ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 19 апреля 2024
Минск +7°C
Все новости
Все новости
Общество
11 декабря 2012, 16:04

В Беларуси на реализацию новаций в детских пособиях дополнительно потребуется с 2013 года Br1,3 трлн.

11 декабря, Минск /Елена Прус - БЕЛТА/. Реализация новой редакции закона "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" потребует дополнительного финансирования на выплату пособий с 2013 года в размере Br1,3 трлн. Об этом сообщила на семинаре в Совете Республики Национального собрания заместитель начальника управления народонаселения, гендерной и семейной политики Министерства труда и социальной защиты Марина Артеменко, передает корреспондент БЕЛТА. В целом принятие законопроекта будет способствовать дальнейшему созданию условий для рождения и воспитания детей в семьях, усилению социально-экономической поддержки семей. Проект закона состоит из шести глав, проинформировала представитель министерства. В первой главе уточняется круг лиц, которые имеют право претендовать на госпособия семьям, воспитывающим детей. Законопроектом устанавливается, что иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие в Республике Беларусь, имеют право на государственные пособия в тех случае, когда за них, а также ими самими уплачиваются обязательные страховые взносы. Круг получателей государственных пособий также дополняется лицами, которым в Беларуси предоставлен статус беженца. По словам специалиста, систематизированы виды государственных пособий: по материнству; семейные пособия; пособия по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком. Конкретизируются источники финансирования пособий в зависимости от категории получателей. Так, застрахованным лицам выплата пособий производится за счет средств Фонда социальной защиты населения, в иных случаях - за счет средств республиканского бюджета. Введены новые статьи, в которых определяются права и обязанности госорганов и иных организаций, назначающих и выплачивающих пособия, а также граждан, их получающих. Глава "Пособия по материнству" направлена на совершенствование порядка обеспечения пособиями по беременности и родам. Одна из новелл - продолжительность периода, за который определяется среднедневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, составит 6 месяцев. Принятие этой нормы позволит увязать размер данного пособия с величиной утраченного женщиной заработка, учесть все выплаты для его назначения, в том числе стимулирующего характера. "Как показывает международная практика, 6 месяцев - это минимальный период, за который определяется заработок для назначения данного вида пособия в большинстве стран ближнего и дальнего зарубежья", - подчеркнула Марина Артеменко. В новой редакции закона установлен обязательный период уплаты страховых взносов в Фонд соцзащиты населения - не менее 6 месяцев, что согласуется с основным принципом государственного страхования в республике. Размер пособия по беременности и родам должен напрямую зависеть от того вклада, который вносит женщина в формирование источника выплат, считают в Минтруда и соцзащиты. Женщинам, за которых обязательные страховые взносы на социальное страхование уплачивались менее установленного периода, пособие назначается в минимальном размере - 50% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ) за каждый месяц. С целью усиления социальной защиты индивидуальных предпринимателей и других женщин, уплачивающих самостоятельно обязательные страховые взносы, увеличен максимальный размер пособия по беременности и родам с 70% до 100% среднедневного дохода. В главе "Семейные пособия" основные изменения касаются размера и условий выплаты пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет. Напомним, действующее пособие увязано с БПМ. Законопроектом предусмотрено производить расчет размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет исходя из величины среднемесячной заработной платы работников в республике. При этом размер пособия дифференцируется в зависимости от очередности рождения детей в семье: при рождении первого ребенка - 35% средней заработной платы по стране, при рождении вторых и последующих детей - 40%. Представитель министерства труда и соцзащиты подчеркнула, что используется порядок расчета по аналогии с трудовыми пенсиями - то есть применяется величина среднемесячной заработной платы за прошлый квартал по истечении месяца, следующего за этим кварталом. Это позволит осуществлять перерасчет всех видов пособий (за исключением пособий по временной нетрудоспособности), а также трудовых пенсий, величины бюджета прожиточного минимума в единые сроки - с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября. Законопроектом закреплено, что в случае снижения размера среднемесячной заработной платы, выплата пособия производится в прежнем размере. При определении размера пособия по уходу за вторым и последующими детьми в состав семьи включены пасынки и падчерицы в возрасте до 18 лет, воспитываемые в семье. Такой же подход законодательно закреплен и при назначении единовременного пособия в связи с рождением ребенка. "Существенным является сохранение полного размера пособия при оформлении ребенка в детское дошкольное учреждение, - считает Марина Артеменко. - В настоящее время пособие выплачивается в размере 50% по факту оформления ребенка в дошкольное учреждение и не зависит от его посещаемости. Вместе с тем, по данным Минздрава, в 2011 году на 100 тыс. детского населения в возрасте от 1 до 4 лет приходилось более 285 тыс. случаев заболевания, или 3 случая в среднем в год на одного ребенка. Поскольку фактически дети раннего возраста преимущественно находятся дома, новые подходы позволят усилить социальную защищенность семей". Изменяется система поддержки семей с детьми старше 3 лет - назначение и выплата пособий с учетом доходов семьи исключается. Это обусловлено прежде всего тем, что комплексные меры соцподдержки малообеспеченных семей предусмотрены системой государственной адресной социальной помощи (ГАСП). "Критерий нуждаемости для назначения пособия на детей старше 3 лет составляет 60% БПМ, а критерий нуждаемости для получения ГАСП выше - 100% БПМ. При этом адресная помощь назначается только после получения семьей всех социальных трансфертов, в том числе пособий на детей старше 3 лет, - пояснила Марина Артеменко. - На 1 октября 2012 года получателями пособий на детей старше 3 лет были 132,3 тыс. детей, а это лишь 9,4% от общего количества детей в возрасте от 3 до 18 лет. Традиционно количество получателей такого вида пособия ежегодно не превышает 10% от числа семей с детьми этого возраста". Целесообразно исключить такие пособия как промежуточный этап и напрямую оказывать помощь в связи с малообеспеченностью через адресную социальную помощь. Это позволит не только сократить количество обращений граждан в различные инстанции, но и оптимизировать систему выплат, связанных с доходами семьи, добавила специалист. Еще одним аргументом такого подхода является динамичное развитие системы адресной социальной помощи, включение в нее новых форм поддержки, предоставление права одновременно получать несколько видов помощи. При этом для социально уязвимых категорий семей пособия на детей старше 3 лет без учета доходов сохраняются. Это семьи, в которых воспитывается ребенок-инвалид; ребенок, инфицированный ВИЧ; в которых отец (отчим) проходит срочную военную службу. Им и сегодня предоставляется этот вид пособия без учета доходов. Причем категории получателей расширены за счет семей, где оба родителя являются инвалидами I или II группы, а также если один из родителей в полной семье является инвалидом I группы, а второй осуществляет уход за ним. Учтены предложения депутатов, мнение общественности по унификации системы надбавок, в том числе и для неполных семей. Практика применения нынешнего закона показывает, что сегодня система надбавок неоправданна. Она громоздкая, требует контроля со стороны органов и организаций, назначающих государственные пособия, приводит к многочисленным злоупотреблениям со стороны граждан, считает Марина Артеменко. "Система пособий должна быть простой, понятной и прозрачной, - подчеркнула представитель Минтруда и соцзащиты. - Проектом закона всем семьям независимо от категории предоставляется право на равноценную государственную поддержку в связи с рождением и воспитанием детей. В случае малообеспеченности либо иной трудной жизненной ситуации функционирует механизм адресной социальной помощи". Однако при отмене надбавок уровень социальных гарантий будет сохранен для наиболее уязвимой категории семей - с детьми-инвалидами. Им устанавливается повышенный размер пособия (45% среднемесячной заработной платы - до 3 лет, 70% БПМ - старше 3 лет). Право на пособие по уходу за ребенком-инвалидом дополнительно предоставляется родителям, находящимся в академическом отпуске, а также получателям пенсий по инвалидности, страховой выплаты в связи с инвалидностью. В настоящее время получателями такого пособия являются почти 13 тыс. человек. Еще одна новация - предоставление права на пособие по временной нетрудоспособности родителю на период медицинской реабилитации ребенка-инвалида в центрах медицинской или медико-социальной реабилитации (не более одного раза в год). Сейчас такое пособие назначается только на период санаторно-курортного лечения. Кстати, в стране функционируют 19 центров медицинской реабилитации детей и Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов Министерства труда и социальной защиты (в 7 из них дети-инвалиды пребывают совместно с родителями). Законопроектом установлен общий порядок назначения и выплаты пособий. Определено, что ежемесячные пособия, назначенные по месту работы, выплачиваются за текущий месяц (сегодня выплата осуществляется в сроки, установленные для выплаты заработной платы, то есть за прошедший месяц). Законодательно закрепляется норма о порядке возврата излишне выплаченных сумм государственных пособий (в настоящее время порядок возврата регулируется постановлением правительства).
Новости рубрики Общество
Топ-новости
Свежие новости Беларуси