Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Пресс-центр Онлайн-конференция

Развитие белорусского АПК в условиях евразийской интеграции

В Беларуси в 2014 году проделана большая работа по изучению и решению проблемных вопросов в агропромышленном комплексе, результатом которой стало принятие комплекса указов, направленных на совершенствование государственной аграрной политики и повышение эффективности работы организаций АПК. Особую актуальность этот вопрос приобретает в условиях формирования согласованной агропромышленной политики и общего рынка сельхозпродукции и продовольствия с государствами - партнерами Беларуси по Евразийскому экономическому союзу.


Вопросы конференции

Ольга Среднева, Минск
Приближается срок проведения посевной кампании. Прогнозируете ли вы сложности с какими-либо этапами ее проведения (закупка ГСМ, удобрений, семян, покупки и ремонта техники)?
 Надо сказать, этот год особенный. Если посмотреть на погодные условия, то зима выдалась не совсем обычной. Она коренным образом отличается от прошлого года: наблюдается меньше влаги, снежного покрова. С учетом этих, а также других объективных факторов мы готовимся к самым худшим вариантам (при этом, конечно же, надеемся на лучшее). Так, к примеру, могут возникнуть вопросы, связанные с перезимовкой озимых зерновых культур. В этой связи надо рассчитывать на запас семян, который есть сегодня.

В целом мы делаем все, чтобы предстоящая посевная кампания могла предопределить результат 2015 года. В частности, в настоящее время ведется активная подготовка техники (ее у нас достаточно).

Если говорить о средствах, то в этом году для проведения весенней посевной кампании нам необходимо около Br12 трлн, Br5,1 млрд из которых нужны на покупку минеральных удобрений, Br3,5 трлн - на закупку топлива, Br1,6 трлн - на средства защиты растений.

Источники финансирования весенне-полевой кампании уже определены: 50% составят собственные средства сельскохозяйственных предприятий, а также это субвенции, которые выделяются на калийные удобрения в республике, льготные кредиты на возвратной основе. С главой государства согласован механизм льготного кредитования на покупку минеральных удобрений и топлива.

На днях все вопросы, связанные с проведением весеннего сева, были рассмотрены на итоговой коллегии Минсельхозпрода с участием начальников управлений сельского хозяйства, областных комитетов по сельскому хозяйству и всех заинтересованных.

Владимир, Минск
Специалисты Россельхознадзора посещали различные белорусские мясоперерабатывающие предприятия и опубликовали отчет по итогам этой инспекции. Да, ими были выявлены нарушения, но мы же все время занимаемся модернизацией наших предприятий и решаем проблемные моменты. Не раздувают ли российские коллеги, скажем так, из мухи слона, ведь вопрос качества на предприятиях постоянно решается?

Я хотел бы сказать, что не стоит драматизировать, в Беларуси ситуация с производством пищевых продуктов управляемая. За качество, естественно, сегодня отвечают непосредственно службы, которые обязаны отвечать за это на мясокомбинатах, это технологи, специалисты, руководство и т.д. Те замечания, которые были высказаны Россией и касаются именно санитарии и прочего, по большому счету не носят для нас постоянный характер. Да, есть на отдельных участках мелкие недоработки, например, швабра не там стоит, где-то в кожаной обуви человек ходит, есть вопросы по разморозке камер хранения, но глобальных же замечаний не выявлено. Наш пищевой продукт по-прежнему является безопасным для внутреннего потребления и поставки на экспорт.

Но вместе с тем нужно отметить, что эти факты, которые выявляются и нашими специалистами, обязывают руководство предприятий и специалистов более плотнее посмотреть на недостатки, ведь от этого зависит имидж их предприятия на внешних рынках. А перед нами непростая задача - с имеющегося на сегодня экспорта продовольствия в $5,8 млрд выйти на $7 млрд, и это делать надо. Но у нас есть прирост, и я считаю, что положительная динамика сохранится до конца года. Мы твердо стояли на ногах на российском рынке, многое могли предложить на рынки третьих стран и, безусловно, должны бороться за качество нашей продукции, за высокую санитарию, высокое качество сырья, которое требуется сегодня для предприятий переработки. В этой части главный приоритет Минсельхозпрода заключается именно в качестве нашей продукции, а главная движущая сила на рынках третьих стран или на российском рынке будет, безусловно, - высокая безопасность нашей продукции, качество и стоимость.

Сержанович Александр Владимирович, Минск
Ранее заявлялось, что Беларусь и Россия будут пересматривать ранее согласованные прогнозные балансы по поставкам продовольствия на российский рынок. Пересмотрены ли они? В каких объемах будет поставляться белорусская молочная и мясная продукция на российский рынок в 2015 году согласно балансам?
В марте текущего года у нас состоится совместная коллегия на площадке Республики Беларусь с участием Минсельхоза Российской Федерации на предмет поставок нашей продукции на российский рынок, по объемам продовольственных балансов. Мы, к счастью, выросли относительно 2014 года - и по молоку, и по мясу.

Ограничений в поставках у нас нет. Более того, могу сказать, что Россия сегодня потребляет 800 тыс. т сыра, причем 400 тыс. т она импортирует. Из этих 400 тыс. т 120 тыс. т идет из Беларуси. Поэтому наша ниша здесь может быть достаточно большая, и нам необходимо сегодня развивать дополнительные мощности по производству сыра, в том числе за счет модернизации существующих предприятий. Этот сегмент продукции должен быть приоритетным в настоящее время, и вопрос увеличения производства находится на стадии проработки - чтобы мы могли производить не 191 тыс. т сыра по нашим мощностям, а добавить хотя бы еще 60-70 тыс. т за 2015 год.

Кроме того, РФ завезла за 11 месяцев по импорту около 560 тыс. т мяса КРС, из которых 447 тыс.т было поставлено из третьих стран, из Беларуси - 113 тыс. т, то есть 20,3% - тот объем, который поставила наша страна на российский рынок.
В целом потребность РФ в молочных продуктах составляет около 38 млн т. За 2014 год они произвели 30,5 млн т и уменьшили объем производства к уровню 2008 года на 1,7 млн т молока, а также уменьшили объемы производства говядины на 258 тыс. т. В то же время наши объемы производства выросли.

В этой части представляется очень важным для нашей страны занять нишу в молоке и в выращивании мяса КРС, потому что, например, по птице в плане самообеспеченности РФ уже вышла на 90%. Приоритетными в плане экспорта в Россию для Беларуси являются два сегмента: молоко и молочные продукты, а также мясо КРС. Здесь необходимо нашей стране повысить продуктивность дойного стада и увеличить количество голов КРС. Это даст возможность сегодня производить около 1 млн т мяса говядины, и на 10 млн т к 2020 году мы должны выйти по объемам производства молока. При этом создавать экспортный потенциал в объеме примерно 5-5,5 млн т молока к 2020 году и выйти по большому счету на 400-500 тыс. т мяса, которое будет поставляться на российский рынок.

Все это даст возможность получить около $8-8,5 млрд - такую задачу ставим перед собой, чтобы обеспечить сегодня поступление валютных средств по экспорту от продукции сельского хозяйства, потому что в стране вложено немало денег в развитие АПК. У нас еще, по большому счету, есть большой запас возможностей для того, чтобы пополнить нашу продовольственную нишу тем объемом продукции, который обеспечил бы сегодня $7 млрд. Эта задача приоритетная для АПК Беларуси. При этом необходимо обеспечить положительное сальдо, а не просто торговать. К счастью, за 2014 год положительное сальдо у нас составило $2,4 млрд. Поэтому мы ставим задачу и в текущем году обеспечить его не ниже этой цифры.
Корр. БЕЛТА
2014 год был довольно непростым для отечественной экономики с учетом ситуации на рынках стран - основных партнеров Беларуси, а также ряда внутренних факторов. Как результат - далеко не все из плановых показателей выполнены. Если же говорить об агропромышленном комплексе, то каким был прошедший год для отрасли? Как вы оцениваете итоги работы АПК в 2014 году?
Безусловно, для агропромышленного комплекса республики 2014 год был непростым, но достаточно результативным. В целом сохранена положительная динамики развития. Темп роста сельскохозяйственного производства во всех категориях хозяйств составил 103,1%, в том числе в сельскохозяйственных организациях – 103,8 %.

Благоприятным год стал для растениеводства. Получен значительный урожай зерновых и зернобобовых культур – 9,7 млн.т. На 463 тыс.т больше получено сахарной свеклы, на 4 тыс.т - льноволокна, 54 тыс.т - рапса,  картофеля и овощей - на 370 и 49 тыс. т соответственно.

Обеспечена положительная динамика в производстве молока, яиц, мяса птицы. Практически полностью удовлетворены внутренние потребности в продовольственном зерне и кормах для общественного животноводства. В полном объеме выполнены обязательства по поставкам зерна в счет государственных нужд - поставлено около 1,2 млн. т зерна, или 101% к плану.

Полученные объемы производства картофеля и плодоовощной продукции в 2014 году позволили обеспечить потребности торговли (включая закладку в стабилизационные фонды), общественного питания, промышленной переработки, а также иметь свободные ресурсы, в том числе экспортные поставки.

Поставки сельскохозяйственного сырья на переработку позволили обеспечить рост производства  пищевых продуктов по итогам года на 1,4%. Так, производство молочной продукции возросло на 6,7%, макаронных и кондитерских изделий – на 13,9%. Вместе с тем темп роста производства  мясных изделий составил 91% к уровню 2013 года, мукомольно-крупяных – 88%,  готовых кормов для животных - 96,7%.

Довольно непростая ситуация на рынках стран – основных партнеров Беларуси негативно сказалась на внешнеэкономической деятельности. В 2014 году организации системы Минсельхозпрода на экспорт поставили товаров на сумму более $3 млрд., или 94,6 % к уровню 2013 года.

Снижение экспортных поставок обусловлено в первую очередь падением спроса на внешних рынках на некоторые виды молочной продукции (цельного и обезжиренного сухого молока), сокращением объемов поставок в натуральном выражении мясной продукции (свинины, говядины), а также девальвацией российского рубля по отношению к доллару США.

Вместе с тем в сложившихся условиях обеспечен рост экспорта в натуральном выражении таких продуктов, как масло животное (на 1,1%), сыров – (на 20,6%), творога (на 9,6%), цельномолочной продукции (на 21,1%), а также отдельных видов мясной продукции - колбасных изделий (на 18,6%), изделий из мяса (на 22,8%).

В целом также обеспечена и эффективность экспортных поставок.
Корр. БЕЛТА
Если 10 млн т зерна отечественный АПК уже смог получить, то 10 млн т молока пока остаются заветной целью. Почему, на ваш взгляд, молочное животноводство не развивается такими быстрыми темпами, как хотелось бы, и что нужно для того, чтобы выйти на необходимые темпы и объемы?
Генетический потенциал продуктивности молочного скота в республике превышает 10 тыс. кг молока на одну корову в год. Для реализации этого потенциала необходимо создать оптимальные условия содержания и кормления скота. Модернизация молочно-товарных ферм приблизила условия содержания коров на этих фермах к оптимальным, но проблема обеспечения полноценного кормления еще решена не везде, и ее решение является основной задачей производителей молока.

К 2020 году предполагается завершить комплексное оснащение современными технологиями и оборудованием всех молочно-товарных ферм с одновременным созданием кормовой базы, соответствующей потребностям молочной отрасли. Полноценное кормление скота позволит улучшить основные параметры по воспроизводству стада и обеспечить его ремонт только высокопродуктивными коровами. Обеспечение технологических норм при производстве молока на всех этапах, от заготовки кормов, выращивания ремонтного молодняка до организации кормления и доения коров, а также ветеринарного обслуживания - залог высокой продуктивности дойного стада и увеличения объемов производства молока.

В 2020 году предполагается произвести 9 млн т молока, что на 44% превысит уровень производства в 2014 году. Поставки молока и молокопродуктов на внутренний рынок должны составить около 3,7 млн т, при этом будет создан экспортный потенциал в объеме 5,3 млн т.

Иван Павлович Васильев, Минск
Почему Минсельхозпрод устанавливает индикативные цены на молочку, вместо того, чтобы дать цене самой сформироваться на основе спроса и предложения, скажем, на торгах Белорусской универсальной товарной биржи?
Мы индикативные цены устанавливаем затем, чтобы не обвалить, по большому счету, цены на внутреннем и внешнем рынках. По распоряжению премьер-министра создана рабочая группа по определению индикативных цен на молочную продукцию. В рабочую группу, например, входят все ответственные работники мясо-молочных компаний областей, чтобы принимать коллективные решения по поводу индикативной цены. На бирже мы не имеем права продать молочную продукцию ниже этой цены. Важно сегодня иметь постоянные рынки и иметь цену реализации, которая обеспечит безусловную рентабельность предприятий.

По мере реализации продукции необходимо внимательно подходить к изменению цены в сторону повышения или снижения в период спроса. Такие задачи мы должны ставить перед собой - чтобы были постоянные клиенты и постоянный рынок.
Ольга Бельская, Минск
Одним из основных импортеров белорусской продукции, в том числе и продукции животноводства, является Российская Федерация. В прошлом году отношения с восточной соседкой складывались непросто - начиная с осени было закрыто более двадцати отечественных мясоперерабатывающих предприятий для поставок продукции в РФ из-за претензий к ее качеству. Недавно была озвучена сумма потерь от этих запретительных мер - более $100 млн. Еще свыше $200 млн Беларусь недосчиталась из-за девальвации российского рубля. Как это повлияло в целом на экспорт отечественной животноводческой продукции? Удалось ли выполнить задание по году?
Экспорт продукции животноводства в 2014 году, как и во все предыдущие годы, имел решающее значение для формирования положительного торгового сальдо по сельскохозяйственной продукции и продовольствию. На внешние рынки мы поставили мясной и молочной продукции примерно на $3,5 млрд, это около 63% от общего экспорта сельхозпродукции и продовольствия.

Что касается российского рынка, то он по-прежнему для белорусских экспортеров остается привлекательным. Это обусловлено и развитыми долгосрочными связями между белорусскими производителями и российскими потребителями, и хорошей логистикой, и благоприятной конъюнктуры рынка. Если говорить об объемах, то за прошлый год восточной соседке мы поставили около 95% продукции животноводства.

Да, в связи с временными ограничениями на поставку продукции отдельных предприятий в Российскую Федерацию ряд птицефабрик, мясокомбинатов и отдельные молочные заводы не смогли реализовать своим российским потребителям продукцию в полном объеме, как было запланировано, и, соответственно, не получили валютной выручки. Однако по мере снятия ограничений торговля налаживается, сейчас она вошла в свое нормальное русло, если не принимать во внимание те экономические процессы, на которые производители не оказывают влияния, но зависимы от них.

Сегодня перед нашими производителями стоят очень серьезные задачи. Это и организация производства конкурентоспособной продукции в соответствии с требованиями технических регламентов Таможенного союза, повышение качества и безопасности производимой сельхозпродукции и продовольствия. Ставится также задача по наращиванию доли продукции с высокой добавленной стоимостью, фасованной продукции, предназначенной для реализации в торговых сетях, а не для последующей переработки. Кроме того, необходимо совершенствовать маркетинговую политику.
Виталий, Минск
В Беларуси в тепличных условиях выращиваются огурцы и помидоры, но их производство, по сути, обходится дорого, если учесть такую составляющую, как, например, электроэнергия или необходимое оборудование. Насколько наши производители готовы работать в условиях прежних цен и следит ли за этим Минсельхозпрод? И еще - в Беларуси сейчас выращиваются бахчевые культуры. Будет ли расширяться эта практика? Спасибо.
Что касается производства тепличной продукции, должен сказать, что в Беларуси достаточно хорошо развито это направление. Однако по причине того, что производство таких овощей носит сезонный характер и есть большой разрыв от урожая до урожая, эта ниша заполняется продуктами из стран Европейского союза и других государств. Образно говоря, сегодня помидоры, выращенные в открытом грунте, нет необходимости подсвечивать, обогревать и производить другие затраты, поэтому, конечно, они стоят дешевле, чем в наших тепличных условиях. При этом наши новые теплицы, построенные в хозяйствах, позволяют сделать вывод, что урожайность с одного квадратного метра не ниже, чем в европейских государствах. Но на килограмм производства мы тратим электроэнергии, энергоносителей около 50%. Поэтому за счет оборота, увеличения продуктивности с одного квадратного метра, за счет того, что больше продукции продадим на внешних рынках по хорошей цене (а продавать некоторым предприятиям удается), мы можем, безусловно, и дальше развивать наше тепличное хозяйство. Альтернатив больше нет: надо думать, как сэкономить и каким образом выгоднее продать, как больше получить продукции с одного квадратного метра.

Что касается фруктов, которые импортируются в Беларусь... Сегодня перед субъектами хозяйствования, тепличными предприятиями стоит задача, что перечень продукции, которая выращивается в тепличных условиях, должен расширяться. Идет культивирование той продукции, которая раньше завозилась из Греции, - земляника и клубника уже выращивается в тепличном хозяйстве Беларуси. В этом направлении будем и дальше вести ту политику, которая направлена на замещение импортируемой продукции. Нам необходимо до 2020 года обеспечить импортозамещение $519-520 млн, мы должны эти объемы найти у себя и вырастить то, что закупаем за пределами страны. И это, по большому счету, не окончательная цифра, у нас есть соответствующие возможности работать, чтобы эту планку повышать.

Кроме того, отдельные хозяйства Беларуси выращивают арбузы и дани. По опыту прошлого года, в хозяйствах Пинского района Брестской области, в ряде хозяйств Минской области удалось произвести ту продукцию, которая импортируется сегодня из Астраханской области и других стран, в том числе бахчевые культуры - арбузы, дыни. Они произведены на основе научного опыта белорусских ученых, выращены в нашей стране, и по качеству эта продукция ни сколько не уступает зарубежной. Наш потребитель должен оценить - расширять нам это направление дальше или нет.
Николай Петрович, Орша
Леонид Константинович, в последнее время довольно большое внимание уделяется диверсификации экспорта: руководство страны неоднократно заявляло о необходимости поиска новых рынков сбыта с учетом нестабильной ситуации на традиционных рынках. Какая работа в этой связи проводится Минсельхозпродом? Планируется ли перераспределение экспорта с учетом новых регионов в 2015 году, в частности в связи с началом функционирования Евразийского экономического союза и присоединения к нему Армении и Кыргызстана?
Тема диверсификации экспорта для наших производителей важна и необходима. Да, сегодня статистика экспорта в страны СНГ и другие страны пока не в нашу пользу: в эти страны мы поставляем лишь 2% мяса и мясной продукции и 7% молока и молочной продукции. Незначительные объемы поставок в эти страны по сравнению с экспортом в Российскую Федерацию обусловлены прежде всего высокой прибыльностью российского рынка для белорусских производителей.

Но мы не должны замыкаться только на российском рынке (хотя и эти объемы, безусловно, нам терять нельзя). Сегодня отдельные виды продукции белорусских производителей могут быть востребованы в странах Европейского союза, Азии, Южной Америки. И это не просто слова: продукция организаций Минсельхозпрода поставляется в 46 стран мира. Мясо и мясопродукты - в 12 стран (8 стран СНГ, Грузия, Корея, Гонконг, Испания), молоко и молокопродукты - в 23 страны (10 стран СНГ, Вьетнам, Венесуэла, Грузия, Египет, Израиль, Иордания, Китай, Корея, Литва, Монголия, Нидерланды, ОАЭ, Сингапур).

Кроме того, решение Европейской комиссии о предоставлении Беларуси права поставки молочной продукции на рынок стран ЕС позволило молокоперерабатывающим предприятиям республики начать поставки своей продукции на этот рынок. К примеру, ОАО "Савушкин продукт" заключило долгосрочный договор с торговой сетью "Максима" (Литва) на поставку йогуртов и других питьевых молочных продуктов.

Если говорить о приоритетных направлениях диверсификации рынка мясо-молочной продукции, то с точки зрения экономической эффективности это могут быть рынки стран СНГ, так как в Содружестве действует соглашение о зоне свободной торговли. Далее - страны Азии и Африки, то есть страны, которые не прибегают к тарифной защите своих рынков, как это делают страны Европейского союза, где импортные таможенные пошлины по многим видам продукции фактически составляют всю стоимость товара.

Однако резкого роста продаж в указанные регионы ожидать не стоит, так как ввиду длительного отсутствия предложений белорусский товар стал незнаком для местного потребителя. Диверсификация экспорта белорусской продукции будет происходить по восходящей плавно, по мере вхождения на рынки третьих стран, сопряжена с прохождением ряда процедур. Это аттестация системы государственного ветеринарного контроля и перерабатывающих предприятий, проведение лабораторных исследований образцов продукции, поставка и выработка пробных партий, маркетинговое и рекламное сопровождение. Немаловажным условием является возможность поставки на рынки третьих стран на беспошлинной основе.

Сегодня мы работаем над расширением перечня животноводческой продукции для поставок в страны Евросоюза. Уже проведена первая инспекционная миссия экспертов ЕС в целях оценки имеющихся систем контроля, регулирующих производство мяса птицы, предназначенного для экспорта в ЕС. Республика подала в Еврокомиссию заявку на проведение повторной инспекции в удобное для экспертов Генерального директората по здравоохранению и защите прав потребителей Европейской комиссии время.

В целом я считаю, что работу по освоению новых рынков, особенно стран дальнего зарубежья, надо проводить централизованно, продукцию реализовывать через единого оператора.

Сейчас предварительные договоренности и возможность поставки сухих молочных продуктов, животного масла, сыров в регионы Африки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Китая имеет ЗАО "Мясо-молочная компания". Если помните, основная задача, которая ставилась при ее создании, - это увеличение экспорта молочной продукции в страны ближнего и дальнего зарубежья, диверсификация рынков сбыта и устранение внешней конкуренции белорусских производителей на мировых рынках. Проработка рынков сбыта этих стран показывает их высокую емкость. Такие страны, как  Алжир, Ангола, Бангладеш, Никарагуа, Оман, Саудовская Аравия ежегодно закупают в значительных объемах сухое обезжиренное и сухое цельное молоко, животное масло 82% жирности, сухую молочную сыворотку, сыры. Но, чтобы проводить масштабную диверсификацию (в условиях падения мировых цен), важно выработать механизм поддержки производителей. Над этой задачей Министерство сейчас и работает.
Владимир Гусько, Могилевская область
Если не ошибаюсь, во время посещения Президентом филиала холдинга "Бабушкина Крынка" в Белыничах, около года назад, было отдано поручение по базе Могилевской области провести эксперимент. Он заключался в том, чтобы производители молока смогли отвозить свою продукцию на тот молокозавод, где им дают более выгодную цену. Как этот эксперимент завершился, как он показал себя? Возможно, такая схема уже внедряется в регионах страны?
Очень правильное было поручение. Сам холдинг "Бабушкина крынка" должен обеспечить работу поставщиков молока таким образом, чтобы они в полной мере были заинтересованы в совместной работе. Должен сказать, что поручение не выполнено в том плане, что не обеспечена сегодня привлекательность цен для реализации поставщиками сырья на филиалы, входящие в состав названной компании. Например, средняя закупочная цена по республике сложилась на уровне Br4200 за килограмм молока, в то время как на "Бабушкиной крынке" - Br3950 за килограмм, что значительно ниже, чем в Гродненской, Минской, Брестской, Гомельской и Витебской областях. При этом рентабельность продаж "Бабушкиной крынки" находится на уровне 8%, в то время как рентабельность продаж, скажем, предприятий переработки в Витебской области - 7,5%, Гомельской - около 5,5%. В результате в "Бабушкиной крынке" по результатам за 2014 год заработано Br92 млрд чистой прибыли. То есть надо было в течение года, безусловно, повысить цену на молоко и перераспределить часть этой прибыли путем поднятия закупочной цены для предприятий, производящих сырье. Это им бы позволило купить топливо, удобрения, технику отремонтировать и так далее.

В итоге рынок "Бабушкиной крынки" в Могилевской области стал не привлекательным для тех, кто производит сырье. В регионе должен быть регулятор. Вместе с тем возможность свободного перемещения сырья по Беларуси позволит "Бабушкиной крынке" взглянуть по-другому на свой ценовой сегмент, потому что молоко из могилевского региона пойдет в Гомель, Витебск, Минск, а не останется на месте. Система свободного рынка в Беларуси будет работать. В некоторой степени открытый рынок, некоторые его элементы есть уже сейчас. Уже подписаны соответствующие указы. Теперь переработчики, понимая, что молоко уйдет с их зоны в другую, будут всячески стимулировать производителя ценой, чтобы закрепить их на своих мощностях. Мощности, кстати, мы нарастили.

Открытый внутренний рынок, позволяющий производителю иметь право поставлять свою продукцию на любое предприятие переработки, касается не только молока, но и других видов сельскохозяйственной продукции. Поэтому переработчики должны бороться за свою сырьевую зону.
Кристина Новикова, Гродно
За годы функционирования Таможенного союза законодательства стран-участниц в части АПК уже в основном гармонизированы. Какая работа проводится сейчас с учетом присоединения к ЕАЭС еще двух государств?
Действительно, за годы функционирования Таможенного союза проделана большая работа по гармонизации законодательства в области ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер, а также государственной поддержки сельского хозяйства. Вместе с тем с подписанием Договора о Евразийском экономическом союзе идет активная работа в части совершенствования договорно-правовой базы межрегионального сотрудничества.

Планом разработки актов и международных договоров в соответствии с Договором о ЕАЭС до 2017 года предусмотрено, в частности, принятие четырех документов по агропромышленной политике, 16 документов по ветеринарным, ветеринарно-санитарным и карантинным фитосанитарным мерам на территории стран - участниц договора. Совместно с Евразийской экономической комиссией мы уже начали работу и обсуждение перечня чувствительных товаров. В соответствии с нормами Договора о ЕАЭС все государства - члены союза осуществляют взаимное предоставление друг другу и в комиссию планов развития производства по каждому из этих товаров.

Кроме того, если говорить о планах на ближайшее время, в этом году с целью реализации концепции согласованной агропромышленной политики государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства, должны быть разработаны такие документы, как методология расчета разрешенного уровня мер господдержки сельского хозяйства, проект международного договора в сфере обращения племенной продукции и проект перечня перспективных научно-исследовательских работ в сфере АПК государств-членов до 2020 года. Также мы должны подготовить проект рекомендации Коллегии ЕЭК о порядке проведения совместных научных исследований в сфере агропромышленного комплекса.

Разработка всех запланированных актов будет осуществляться с участием присоединившихся к ЕАЭС государств.
Геннадий Бондарь, Минск
Леонид Константинович, какие перспективы для развития агропромышленного комплекса нашей страны дает создание Евразийского экономического союза? И еще такой вопрос: когда велась подготовка к созданию союза, речь шла о постепенном снижении объемов государственной поддержки сельхозпроизводителей (есть конкретные ориентиры). Насколько Беларусь готова работать согласно этой схеме?
Давайте начнем с перспектив от евразийской интеграции. Прежде всего создание Евразийского экономического союза (как и Таможенного) создает для наших производителей перспективы работать в условиях согласованной агропромышленной политики, в соответствии с которой будут урегулированы вопросы по сбалансированному развитию производства и рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия, обеспечению справедливой конкуренции, равного доступа на общий аграрный рынок, унификации требований, связанных с обращением продукции, ветеринарным и фитосанитарным мерам, а также защите интересов производителей на внутреннем и внешних рынках.

Работа по разработке необходимой нормативной базы для этого уже ведется в соответствии с планом мероприятий, утвержденным высшим Евразийским экономическим советом.

Что касается господдержки АПК, то во всем мире сегодня осуществляется дотация субъектов хозяйствования агропромышленного комплекса. Все страны в меру своих возможностей поддерживают свой аграрный сектор. Поскольку Беларусь не обладает какими-то полезными ископаемыми, у нас нет других ресурсов, которыми мы могли бы торговать и приносить стране валюту, главным достоинством для нас является земля. Каждый доллар мы должны зарабатывать своим трудом, в том числе за счет реализации продуктов питания.
К списку