ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 19 апреля 2024
Минск +7°C
Все новости
Все новости
Интервью
13 ноября 2016, 17:20
Дени Коте

Есть лишь один способ заявить о себе: снимать, снимать и вновь снимать

Дени Коте
Дени Коте
Режиссер

Нередко для гостей минского кинофестиваля "Лістапад" приезд в столицу Беларуси становится событием. Канадский режиссер, участник и лауреат международных кинофестивалей Дени Коте, возглавивший на нынешнем празднике жюри конкурса дебютных работ "Молодость на марше", из числа тех, кто впервые побывал на фестивале. Своими впечатлениями о кинофоруме, покидая Беларусь, гость поделился с корреспондентом БЕЛТА.

- Дени, как человеку, повидавшему различные фестивали, показался ли вам "Лістапад" отличным от других?

- Конечно, я много путешествовал и побывал на разных фестивалях. Признаюсь, отправляясь в Беларусь, я немного знал и о стране, и о минском кинофоруме. Но я был очень впечатлен высоким профессиональным уровнем организации, подбором фильмов. Очень интересная особенность - представление фильмов зрителям перед показом. Программный директор Игорь Сукманов, давая аннотацию к каждому фильму, помогал зрителям понять, что за работу они будут смотреть. Всегда на фестивалях просто выключают свет и транслируют фильм. Здесь отношение директората к зрителям настолько уважительное, что это невозможно не заметить. И, приехав в свою страну, непременно расскажу о таком опыте.

В любой стране между зрителями и создателями фильма - огромная пропасть. Ведь зачастую жюри оценивает картину как "вау", а зрители не понимают, говорят, что это какая-то ерунда. Пояснения искусствоведа позволяют публике гораздо глубже увидеть фильм. Кроме того, мне понравилась дисциплинированность людей, они приходят вовремя, не говорят в течение просмотра по мобильному телефону, что очень часто я видел в других странах. Здесь люди очень хорошо воспитаны по отношению к кино.

- Могу предположить, что ваши позитивные отзывы расширят представительство киномастеров из Канады на белорусском фестивале уже в будущем году.

- Конечно, я буду советовать приезжать сюда. Для нас Беларусь малоизвестна. Я был в Польше, Албании, Украине, России, но впервые в вашей стране, чему очень доволен, потому что мне с детства была интересна Восточная Европа. Порой я отказываюсь от путешествия в другие страны в пользу приглашения в этот регион. Следующая моя поездка в Любляну. И я очень рад, что количество маршрутов для меня расширилось за счет Беларуси.

- Дени, вы начинали как кинокритик. Это помогает в оценке работ председателю жюри?

- Я думаю, что критик и председатель жюри - это довольно близко, нет огромной разницы. Как глава жюри с большей перспективой оцениваю различные стороны фильма. Образование критика позволяет мне не руководствоваться эмоциями, а оценивать рационально и реалистично.

- Какой вам показалась конкурсная программа?

- Были работы высокого уровня, были слабее. Страна производства не имеет значения. Жюри отдало голоса за оригинальные фильмы. Мы не обращали внимания на наличие наград у каких-то картин, а оценивали по идентичности фильма, по оригинальности.

- Была ли у вас возможность познакомиться с программой национального кино?

- Нет, расписание было столь плотным, что такого случая не представилось. Немного стыдно, что мало знаю о белорусском кино. Слышал, что Элем Климов белорус и Сергей Лозница, я его знаю, но не как белорусского автора. Приезд в Минск во многом стимул для меня больше узнать о вашем кино и стране.

- Дени, часть ваших работ малобюджетные. Можно ли снимать хорошие картины с малым бюджетом?

- Не понимаю, почему мы так много говорим о деньгах, когда разговор идет о фестивале. Чем более мы независимы от чьих-то денег, тем более свободны. Я бы хотел, чтобы это понимали. Я всегда работаю сам по себе и никогда не задумываюсь о бюджете. Чувствую себя свободным, когда создаю фильм с бюджетом в $50 тыс. без государственного финансирования. Всегда нужно удовлетворять интересы спонсоров, если они вкладывают средства в твою картину. Следовательно, есть большая ответственность перед ними, дистрибьюторами, перед людьми, которые смотрят фильм. Но непосредственно вещи, которые важны для работы над фильмом - видение мира, сценарий - никак не зависят от количества денег. Есть очень много молодых режиссеров, которые создают свой первый или второй фильм, жалуясь на то, что у них было мало денег. Свои первые две картины я сделал с очень маленьким бюджетом, плюс к этому один фильм был на болгарском языке, которого я даже не понимал. При этом правительство моей страны, увидев результат, задалось вопросом, почему я не обратился за финансовой поддержкой, и высказало готовность помочь. Я всегда даю совет молодым режиссерам, что они должны снимать, снимать и снимать (даже без денег), чтобы их заметили.

- Подытожив, режиссер Дени Коте выступает за свободу.

- Да, художники должны быть свободны и должны избавиться от мысли, что кино зависит только от количества денег. В качестве члена жюри я обращал внимание на те картины, которые сняты оригинально, не обращал внимания на бюджет. Всегда предпочитаю фильмы, имеющие свою собственную историю, и вовсе не обязательно, что они имели большую спонсорскую поддержку. Сегодня можно снять фильм на айфон, и если в нем есть идея, не значит, что он будет хуже.

- Вы работаете на поле эксперимента. В Минске представляли свои фильмы "Вик и Фло увидели медведя" и "Борис без Беатрис". Какой была реакция белорусского зрителя?

- В основном одна и та же во всех странах, где показываю работы. Но все-таки есть одна особенность в реакции у вас и в России. Людей интересует не столько фильм, сколько кто его сделал, личность режиссера. И непосредственно встреча с аудиторией очень личная. Люди не спрашивают о фильме, они задают вопросы о семье, о твоем вероисповедании, им интересно, что творится у тебя в голове. Мой русский друг сказал, что это нормально.

- Может быть, люди глубже таким образом понимают работу, когда имеют представление о персоне?

- Наверное, нет проблемы сказать, когда я ходил в школу и сколько у меня детей. Ничего особенного. Конечно, создание фильма - что-то очень личное, и, говоря о себе, я делюсь этим так, как и своим фильмом.

- Знаю, что Минск вам понравился.

- Да, ваш город отличается архитектурой, ухоженностью. Хотя я не так много посмотрел, но впечатлен широтой улиц. Отдельных слов заслуживают интеллигентность белорусов, их вкус. У нас внешности, тому, как ты выглядишь, уделяют меньше внимания, поэтому стильность и красота белорусских женщин очень заметна.

Жанна КОТЛЯРОВА,

БЕЛТА.-0-

Топ-новости
Свежие новости Беларуси