Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
Все новости

В Беларуси на реализацию новаций в детских пособиях дополнительно потребуется с 2013 года Br1,3 трлн.

Общество 11.12.2012 | 16:04
11 декабря, Минск /Елена Прус - БЕЛТА/. Реализация новой редакции закона "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" потребует дополнительного финансирования на выплату пособий с 2013 года в размере Br1,3 трлн. Об этом сообщила на семинаре в Совете Республики Национального собрания заместитель начальника управления народонаселения, гендерной и семейной политики Министерства труда и социальной защиты Марина Артеменко, передает корреспондент БЕЛТА. В целом принятие законопроекта будет способствовать дальнейшему созданию условий для рождения и воспитания детей в семьях, усилению социально-экономической поддержки семей. Проект закона состоит из шести глав, проинформировала представитель министерства. В первой главе уточняется круг лиц, которые имеют право претендовать на госпособия семьям, воспитывающим детей. Законопроектом устанавливается, что иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие в Республике Беларусь, имеют право на государственные пособия в тех случае, когда за них, а также ими самими уплачиваются обязательные страховые взносы. Круг получателей государственных пособий также дополняется лицами, которым в Беларуси предоставлен статус беженца. По словам специалиста, систематизированы виды государственных пособий: по материнству; семейные пособия; пособия по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком. Конкретизируются источники финансирования пособий в зависимости от категории получателей. Так, застрахованным лицам выплата пособий производится за счет средств Фонда социальной защиты населения, в иных случаях - за счет средств республиканского бюджета. Введены новые статьи, в которых определяются права и обязанности госорганов и иных организаций, назначающих и выплачивающих пособия, а также граждан, их получающих. Глава "Пособия по материнству" направлена на совершенствование порядка обеспечения пособиями по беременности и родам. Одна из новелл - продолжительность периода, за который определяется среднедневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, составит 6 месяцев. Принятие этой нормы позволит увязать размер данного пособия с величиной утраченного женщиной заработка, учесть все выплаты для его назначения, в том числе стимулирующего характера. "Как показывает международная практика, 6 месяцев - это минимальный период, за который определяется заработок для назначения данного вида пособия в большинстве стран ближнего и дальнего зарубежья", - подчеркнула Марина Артеменко. В новой редакции закона установлен обязательный период уплаты страховых взносов в Фонд соцзащиты населения - не менее 6 месяцев, что согласуется с основным принципом государственного страхования в республике. Размер пособия по беременности и родам должен напрямую зависеть от того вклада, который вносит женщина в формирование источника выплат, считают в Минтруда и соцзащиты. Женщинам, за которых обязательные страховые взносы на социальное страхование уплачивались менее установленного периода, пособие назначается в минимальном размере - 50% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ) за каждый месяц. С целью усиления социальной защиты индивидуальных предпринимателей и других женщин, уплачивающих самостоятельно обязательные страховые взносы, увеличен максимальный размер пособия по беременности и родам с 70% до 100% среднедневного дохода. В главе "Семейные пособия" основные изменения касаются размера и условий выплаты пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет. Напомним, действующее пособие увязано с БПМ. Законопроектом предусмотрено производить расчет размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет исходя из величины среднемесячной заработной платы работников в республике. При этом размер пособия дифференцируется в зависимости от очередности рождения детей в семье: при рождении первого ребенка - 35% средней заработной платы по стране, при рождении вторых и последующих детей - 40%. Представитель министерства труда и соцзащиты подчеркнула, что используется порядок расчета по аналогии с трудовыми пенсиями - то есть применяется величина среднемесячной заработной платы за прошлый квартал по истечении месяца, следующего за этим кварталом. Это позволит осуществлять перерасчет всех видов пособий (за исключением пособий по временной нетрудоспособности), а также трудовых пенсий, величины бюджета прожиточного минимума в единые сроки - с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября. Законопроектом закреплено, что в случае снижения размера среднемесячной заработной платы, выплата пособия производится в прежнем размере. При определении размера пособия по уходу за вторым и последующими детьми в состав семьи включены пасынки и падчерицы в возрасте до 18 лет, воспитываемые в семье. Такой же подход законодательно закреплен и при назначении единовременного пособия в связи с рождением ребенка. "Существенным является сохранение полного размера пособия при оформлении ребенка в детское дошкольное учреждение, - считает Марина Артеменко. - В настоящее время пособие выплачивается в размере 50% по факту оформления ребенка в дошкольное учреждение и не зависит от его посещаемости. Вместе с тем, по данным Минздрава, в 2011 году на 100 тыс. детского населения в возрасте от 1 до 4 лет приходилось более 285 тыс. случаев заболевания, или 3 случая в среднем в год на одного ребенка. Поскольку фактически дети раннего возраста преимущественно находятся дома, новые подходы позволят усилить социальную защищенность семей". Изменяется система поддержки семей с детьми старше 3 лет - назначение и выплата пособий с учетом доходов семьи исключается. Это обусловлено прежде всего тем, что комплексные меры соцподдержки малообеспеченных семей предусмотрены системой государственной адресной социальной помощи (ГАСП). "Критерий нуждаемости для назначения пособия на детей старше 3 лет составляет 60% БПМ, а критерий нуждаемости для получения ГАСП выше - 100% БПМ. При этом адресная помощь назначается только после получения семьей всех социальных трансфертов, в том числе пособий на детей старше 3 лет, - пояснила Марина Артеменко. - На 1 октября 2012 года получателями пособий на детей старше 3 лет были 132,3 тыс. детей, а это лишь 9,4% от общего количества детей в возрасте от 3 до 18 лет. Традиционно количество получателей такого вида пособия ежегодно не превышает 10% от числа семей с детьми этого возраста". Целесообразно исключить такие пособия как промежуточный этап и напрямую оказывать помощь в связи с малообеспеченностью через адресную социальную помощь. Это позволит не только сократить количество обращений граждан в различные инстанции, но и оптимизировать систему выплат, связанных с доходами семьи, добавила специалист. Еще одним аргументом такого подхода является динамичное развитие системы адресной социальной помощи, включение в нее новых форм поддержки, предоставление права одновременно получать несколько видов помощи. При этом для социально уязвимых категорий семей пособия на детей старше 3 лет без учета доходов сохраняются. Это семьи, в которых воспитывается ребенок-инвалид; ребенок, инфицированный ВИЧ; в которых отец (отчим) проходит срочную военную службу. Им и сегодня предоставляется этот вид пособия без учета доходов. Причем категории получателей расширены за счет семей, где оба родителя являются инвалидами I или II группы, а также если один из родителей в полной семье является инвалидом I группы, а второй осуществляет уход за ним. Учтены предложения депутатов, мнение общественности по унификации системы надбавок, в том числе и для неполных семей. Практика применения нынешнего закона показывает, что сегодня система надбавок неоправданна. Она громоздкая, требует контроля со стороны органов и организаций, назначающих государственные пособия, приводит к многочисленным злоупотреблениям со стороны граждан, считает Марина Артеменко. "Система пособий должна быть простой, понятной и прозрачной, - подчеркнула представитель Минтруда и соцзащиты. - Проектом закона всем семьям независимо от категории предоставляется право на равноценную государственную поддержку в связи с рождением и воспитанием детей. В случае малообеспеченности либо иной трудной жизненной ситуации функционирует механизм адресной социальной помощи". Однако при отмене надбавок уровень социальных гарантий будет сохранен для наиболее уязвимой категории семей - с детьми-инвалидами. Им устанавливается повышенный размер пособия (45% среднемесячной заработной платы - до 3 лет, 70% БПМ - старше 3 лет). Право на пособие по уходу за ребенком-инвалидом дополнительно предоставляется родителям, находящимся в академическом отпуске, а также получателям пенсий по инвалидности, страховой выплаты в связи с инвалидностью. В настоящее время получателями такого пособия являются почти 13 тыс. человек. Еще одна новация - предоставление права на пособие по временной нетрудоспособности родителю на период медицинской реабилитации ребенка-инвалида в центрах медицинской или медико-социальной реабилитации (не более одного раза в год). Сейчас такое пособие назначается только на период санаторно-курортного лечения. Кстати, в стране функционируют 19 центров медицинской реабилитации детей и Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов Министерства труда и социальной защиты (в 7 из них дети-инвалиды пребывают совместно с родителями). Законопроектом установлен общий порядок назначения и выплаты пособий. Определено, что ежемесячные пособия, назначенные по месту работы, выплачиваются за текущий месяц (сегодня выплата осуществляется в сроки, установленные для выплаты заработной платы, то есть за прошедший месяц). Законодательно закрепляется норма о порядке возврата излишне выплаченных сумм государственных пособий (в настоящее время порядок возврата регулируется постановлением правительства).

Новости рубрики Общество
Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.3197 BYN 2.313 BYN 2.322 BYN
USD
2.0052 BYN 2.002 BYN 2.005 BYN
RUB
3.1516 BYN 3.14 BYN 3.157 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

Встреча Лукашенко и Путина прошла во Дворце Независимости

Инфографика

Динамика изменения ставки рефинансирования НБ РБ Национальный банк снижает ставку рефинансирования в Беларуси с 27 июня на 0,5 процентных пункта до 10% годовых. Последний раз ставка рефинансирования изменялась 14 февраля 2018 года.