Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Пресс-центр Онлайн-конференция

Кто будет учить наших детей завтра?

Белорусские вузы 8 июля начинают прием документов от абитуриентов. От того, кто сегодня примет решение посвятить свою жизнь профессии педагога, зависит, кому мы доверим обучение и воспитание детей завтра. И если вопрос нехватки кадров в учреждениях образования уже практически решен, то проблема их качественного обновления, привлечения в профессию хорошо образованных, творческих и прогрессивно мыслящих молодых людей сейчас стоит как никогда остро.

Вернуть утраченный престиж и авторитетность учительской профессии помогут только конкретные меры по поддержке педагогов и изменение подхода к подготовке кадров. Определенные шаги уже сделаны: в этом году медалисты и победители областных туров школьных предметных олимпиад могут поступать в педвузы без экзаменов, что должно привлечь талантливых ребят в эти учебные заведения. Приняты решения и по системе подготовки кадров: у главного педагогического вуза страны появился новый ректор. Назначая непосредственно перед вступительной кампанией Александра Жука на эту должность, Президент Беларуси Александр Лукашенко поставил перед ним задачу, ни много ни мало, вернуть уровень уважения к учителю. "Ваша задача, и это надо жестко взять на контроль и помочь, чтобы университет шел впереди и тащил за собой все остальные педучреждения", - отметил Президент.

Во время онлайн-конференции Александр Жук расскажет о планах по совершенствованию подготовки педагогических кадров, о том, какие нововведения предлагают своим потенциальным студентам педвузы и какие меры готовятся по социальной поддержке педагогов, ответит на вопросы абитуриентов.


Вопросы конференции

Анастасия Кравченко
Насколько мне известно, в БГПУ медалисты смогут без экзаменов поступать на 22 специальности. Как вы считаете, придут ли в ваш вуз такие дети? Проводили ли вы с ними какую-либо профориентационную работу?
Не только медалисты будут поступать на педагогические специальности без экзаменов, но и призеры областных этапов республиканской олимпиады по учебным предметам. Что касается профориентационной работы, то мы попросили в управлениях образования списки всех медалистов Минска и Минской области и всем им написали письма на школы. Эти пригласительные письма были озвучены на последних звонках. В социальных сетях есть группы БГПУ и они регистрируют вопросы, которые поступают по поводу вступительной кампании. Абитуриенты из числа медалистов и призеров олимпиады уже звонили в университет, интересовались условиями приема. Мы каждому иногороднему первокурснику предоставим место в общежитии. Кроме того, у нас студенты - будущие педагоги смогут реализовать свой потенциал не только в образовательной сфере, но и другие личностные, творческие качества. В БГПУ, например, очень много спортивных клубов. Команды университета являются призерами и победителями республиканской универсиады по различным видам спорта - по футболу, футзалу, борьбе. Много также творческих коллективов.

Виктор Пелевич, Брест
Будете ли вы развивать дистанционное обучение, как это делают другие вузы, среди которых БГУиР и БГУ?
Эту задачу мы уже реализуем. Кстати, в мире сейчас развивается даже не дистанционное, а электронное обучение, когда информационно-телекоммуникационные технологии и связанные с ними системы используются в любых формах получения образования: дневной, вечерней, заочной. Фактически сегодня это реализуется у нас в заочной магистратуре. В этом году там прием по 18 специальностям, и неплохой конкурс - почти три человека на место, что нас радует. В нынешнем году мы принимаем 45 человек на дневную форму и 20 - на заочную. То есть это 65 человек. Всего было 175 заявлений. Но я должен сказать, что магистратура должна быть в университетах, где есть соответствующие научные школы, кадровый потенциал. В противном случае будет просто профанация второй ступени. Магистранты-заочники имеют возможность использовать электронные учебно-методические комплексы, разработанные нашими преподавателями; получать онлайн-консультации и так далее. То есть это уже есть на второй ступени. Это одногодичная научно-ориентированная магистратура или практико-ориентированная - двухгодичная. И сейчас всем факультетам поставлена задача по разработке электронных учебно-методических комплексов по всем специальностям на первой ступени.
Ирина, Минск
Как будет отмечать свое 100-летие Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка? Какие мероприятия планируете?
22 июня 1914 года министр народного просвещения Российской империи подписал указ об открытии Минского учительского института. 21 ноября 1914 года он был торжественно открыт. Нам бы хотелось, чтобы 100-летие ведущего педагогического вуза страны действительно было отмечено на самом высоком уровне, что явится одним из факторов повышения престижа учительской профессии. Мы планируем целый ряд нестандартных мероприятий. Хотелось бы поставить скульптурную композицию с условным названием "Учительница первая моя". В Беларуси много скульптурных композиций, но такой пока нет. Наверное, было бы здорово, если бы она стояла при входе в ведущий педагогический университет страны.

Кроме того, наш туристско-спортивный клуб собирается покорить Эверест и водрузить там вымпел педагогического университета к 100-летию. Планируем организовать плавательный марафон среди школьников, студентов, педагогов, ветеранов и чемпионов мира, призеров олимпийских игр в нашем бассейне. Думаем и над целым рядом других мероприятий, чтобы юбилей вуза был на слуху. Празднование не продлится один день и не ограничится торжественным собранием, хотя оно тоже должно быть проведено на достойном уровне. Это будет юбилейный марафон, где все факультеты могли бы себя проявить. Сейчас у нас работают волонтерские отряды студентов, которые занимаются обновлением университета. У нас 13 корпусов и 8 общежитий, и студотряды на добровольных началах будут обустраивать свой университет к юбилею.

Также мы собираемся расширить и проводить нетрадиционным образом профориентационную работу. Сегодня школьники проводят много времени в Интернете, поэтому у нас создано 5 групп в социальных сетях, где наши ребята активно работают со школьниками в плане деятельности университета.
Юлия Иванова, Минск
Что интересует учреждения образования, когда они дают заказ на магистрантов?
Сейчас становится популярным образовательный менеджмент. Руководители всех учреждений, начиная от дошкольных учреждений, школ и гимназий и заканчивая самым высоким уровнем, должны быть профессионалами. Поэтому программы по образовательному менеджменту исключительно важны с точки зрения разработки стратегии и тактики развития учреждений в современных условиях.

Популярны и программы, связанные с психологией: социальной, практической. Мы планируем открыть специальность, связанную с психологией семьи и семейных отношений. Также в планах специальность по здоровому образу жизни.

Валентина, Марьина Горка
С каким проходным баллом вы бы хотели видеть у себя абитуриентов в этом году?
Вопрос не в абсолютных, а в относительных баллах. Хотелось бы, и такую задачу я поставил перед коллективом, чтобы в этом году проходной балл в университет был примерно на 10-30 баллов выше прошлогоднего. В этой связи сегодня у нас вся Минская область разбита на сектора, наши факультеты работают со школами. Я встречался с начальниками районных управлений, отделов образования, спорта и туризма Минской области. Из 23 человек 18 - наши выпускники. В Минске тоже большинство начальников управлений - наши выпускники, и мы с ними обсуждали некоторые вопросы. Первый совет по университету будет проводиться в сентябре (пройдет совместно с Управлением образования Минской области и Комитетом по образованию города Минска). Тема - итоги вступительной кампании и организация профориентационной работы на перспективу. Мы заключим договор о взаимопомощи. Университет предложит школам области помощь в подготовке к областным, городским и районным олимпиадам, организует школы юных математиков, физиков и т.д., то есть начнет работать со школьниками начиная со средних классов. Это делается для того, чтобы к выпуску мы имели уже потенциальных абитуриентов.
Антон, Минск
Слышал, что студенты БГПУ смогут проходить практику, в том числе языковую, в летних лагерях за границей. Так ли это? Есть ли варианты с прохождением стажировок за рубежом?
Одна из наших перспективных задач - повышение международного имиджа университета. Сегодня БГПУ имеет договоры о сотрудничестве с более чем 60 вузами как ближнего, так и дальнего зарубежья. Например, с китайскими университетами у нас пять договоров, с литовскими - два.

Недавно я посетил Флорентийский университет, с которым у нас уже два года есть договор о сотрудничестве. Мы договорились о его расширении. Во-первых, это языковые курсы. Студенты БГПУ, изучающие итальянский язык, будут выезжать для прохождения соответствующего обучения в Италию. Такая возможность у них появится уже на зимних каникулах и в следующем году на летних каникулах. Аналогично мы примем студентов Флорентийского университета, изучающих русский язык.

Мы договорились также о так называемом включенном обучении с этим университетом, то есть студенты БГПУ будут выезжать в Италию на семестр или учебный год для освоения программ, согласованных двумя вузами. Соответственно будем ждать для обучения в Беларуси будущих психологов, социальных работников, которых готовит этот университет.

Кроме того, реализуется программа Erasmus+, и мы поставили задачу расширить количество проектов по ней. Уже с 1 сентября одна из наших студенток выезжает в университет в Финляндию для прохождения включенного обучения в течение учебного года. То есть мы ставим задачу по расширению возможностей и прохождения стажировок, и обучения в зарубежных университетах, увеличивая академическую мобильность студентов. Такую же работу будем проводить с преподавателями.

Кроме того, с помощью итальянской ассоциации "Пуэр", которая занимается оздоровлением белорусских детей после чернобыльской аварии, у нас будет организован центр психологического консультирования семей, усыновивших детей. Консультации смогут получить и родители, и дети. Эта организация оборудует центр, оснастит его. Мы договорились, что преподаватели и студенты БГПУ, которые будут работать на волонтерских основах в этом центре, летом будут иметь возможность выезжать с группами детей на оздоровление. Там они будут совмещать работу и отдых, выступая в качестве психологов-консультантов.
Корр. БЕЛТА
Вы достаточно долгий период работали первым заместителем министра образования, а с нынешней весны назначены на должность ректора ведущего педагогического вуза Беларуси. Как первый замминистра отвечали за вопросы в том числе ведения вступительной кампании. Ваш взгляд на абитуриента поменялся после того, как вы стали ректором?
Нет, взгляд не изменился. Централизованное тестирование как форма проведения вступительной кампании придумана не нами и реализуется во многих странах. Конечно, она имеет свои плюсы и минусы. Но анализ ее проведения однозначно показывает, что она дает возможность отобрать лучших. Причем все это на условиях прозрачности, объективности, с соблюдением полной конфиденциальности и применением вполне понятных подходов. Результаты последних лет показывают, что дети, которые заранее начинают готовиться и знают уже в конце базовой школы, чего они хотят от поступления, на ЦТ подтверждают уровень своих знаний. Если в лицее, например, у него стоит 8 или 9 баллов, то на ЦТ он набирает более 85 баллов. То есть корреляция 100%. Ели же подросток прогулял школу или просидел в Интернете, а при этом его родители хотят, чтобы он поступил, то получается прокол. Ребенок пытается отгадать ответ, а это не дает высокого балла. И виновата тут не школа или плохой учитель, а сам ученик. Без работы, а в данном случае учебы, ничего не получится. Высшее образование невозможно получить на халяву.
Юлия Синкевич, Минск
Александр Иванович, вы находитесь в эпицентре разработки нового социального пакета для учителя. О каких преференциях, кроме повышения заработной платы, может идти речь?
Возможно, у мобильных операторов Беларуси появится тариф "Учительский". Это одно из предложений, которые рассматриваются сейчас мобильными операторами Беларуси - по социальной поддержке учительства, оно касается скидочной системы на телефонные разговоры. Предварительные переговоры прошли в Министерстве образования, и сейчас идет работа по возможной реализации такого проекта. Пока еще рано говорить о сроках введения такого плана, но нам бы очень хотелось поработать с мобильными операторами над таким проектом.

Кроме уже озвученных правительством планов по увеличению заработной платы учителям с 1 сентября в Беларуси (ее планируется повысить на 15-18%), есть предложения по социальной поддержке учительства. Например, совместно с Министерством культуры прорабатывается вопрос о предоставлении специальных скидок учителям для похода в театр, музей.
Корр. БЕЛТА
В этом году хватает охов и вздохов по поводу того, что много поступающих остались "за бортом" вступительной кампании из-за низких результатов по физике, математике и т.д. Что это - реальный уровень знаний, сложность тестов по этим предметам или неготовность наших абитуриентов учиться?
Тут, скорее всего, две причины. Первая - недостаточный уровень массовой подготовки школьников по этим предметам. Они считаются сложными и требуют постоянной, систематической подготовки. А вторая - это то, что вуз недаром называется университетом, он требует не только определенного вида подготовки, но и готовности учиться, получать знания, в том числе и самостоятельно. А вот самостоятельности у многих наших абитуриентов иногда не хватает. Посмотрите на результаты ЦТ. Кто получил низкие баллы и недобрал? Оказывается, что из 49% по математике и 44% по физике - это те, кто окончил школу несколько лет назад. То есть люди, которые не поступили в прошлом или даже позапрошлом году. А из выпускников нынешнего года - недобрали до проходного только 1/4 от поступающих, это нормальный показатель. Это означает, что 3/4 абитуриентов-выпускников нынешнего года набрали необходимый для участия во вступительной кампании балл. Так что трагедии нет. Думаю, что все будет нормально и во время вступительной кампании нынешнего года. Просто абитуриенты должны знать, что нужно приложить усилия и выучить предмет, раз ты хочешь стать высокообразованным специалистом.
Лиза Михайлова, Гомель
Правда ли, что в нынешнем году педагогические вузы принимают абитуриентов-медалистов без экзаменов?
Да, причем не только медалисты, но и победители олимпиад могут поступать без экзаменов. Если точнее, то без вступительных испытаний будут зачисляться победители (дипломы І, ІІ, ІІІ степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Минобразования в учебном году, для которых данный предмет определен предметом первого профильного испытания, а также лица, награжденные золотой, серебряной медалью или закончившие учреждения среднего специального образования с дипломом с отличием. Для поступления на ряд педагогических специальностей без экзаменов вышеперечисленным категориям абитуриентов нужно будет предоставить в приемную комиссию рекомендацию педагогического совета учреждения образования, которое они закончили. Но это касается только перечня, в который вошли 22 специальности. Это дошкольное и начальное образование, история и обществоведческие дисциплины, биология, химия, география, математика, информатика, физика, техническое творчество, белорусский язык и литература, русский язык и литература, технический труд и предпринимательство, обслуживающий труд, изобразительное искусство, логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, социальная педагогика и др. Со списком можно ознакомиться на портале Министерства образования.
Юлия Карпухина, Минск
Александр Иванович, при вашем назначении на должность глава государства говорил в том числе и о создании на базе БГПУ системы непрерывного педагогического образования. Вы говорили о том, что планируете создать педагогическую гимназию или педагогический лицей при университете, а может даже свой детский сад. Когда планируете начать осуществление планов?
Можно сказать, что мы уже начали их осуществлять. В ближайшее время планируем подписать договор с гимназией №20 Минска о создании первого профильного педагогического класса. А далее перейдем и к более глобальным планам. Возможно, откроем специальное учреждение дошкольного образования, где педагогами, воспитателями, психологами смогут поработать и наши студенты. Так что систему непрерывного образования мы не только планируем разрабатывать, но и собираемся реализовывать на практике.
К списку