ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Суббота, 13 июля 2024
Минск Сплошная облачность +26°C
Все новости
Все новости
Комментарии
19 июня 2024, 16:07
Сергей Новиков

В МАРТ пояснили, как определять стоимость предмета государственной закупки 

Сергей Новиков
Заместитель начальника отдела регулирования закупок управления государственных закупок Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
Государственные закупки - это сложный, комплексный и межотраслевой процесс. При этом они неотъемлемый элемент экономической системы государства. Именно поэтому госзакупки имеют прямое влияние на экономические отношения каждой страны. Так, постановление МАРТ №34 "О порядке и способах определения предельной стоимости предмета государственной закупки" принято для максимального вовлечения производителей, поставщиков, подрядчиков и исполнителей в закупочный процесс. Заместитель начальника отдела регулирования закупок управления государственных закупок Министерства антимонопольного регулирования и торговли Сергей Новиков во время вебинара рассказал о способах определения предельной стоимости предмета госзакупки и особенностях данного экономического процесса.

Предельная стоимость предмета госзакупки

Как пояснил Сергей Новиков, предельная стоимость предмета госзакупки - это максимальная стоимость товара или услуги. Она включает предполагаемую сумму выплат заказчиком поставщику за поставку или приобретение иным способом товаров (выполнение работ, оказание услуг), налог на добавленную стоимость и другие налоги, а также сборы и иные обязательные платежи.

"Важно, что предложения участников открытого конкурса и процедуры запроса ценовых предложений отклоняются в случае, если цена предложения превышает предельную стоимость. Так, заключение договора по цене, превышающей предельную стоимость предмета государственной закупки, не допускается", - подчеркнул замначальника отдела регулирования закупок управления государственных закупок МАРТ.

Он добавил, что предельную стоимость предмета госзакупки определяет заказчик и организатор.

"Заказчик осуществляет госзакупки самостоятельно либо при необходимости привлекает организатора. Если же организатор не привлекается, обязанность определения предельной стоимости предмета госзакупки ложится на заказчика. Теперь же для выполнения функций, установленных законом и правовыми актами о государственных закупках, заказчик определяет или создает структурное подразделение либо назначает работника, обладающего соответствующей квалификацией", - сказал специалист.

Сергей Новиков обратил внимание, что организатор выполняет функции, переданные ему заказчиком, если иное не установлено законом.

"Если же организатор привлекается, обязанность определения предельной стоимости может быть возложена на него в том случае, если это прямо предусмотрено в договоре, заключенном с организатором для выполнения функций по организации и проведению процедуры госзакупки. Также функция организатора может накладываться, если это установлено государственным органом (организацией), в подчинении которого находится этот организатор либо которому переданы в управление его акции (доли в уставном фонде), находящиеся в государственной собственности", - заявил замначальника отдела регулирования закупок управления государственных закупок МАРТ.

Когда принимается решение о приобретении товаров
 
В ходе вебинара специалист рассказал, на каком этапе необходимо определить предельную стоимость предмета государственной закупки.

"Решение о приобретении товаров, работ и услуг определяется на основе предельной стоимости этих товаров, приобретаемых за счет бюджетных и приравненных к ним средств. Предельная стоимость предмета госзакупки устанавливается заказчиком либо организатором при подготовке документов, предоставляемых для разработки предложения, после принятия решения о проведении процедуры закупки из одного источника. При этом, изменение предельной стоимости предмета госзакупки в ходе проведения конкурентной процедуры государственной закупки законом №419-3 не предусмотрено", - акцентировал Сергей Новиков.

Он подчеркнул, что есть возможность повторного расчета предельной стоимости принятой госзакупки. Так, заказчик или организатор самостоятельно принимает решение о необходимости повторного определения предельной стоимости предмета госзакупки или его части при переходе к повторной процедуре госзакупки или закупке из одного источника.

"В случае реализации мероприятий в сфере цифрового развития предельная стоимость определяется исходя из объемов финансирования, предусмотренных техническим паспортом мероприятия, получившим положительные результаты экспертизы в данной сфере", - констатировал замначальника отдела регулирования закупок управления государственных закупок МАРТ.

Как определяется стоимость предметов госзакупки

По словам специалиста, предельная стоимость предмета госзакупки устанавливается с учетом распределения предмета государственной закупки по частям. "Предметами госзакупки являются различные товары и их предельная стоимость может быть рассчитана на основании: информации о цене (тарифе) всего предмета госзакупки, либо как сумма цен всех товаров, включенных в предмет государственной закупки.

В пример он привел реагенты для медицинского оборудования: первый реагент стоит Br10; второй - Br15; третий - Br15; четвертый - Br20. Получается, что предельная стоимость предмета госзакупки - Br60. В связи с этим определять предельную стоимость каждой из указанных позиций не нужно, так как они не являются частями предмета госзакупки.

"Постановлением МАРТ установлены несколько способов определения предельной стоимости предмета госзакупки. К ним относятся: способ изучения конъюнктуры рынка, тарифный, проектно-сметный, затратный и нормативный способы, а также способ сопоставления аналогичных расходов. Заказчиком может применяться один или несколько данных способов. В таком случае определение предельной стоимости осуществляется по ее наименьшей рассчитанной величине. Совместно с другими могут применяться способ изучения конъюнктуры рынка и способ сопоставления аналогичных расходов", - отметил Сергей Новиков.

Он подчеркнул, что способ изучения конъюнктуры рынка является приоритетным и может применяться как самостоятельно, так и совместно с иными способами. В таком случае используется информация о ценах товаров (работ, услуг), полученная в результате анализа рынка.

"Когда изучаем конъюнктуру рынка, то мы вправе осуществить самостоятельный поиск информации о ценах (тарифах) либо получить о них информацию по заявке. Для определения предельной стоимости предмета госзакупки способом изучения конъюнктуры рынка необходимо использовать информацию не менее чем о пяти (при их наличии) ценах на товары, работы, услуги, включая не менее двух (при их наличии) цен отечественных производителей при закупках товаров", - резюмировал замначальника отдела регулирования закупок управления государственных закупок МАРТ.

В ходе вебинара также обсуждались особенности проведения процедуры закупки из одного источника, требования к информации о ценах по заявке заказчика или организатора, выбор способов, применяемых при приобретении товаров, необходимых для строительства объектов и возможности представления потенциальным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) различных вариантов цен и другое.

БЕЛТА.-0-
Топ-новости
Свежие новости Беларуси