Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
Все новости
Лістапад-2016

XXIII Минский международный кинофестиваль "Лістапад" пройдет с 4 по 11 ноября. Организаторами форума выступают Министерство культуры Беларуси, Минский горисполком при участии Белтелерадиокомпании, Национальной киностудии "Беларусьфильм", Белорусского союза кинематографистов.

Дени Коте

Есть лишь один способ заявить о себе: снимать, снимать и вновь снимать

Интервью 13.11.2016 | 17:20

Нередко для гостей минского кинофестиваля "Лістапад" приезд в столицу Беларуси становится событием. Канадский режиссер, участник и лауреат международных кинофестивалей Дени Коте, возглавивший на нынешнем празднике жюри конкурса дебютных работ "Молодость на марше", из числа тех, кто впервые побывал на фестивале. Своими впечатлениями о кинофоруме, покидая Беларусь, гость поделился с корреспондентом БЕЛТА.

- Дени, как человеку, повидавшему различные фестивали, показался ли вам "Лістапад" отличным от других?

- Конечно, я много путешествовал и побывал на разных фестивалях. Признаюсь, отправляясь в Беларусь, я немного знал и о стране, и о минском кинофоруме. Но я был очень впечатлен высоким профессиональным уровнем организации, подбором фильмов. Очень интересная особенность - представление фильмов зрителям перед показом. Программный директор Игорь Сукманов, давая аннотацию к каждому фильму, помогал зрителям понять, что за работу они будут смотреть. Всегда на фестивалях просто выключают свет и транслируют фильм. Здесь отношение директората к зрителям настолько уважительное, что это невозможно не заметить. И, приехав в свою страну, непременно расскажу о таком опыте.

В любой стране между зрителями и создателями фильма - огромная пропасть. Ведь зачастую жюри оценивает картину как "вау", а зрители не понимают, говорят, что это какая-то ерунда. Пояснения искусствоведа позволяют публике гораздо глубже увидеть фильм. Кроме того, мне понравилась дисциплинированность людей, они приходят вовремя, не говорят в течение просмотра по мобильному телефону, что очень часто я видел в других странах. Здесь люди очень хорошо воспитаны по отношению к кино.

- Могу предположить, что ваши позитивные отзывы расширят представительство киномастеров из Канады на белорусском фестивале уже в будущем году.

- Конечно, я буду советовать приезжать сюда. Для нас Беларусь малоизвестна. Я был в Польше, Албании, Украине, России, но впервые в вашей стране, чему очень доволен, потому что мне с детства была интересна Восточная Европа. Порой я отказываюсь от путешествия в другие страны в пользу приглашения в этот регион. Следующая моя поездка в Любляну. И я очень рад, что количество маршрутов для меня расширилось за счет Беларуси.

- Дени, вы начинали как кинокритик. Это помогает в оценке работ председателю жюри?

- Я думаю, что критик и председатель жюри - это довольно близко, нет огромной разницы. Как глава жюри с большей перспективой оцениваю различные стороны фильма. Образование критика позволяет мне не руководствоваться эмоциями, а оценивать рационально и реалистично.

- Какой вам показалась конкурсная программа?

- Были работы высокого уровня, были слабее. Страна производства не имеет значения. Жюри отдало голоса за оригинальные фильмы. Мы не обращали внимания на наличие наград у каких-то картин, а оценивали по идентичности фильма, по оригинальности.

- Была ли у вас возможность познакомиться с программой национального кино?

- Нет, расписание было столь плотным, что такого случая не представилось. Немного стыдно, что мало знаю о белорусском кино. Слышал, что Элем Климов белорус и Сергей Лозница, я его знаю, но не как белорусского автора. Приезд в Минск во многом стимул для меня больше узнать о вашем кино и стране.

- Дени, часть ваших работ малобюджетные. Можно ли снимать хорошие картины с малым бюджетом?

- Не понимаю, почему мы так много говорим о деньгах, когда разговор идет о фестивале. Чем более мы независимы от чьих-то денег, тем более свободны. Я бы хотел, чтобы это понимали. Я всегда работаю сам по себе и никогда не задумываюсь о бюджете. Чувствую себя свободным, когда создаю фильм с бюджетом в $50 тыс. без государственного финансирования. Всегда нужно удовлетворять интересы спонсоров, если они вкладывают средства в твою картину. Следовательно, есть большая ответственность перед ними, дистрибьюторами, перед людьми, которые смотрят фильм. Но непосредственно вещи, которые важны для работы над фильмом - видение мира, сценарий - никак не зависят от количества денег. Есть очень много молодых режиссеров, которые создают свой первый или второй фильм, жалуясь на то, что у них было мало денег. Свои первые две картины я сделал с очень маленьким бюджетом, плюс к этому один фильм был на болгарском языке, которого я даже не понимал. При этом правительство моей страны, увидев результат, задалось вопросом, почему я не обратился за финансовой поддержкой, и высказало готовность помочь. Я всегда даю совет молодым режиссерам, что они должны снимать, снимать и снимать (даже без денег), чтобы их заметили.

- Подытожив, режиссер Дени Коте выступает за свободу.

- Да, художники должны быть свободны и должны избавиться от мысли, что кино зависит только от количества денег. В качестве члена жюри я обращал внимание на те картины, которые сняты оригинально, не обращал внимания на бюджет. Всегда предпочитаю фильмы, имеющие свою собственную историю, и вовсе не обязательно, что они имели большую спонсорскую поддержку. Сегодня можно снять фильм на айфон, и если в нем есть идея, не значит, что он будет хуже.

- Вы работаете на поле эксперимента. В Минске представляли свои фильмы "Вик и Фло увидели медведя" и "Борис без Беатрис". Какой была реакция белорусского зрителя?

- В основном одна и та же во всех странах, где показываю работы. Но все-таки есть одна особенность в реакции у вас и в России. Людей интересует не столько фильм, сколько кто его сделал, личность режиссера. И непосредственно встреча с аудиторией очень личная. Люди не спрашивают о фильме, они задают вопросы о семье, о твоем вероисповедании, им интересно, что творится у тебя в голове. Мой русский друг сказал, что это нормально.

- Может быть, люди глубже таким образом понимают работу, когда имеют представление о персоне?

- Наверное, нет проблемы сказать, когда я ходил в школу и сколько у меня детей. Ничего особенного. Конечно, создание фильма - что-то очень личное, и, говоря о себе, я делюсь этим так, как и своим фильмом.

- Знаю, что Минск вам понравился.

- Да, ваш город отличается архитектурой, ухоженностью. Хотя я не так много посмотрел, но впечатлен широтой улиц. Отдельных слов заслуживают интеллигентность белорусов, их вкус. У нас внешности, тому, как ты выглядишь, уделяют меньше внимания, поэтому стильность и красота белорусских женщин очень заметна.

Жанна КОТЛЯРОВА,

БЕЛТА.-0-


Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.4042 BYN 2.395 BYN 2.406 BYN
USD
2.122 BYN 2.122 BYN 2.125 BYN
RUB
3.1935 BYN 3.19 BYN 3.199 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

Торжественная церемония принятия присяги в 120-й бригаде

Инфографика

График работы учреждений здравоохранения в декабрьские выходные и праздники В Беларуси изменен график работы учреждений здравоохранения в выходные и праздничные дни в декабре 2018 года.
Пресс-конференция Валентин Шатравко 17 декабря, 12:00 Об организации елочных базаров и наведении порядка в лесном фонде Пресс-конференция Наталья Жаркина,
Игорь Чульба,
Ирина Усова,
Николай Власюк
11 декабря Проект "Зеленые города": опыт реализации пилотных инициатив и перспективы развития зеленого градостроительства в Беларуси
Пресс-конференция Владимир Гракун,
Елизавета Козленко,
Андрей Кузьмич
5 декабря О развитии производства органической продукции в Беларуси
Пресс-конференция Александр Барауля,
Юлия Комлева,
Александр Веденин,
Денис Крупец
21 ноября Подготовка к проведению в Минске чемпионата Европы по фигурному катанию на коньках - 2019
Пресс-конференция Борис Васильев,
Светлана Демешко
14 ноября "Карта гостя" как эффективный инструмент развития внутреннего и въездного туризма. Новые возможности и форматы