-петербургского. Совершенно своя школа, скорее схожая с европейской. Белорусские художники - очень приятные люди, интеллигентные, хорошо говорящие", - поделился впечатлениями куратор музея. Он также отметил, что в этом году в Санкт-Петербурге прошла первая большая выставка белорусских современных художников, в ней участвовали десять авторов, в основном из Минска, а также из Барановичей и Гродно. После этой выставки ряд работ остались в коллекции Эрарты.

"Хотим и дальше развивать наши контакты. Понятно, что десять художников - это немало, но мы явно еще не исчерпали потенциал белорусского современного искусства. Кроме Минска есть еще Витебск с его традициями, школой и авангардом. Конечно, мечтаем налаживать контакты и развивать отношения. Хотим организовывать новые выставки белорусских художников. Надеемся еще что-то привезти в Минск и обязательно в Витебск. Приглашаем белорусских зрителей, которые бывают в Петербурге, обязательно заходить в музей Эрарта. Здесь они увидят произведения не только лучших российских художников, но и соотечественников", - резюмировал искусствовед.

Вот и завершилось наше путешествие из Беларуси в Санкт-Петербург. Оно было ярким и насыщенным впечатлениями. Санкт-Петербург - город с мощной энергией. Он берет в плен, завораживает, иногда пугает, но никогда не оставляет равнодушным. Испытав это однажды, обязательно хочется вернуться…

Алена ТИХОНОВА,

ФОТО Екатерины ГАРАЕВОЙ,

БЕЛТА.-0-

Новости рубрики Общество
Топ-новости
Свежие новости Беларуси