Мобильная версия
Европейские игры
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
Все новости
Игорь Чергинец

"Белавиа" расценивает ситуацию на белорусском рынке авиаперевозок как управляемую и стабильную

Интервью 30.07.2015 | 18:22
Игорь Чергинец Игорь Чергинец Заместитель генерального директора по маркетингу и внешнеэкономической деятельности ОАО "Авиакомпания "Белавиа"

В I полугодии 2015 года около 813,9 тыс. человек воспользовались рейсами белорусской авиакомпании "Белавиа" для того, чтобы попасть в различные города СНГ, Европы и Азии. Это на 5,2% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На первый взгляд, результат не так уж внушителен (поскольку в прошлом году прирост за те же месяцы к январю-июню 2013-го превысил 20%), однако с учетом нынешних непростых экономических условий его можно назвать в своем роде достижением. В интервью корреспонденту БЕЛТА заместитель генерального директора по маркетингу и внешнеэкономической деятельности ОАО "Авиакомпания "Белавиа" Игорь Чергинец поделился, над чем сейчас плотно работает предприятие и какие задачи планирует решить в будущем.

- Обострение политической ситуации в Украине далеко не лучшим образом отразилось на транспортной деятельности всего близлежащего региона. Если говорить о воздушном транспорте, то ранее Киев был востребованным пересадочным авиаузлом - многие белорусы и россияне предпочитали летать именно через этот город. Можно ли сказать, что произошло перенаправление транзитных пассажиров в сторону Минска? Повлияло ли это на пассажиропоток "Белавиа"?

- Все происходящее рядом - конфликт в Украине и ухудшение взаимоотношений России с Западом - отразилось на экономике не только Беларуси, но и Казахстана, Армении, Азербайджана и других стран постсоветского региона. Сейчас ситуация в транспортной сфере, и в частности в авиации, вообще сложная. Поскольку заморозить цены на услуги невозможно, а покупательская способность населения в соседних странах снизилась, люди стали меньше летать в первую очередь за границу. Например, статистика российских перевозок в дальнее зарубежье показывает существенное снижение. Но Россия смогла за счет предпринятых внутренних мер, в том числе дотационных, перенаправить потоки на курорты Краснодарского края, Крыма. За счет этого общий объем перевозок пассажиров в России даже немного вырос.

Я коснулся рынка России, так как он значим для нашего транзитного рынка - когда там начался экономический спад, он затронул и Беларусь. В итоге структура транзита у нас видоизменилась очень сильно: перевозки в регионы России упали, что мы видим на маршрутах в Самару, Екатеринбург. Эту тенденцию мы предвидели и стояли в конце прошлого - начале этого года перед выбором: или сокращать частоту выполнения рейсов, закрывать направления или пытаться их сохранить. Чтобы оставить объемы перевозок пассажиров, мы пошли на снижение тарифов - и по прямым направлениям из Беларуси, и по трансфертным. Естественно, это не лучшим образом сказалось на доходах и финансовых результатах авиакомпании. Одновременно ведь произошло снижение курса евро к доллару. Тарифы, опубликованные в Беларуси, - в евро, а долларовая составляющая наших расходов значительная: лизинг самолетов, аэронавигация, закупка топлива в аэропортах осуществляется именно в долларах, поэтому можно предположить, сколько мы потеряли.

Вместе с тем важно, что мы работаем и расцениваем нынешнюю ситуацию как стабильную и управляемую. Главное, что мы можем анализировать и прогнозировать.

- Вы упомянули, что "Белавиа" пришлось пойти на снижение тарифов, чтобы сохранить маршрутную сеть. Понятно, что все "усреднить" достаточно сложно, но насколько ориентировочно были уменьшены цены на билеты в этом году?

- Снижение в этом году составило примерно 20%. В итоге то, что за январь-июнь текущего года мы перевезли на 5,2% больше пассажиров по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, немало, поскольку первая половина минувшего года, когда кризис еще не так проявился, была достаточно благоприятной. Как я уже говорил, финансовый показатель "Белавиа" стал хуже, но мы посчитали, что этот сценарий в любом случае для нас более предпочтителен. То есть мы пытаемся сохранять и наших пассажиров, и свое участие на зарубежных рынках.

По грузам ситуация несколько иная. То, что мы сейчас имеем, результат нашей перестройки в сторону транзитных грузов. Несмотря на то что за шесть месяцев есть небольшое падение - на 2,6% к уровню шести месяцев прошлого года (перевезено около 1,1 тыс. т), отмечу, что в последние месяцы наметилась положительная динамика. Так, в мае мы активно поработали на внешних рынках и добились увеличения перевозок. За этот месяц было транспортировано грузов на 7,4% больше по сравнению с маем прошлого года, а в июне - на 22,5% больше (по сравнению с июнем - Прим БЕЛТА). Что касается истекшего периода июля, то уже есть прирост более чем на 30% к июлю 2014 года. Можно предположить, что по итогам полных семи месяцев "Белавиа" выйдет на плюс по грузоперевозкам.

Кроме того, нельзя забывать, что к авиатранспорту применимо такое понятие, как сезонность. Нормальная ситуация, когда авиакомпании зарабатывают деньги летом и живут за них зимой.

- Не рассматривается ли в настоящее время вопрос о продаже доли в уставном фонде компании? Возможно, вам поступали предложения от потенциальных партнеров из-за рубежа? Несколько лет назад, когда возник спор о частотах с "Аэрофлотом", "Белавиа" связывали именно с этим российским перевозчиком…

- Да, раньше речь об этом шла, мы тогда еще акционерным обществом не были. Дело в том, что мы не можем сами себя продать. Эти вопросы решает государство. То, что я знаю, сегодня никаких разговоров по этому поводу не ведется.

Нужно еще учитывать, что сейчас, когда в мире наблюдается падение авиаперевозок, не самый лучший момент для приобретения авиакомпании.

- После того как авиакомпания была преобразована в акционерное общество, в названии исчезло определение "национальная". Тем не менее, до сих пор по телевидению и в СМИ "Белавиа" наделяют таким званием - настолько к нему привыкли в Беларуси и за рубежом. Не планируется ли снова поднять вопрос о возвращении прежнего статуса на законодательном уровне?

- Авиакомпания хотела бы вернуть свое название. Я считаю, что по факту мы и являемся национальным перевозчиком: "Белавиа", на борту самолетов которой размещен флаг страны, - ведущая компания, которая занимается перевозками пассажиров. В Беларуси насчитывается шесть международных аэропортов, но звание национального носит только один. По-моему, правильно, если в этом аэропорту будет базироваться национальная авиакомпания республики. Но этот вопрос решается не на нашем уровне. Мы выразили свое мнение, обоснование по данному вопросу изложили и надеемся на его положительное решение.

- Вы вспомнили о наличии флага нашей страны на борту воздушных судов "Белавиа". После того как вы явите общественности новый облик самолетов, будет ли по-прежнему представлен на ливрее флаг страны? Как скоро состоится презентация самолетов главной белорусской авиакомпании в образе, разработанном совместно с Boeing?

- Флаг должен остаться на воздушных судах с новой ливреей. С концепцией мы определились, выбирая ее из нескольких вариантов, но это еще не значит, что есть законченный образ. Сегодня идет достаточно активная работа над созданием нового бренда, и в течение 2015 года она будет закончена. Презентация же состоится с поставкой новых Boeing 737-800 летом будущего года. Так, первый самолет ожидается в середине июля, и он прилетит уже в новой раскраске.

Скажу, что это непростой процесс. Кроме того, мы знаем, что будут люди, которым все понравится, но и всегда найдутся те, кто останется недоволен.

- Раскройте секрет, каким будет основной цвет обновленных самолетов?

- Об этом вы узнаете позже.

- Расскажите, пожалуйста, о маркетинговых шагах, которые предпринимает авиакомпания для увеличения привлекательности своих рейсов? Возможно, вы поделитесь тем новым, что появится в зимнем расписании 2015 года?

- Мы, например, сделали интересный продукт - совместили чартерный и регулярный рейсы. Пока такая схема применяется только на направлениях в Казахстан. Опробована она была в прошлом году и представляла собой небольшую программу. В частности, люди могли улететь из Астаны в Черногорию через Минск. В этом году данная схема расширена и предлагается два направления - в Астану и Алматы (рейс в этот город был открыт в апреле текущего года - Прим БЕЛТА). То есть пассажиры, воспользовавшись предложением белорусского туроператора, летят из Казахстана в Минск регулярным, а отсюда дальше в Тиват (Черногория) - чартерным рейсом. Технически здесь все довольно сложно: человек после выхода с регулярного рейса по классической технологии должен был бы получить свой багаж и перенести на следующий рейс. Но пассажиру выдается 2 посадочных талона в казахстанском аэропорту и багаж он забирает уже в Тивате. Мы готовы и дальше развивать этот продукт во взаимодействии с туроператорами.

Что касается нового, то в 2015 году мы увеличили частоту полетов в Санкт-Петербург и довели ее до четырех ежедневно. С 24 августа также добавляется еще один рейс в Москву. В итоге мы будем летать в российскую столицу с семикратной частотой в день.

В зимнем расписании будет добавлена еще одна частота в Алматы. По этому маршруту отмечается значительный транзитный поток. Сейчас в этот город летают наши самые большие самолеты - Boeing 737-800, рассчитанные на 189 кресел. Самолеты грузятся почти полностью в обоих направлениях, причем большинство составляют трансфертные пассажиры.

- Рассматриваете ли вы вопрос о дальнейшем расширении географии полетов? Какие новые города могут появиться на карте маршрутов белорусской авиакомпании?

- Пока мы не начинаем новых программ полетов. В задумках, конечно, есть пункты, куда мы хотели бы полететь, но это будет реализовано, когда наладится экономическая ситуация. Пока смысла в этом нет, ведь мы, как уже было сказано, напрямую зависим от доходов населения. До кризиса мы начали летать по всем направлениям, которые могли бы приносить доход с учетом наличия пассажиропотоков. Открыть сейчас нечто новое, чтобы это было прибыльным или стало таковым в течение короткого периода времени, просто невозможно.

Направления в настоящее время мало открыть - к ним нужно применить искусство найти пассажиров. Например, среди наших перспективных планов есть Брюссель. Но сейчас, даже если проанализировать ежегодное число пассажиров из Минска в Брюссель (различных авиакомпаний из разных точек), все равно существующий поток недостаточен для открытия авиалинии и начала регулярных перевозок. В целом у нас есть планы относительно и Востока, и Запада, но мы ждем подходящего момента.

Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.3307 BYN 2.32 BYN 2.33 BYN
USD
2.0655 BYN 2.061 BYN 2.066 BYN
RUB
3.2077 BYN 3.2 BYN 3.209 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

Лукашенко на саммите ШОС: система глобальной безопасности трещит по швам

Инфографика

Правила безопасного поведения на водоемах Не рекомендуется: купаться раньше чем через час-полтора после приема пищи; входить в воду разгоряченным; отплывать далеко от берега
Круглый стол Олег Токун,
Татьяна Кудевич,
Наталья Непевная,
Лора Ункуца
14 июня Современные тенденции рынка труда
Круглый стол Александр Попков,
Татьяна Конончук,
Зенон Гришкевич,
Игорь Голубицкий,
Григорий Василевич,
Татьяна Вертинская
29 мая Местное самоуправление: на пути к совершенствованию
Круглый стол Эдуард Томильчик,
Алеся Береснева,
Виктор Морозов,
Олег Максимов,
Ольга Матюхова,
Александра Алексеева,
Олег Шаблыко
10 апреля Создание безопасных условий при организации образовательного процесса
Круглый стол Валентина Гинчук,
Галина Черник,
Татьяна Олихвер,
Ирина Арефьева
11 февраля Современной школе – современные программы и учебники
Круглый стол Элла Селицкая,
Дмитрий Семенкевич,
Ирина Бабаченок,
Виолетта Брезовская,
Жанна Тарасевич
28 декабря Условия ведения бизнеса в Беларуси: что изменилось за год?
Пресс-конференция Андрей Худык 6 июня Экологическая повестка дня Беларуси: преодоление глобальных экологических угроз, сохранение биоразнообразия, эффективное природопользование Пресс-конференция Сергей Осенко,
Ирина Мерзлякова,
Сергей Рабецкий
5 июня Новации в законодательстве о страховании: какие изменения ожидают страховой рынок
Пресс-конференция Ирина Старовойтова,
Владимир Карпович,
Павел Лис,
Виктория Здярская
4 июня Минобразования и МТС подписали в БЕЛТА новое соглашение о сотрудничестве
Пресс-конференция Инна Шлык,
Алла Бенедиктович,
Людмила Солдак,
Константин Петрашко,
Елена Костюкова
30 мая Презентация интерактивной интернет-карты для детей "Открой Минск"
Пресс-конференция Жанна Романович,
Ольга Верамей
22 мая О создании в городе Минске безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц