ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Суббота, 2 марта 2024
Минск Сплошная облачность +6°C
Все новости
Все новости
Комментарии
31 марта 2022, 18:35
Александр Червяков

Использование потенциала СГ - один из факторов экономической устойчивости

Александр Червяков
Александр Червяков
Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Китайской Народной Республике

В преддверии Дня единения народов Беларуси и России проходит российско-белорусский экспертно-медийный форум "Союзное государство: экономическая интеграция - задачи развития". Он нацелен на укрепление экономического сотрудничества между двумя странами, развитие новых сфер бизнеса и технологий. На мероприятии гости обсуждают существующие возможности для рынков, а также пути повышения экономической самодостаточности СГ. О реализуемых проектах, работе отрасли в условиях экономических санкций, а также о приоритетных целях и задачах в рамках Союзного государства рассказал министр экономики Беларуси Александр Червяков.

26 лет назад - 2 апреля 1996 года президентами Беларуси и России был подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. "Безусловно, основой союза являются наши внешнеторговые отношения и кооперация предприятий по широкому кругу отраслей. Россия продолжает оставаться основным торговым партнером Беларуси, занимая 50% в объеме внешней торговли товарами. Важным итогом предыдущего года стал наш взаимный товарооборот, который превысил отметку в $40 млрд. Однако доля белорусской продукции в объеме импорта России составила лишь 3,5%, при том что в 2000 году мы имели 11%. Поэтому в сегодняшних условиях есть реальная перспектива, чтобы восстановить этот уровень", - сказал Александр Червяков.

По его словам, ключевым импульсом интеграции стало подписание Декрета Высшего государственного совета от 4 ноября 2021 года №6, который определил основные направления реализации договора о создании Союзного государства. "В рамках Декрета осуществляется совместная реализация 28 союзных программ по различным направлениям сотрудничества. Более 30% мероприятий программ на сегодняшний день уже выполнены. Мы ожидаем, что прирост ВВП Беларуси только за счет реализации данных программ составит более 2%", - пояснил министр.

"В условиях жесткого санкционного давления на Беларусь и Российскую Федерацию мы совместными усилиями решаем задачи по сохранению социальной и экономической стабильности наших стран. Использование потенциала Союзного государства является одним из факторов сохранения нашей экономической устойчивости", - подчеркнул Александр Червяков.

Приоритетным аспектом совместной работы видится импортозамещение. Министерства промышленности Беларуси и России определены координаторами в этом направлении. Создано семь отраслевых подгрупп: авто- и сельхозмашиностроение, станкостроение, электроника, легкая и химическая промышленность, фармацевтика.

"Наши промышленные ведомства уже формируют "карты компетенций" по этим отраслям для решения трех задач. Первая - увеличение производства имеющихся изделий для замены импортных комплектующих. Например, завод автотракторного электрооборудования (БАТЭ) еще 10 лет назад поставлял для российского автопрома комплектующих более чем на $200 млн. Сегодня только чуть более $90 млн. Этот потенциал сегодня нужно активно развивать и восстанавливать", - рассказал глава экономического ведомства.

Вторая задача - оперативное освоение на действующих производствах новой номенклатуры комплектующих. "Например, и российские, и белорусские автомобилестроители столкнулись с прекращением поставок отдельных видов импортных узлов и деталей - топливные системы, редукторы, коробки передач, гидравлические блоки и т.д. Сейчас важно совместно оперативно отработать эти товарные позиции, наладить их выпуск и обеспечить взаимные поставки на наши предприятия. Причем у нас есть и технологии, и компетенции", - акцентировал внимание руководитель министерства.

Третья задача - создание новых импортозамещающих производств. "Уже определены пилотные направления сотрудничества в фармацевтике, малотоннажной химии и машиностроении, производстве электронных компонентов и интегральных схем", - отметил Александр Червяков. Беларусь со своей стороны определила круг предприятий, имеющих необходимые мощности и компетенции. Список направлен российским партнерам для организации взаимодействия между производителями двух стран.

Итогом всей комплексной работы по решению этих трех задач должно стать подписание соглашения между Минпромом Беларуси и Минпромторгом России по закреплению договоренностей в виде отраслевых планов взаимных поставок и инвестпроектов по созданию новых предприятий и производств.

"Критически важным для ускорения развития, углубления промышленной кооперации становится создание специализированной электронной площадки для поиска необходимых в производстве компонентов и оборудования. Наши предприятия в разы быстрее смогли бы найти партнеров, организовать производства и заместить импортную продукцию", - обратил внимание министр.

Также во время выступления Александр Червяков затронул тему транспорта. "С учетом закрытия ряда традиционных направлений для грузоперевозчиков остро стоит вопрос по развитию логистики. Новые транспортно-логические цепочки потребуется выстроить для переориентации европейского и украинского экспорта. Очевидно, что они пройдут по территории России. По нашей оценке, необходимо перевезти не менее 9 млн т грузов", - сказал он.

Транспортная инфраструктура позволяет обеспечить перевозку необходимых грузов в Китай, страны ЕАЭС, Средней Азии и другие. "Однако сегодня необходимо сосредоточить усилия на решении проблем в железнодорожных пунктах пропуска на российско-китайской границе, где пропускная способность будет недостаточной из-за резкого увеличения поставок как российских, так и белорусских товаров", - отметил глава Минэкономики.

По его мнению, важно проработать организацию зеленых коридоров, по которым грузы будут доставляться на специальные склады внутри Китая без перегрузки, простоя и прохождения комплексной процедуры оформления на границе.

"По нашей оценке, потенциал белорусского автомобильного парка, который работал на западном направлении, составляет от 8 тыс. до 12 тыс. автомобилей. Сегодня мы полностью можем его задействовать на переориентации грузовых потоков на восточном и среднеазиатском направлении. Однако нам необходимо вместе отработать вопросы увеличения квоты и отмену категорийности, а в дальнейшем - отмену разрешительной системы автоперевозок грузов и каботажа для белорусских автомобильных перевозчиков", - сообщил министр.

Также перспективной видится инициатива Минэкономики по созданию специализированного финансового центра (research&development). Суть данного проекта в том, чтобы все результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, технологии, ноу-хау и другие продукты интеллектуальной собственности были систематизированы и сконцентрированы на единой площадке и были доступны на рынке интеллектуальных услуг.

"Одновременно потребуется создание площадки для торговли нематериальными активами и привлечение инвестиций для обеспечения сделок на ней. Важным элементом этой системы должна стать инфраструктура, которая обеспечит быстрый доступ к научно-исследовательскому контенту, базам данных, ресурсам и финансовым инструментам. Основная задача всей этой системы - запустить научно-инновационный цикл, сократить издержки и сроки реализации НИОКР. В конечном итоге мы увеличим производительность труда наших ученых при создании новых продуктов и технологий", - рассказал Александр Червяков.

Он отметил, чтобы эффективно противодействовать санкциям, давлению со стороны недружественных стран, необходимо быстро принимать решения. "Считаю, что настало время пересмотреть подходы к формированию программ Союзного государства - сократить время их разработки и рассмотрения. Уверен, что в Постоянном комитете СГ к нашему предложению внимательно отнесутся", - подчеркнул министр.

БЕЛТА.-0-

Топ-новости
Свежие новости Беларуси