Ученые истфака БГУ подтвердили гипотезу происхождения славян из территорий белорусского Полесья

Общество 17.07.2018 | 13:47
Фото БГУ

17 июля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Ученые исторического факультета БГУ открыли селище древних славян конца II - первой половины V века нашей эры, подтвердив гипотезу их происхождения из территории белорусского Полесья, сообщили БЕЛТА в пресс-службе вуза.

Уникальное научное открытие стало возможным благодаря новым археологическим находкам сотрудников и студентов истфака у деревни Ясковичи Солигорского района. "На данный момент на селище Ясковичи найдена коллекция деталей костюма и украшений конца II – IV веков нашей эры с выемчатыми эмалями, серебряная монета римского императора Коммода. Можно утверждать, что здесь действовал центр по производству бронзовых украшений и, возможно, велась добыча и обработка железа. Серия находок говорит о том, что жители этого селища на протяжении почти 200 лет поддерживали контакты со своими южными и западными соседями – историческими готами, которые в это время жили на территории современной Украины и юго-западной Беларуси (населением вельбарской и черняховской археологических культур)", - рассказали в БГУ.

Наиболее яркая находка - бронзовый предмет, который не имеет аналогов на территории Восточной и Центральной Европы. "Он украшен личиной и, вероятно, является наконечником ножен меча. Изготовлен он был для знатного воина и связан с милитарной культурой германских племен периода Великого переселения народов. На сегодня это наиболее поздняя находка, которая может связываться с изучаемым памятником. Она дает основания для гипотезы о том, что селище в Ясковичах могло погибнуть между 400 – 460 годами в результате набега дружины воинов, участвовавших в сражениях на территории Подунавья в эпоху заката Римской империи", - отметили в БГУ.

"Результаты раскопок в Ясковичах дают возможность предположить, что дальнейшие археологические исследования на белорусском Полесье позволят обнаружить и другие памятники, относящиеся к эпохе заключительного этапа этногенеза славян, и теория о том, что прародиной современных славянских народов было именно Полесье, получит новые подтверждения", – убежден руководитель археологических раскопок доцент кафедры археологии и специальных исторических дисциплин исторического факультета БГУ Вадим Белевец.

К настоящему времени на селище Ясковичи открыты ряд построек и объектов, датируемых концом II – первой половиной V века нашей эры. Ценность исследований заключается в том, что изучение артефактов позволило открыть неизвестные страницы этногенеза славян. До настоящего времени не установлена и не определена территория происхождения наиболее ранних исторических славян и процесс их формирования.

Общепризнанной наиболее ранней археологической культурой является пражская, принадлежащая историческим славянам V–VII веков. Ранние ее памятники были открыты на территории белорусского Полесья и Киевщины. В археологической науке более 40 лет существует гипотеза выхода предков современных славян из земель белорусского Полесья. Эта теория поддерживается рядом ведущих специалистов в области раннеславянской археологии. "Однако белорусское Полесье до настоящего времени остается практически белым пятном на археологических картах III–IV веков – эпохи, предшествовавшей сложению славян и появлению их на страницах письменных источников", – подчеркнул Вадим Белевец.-0-

Фото БГУ

"Не сделано практически ничего" - Лукашенко на совещании в Орше указал на системные недоработки по развитию района

Рюкзак школьника Ученические портфели изготавливаются из материалов контрастных цветов. На передних, боковых поверхностях и верхнем клапане должны быть размещены светоотражающие элементы.
Круглый стол Геннадий Давыдько,
Александр Коваленя,
Вячеслав Данилович,
Вадим Лакиза,
Владимир Мельник,
Константин Баландин,
Валентин Стариченок
14 августа "История белорусской государственности. Концепция Института истории НАН Беларуси"
Круглый стол Александр Горваль,
Дмитрий Гуриненко,
Александр Авраменко,
Виктор Агеев
13 июня Жилье для многодетных и нуждающихся: как решается вопрос?
Круглый стол Александр Занимон,
Андрей Рыбак,
Денис Капский,
Юрий Важник
18 мая Как повысить безопасность на дорогах? Обсуждаем изменения в Закон о дорожном движении
Круглый стол Андрей Ромашко,
Инесса Лемак,
Сергей Красуцкий,
Дмитрий Улога,
Марина Попова
13 марта Культура общежития. Как бороться с соседями-дебоширами?
Круглый стол Евгения Красуцкая,