Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Интервью

Всю жизнь я занимался любимым делом

Интервью 11.10.2023 | 15:20
Валентин Елизарьев

10 октября 1973 года Валентин Елизарьев стал главным балетмейстером Государственного академического Большого театра оперы и балета БССР. На этой неделе художественный руководитель Большого театра - народный артист Беларуси отмечает творческий юбилей. Корреспондент БЕЛТА побеседовала с мэтром балета о любви к искусству, отличиях белорусской и зарубежной балетной школ и работе с супругой.

- Вы столько лет занимаетесь театральным искусством. Как вам удается сохранять интерес к профессии, находить новые смыслы в том, что вы делаете и продолжать работать?

- Вы знаете, театр - это очень большая часть моей жизни. Вторая половина - семья. Я очень предан этим двум составляющим. Когда мне впервые показали сцену Большого театра без декораций, я пришел в восторг. Меня поразила мощь и объемы сценического пространства, и я сказал себе, что обязательно буду здесь работать. Так и произошло. Я родился не в творческой семье, но родители поддерживали мои увлечения. Они сыграли большую роль в том, что я стал человеком искусства. Моя супруга, с которой мы живем уже 53 года, оперный режиссер. У нас двое детей и трое внуков. И хоть мои дети не пошли по пути родителей, они все равно широко образованы в вопросах искусства, музыки и театра. Сын защитил докторскую диссертацию. Он возглавляет кафедру африканистики в Софийском университете, а дочь работает начальником отдела международного сотрудничества Большого театра Беларуси.

- Как вы попали в Большой театр?

- Я родился в Азербайджане и получил образование в лучших вузах Санкт-Петербурга: в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой и в Ленинградской консерватории (Санкт-Петербургская ордена Ленина государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова - Прим. БЕЛТА), а в Минске оказался по распределению после вуза. Большая часть моей жизни прошла в столице Беларуси. В 26 лет я возглавил белорусский балет и ни разу не усомнился в правильности своего выбора. Жизнь прошла не напрасно. Всю жизнь я занимался любимым делом и создавал спектакли, многие из которых живут до сих пор и собирают огромные залы.

- Как вам удается находить время и на творческую работу, и на семью?

- Поскольку мы с супругой много лет работали в одном театре, то всегда обо всем договаривались. Мы не мешаем друг другу, а дополняем один одного.

- К творческому юбилею в Большом театре в течении всего месяца показывают ваши балеты, в том числе "Сотворение мира", "Спящую красавицу", "Дон Кихота", "Лебединое озеро", "Кармина Бурана". Какие спектакли для вас самые важные и значимые?

- Все. Они как родные дети, поэтому нельзя сказать, что один я люблю больше, а другой меньше. Я ко всем спектаклям, которые создал на этой и других сценах мира, отношусь одинаково. В них вложено много времени и сил, и каждый мне очень дорог.

- А какие спектакли было сложнее всего создавать?

- Всегда сложнее работать над авторскими постановками, чем ставить классику или возобновлять старые спектакли. Но, несмотря на мою любовь к авторскому балету, мы все-таки академический театр классического направления, поэтому классических спектаклей в нашем репертуаре достаточно много.

- Вы долгое время работали за границей и бывали в разных странах. Работа в какой из них запомнилась вам больше всего?

- Наиболее яркое впечатление на меня произвела стажировка по стипендии ЮНЕСКО в Гранд-опера в Париже. Я увидел и много хорошего, и много плохого. Везде есть свои достоинства и недостатки. Конечно, в Гранд-опера собирались лучшие исполнители мирового уровня, но сказать, что на меня кардинально повлиял заграничный балет, трудно. Я поклонник и воспитанник русской и советской школы балета, которая является одной из самых сильных в мире. Многие мечтают ее освоить и пройти учебу в Санкт-Петербурге. Конечно, я благодарен Беларуси за то, что она создала для меня возможность творить. Наверное, если бы я остался в Санкт-Петербурге, то не получил бы там таких возможностей после окончания вуза. В Японии, например, всего один государственный театр балета на огромную 80-миллионную страну, все остальное – это частные студии. Хотя можно позавидовать работоспособности японцев. Я поставил там три спектакля, и их артисты работали, как компьютеры. Ты показываешь что-то один раз, и они все очень быстро запоминают. С другой стороны, они больше берут технической составляющей. А без духовной наполненности балет превращается в цирк. Техника - лишь одна из частей хорошего балета.

- Над чем вы работаете сейчас? Возможно, хотели бы восстановить одну из старых постановок?

- В этом сезоне я буду делать абсолютно новый спектакль "Золушка", а восстановить мне бы хотелось белорусский балет "Страсти (Рогнеда)", за который я получил премию "Бенуа де ла Данс" в Париже и Государственную премию Республики Беларусь. Мне кажется, что пока меня не было в театре, эта постановка незаслуженно ушла из репертуара.

- Почему решили ставить именно "Золушку"?

- Думаю, что у меня наконец-то созрело решение, как это сделать. Приступать к созданию постановки нужно, когда хочется высказаться на выбранную тему. Вообще, сказку делать очень непросто. Во всех сказочных спектаклях скрыты глубокие мысли. В портфеле у меня несколько спектаклей, которые я вынашиваю годами. И в мировой классике всегда пытаюсь найти свое оригинальное видение.

- Было ли трудно возвращаться в Большой театр в 2018 и возникают ли у вас сложности в совмещении творческой и бумажной работы?

- Порой сложно, порой легко. Нет единого рецепта. Но я ко всему привык. Возвращение в театр было очень счастливым, ведь я вернулся в родной дом.

- Как человек с таким большим опытом, какой бы совет вы дали молодым артистам, которые только начинают свой профессиональный путь?

- Людям, которым родители подарили красивую и органичную внешность, я советую не забывать, что только на ней далеко не уйдешь. Нужно пройти большую школу, обрести глубокие знания, показать индивидуальностью, развить в себе техническое мастерство, идеальность и содержательность танца.

- Отличается ли процесс работы с новыми артистами?

- Им всегда очень сложно, ведь, в первую очередь, важно выучить репертуар театра. Все-таки балет и опера - это коллективное искусство. Необходимо быстро превратиться из учащихся в больших артистов, которыми невозможно стать без кропотливого и ежедневного труда. Нужно вложить очень многое и попробовать себя в разных амплуа, для того чтобы стать нужным и полезным членом коллектива Большого театра.

БЕЛТА. -0-

Все интервью