ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Вторник, 23 апреля 2024
Минск Сплошная облачность +4°C
Все новости
Все новости
БелТА Плюс
25 февраля 2022, 17:37

Его хвалили Репин и Левитан, а потом он менял картины на хлеб. Жизнь Бялыницкого-Бирули

Фото Павла ОРЛОВСКОГО
Фото Павла ОРЛОВСКОГО

В свое время Витольд Бялыницкий-Бируля прославился как мастер лирического пейзажа. Действительно, ни одному из художников не удавалось так точно и естественно перенести состояние природы на холст, как уроженцу Белыничского района. По случаю 150-летия мастера рассказываем, как он еще студентом удостоился похвалы знаменитого Ильи Репина, почему известный меценат Павел Третьяков сделал для начинающего художника исключение и купил его картину, а также как крестьянские дети спасли поместье Бялыницкого-Бирули.

Репин хвалил, а Третьяков покупал работы

Знаменитый художник родом из небольшой деревни Крынки, от которой сегодня остался только памятный камень. Витольд рос в состоятельной семье: отец служил арендатором в Российской империи, затем – в днепровском пароходстве. Каэтан Витович часто брал с собой в рейсы сына, которому нравилось путешествовать. Именно те поездки и предопределили жизнь Витольда. Его впечатляли природные красоты, и по возвращении домой мальчик пытался перенести увиденное на холст или бумагу.

– Бялыницкий-Бируля начал неплохо рисовать в 5-6 лет, к 10 годам у него уже просматривался талант художника. Однако родители были категорически против такого увлечения, так как считали дело не престижным. В итоге решили отправить сына к старшему брату Александру в Киев, где юного Витольда определили в кадетский корпус, – рассказывает хранитель фондов художественного музея имени В. К. Бялыницкого-Бирули в Белыничах Светлана Орловская.

Но военная карьера Витольда не привлекала, поэтому он забросил кадетский корпус и пошел учиться в художественную школу Николая Мурашко, с которым его познакомили друзья. Мастер помог молодому человеку освоить азы живописного дела. Чтобы совершенствоваться, он отправляется из Киева в Москву. Там 17-летнему юноше удалось пробиться в училище живописи, ваяния и зодчества, где с ним работали такие мэтры, как Илларион Прянишников, Сергей Коровин, Николай Неврев и Василий Поленов.

– На одной из выставок, где студенты представляли свои работы, Бялыницкого-Бирулю заметил известный пейзажист Исаак Левитан. Он предложил Витольду работать в своей мастерской и подсказывал, как можно улучшить картины, – добавляет Светлана Владимировна.

Советы опытного Левитана помогли молодому живописцу раскрыться. Да так, что на очередной выставке Бялыницкий-Бируля удостоился похвалы от самого Ильи Репина. Просматривая его работы, великий художник заявил, что «у этого малого прекрасное будущее, потому что в его картинах есть чувство чистоты и свободы».

По достоинству творчество Витольда оценил и Павел Третьяков. Знаменитый меценат редко обращал внимание на работы студентов, но картину Бялыницкого-Бирули «Из окрестностей Пятигорска» купил.

Менял картины на хлеб с салом

Успех окрылил молодого художника, уже к концу XIX века у него набралась коллекция работ. Вскоре он начал участвовать в экспозициях Московского общества любителей художеств и Московского товарищества художников. В 1901 году Витольд Каэтанович получил свою первую большую награду – золотую медаль Кавказской юбилейной выставки за пейзаж «Вечные снега». Настоящая слава пришла в 1911 году, когда его «Час тишины» и «Зимний сон» удостоились медалей художественных выставок в Барселоне и Мюнхене.

Через год после триумфа Витольд Каэтанович перебрался в Тверскую губернию, где когда-то творил его учитель. На берегу озера Удомля возвел двухэтажное поместье «Чайка». Вскоре оно стало пристанищем для начинающих художников, которые гостили у Бялыницкого-Бирули по несколько месяцев и вдохновлялись здешними красотами. С приходом Октябрьской революции размеренная жизнь закончилась.

– Витольд Каэтанович был человеком далеко не бедным. Его первая жена Ольга – дочь зажиточного купца, поэтому семья ни в чем не нуждается. Роскошь, в которой жили Бялыницкие-Бирули, привлекает к нему внимание советской власти, и она настроена отобрать поместье. Поэтому он решает пойти на хитрость и в 1917 году открывает в «Чайке» художественную школу для крестьянских детей, в результате чего его оставляют в покое, – отмечает Светлана Орловская.

Правда, впереди были новые трудности – в 1920 году умерла Ольга, а из-за разразившейся в Советской России гражданской войны страна погрузилась в тяжелейший кризис. Чтобы прокормиться, людям приходилось менять вещи на продукты – деньги ничего не стоили.

– Это вынуждает его идти на черный рынок и обменивать свои картины на продукты. За одну из них, самую большую, крестьянин предложил кусок хлеба и сала. После обмена Витольд Каэтанович решил проследить за покупателем, чтобы узнать о судьбе пейзажа. Дойдя до дома мужика, он увидел, как тот разбирает рамку, аккуратно достает стекло, а холст скручивает в трубку и кладет в мешок. Бялыницкий-Бируля спросил у крестьянина, зачем ему понадобилось картина. Тот с простотой ответил: на самом деле ему было необходимо стекло, которое он нигде не мог найти. А холст, чтобы не пропадал, решил отмыть от красок и сшить из него детям сорочки и подштанники, – делится подробностями хранитель фондов музея.

Рисовал, даже будучи парализованным

Вскоре жизнь Бялыницкого-Бирули наладилась. В 1922-м он стал членом Ассоциации художников революционной России, а до начала Второй мировой войны путешествовал по СССР: ездил в Заполярье и усадьбу Чайковского в Клину, в пушкинские места – Михайловское и Тригорское. В 1937 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1944-м – народного художника БССР.

После освобождения БССР Бялыницкий-Бируля решает провести несколько летних месяцев на родине. Правда, приехал не в Белыничский район, а в окрестности Минска. Сам художник признавался, что сюда его привело чувство долга: он постоянно беспокоился о том, что написал мало картин, посвященных родине. В итоге воссоздал облик возрождающейся после войны страны на холсте. Сейчас эта картина – «Беларусь. Вновь зацвела весна» – находится в Третьяковской галерее.

– Этот приезд в родные места стал последним в жизни художника. В конце 40-х у Витольда Каэтановича возникли серьезные проблемы со здоровьем. После трагической гибели его единственной дочери, которая утонула в озере у дома, Бялыницкого-Бирулю наполовину парализовало из-за серьезного нервного срыва. Однако несмотря на это он продолжал творить вплоть до самой смерти в 1957 году.

***

Бялыницкий-Бируля очень любил охоту. Говорят, на его счету около 40 трофейных медведей.

Бялыницкий-Бируля всегда работал в сдержанных тонах, поэтому на его картинах вы не найдете яркого солнца, свежей зеленой травы и прозрачно-голубых рек.

В фондах художественного музея имени В. К. Бялыницкого-Бирули в Белыничах находится 27 оригинальных картин знаменитого живописца.


| Вадим БАННЫЙ, газета «7 дней».
| Фото Павла ОРЛОВСКОГО.

Новости рубрики БелТА Плюс
Топ-новости
Свежие новости Беларуси