Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
Все новости
Владимир Улахович

Где Беларусь масштабно презентует в 2019 году экспортные возможности

Интервью 11.12.2018 | 16:12
Владимир Улахович Владимир Улахович Председатель Белорусской торгово-промышленной палаты

Контракты на десятки миллионов долларов заключают белорусские предприятия на бизнес-форумах и заседаниях деловых советов. Экспортным поставкам предшествует огромная организационная работа. От обучения специалистов по внешнеэкономической деятельности до правового сопровождения сделок - таков спектр услуг Белорусской торгово-промышленной палаты. Председатель БелТПП Владимир Улахович в беседе с корреспондентом БЕЛТА приоткрыл закулисье белорусского экспорта и назвал наиболее перспективные рынки.

- Поддержка и развитие экспорта сейчас приоритетны в деятельности БелТПП. Каким аспектам уделяется наибольшее внимание, появятся ли новые форматы делового сотрудничества?

- Только в этом году палата организовала 673 мероприятия внешнеэкономического характера. Это бизнес-форумы, контактно-кооперационные биржи, деловые визиты за рубеж, выставки, семинары и многое другое. Действуют 272 соглашения о сотрудничестве с торгово-промышленными палатами и другими партнерами из 97 стран. Это взаимодействие приносит большую пользу, позволяет снизить издержки белорусских предприятий во время визитов за рубеж. Но его основное преимущество заключается в совместном поиске потенциальных партнеров. Мы заранее получаем информацию о составе деловой делегации той или иной страны и целенаправленно приглашаем предприятия для налаживания сотрудничества.

Что касается форматов сотрудничества, то деловые мероприятия организуются с акцентом на B2B (Business to Business), B2G (Business to Government) и В2D (Business to Diplomats). Мы поддерживаем инициативы бизнеса по созданию советов делового сотрудничества. Например, в ближайшее время планируем создать деловые советы с Египтом и Россией.

- Какие рынки, на ваш взгляд, наиболее перспективны для наращивания белорусского экспорта?

- При планировании бизнес-форумов, выставок мы изучаем предложения и рекомендации посольств и государственных органов. К этим двум источникам добавляем собственный маркетинговый анализ. Ищем рынки, где есть реальная ниша для белорусской продукции и платежеспособные партнеры, оцениваем степень рисков, логистику. То есть ищем точки сопряжения с поступившими предложениями, чтобы в итоге получить список наиболее перспективных для экспорта стран.

В новом статусе координатора выставочно-ярмарочной деятельности в иностранных государствах БелТПП направила в Совет Министров предложения по организации национальных экспозиций Беларуси за рубежом в 2019 году. Они пройдут на разных континентах. Сейчас активно стараемся закрепиться в странах Африки. За последние два года организовали ряд бизнес-визитов в Мозамбик, Буркина-Фасо, Нигерию, Египет, провели выставку в Алжире. В 2019 году планируем организовать национальные экспозиции в Нигерии и Кении - перспективных африканских странах с быстрорастущими рынками.

Для расширения сотрудничества со странами Латинской Америки планируем организовать национальную экспозицию в рамках сельскохозяйственной выставки в Аргентине, инициативу участия в которой поддержал Президент Беларуси. Маркетинговый анализ указывает на возможную востребованность удобрений, технологий в растениеводстве и животноводстве в странах этого региона, в частности в Аргентине, Колумбии и Мексике.

Попытаемся сделать заметный шаг в развитии экономического сотрудничества со странами АСЕАН благодаря участию в универсальной выставке в Индонезии, которая сейчас претендует на роль субрегионального лидера в Юго-Восточной Азии. В Сеуле (Республика Корея) пройдет инновационная выставка, где окажем содействие Государственному комитету по науке и технологиям в организации национальной экспозиции.

Во время всех перечисленных выставок пройдут двусторонние бизнес-форумы.

- Бизнес-форумы довольно часто проходят и в Беларуси. Какие из них стали самыми результативными в этом году?

- В прошлом году на бизнес-форумах, организованных БелТПП, были подписаны контракты на поставки белорусской продукции на общую сумму около $110 млн. Да, эти контракты подписали предприятия, но наша доля в общем результате тоже есть. Проведена большая организационная работа, которая включает поиск потенциальных партнеров, а также административную, маркетинговую, логистическую поддержку и т.д. В этом году цифры серьезнее. Только на наших деловых мероприятиях в рамках Форума регионов Беларуси и России подписаны контракты на $335 млн.

По линии БелТПП Беларусь еженедельно посещают делегации как традиционных стран-партнеров, так и представители государств, рынки которых являются новыми и перспективными для отечественного бизнеса. Например, совсем недавно нашу страну впервые посетила бизнес-делегация из Канады, у которой есть конкретный интерес к продукции БелАЗа, белорусской IT-сфере. Представительная делегация из Японии заинтересовалась наработками Государственного комитета по науке и технологиям, проектами "Мотовело". Причем инициаторами проведения этих бизнес-форумов были наши зарубежные партнеры. Это говорит о том, что Беларусь стала важным игроком на глобальном рынке.

- С какими сложностями сталкиваются белорусские предприятия при освоении новых рынков? Как БелТПП помогает их преодолевать?

- Если говорить о барьерах, изъятиях, мы серьезно погрузились в эту тему на рынке ЕАЭС. Действует Евразийская экономическая комиссия, Таможенный кодекс ЕАЭС, но предприятия сталкиваются с проявлением местного протекционизма и недобросовестной конкуренции. Да, это бизнес, и к возникающим разногласиям надо относиться с пониманием, но мы должны заниматься этим вопросом. В ЕЭК работает портал для выявления барьеров и ограничений во взаимной торговле, есть процедура вынесения предупреждений предприятиям, вплоть до обращения в Евразийский экономический суд. Такие прецеденты были. Пять исков рассмотрены в пользу белорусских предприятий. Но без необходимого опыта им непросто защищать свои интересы. Мы выступаем в роли консультанта. В рамках комитета БелТПП по промышленной политике и предпринимательской деятельности провели несколько встреч с ЕЭК по вопросам изъятий и ограничений.

На рынке ЕС также жесткая конкуренция и свои правила. Доля продукции с высокой степенью обработки в нашем экспортном портфеле пока незначительна. Сертифицировать ее для европейского рынка очень непросто и затратно для малого предприятия. Но мы целенаправленно мотивируем наших производителей идти туда. Сертификаты ЕС позволяют получить более широкий доступ на другие рынки, а сама процедура сертификации обязывает предприятия вводить новую маркетинговую политику, оптимизировать процессы управления, переходить на международные стандарты финансовой отчетности.

Есть и другие сложности на различных рынках: нестабильность, риски, коррупционная составляющая. Надо быть рядом с предприятиями. Мы можем оказывать им правовую поддержку, которая включает оценку добропорядочности бизнес-партнеров, анализ внешнеэкономических документов, контрактов.

- Список услуг БелТПП внушителен, какой членский взнос должно заплатить предприятие для их получения?

- Минимальный членский взнос составляет две базовые величины в год (1 БВ сейчас - Br24,5). Размер взноса варьируется, так как в составе палаты есть и малые предприятия, и, к примеру, БелАЗ. В настоящее время членами БелТПП являются 2 262 компании, что свидетельствует о востребованности наших услуг. Членство в БелТПП добровольное в отличие от торгово-промышленных палат многих стран. Более 70% наших членов - предприятия малого и среднего бизнеса, 85% - смешанной и негосударственной формы собственности, акционерные предприятия.

Список наших услуг широк, в их числе сертификация продукции, регистрация товарных знаков, маркетинговая поддержка, юридическое сопровождение договоров. Советую нашим предприятиям при нарушении контрактных обязательств рассматривать их в Международном арбитражном суде при БелТПП, который по итогам 2017 года вернул в страну около $5 млн с недобросовестных исполнителей контрактов. Наш суд авторитетен, имеет статус наблюдателя при Комиссии ООН по праву международной торговли. Пять примеров рассмотрения дел при БелТПП занесены в базу данных ООН как образцовые. Ежегодно суд рассматривает около 100 исков, в том числе не связанных с белорусскими компаниями.

Некоторые услуги предоставляются членам палаты со скидкой до 50%. Это получение заключения о наличии обстоятельств непреодолимой силы, подтверждение подлинности документов, используемых в международном экономическом обороте, выдача удостоверений АТА, размещение рекламных модулей в изданиях БелТПП и многое другое.

- Завершился образовательный курс "Школы экспорта". В каких форматах проект продолжится в 2019 году?

- Проект "Школа экспорта" поддержан правительством и включен в план мероприятий по реализации протокола поручений Президента, данных при обращении с Посланием к белорусскому народу и парламенту. Он подразумевает обучение специалистов на региональном уровне, а также проведение страновых и тематических семинаров. Так, в этом году прошли семинары по продвижению продукции в страны Африки, Латинской Америки, в регион АСЕАН. Состоялись мероприятия, посвященные получению сертификатов кошерности и "Халяль".

Основой проекта является одноименный бизнес-курс, который не имеет аналогов в стране. Он направлен на обучение и развитие компетенций специалистов различных уровней и профилей, задействованных в продвижении товаров и услуг как на традиционные, так и на новые рынки. Первый такой курс прошел с 28 сентября по 23 ноября. Более 90 представителей предприятий всех форм собственности получили необходимую для успешной экспортной деятельности информацию. Бизнес-курс получил от слушателей самые положительные отзывы. Мы обязательно продолжим работу в данном направлении, будем развивать ее с учетом пожеланий предприятий.

- БелТПП в 2017 году учредила конкурс среди СМИ на лучшее освещение развития экспортного потенциала Беларуси. Почему решили поощрять журналистов?

- Публикаций на тему экспорта становится больше, и это радует. Очень важна информационная поддержка внешнеэкономической деятельности. До сих пор встречаются мнения, что Беларусь в некотором роде провинциальная страна. В то же время сюда приезжают делегации, например, из Индии, которая является самой быстрорастущей экономикой в мире. Журналистские материалы о таких визитах формируют у людей представление о возможностях нашей страны, о ее имидже. Кроме того, публикации о работе предприятий на внешних рынках - большой плюс для них и импульс к позитивным переменам для других компаний.

Условия участия в творческом конкурсе в этом году не изменятся. Будут выбирать лучшие публикации в пяти номинациях: "Лучший автор информационного агентства", "Лучший автор интернет-издания", "Лучший автор печатного издания", "Лучший авторский коллектив на телевидении" и "Лучший автор радиоэфира". Подать заявку на участие в конкурсе можно до 14 января 2019 года.

Вера СЕРГЕЕВА,

БЕЛТА.-0-


Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.4501 BYN 2.447 BYN 2.455 BYN
USD
2.1499 BYN 2.149 BYN 2.153 BYN
RUB
3.2409 BYN 3.23 BYN 3.245 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

Международный день снега в "Солнечной долине"

Инфографика

"Дакар-2019": итоги участия Три экипажа команды "МАЗ-СПОРТавто" приняли участие в ралли-марафоне "Дакар-2019"* в категории "Грузовики".
Пресс-конференция Наталия Павлюченко,
Владимир Климченко,
Нина Грабар
17 января Указ №500: новации в государственном социальном страховании для ИП и самозанятых граждан
Пресс-конференция Марина Малаева,
Юрий Кукашук,
Игорь Кушнеревич
15 января О совершенствовании системы жилищно-коммунального хозяйства города Минска
Пресс-конференция Михаил Талабаев,
Андрей Бабкин,
Андрей Ярошевич,
Сергей Тишук,
Юлия Гончарова
9 января Осторожно: тюбинги! Профилактика зимнего травматизма
Пресс-конференция Виталий Грицевич,
Валерия Клицунова,
Анатолий Ганец
9 января Агроэкотуризм в Беларуси как национальный бренд. Как развивать экономику впечатлений
Пресс-конференция Александр Купченя,
Андрей Зырянов,
Сергей Хмарук
27 декабря Профилактика правонарушений в городе Минске в 2018 году. Предварительные итоги
Пресс-конференция Наталия Павлюченко,
Владимир Климченко,
Нина Грабар
17 января Указ №500: новации в государственном социальном страховании для ИП и самозанятых граждан
Пресс-конференция Марина Малаева,
Юрий Кукашук,
Игорь Кушнеревич
15 января О совершенствовании системы жилищно-коммунального хозяйства города Минска
Пресс-конференция Михаил Талабаев,
Андрей Бабкин,
Андрей Ярошевич,
Сергей Тишук,
Юлия Гончарова
9 января Осторожно: тюбинги! Профилактика зимнего травматизма
Пресс-конференция Виталий Грицевич,
Валерия Клицунова,
Анатолий Ганец
9 января Агроэкотуризм в Беларуси как национальный бренд. Как развивать экономику впечатлений
Круглый стол Элла Селицкая,
Дмитрий Семенкевич,
Ирина Бабаченок,
Виолетта Брезовская,
Жанна Тарасевич
28 декабря Условия ведения бизнеса в Беларуси: что изменилось за год?