Мобильная версия
Проект Традиции суверенной Беларуси
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
Все новости

Панджавидзе: благодарен артистам Большого театра за сценическое воплощение моих идей

Культура 05.03.2019 | 12:22

Главный режиссер Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси Михаил Панджавидзе сегодня празднует 50-летие. Возглавив театр в 2010 году, он воплощает свои самые смелые задумки, и каждая последующая постановка удивляет новаторским подходом и высоким профессионализмом. За девять лет режиссер поставил на белорусской сцене 14 спектаклей. Корреспондент БЕЛТА побеседовала с Михаилом Панджавидзе о режиссерской смелости, жизненных принципах и творческих планах.

- Михаил Александрович, расскажите, как вы пришли в театр оперы и балета Беларуси.

- В Минск меня привела сама судьба. В 2009 году я работал над спектаклем в Казани с Вячеславом Воличем, который был дирижером "Царской невесты". Он увидел мой спектакль "Любовь поэта", построенный на новых технологиях. Кстати, эта постановка стала победителем театральной премии "Золотая маска" и была удостоена Государственной премии Татарстана имени Г. Тукая. Затем Волич порекомендовал меня в качестве режиссера-постановщика "Набукко" в Большой театр Беларуси, и после его премьеры генеральный директор театра Владимир Гридюшко пригласил меня на должность главного режиссера. С марта 2010 года я и работаю здесь.

- Вы тогда впервые приехали в Минск?

- Да. Мне очень понравились город и театр. Жизнь неоднозначна, всякое бывало, но по большому счету мы прожили в Беларуси девять счастливых лет. Беларусь я очень люблю. Это родина моей маленькой дочки. И юбилей свой я тоже встречаю в Беларуси. 50 лет - это определенный итог. И главное, что, оглядываясь на прожитые годы, могу честно сказать, что мне не стыдно перед самим собой. По духу мне близка характеристика Сирано де Бержерака, полученная от графа де Гиша: "Он жил, не кланяясь, он думал, что угодно, и действовал, как мыслил он, - свободно". При этом я консерватор и человек традиционных ценностей. Для меня и в советское время, и в постсоветское, и где бы я ни был, свобода совести была на первом месте. Я привык отвечать за свои слова с детства, потому что воспитан в мускулинных принципах советско-азиатского города, где мужицкая правда, совесть и достоинство стояли на одной ступени с другими важными жизненными принципами.

- Вы - человек, который не боится экспериментов и критики, что подтверждают все ваши постановки, начиная от "Набукко" и заканчивая "Саломеей". Но, пожалуй, в наше время нужна смелость, чтобы делать не так, как все…

- Поверьте, это сложно. У меня тоже есть свои скелеты в шкафу. Но в профессии я никогда никого не подставил и не предал и ни копейки не заплатил, чтобы где-то работать. Я всегда шел по конкурсу, поэтому и не боюсь их, но потому и редко в них участвую - мне неинтересно. А ставлю я, как ставится. У меня есть определенный образ мышления, свой стиль и набор выразительных средств, среди которых ирония и юмор.

- С вашим приходом в Большой все изменилось, даже артистов вы заставили работать по-другому, попытались уйти от штампов и клише.

- Возможно, не все получилось, но я очень благодарен своим артистам, потому что с ними вместе за эти годы мы добились очень интересных спектаклей в плане воплощения оперного певца. Но они меня не всегда любят, ведь я прихожу и рассказываю не про то, где хорошо, а про то, где есть недостатки. Но у меня работа такая - сидеть и вычищать, как и у дирижеров, концертмейстеров, педагогов, мы должны исправлять то, что плохо.

- Идеальный театр - какой он в вашем представлении?

- Обычный. Где люди четко понимают, что они могут, и отдают себе отчет в собственных возможностях, при этом стараются самосовершенствоваться на протяжении всей жизни. Где не пинают слабых, где определяются не только по таланту и дарованию, но и по человеческим качествам. Где искусство в тебе, а не ты в искусстве. Где люди обсуждают не количество денег, полученных за работу, а то, как я сегодня сделал что-то или не сделал и почему это не получилось.

- В числе ваших ярких постановок "Аида" и "Макбет" Джузеппе Верди, "Турандот" и "Тоска" Джакомо Пуччини, "Саломея" Рихарда Штрауса. Какую из опер было сложнее всего воплотить на сцене?

- Что касается Верди, то вряд ли кто-то может представить оперу без этого гениального композитора. Но для меня важнее было поставить Пуччини. "Тоску" я ставил, имея желание показать тонкие психологические моменты, отношение власти к художникам. Ведь художникам свойственно ошибаться, им кажется, что любовь публики защищает их от жизненных невзгод. А "Саломея" оказалась самой сложной, на нее было потрачено много сил и времени.

- На недавнем XXXVII Международном оперном фестивале имени Федора Шаляпина в Казани было представлено десять постановок, и к шести из них вы имели отношение, а ваша "Царская невеста" произвела фурор на открытии форума.

- Действительно моя постановка получилась красивой, масштабной и интересной. Кроме того, на фестивале прошли мои "Евгений Онегин", "Турандот", "Мадам Баттерфляй", "Борис Годунов", поставленные в разные годы в Татарском академическом государственном театре оперы и балета имени Мусы Джалиля.

- Вы активно сотрудничаете с театрами других стран, параллельно вам удалось поставить более 40 спектаклей. Как вы все успеваете?

- Как правило, беру отпуск и уезжаю на месяц. Этого времени хватает, чтобы поставить спектакль. Уже несколько постановок сделал в Астраханском театре оперы и балета, пять - в Царицынской опере в Волгограде, еще несколько в Самарском академическом театре оперы и балета. Ведь современная режиссура - это умение за минимальное количество времени выдать максимальную информацию. Хотя часто получается, берешь произведение великого автора и пересказываешь его своими словами, чтобы понятно было зрителю любого возраста. Если после спектакля люди выходят задумавшись, значит, я добился того, чего хотел.

- Ваши дальнейшие творческие планы?

- Наверное, хотел бы возобновить "Набукко" и поставить, например, оперу "Любовь к трем апельсинам" Сергея Прокофьева, в которой можно было бы задействовать всю оперную труппу.

- Что вас радует, а что огорчает в повседневной жизни?

- Меня радуют успехи моих троих детей. А огорчить может их плохое отношение ко мне. Меня радуют добрые слова зрителя, аплодисменты, неожиданные вещи. Например, недавно, заказывая дочке игрушку в интернет-магазине, меня узнали и спросили: "Правда, вы тот известный режиссер? Как это здорово, что вы обратились к нам!" Или когда идешь по улице, а прохожие с тобой здороваются. Это не куплено и не обмануто, поэтому дорогого стоит. В такие моменты понимаешь, что ты уже чего-то достиг, принес пользу и радость людям.

- Ваши дети часто бывают в театре?

- Они выросли в театре. Маша моя, которой скоро 30, даже критикует порой. Средний не обсуждает со мной эту тему. А младшая обожает театр, особенно ей нравится танцевать. И я буду рад, если у нее что-то получится на театральных подмостках.

- Современные дети много времени проводят в интернете, и создается впечатление, что их не интересует искусство.

- Мне кажется, это заблуждение. Любят современные дети и искусство, и театр. Их информативность гораздо выше, чем была у нас, а жизнь более насыщенная. Наверное, просто их нужно приучать ходить в театр с детства, только так, только своим примером.

- Михаил Александрович, спасибо за интересную беседу. Хочу поздравить вас с юбилеем и пожелать интересных идей и нестандартных решений, которые воплотятся в новых ярких постановках.

- Спасибо. А я в свою очередь приглашаю читателей и зрителей 5 марта на "Саломею", перед показом которой состоится мой творческий вечер. И, конечно же, всем желаю здоровья, веселья и никогда не унывать, "ведь серьезное выражение лица - еще не признак ума, все глупости в мире делаются именно с таким выражением". А если человек смеется, он уже делом занят. Так что улыбайтесь, ходите в театр, кино, на спортивные соревнования, в гости к друг другу и общайтесь вживую. До встречи в Большом театре Беларуси!

Ольга АНТОНЕНКОВА,

БЕЛТА.-0-

Присоединяйтесь к нам в мессенджерах! telegramm.png viber.png
Новости рубрики Культура
Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.3925 BYN 2.387 BYN 2.394 BYN
USD
2.0963 BYN 2.097 BYN 2.101 BYN
RUB
3.2894 BYN 3.282 BYN 3.29 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

Реализация совместных проектов со "Штадлер" серьезно поднимает имидж Беларуси - Лукашенко

Инфографика

21 марта - Международный день леса Международный день леса отмечается по инициативе ООН 21 марта.
Пресс-конференция Ирина Гонтарева 14 марта Основные направления жилищного строительства в г.Минске Пресс-конференция Валерий Балабуев,
Виктор Франскевич,
Эльдар Сафаров
13 марта Современные подходы к профилактике экономических преступлений в Республике Беларусь
Пресс-конференция Георгий Катулин,
Иоанна Казана-Вишневецкий,
Вера Ильенкова
12 марта Подписание меморандума о взаимопонимании между Дирекцией II Европейских игр 2019 года и ЮНЭЙДС
Пресс-конференция Роман Лабазнов,
Александр Беганский,
Екатерина Истомина
4 марта О развитии гидрометеорологической службы в Республике Беларусь
Пресс-конференция Геннадий Казакевич,
Алексей Александров,
Жанна Истомина,
Елена Игнатович
26 февраля Современные методы борьбы с распространением наркотиков, профилактики и лечения наркомании среди молодежи