ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 19 апреля 2024
Минск +3°C
Все новости
Все новости
Интервью
07 марта 2017, 17:28
Владимир Костин

Настоящее и будущее белорусской авиации: Минтранс о техобслуживании Boeing, новом терминале аэропорта и смоленских пассажирах

Владимир Костин
Владимир Костин
Директор департамента по авиации Минтранса

Для белорусской авиации ближайшие несколько лет станут переломными - именно сейчас должен быть реализован ряд крупных проектов, которые позволят отрасли развиваться по-новому. К началу следующего года откроются цеха Минского авиаремонтного завода, а к 1 января 2019-го запланирована к вводу в строй вторая взлетно-посадочная полоса в Национальном аэропорту. Какие суда смогут получить на новом авиаремонтном заводе техническую помощь, зачем Беларуси вторая взлетно-посадочная полоса и когда начнет строиться новый терминал Национального аэропорта корреспонденту БЕЛТА рассказал директор департамента по авиации Минтранса Владимир Костин.

От "кукурузника" до Boeing

- Владимир Борисович, строительство нового авиаремонтного завода стало одним из главных проектов в отрасли, которые реализуются в последние годы. Как продвигается эта работа, и когда она будет завершена?

- Действительно, в Беларуси сейчас идет строительство нового авиаремонтного завода, в эксплуатацию он должен быть сдан до 1 января 2018 года. Завод размещается рядом с Национальным аэропортом Минск. Почему мы приняли решение его строить? Есть указ №456, который предусматривает застройку той части столицы, где сейчас располагается завод. Естественно, нам предписано освободить эту территорию. Но даже если бы не было реализации данного инвестпроекта, мы все равно планировали строить новые цеха авиаремонтного завода в районе Национального аэропорта. Сегодня действующее предприятие располагает старой советской базой, которая предназначена для технического обслуживания и ремонта воздушных судов производства СССР. После распада Союза осталось еще достаточно много такой техники, прежде всего в России, есть она и у нас - это самолеты Ил-76, АН-26 и Як-40. Летают эти самолеты и за пределами бывших советских республик, поэтому спрос на ремонт такой техники пока есть. Но пройдет еще 2-3 года - и этот спрос пропадет, потому что самолеты уже достаточно старые - им по 20 и больше лет. Конечно, некоторые воздушные суда можно эксплуатировать и 50, и 60 лет, как, например, самолет АН-2 (тот самый "кукурузник"), но нужно смотреть на перспективу. Поэтому наша цель - в ближайшее время построить новый современный завод, который будет обслуживать технику как российского, так и западного производства.

- То есть к нам будут пригонять на ремонт, к примеру, суда Boeing?

- И Boeing в том числе. Мы будем обслуживать любые типы воздушных судов - это такие самолеты, как Boeing, Airbus, Embraer, CRJ. Наш цех технического обслуживания и ремонта не рассчитан только на самолет Airbus A380. А все другие типы, особенно среднемагистральные (в том числе и Boeing 737), смогут обслуживаться в Беларуси. Неважно, какого типа будут самолеты, завод намерен получить сертификаты на обслуживание всех типов воздушных судов.

- А что предприятие будет из себя представлять? Сколько цехов там планируется открыть?

- Новый авиаремонтный завод будет состоять из нескольких основных цехов. Первый - цех технического обслуживания и ремонта. Строительство этого участка практически завершено, мы планируем сдать его в мае, сейчас занимаемся выбором и закупкой оборудования. Установка данного оборудования начнется в апреле. Этот цех - главный, поэтому и строится в первую очередь. Потом мы приступим к строительству цеха смывки и покраски воздушных судов. Сегодня многие мировые компании ищут, где можно отремонтировать и при необходимости сразу покрасить самолет. Обслужить самолет во Франкфурте, а потом лететь в британский Шаннон, чтобы его покрасить, - это дополнительные расходы и неудобства для любой авиакомпании. У нас же все будет собрано в одном месте. Проектно-сметная документация на этот цех уже разрабатывается и как только пройдет государственную экспертизу - мы начнем его строить. И, наконец, третий цех - это цех механической обработки. Там мы будем делать детали и агрегаты для самолетов. Проектно-сметная документация на этот цех уже прошла экспертизу. Окончательный срок ввода всего предприятия в эксплуатацию - 1 января 2018 года.

- Национальный перевозчик "Белавиа" сейчас активно занимается ребрендингом, фирменный василек планируется нанести на все самолеты авиакомпании. Перекрашивать суда "Белавиа" будут уже на новом заводе?

- Наш новый цех покраски действительно в первую очередь будет рассчитан на Национальную авиакомпанию. "Белавиа" базируется в аэропорту, завод будет располагаться там же. Сегодня, чтобы покрасить самолет, авиакомпания летит в Шаннон, до которого три часа полета. Представьте, сколько топлива будет сожжено туда и обратно, и эти расходы потом лягут в себестоимость обслуживания самолета. После ввода цеха проблема будет решаться очень просто: взяли и перекатили самолет в ангар - и никаких дополнительных расходов. Но это не значит, что мы не будем создавать условия для других авиакомпаний. Захочет "Аэрофлот" или LOT - и мы нанесем все нужные им логотипы. В цехе будет установлено современное оборудование, а участие человека в процессе покраски сведется к минимуму. Интересной будет и сама форма цеха - ангар мы планируем построить в виде контура самолета. Когда загоняешь самолет в обычный прямоугольный цех, там остается очень много неиспользуемого пространства. При этом помещение надо обогревать, ведь покраска и сушка происходит при определенных температурах, а это немалые затраты. Мы сейчас изучаем подобные проекты, осталось только выбрать.

- И каковы же перспективы у нового завода?

- Реализация этого проекта позволит развивать авиаремонтное производство гражданских воздушных судов и их компонентов в Беларуси на новом современном уровне. Кроме того, мы сможем привлечь стратегических партнеров по ремонту и производству новых типов авиационной техники. Сегодня некоторые предприятия, которые занимаются техническим обслуживанием, не могут обеспечить обслуживание воздушных судов в короткие сроки - у них слишком много заказов. И они, имея отработанные современные технологии обслуживания самолетов, рассматривают базу нашего авиаремонтного завода для производства такого обслуживания. К нам уже проявляет интерес, в частности, компания S7. Еще один важный момент - свой современный авиаремонтный завод позволит обеспечить независимость белорусских авиаперевозчиков от иностранных центров техобслуживания и ремонта. И, наконец, это даст возможность обеспечить более широкую номенклатуру услуг в Национальном аэропорту. К примеру, прилетает к нам самолет и остается с ночевкой - за ночь наши специалисты смогут выполнить определенное техобслуживание.

- А как будут использоваться возможности третьего цеха?

- Там в перспективе может появиться производство компонентов или агрегатов для воздушных судов. Мы рассчитываем, что, помимо техобслуживания и покраски, могли бы освоить новые виды деятельности, которые востребованы: делать комплектующие и агрегаты, ремонтировать трапы, спортивные самолеты и т.д.

Новое будущее старого аэропорта

- Новый завод строится рядом с Национальным аэропортом, где тоже активно идут масштабные преобразования. В частности, строится вторая взлетно-посадочная полоса. Для чего был начат этот проект? Одной полосы Минску недостаточно?

- Действительно, сейчас самый главный вопрос для Национального аэропорта - это строительство второй взлетно-посадочной полосы. До 1 января 2019 года она должна быть введена в эксплуатацию. Нам часто задают вопрос, почему мы решили строить вторую ВПП. Первое, что надо знать, - она строится не потому, что нам не хватает первой полосы. Сегодня интенсивность полетов в Беларуси не такая большая, чтобы одна полоса не справилась, мы можем в 2-3 раза увеличить интенсивность полетов, и при хорошей организации аэропорт справится с этим потоком. Речь идет о том, что действующая полоса уже выработала свой временной ресурс. Как правило, такие полосы имеют срок эксплуатации 20 лет, максимум - 25. Наша уже работает более 30 лет. Со временем полоса теряет свои физические свойства - это бетон, он разрушается под действием тех же погодных условий. Уже сейчас мы не можем принимать на ней все типы воздушных судов без ограничений. Аэропорту приходится ограничивать количество взлетов-посадок или посадочную массу самолетов. Вторая ВПП сможет по своим характеристикам принимать все типы воздушных судов, которые имеются в мире, в том числе и самый большой пассажирский самолет Airbus A380.

- Как идет строительство? Нет отставания от графика?

- Работа уже проведена очень большая, и с началом теплых дней - примерно с апреля - мы начнем бетонные работы. При этом также будут вестись инженерные работы по устройству коммуникаций, установке светосигнального оборудования, которое является очень важным элементом. Кроме того, будет устанавливаться оборудование системы захода на посадку по категории IIIА - это означает, что воздушные суда смогут заходить на посадку почти при нулевой видимости, в автоматическом режиме. Полоса будет длиной 3,7 тыс. м. Строительство планируем завершить в срок.

- Можно ли прогнозировать рост пассажиро- и грузопотока в Национальном аэропорту с учетом реализации этого проекта?

- Считаю, можно. На 20 лет вперед мы, конечно, не сможем спрогнозировать точно, но если сохранятся тенденции последних лет, то рост будет значительный. По нашим прогнозам, число обслуженных в аэропорту пассажиров к 2020 году вырастет до 4,1-4,2 млн человек. Это очень хороший показатель. При этом наш аэровокзал после реконструкции к чемпионату мира по хоккею может в течение года обслужить почти 6 млн пассажиров (5,8 млн, если точнее) - запас прочности у нас есть. Мы планируем при достижении числа обслуженных пассажиров в 4-4,5 млн за год приступить к обоснованию инвестиций на строительство нового терминала аэропорта. На реализацию этого проекта уйдет приблизительно 2-3 года. Новый терминал будет продолжением действующего аэровокзала. Наша цель - удовлетворение потребностей пассажиров. Такие вопросы, как питание, гостиница, досуг, бесплатный Wi-Fi, транспорт, всегда актуальны. Будем над этим работать, к примеру, планируется строительство гостиницы и организация в аэропорту бесплатного Wi-Fi. Существующий аэровокзал реконструировать непросто, ведь он возводился еще в советские годы и был аэропортом союзного назначения. Никто не думал, что он станет международным хабом. Новый терминал планируется строить из современных легких конструкций и материалов.

- Как будут развиваться региональные аэропорты? В том числе и с учетом введения безвизового режима? Ждать ли их модернизации в ближайшее время? Готовы ли они к приему иностранных туристов?

- Аэропорты готовы, они соответствуют всем международным требованиям, сертифицированы и в любое время могут обслуживать воздушные суда. При этом сегодня они не загружены так, как мы бы хотели. Модернизация аэровокзальных комплексов в наших областных центрах происходила еще в СССР, но сегодня мы поддерживаем их состояние. В Гомеле, Гродно и Могилеве уже был проведен ремонт взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек, перрона, в этом году будет произведен ремонт взлетно-посадочной полосы в аэропорту Бреста. Кроме того, осуществлен ремонт светосигнального оборудования в Гомеле, Гродно и Бресте. Постоянно обновляется спецтехника, обслуживающая аэропорт. Мы делаем все, чтобы эти аэропорты работали: к примеру, стараемся организовывать летом чартерные полеты в Болгарию, Черногорию, Турцию. Из Гомеля на постоянной основе выполняется рейс в Калининград. Для большей интенсивности работы областных аэропортов очень важна в первую очередь работа их руководителей. При этом строить новые аэровокзальные комплексы, новые терминалы только для того, чтобы что-то построить, неправильно. Мы должны исходить из потребностей пассажиров и компаний. То же касается и новых маршрутов - главное, чтобы они были окупаемы. Думаю, со временем мы предложим новые направления, и пассажиры будут охотнее летать из областных аэропортов.

- Скоро начнется туристический сезон. Какие новые направления и маршруты будут презентованы в этом году? Ждать ли пассажирам масштабных акций и скидок на авиабилеты?

- Этот вопрос задают каждый год, но все-таки это прерогатива авиакомпании - устанавливать цены на билеты и проводить акции, мы не можем вмешиваться в этот процесс. При этом надо отметить, что на каких-то направлениях у "Белавиа" тарифы ниже, чем у других международных авиакомпаний. Что касается новых маршрутов, то весной мы откроем рейс Минск-Брюссель-Минск. Кроме того, будет восстанавливаться рейс Минск-Ереван, который был закрыт из-за низкого спроса. Появится рейс Багдад-Минск-Багдад, прорабатывается вопрос открытия рейсов в Калугу и Кишинев. В летний период мы увеличиваем частоты рейсов и их емкость, если это необходимо. И готовы рассматривать любые предложения - например, недавно к нам обратились власти Смоленской области с предложением увеличить частоту рейсов в Сочи, чтобы поток из Смоленска и Смоленского области шел через Минск. Этот вопрос сейчас прорабатывается. Если мы увидим, что увеличение числа рейсов в Сочи даст приток числа пассажиров из этих регионов, с удовольствием пойдем им навстречу.

Светлана МИХОВИЧ,

БЕЛТА.-0-

Топ-новости
Свежие новости Беларуси