ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Пятница, 3 апреля 2020
Минск Сплошная облачность +6°C
Все новости
Все новости
Комментарии
28 февраля 2020, 10:17

Готовится законопроект о госсекторе в экономике. Зачем он нужен и что в нем будет?

В Беларуси готовится важный для экономики страны законопроект. Его рабочее название "О государственных организациях и хозяйственных обществах с участием государства". По задумке разработчиков, документ должен ответить на главный вопрос: что делать дальше с масштабным госсектором экономики, чтобы обеспечить рост ВВП? Подробнее о законопроекте и надеждах, которые связывают с ним, - в комментарии корреспондента БЕЛТА.

Первая попытка обсудить законопроект состоялась во время круглого стола в Академии управления при Президенте. Участие в нем приняли представители министерств экономики, финансов, антимонопольного регулирования и торговли, Госкомимущества и других госорганов, парламентарии, ученые, руководители бизнес-союзов.

Минэкономики: сокращать госактивы

Инициатором разработки и автором концепции выступило Министерство экономики. Первоначально думали попросту собрать в одном правовом акте весь массив законодательства, регулирующего функционирование госорганизаций. "Но пришли к выводу, что нет смысла разворачивать такую масштабную работу ради простого "стогования" всех норм, - пояснил заместитель министра экономики Дмитрий Ярошевич. - Подготовка закона необходима только в том случае, если он позволит решить или по крайней мере снять остроту проблем функционирования госсектора, которые сегодня накопились".

Дмитрий Ярошевич
Дмитрий Ярошевич

Эксперты сошлись во мнении, что стремительный рост экономики страны в дальнейшем невозможен без существенного изменения ее структуры. Как известно, глава государства поставил задачу довести уровень ВВП до $100 млрд к 2025 году. Чтобы достичь этой амбициозной цели, нужно менять структуру экономики в сторону сокращения госактивов.

Госсектор в экономике Беларуси насчитывает более 17,5 тыс. субъектов различных организационно-правовых форм, свыше 15 тыс. учреждений, более 1,6 тыс. унитарных предприятий, около 1,6 тыс. хозяйственных обществ с участием государства, 42 гособъединения. "Государство присутствует во всех отраслях и видах деятельности, не ограничиваясь объектами стратегической экономики, как это принято в подавляющем большинстве стран. Оно принимает активное участие в малом и среднем предпринимательстве. Около 70% всех госорганизаций - это субъекты микро-, малого и среднего бизнеса. При этом результаты деятельности госсектора, эффективность его работы, к сожалению, не так значимы, как его размеры, и оставляют желать лучшего", - обрисовал ситуацию замминистра.

Например, в Беларуси очень много государственных хлебозаводов. "Так исторически сложилось, что хлеб у нас стратегический товар, хотя с точки зрения представителей многих международных структур, это непонятно, особенно в современных условиях, когда у многих даже дома есть хлебопечки", - отметил Дмитрий Ярошевич.

По его мнению, государству следует сосредоточиться на стратегически важных и приносящих доход активах. Помочь в этом должно адекватное законодательство, четко определяющее политику и правила функционирования госсектора. Имеет смысл разработать четкий перечень видов деятельности, в которых участие государства приветствуется и является обоснованным, а сферу малого предпринимательства оставить для частных структур.

Замминистра обозначил и проблему отсутствия четкой и логически выстроенной системы управления госактивами. "Что мы имеем сегодня? Концепцию "управляю, как понимаю" - каждый госорган управляет госорганизацией с позиции узковедомственных интересов. Нередко возникают перекосы управления. Нет ориентира, к чему стремиться", - отметил он.

Функция по управлению госимуществом рассредоточена по многочисленным юридическим лицам. Акциями государства управляют не только республиканские органы управления и облисполкомы. "Среди профессиональных управленцев госакциями можно встретить госпредприятия, филиалы, лесхозы, колледжи и даже дома-интернаты. Должен ли законодатель оставаться в стороне от такого положения дел? Думаю, нет. Необходимо четко определить, кто и каким образом вправе управлять акциями, долями, хозобществами", - сказал замминистра.

По его мнению, законопроектом следует урегулировать систему владельческого надзора, выработать минимальный государственный стандарт корпоративного управления госсектором. Ведь как происходит сейчас: назначаются представители государства в хозяйственных обществах. Но они зачастую заняты по основному месту работы, им попросту не хватает времени, чтобы погрузиться в проблемы предприятий и выработать пути их решения. К тому же не всегда они обладают должной компетенцией, не хватает опыта стратегического управления.

Требует нормативного урегулирования дивидендная политика, в частности по определению размера дивидендов, порядку и сроку их выплаты, случаев невыплаты.

"Закон нужен лишь в том случае, если мы готовы признать разноплановые проблемы, связанные с законодательным регулированием госсектора, и решительно менять правила игры, - предупредил замминистра. - Сказать, что во всех обозначенных проблемах виновато исключительно законодательство, было бы преувеличением. Но и не признавать, что проблемы существуют, потому что законодатель их не хочет замечать или смотрит на них сквозь пальцы, тоже неправильно".

Парламент: нужно искать альтернативу

Парламентарии согласились, что законопроект разрабатывать нужно. И заседание круглого стола можно считать началом широкого общественного обсуждения.

"Не секрет, что эффективность работы, управляемость и производительность труда ряда предприятий госсектора ниже, чем в организациях без ведомственной подчиненности, - отметил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Леонид Брич. - Нужно искать альтернативу. Если приватизация у нас движется медленно, давайте обратим внимание на то, как повысить эффективность предприятий с долей государства. Нам предстоит найти эффективные правовые механизмы, которые заставили бы госсектор работать на качественном новом, отвечающем современным требованиям уровне".

Леонид Брич
Леонид Брич

Госкомимущество: двигаться поступательно, поэтапно

Вместе с тем первый заместитель председателя Государственного комитета по имуществу Алексей Васильев предостерег от коренных изменений законодательства и порекомендовал двигаться поступательно, поэтапно.

По его словам, уже делаются определенные шаги, чтобы разделить функции государства как регулятора и собственника. С этой целью госкомитету поэтапно переданы в прямое подчинение холдинги "Белавтодор" и "Белресурсы", Паритетбанк. На их базе создается государственная корпорация, готовится соответствующий указ. Управление холдингами и банком будет вестись на профессиональной основе, а не через госорганы напрямую (хотя Госкомитет по имуществу будет принимать участие в деятельности корпорации). Если этот опыт окажется удачным, его можно распространить на всю страну. "Далее можно все стратегические предприятия сгруппировать по такому же принципу и отпустить их в свободное плавание", - отметил Алексей Васильев.

Алексей Васильев
Алексей Васильев

Он согласен, что на некоторых предприятиях с долей государства корпоративное управление далеко от идеала. "Но недостаточно просто начитаться книжек по экономике, чтобы потом что-то внедрить. Говорю по своему опыту: пока сами эти новшества не опробуем, будем долго ходить по кругу и не придем к результату", - сказал первый зампред. И в качестве примера привел холдинг "Белавтодор", в управлении которым он участвует лично. По оценке независимой английской компании, которая анализировала систему корпоративного управления холдинга, "все неплохо смотрится". При этом на предприятии по-прежнему остается представитель государства. "Развивать институт независимых директоров, которые будут работать профессионально, конечно, нужно - чтобы они генерировали идеи (что мы и делаем на "Белавтодоре"). Но представитель государства нужен, чтобы эти директора не пошли куда не надо. Например, не закрыли социальный объект", - заметил Алексей Васильев.

Академия управления при Президенте: развивать финансовый рынок и совершенствовать госуправление

"Мы слабо используем финансовый рынок как инструмент привлечения инвестиций", - считает заведующий кафедрой государственной экономической политики Института госслужбы Академии управления при Президенте кандидат экономических наук, доцент Владислав Щепов.

"Нам нужны наши инвесторы, внутренние, которые будут оставлять прибыль и реинвестировать на белорусской земле, - продолжил он. - А у предприятий пока все сошлось клином на кредитах, продаже имущества, сдаче в аренду своих площадей. В то время как в мире используется основной источник финансирования - акции, эмиссия, допэмиссия. Этот рынок надо запускать". В структуре собственности в Беларуси много открытых акционерных обществ с 100-процентной долей государства. Как правило, ОАО создаются для того, чтобы привлекать инвестиции, продавать миноритарные, мажоритарные пакеты. Однако этим мало кто пользуется. Есть много препятствий, в том числе законодательного плана, которые нужно устранить в новом законопроекте.

Эксперт подчеркнул, что речь не идет о массовой продаже или ликвидации неэффективных госактивов. "Не можем мы закрыть эти тысячи госпредприятий. Мы должны с ними работать и совершенствовать госуправление, - сказал он. - В последние несколько лет отношение к госсектору поменялось даже со стороны международных компаний, корпораций: ЕБРР, Международной финансовой корпорации, Всемирного банка. Они открыли финансирование для предприятий с госсобственностью, с долей государства. Это показатель того, что даже международные компании видят, что потенциал госсектора важен для развития экономики".

Вместе с тем в законопроекте нужно предусмотреть некий фильтр, чтобы в дальнейшем притормозить создание новых предприятий с долей государства, чтобы они появлялись только в стратегических важных сферах и там, где частные структуры не проявляют интерес.

"Вокруг ходит много инвесторов, и они присматриваются. У нас потенциально очень хороший инвестклимат: низкая коррупция, хорошее экономико-географическое положение, - отметил Владислав Щепов. - Но многие из них не знают законодательную специфику страны. Надо внедрять мировые стандарты, чтобы не объясняться с каждым инвестором по отдельности, а сделать условия понятными для них".

Владислав Щепов
Владислав Щепов

Эксперт согласен с мнением, что проведение изменений в законодательстве должно быть поступательным, поэтапным. "Но делать это надо быстрее, потому что время - один из самых дефицитных ресурсов, - подчеркнул он. - А мы видим, что по некоторым направлениям отстаем от Казахстана, России, Украины, которые за последнее время очень продвинулись в рейтинге Doing Bussiness".

Участники круглого стола затронули такие проблемные аспекты в деятельности предприятий с долей государства, как обеспечение равных конкурентных условий для всех участников рынка, получение господдержки, использование стимулов в работе руководителей, владельческий надзор. Общий вывод - работа над законопроектом предстоит трудная и продолжительная. Возможно, к лету первый вариант законопроекта будет внесен на рассмотрение в Палату представителей.

Екатерина КРИШЕНИК,

БЕЛТА.-0-

Топ-новости
Свежие новости Беларуси