ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 19 апреля 2024
Минск +7°C
Все новости
Все новости
Интервью
29 января 2018, 14:42
Андрей Доморацкий

О модернизации "Столицы", магазинах шаговой доступности и национальной кухне

Андрей Доморацкий
Андрей Доморацкий
Начальник Главного управления потребительского рынка Мингорисполкома

В ТЦ "Столица" планируется открыть гардероб и пустить движущегося робота-гида, а в "Купаловский" могут переехать художники и мастера народных промыслов из "Минского вернисажа". Уже в этом году в городе должны заработать торгово-развлекательный центр Palazzo и галерея магазинов "Променад". Подробнее об этом и многом другом корреспонденту БЕЛТА в своем первом после назначения на должность большом интервью рассказал начальник главного управления потребительского рынка Мингорисполкома Андрей Доморацкий.

- Андрей Владимирович, давайте начнем с достигнутых к этому времени результатов: как сработали предприятия, подчиненные ГУПР Мингорисполкома, в 2017 году?

- В целом могу охарактеризовать 2017 год как довольно успешный - как для торговли и общепита города в целом, так и для предприятий ГУПР Мингорисполкома в частности. В Минске продано товаров и оказано услуг на Br12 млрд, что в сопоставимых ценах на 4,6% больше, чем в 2016 году. По темпу роста товарооборота столица показала первый результат среди регионов республики.

Важно и то, что впервые за последние три года темп роста товарооборота общественного питания превысил уровень прошлого года - 103% в сопоставимых ценах.

Среди предприятий, результаты которых мне бы хотелось выделить, - универмаг "ЦУМ Минск", гастрономы "Охотский", "Тракторозаводской", универсам "Корженевский", предприятия оптовой торговли "Мелкооптовая база на Западной", "Минский хладокомбинат №2".

И еще интересная статистика: ежедневно в Минске продается товаров на сумму Br32 млн, в том числе в объектах общепита - на Br2,4 млн. Однодневный товарооборот в гипермаркете составляет Br255 тыс., универмаге - Br190 тыс., универсаме - Br35 тыс.

- Каким был 2017 год с точки зрения инвестиционной активности? Какие объекты будут введены в текущем году?

- В прошлом году в развитие торговли предприятия Минска инвестировали около Br200 млн. Сумма прямых иностранных инвестиций на чистой основе превысила $65 млн. Если говорить конкретно об организациях ГУПР Мингорисполкома, то на реконструкцию и модернизацию объектов торговли и общественного питания направлено около Br10 млн.

ГУПР Мингорисполкома контролирует реализацию инвестдоговоров на строительство объектов торговли и общепита, заключенных по декрету №10 "О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь". Сейчас в стадии проектирования находится торгово-развлекательный комплекс "Минск Сити Молл" в границах ул. Толстого-Рабкоровская-Вокзальная-Дружная, инвестором выступает компания "Амтел Сити Молл". Строятся торговые объекты по ул. Я.Чечота-Каролинская (ОДО "Виталюр"), 2-я очередь торгово-развлекательного центра "Корона" в районе пр. Независимости-МКАД (ООО "Табак-Инвест"). Завершается строительство многофункционального комплекса "Грин" на пересечении ул. Притыцкого-Кунцевщина.

В первых числах января 2018 года введены в эксплуатацию два объекта: торгово-общественный центр на территории Червенского рынка и ресторан восточной кухни с объектами культурно-развлекательного назначения рядом с водохранилищем Дрозды - в районе пересечения пр. Победителей и МКАД.

Из крупных торговых объектов в 2018-м в столице запланировано открытие торгово-развлекательного центра Palazzo на ул. Тимирязева (СООО "БелмартПлаза"), галереи магазинов "Променад" на территории жилого комплекса "Маяк Минска" (ИООО "Зомекс Инвестмент"), торгового центра ОДО "Виталюр" на ул. Каролинской, а также двух супермаркетов этой сети - по ул. Космонавтов и Андреевской.

Также в этом году мы продолжим модернизировать объекты торговли и общепита для создания еще более комфортных условий обслуживания как минчан, так и гостей столицы, которая готовится принять II Евроигры в 2019 году и чемпионат мира по хоккею в 2021-м.

- Сколько торговых объектов и объектов общепита открылось в 2017 году?

- Торговая сеть города в прошлом году приросла на 102 тыс. кв.м, из которых 60% - за счет нового строительства. Открыто 570 объектов, в том числе 430 магазинов, 4 торговых центра и 136 заведений общественного питания.

Понимаю, что показатель этот достаточно условный, тем не менее в Минске обеспеченность торговыми площадями и местами в общепите на 1 тыс. человек самая высокая в республике: для торговых площадей это 648 кв.м, для общепита - 51 место, что соответствует среднеевропейским показателям. Для сравнения: в Варшаве на 1 тыс. жителей приходится 823 кв.м торговых площадей и 56 мест в общепите, в Москве - 896 кв.м и 47 мест соответственно.

- Городские власти в свое время достаточно громко объявляли о том, что планируется создать сеть национального фастфуда. Но пока проект не получил должного развития. Его решено свернуть или будете продолжать?

- Создание сети национального фастфуда никогда не было самоцелью. При этом мы всегда стремились к тому, чтобы национальная кухня была представлена в Минске как можно более широко. Сейчас речь идет о примерно 60 объектах общепита, интерьер и кухня которых отражают колорит и самобытность белорусской культуры. В некоторых из них подают блюда, основанные на старобелорусских рецептах. И надо отметить, что ежегодно количество таких заведений растет. В 2017 году открылись три новых объекта: ресторан "Литвины" (200 мест), кафе "Шпаркiя вiлкi" (50), ресторан Simple (98).

Кроме того, в меню многих ресторанов и кафе есть отдельные разделы с блюдами белорусской кухни. Исключение составляют заведения, специализирующиеся на кухне какого-либо определенного народа: итальянской, мексиканской, японской и т.д. В том числе пиццерии и суши-бары.

Если говорить конкретно про белорусский фастфуд, то и такие объекты есть. Например, работают два кафе "Цiмохiн закуток". В меню - бургеры из драников, пицца с основой из картофеля, картофельные шанежки и лепешки.

- А как вы относитесь к открытию в Минске большого количества объектов международных сетей фастфуда? Не мешает ли это развиваться отечественному общепиту?

- Действительно, в последние годы в столице открылось достаточно много сетевых объектов международного фастфуда. Если еще лет десять назад в Минске работали только "Макдоналдсы", то сейчас это и "Бургер Кинг", и KFC, и Hesburger, и Papa John`s, и Domino`s Pizza, и Baskin Robbins, и др.

Плохо это или хорошо? Выбирать потребителю. Конкуренция должна сделать свое дело. Нет смысла что-то запрещать или кого-то ограничивать. Понятно, что международные сети в каких-то аспектах имеют преимущества, но посмотрите, как в Европе: в некоторые семейные кафе люди выстраиваются в очередь и ждут по несколько часов, чтобы там пообедать или поужинать. И никакой близлежащий фастфуд с пути их не сбивает. Нужно работать так, чтобы клиенту нравилось, чтобы он хотел вернуться, рассказать о понравившемся месте друзьям и знакомым.

- Другой городской проект - создание сети государственных магазинов "Радзивилловский" - напротив, развивается достаточно активно...

- И это не может не радовать. Перед нами стояла задача сохранить магазины такого формата и повысить конкурентоспособность государственных торговых объектов по отношению к другим торговым сетям.

На начало реорганизации в составе КУП "Торговый центр "Радзивилловский" работали 4 магазина, 2 ресторана, кафе, бар и кафетерий. Сейчас в государственную торговую сеть под единым брендом "Радзивилловский" входят 29 магазинов, которые расположены в жилой застройке (так называемые магазины у дома) и 14 объектов общепита.

В результате проделанной работы торговая площадь КУП "Торговый центр "Радзивилловский" увеличилась в 4,3 раза до 8,7 тыс. кв.м. Удельный вес товарооборота магазинов сети на начало реорганизации в продовольственном товарообороте города составлял около 1%, в 2017 году - 1,6%.

- Активно ли открываются в Минске магазины шаговой доступности? Складывается ощущение, что все в городе заполонили крупные торговые сети. Есть ли сетевики, которые близки к преодолению 20%-й доли?

- Статистика - вещь, как известно, упрямая. И она говорит, что около 90% открывшихся в Минске в 2017 году торговых объектов являются как раз магазинами так называемой шаговой доступности с торговой площадью до 300 кв.м. Удельный вес крупных розничных сетей в товарообороте Минска составляет около 40%.

Что касается приближения какого-либо сетевика, в том числе "Евроторга", к 20%-му порогу, то пока об этом речи не идет. К примеру, ЗАО "Юнифуд" (торговая сеть "Алми") занимает в товарообороте города 2,2%, ООО "Табак-Инвест" ("Корона") - 5,38%, СООО "Либретик" ("Соседи") - 4,16%, СООО "Белинтерпродукт" ("Рублевский") - 6,02%.

- Последнее время крупные городские универмаги стали регулярно проводить акции и объявлять скидки в 15-25%. Это, безусловно, позитивная тенденция. Но почему не устраиваются тотальные сезонные распродажи по примеру европейских объектов торговли?

- Активность торговых объектов в этом отношении заметили, как мне кажется, почти все. Акции, распродажи, другие маркетинговые мероприятия по определенным дням неделям, датам, периодам объявляются постоянно. Это привлекает покупателей, а значит, выгодно продавцу, особенно если удается договориться о совместном с промышленными предприятиями долевом снижении цен. Например, во время проведения дней скидок со снижением розничных цен на 17-25% на все непродовольственные товары товарооборот универмагов увеличивается в 2-4 раза.

В 2017 году торговые организации Минска провели около 6,2 тыс. рекламных мероприятий, способствующих увеличению объемов продаж непродовольственных товаров, в том числе порядка 3,6 тыс. распродаж товаров по сниженным на 10-50% ценам.

Что касается европейских объектов торговли, то в Литве или Польше действительно можно купить сезонные товары с очень большой скидкой, но это, как правило, продукция определенного бренда. Проводить тотальные распродажи со скидками в 50-70% в универмагах невыгодно, ведь торговая надбавка в среднем составляет 30-35%, а ассортимент товаров широчайший - свыше 150 тыс. наименований от более чем 1,1 тыс. производителей. Другое дело, как я уже говорил, если удается договориться о совместной акции с производителями и поставщиками товаров. Тогда за счет снижения как отпускной цены, так и торговой надбавки получается установить скидку для покупателя и 50%, и выше. Практикуются также расширенные распродажи товаров замедленной реализации в торговле со снижением надбавки.

Примеров такой работы достаточно. Например, в ЦУМе зимняя обувь некоторых производителей продается со скидкой 20-30%, в универмаге "Беларусь" действует скидка до 40% на одежду отдельных брендов, а швейные изделия для женщин и детей 2016 года выпуска производства ЗАО "Калiнка" можно приобрести по цене, сниженной на 70%.

Плюс к этому столичные универмаги активно развивают дисконтные программы, принимая участие в которых можно сэкономить до 25% от розничной цены товара.

Особую популярность в Минске приобретают стоковые ярмарки. Понятно, что не всем подходит ассортимент, который на них представлен, но очень многие минчане рады воспользоваться предложением приобрести швейные, трикотажные, галантерейные товары и обувь со скидками до 70%. Выгодно это и производителям, которые хотят продать коллекции, не реализованные в сезон. Повышенным спросом на ярмарках пользуются изделия ЗАО "Калiнка", ОАО "Лона", ЗАО "Свiтанак", ОАО "Элема", РУПТП "Оршанский льнокомбинат", ОАО "Барановичское ПХО", ОАО "Алеся" и др.

Ну и, конечно, в этой связи не могу не отметить, что 24 ноября 2017 года Минск присоединился к международной акции по снижению розничных цен в торговых объектах - в белорусской столице, как и во многих городах мира, прошла "Черная пятница". Более чем в 2 тыс. торговых объектах были установлены большие скидки на одежду и обувь, бытовую технику и продукты питания. К распродажам присоединились ТЦ "Столица", Arena City, "Титан" и другие, розничные торговые сети "Алми", "Электросила", Jysk и т.д. Акция была широко поддержана ретейлерами, представленными в интернете: WildBerries, Lamoda, 21vek и др. Скидки доходили до 70% от розничной цены.

- С материальной составляющей понятно. А как бы вы оценили общий уровень обслуживания в торговле, объектах общепита Минска? Всегда ли прав клиент (когда он действительно прав), как гласит расхожее выражение?

- Тут на ум приходит другое выражение: все познается в сравнении. Если вспомнить суровых и всегда недовольных продавщиц времен Советского Союза, то сейчас дела обстоят более чем хорошо, по крайней мере, в подавляющем большинстве случаев. Но совершенствоваться можно до бесконечности. И у субъектов хозяйствования нет иного пути, т.к. качество обслуживания является одним из инструментов в конкурентной борьбе. Розничная торговая сеть города растет, увеличивается количество объектов общественного питания. Кого выберет клиент, зависит в том числе от улыбки на лице продавца или официанта.

Но, однозначно, культура обслуживания повышается. Об этом можно судить по снижению количества обращений граждан с негативными отзывами на предприятия потребительского рынка города.

В чем-то этому поспособствовал приход на рынок крупных международных компаний, внутренними регламентами и правилами которых определен порядок работы персонала с покупателями вплоть до обязательных "Здравствуйте", "Спасибо за покупку", "До свидания". Причем они не только обязывают, но контролируют исполнение. Действенным методом изучения компетентности работников является приход так называемого тайного покупателя, который позволяет наиболее точно проверить исполнение регламентов обслуживания. Отмечу также, что применяемые стандарты работы в объектах международных брендов в Минске не имеют принципиальных отличий от стандартов работы с клиентами в Западной Европе, Америке.

Касательно вопроса, всегда ли прав клиент, скажу так: в каждой конкретной конфликтной ситуации нужно разбираться отдельно. Также подчеркну, что действующее законодательство весьма лояльно к потребителям, оно четко регламентирует их права, а также механизмы защиты этих прав.

- Потребность в модернизации ТЦ "Столица" назрела достаточно давно, если учесть, что со дня открытия торговый центр глобально не обновлялся. По вашей инициативе был организован сбор предложений от населения, какие именно перемены нужны. Подвели ли вы итоги опросов? Если да, то какие выводы сделали? Что планируете поменять в краткосрочной и долгосрочной перспективе?

- Действительно, такой опрос мы провели. Хочу поблагодарить всех жителей и гостей города, которые не остались равнодушными и внесли свои предложения. Каждое из них мы внимательно рассмотрели, по некоторым уже приняты решения, некоторые нуждаются в более детальной проработке. Были, конечно, инициативы из разряда нецелесообразных или вовсе неосуществимых, но и они не оказались бесполезными. Знаете как: порой самая невероятная идея наталкивает на вполне реальное решение.

Если от слов к делу, то уже в конце 2017 года выполнены работы по повышению безопасности торгового центра. В частности, установлена система контроля и управления доступом, которая позволила исключить проникновение посетителей в технические коридоры и помещения. Заменены промышленные источники бесперебойного питания, что обеспечило надежность электроснабжения и безопасное функционирование центра при отключениях электропитания от городских кабельных сетей. Установлены новые генераторы огнетушащего аэрозоля, обеспечивающие автоматическое пожаротушение электроустановок ТЦ в случае их возгорания. В ближайшее время заменим и систему видеонаблюдения.

В настоящее время проводятся работы по модернизации вентиляции и кондиционирования подземной пешеходной улицы. На этапе строительства "Столицы" в целях экономии средств было решено отказаться от принудительной вентиляции и кондиционирования, а существующая естественная вентиляция в куполах с задачей обеспечения комфортных условий для работников и посетителей не справляется ни в холодный, ни в теплый периоды года. После модернизации проблема будет решена.

Еще один, как выяснилось, наболевший вопрос - платные санузлы для посетителей. Мы решили, что в этом году отремонтируем их с учетом современных требований и сделаем бесплатными.

Также в планах открыть на нижнем уровне ТЦ гардероб. Для посетителей это будет дополнительным плюсом, ведь даже гулять в верхней одежде не очень комфортно, не говоря шопинге.

Теперь о нестандартных идеях. Например, были инициативы пустить железную дорогу в миниатюре, сделать из купола сооружения звездное небо или экран с видом проплывающих над торговым центром кораблей и рыб. Они натолкнули нас на мысль, что несправедливо незамеченной остается композиция "Аисты" на внешнем куполе ТЦ, являющаяся центральным украшением пл. Независимости и важным элементом архитектурного портрета Минска. В темное время суток "Аисты" не попадают в зону достаточной освещенности и выглядят черным пятном на фоне огней подсветки зданий и площади в целом, поэтому нами принято решение подсветить композицию так, чтобы создать эффект полета аистов над пл. Независимости.

Также нами запланированы мероприятия по подготовке торгового центра к предстоящим II Евроиграм в 2019 году. В планах - оформление ТЦ с учетом символики и стиля игр, установка интерактивных систем, информирующих не только о магазинах, кафе, ресторанах, но и других достопримечательностях города. Есть интересная идея приобрести робота-гида, который будет передвигаться по торговому центру и не просто показывать направление к нужным магазинам, но и отвечать на вопросы посетителей, следить за реакцией людей, сможет узнавать человека при повторном к нему обращении.

- От частности - к общему. Какова заполняемость торговых центров, находящихся в ведении ГУПР?

- На сегодняшний день заполняемость "Столицы" составляет 91%, "Партизанского" - 80%, "Купаловского" - 78%. Уровень фактического заполнения объектов в торговых центрах Минска - 81,4%.

Индивидуальные предприниматели, небольшие предприятия и крупные ретейлеры при рассмотрении вопроса открытия магазина в торговом центре в первую очередь уделяют внимание его посещаемости и ставке аренды. Динамика показывает увеличение потребительского спроса, и, соответственно, у ретейла растет спрос на качественные торговые площади, что ведет к росту показателей заполняемости ТЦ.

- В свое время высказывалось предложение отдать ТЦ "Купаловский" под торговлю только белорусскими товарами. Рассматривается ли этот вариант до сих пор или же прорабатываются иные предложения, направленные на привлечение предпринимателей?

- Сразу отмечу, что у торгового центра "Купаловский" две важные особенности: первая - это торговые объекты роллетного типа небольшой площади (4-6 кв.м), вторая - отсутствие парковки и рампы для разгрузки крупных партий товара.

Действительно, в 2016 году совместно с концерном "Беллегпром" прорабатывался вопрос о создании на базе "Купаловского" специализированного центра по продаже отечественных товаров. Однако на данном этапе посчитали преждевременным открытие там фирменных магазинов, поскольку даже при объединении нескольких боксов торговая площадь все равно остается небольшой. Опять же, отсутствуют подъездные пути для разгрузки продукции. Кроме того, в шаговой доступности расположен ГУМ, в котором реализуется широкий ассортимент белорусских товаров.

Вместе с тем в настоящее время обсуждается вопрос переноса в торговый центр "Купаловский" рынка художников, мастеров народных промыслов и ремесленников "Минский вернисаж".

- Есть ли специализация у ТЦ "Партизанский"? Планируются ли перемены в его работе?

- Торговый центр "Партизанский" работает с 2006 года и специализируется на размещении небольших торговых объектов с предложением промышленных товаров народного потребления. Как я уже сказал, заполняемость составляет 80%, что говорит о востребованности у индивидуальных предпринимателей и представителей малого бизнеса объекта такого формата, а также о том, что предлагаемый ими товар находит своего покупателя.

- Комаровский рынок - объект, к которому в последнее время предъявляется меньше всего претензий (по крайней мере, во всеуслышанье). Считаете ли вы его работу достаточно эффективной? Какие задачи ставите перед руководством рынка на перспективу?

- КТУП "Минский Комаровский рынок" является не просто одним из старейших и крупнейшим продовольственным рынком страны, но и в определенной степени визитной карточкой города. Сейчас там организовано 1 825 торговых мест и объектов (на зимний период количество на сезонной части рынка сокращается на 550). Удельный вес занятости мест составляет 97%. Доля продукции отечественного производства в общем объеме реализации в среднем по рынку - 85%. Созданы все необходимые условия для реализации излишков сельскохозяйственной продукции жителями сельской местности.

Кроме обычного алгоритма предоставления торговых мест путем предварительного заявления или обращения по прибытии на рынок, введена новая услуга - электронное бронирование на сайте Мингорисполкома и ГУПР, где ежедневно обновляется информация о наличии свободных мест (на сегодняшний день их около 150). Это позволяет людям разных регионов осуществлять раннее бронирование на конкретную дату, что особенно актуально в летний период.

Стоимость аренды торговых мест для реализации отечественных сельхозпродуктов на 25% ниже, чем при реализации импортной продукции.

Уже стало традицией еженедельное проведение по средам дня скидок. Участие принимают все желающие арендаторы, их число постоянно растет. Само предприятие предоставляет скидку 20% на все меню столовой и продукцию кондитерского цеха. Для информирования покупателей при входе на сезонный и крытый рынки выставляются два штендера с подробной информацией о том, где и какие товары можно приобрести со скидкой. Подробнее об этом можно узнать на сайте ГУПР и в аккаунте Комаровского рынка в Instagram.

Для привлечения и поддержания интереса покупателей администрация поощряет и способствует проведению арендаторами и производителями дегустаций продукции.

Чтобы контролировать ценовую ситуацию на рынке, специалисты нашего управления еженедельно отслеживают уровень розничных цен по основным группам продовольственных товаров, анализируют факторы, вызывающие их рост. С предпринимателями проводится предупредительно-разъяснительная работа по недопущению их необоснованного роста. Сейчас ситуация по ценам стабильная.

Что касается задач, которые ставим перед руководством объекта, то прежде всего это сохранение и развитие бренда "Комаровский рынок", популяризация его среди иностранных туристов, поддержание имиджа одной из визитных карточек города.

Разработан и согласован проект по капитальному ремонту входной группы крытого рынка. Он будет сделан во втором квартале текущего года. В третьем квартале планируем заменить около 500 единиц весового оборудования. Ориентировочная сумма закупки составит Br180 тыс.

Госстройэкспертизу проходит проект по реконструкции имущественного комплекса рынка. Его реализация планируется в 2018-2021 годах. Речь идет о реконструкции трансформаторной подстанции 4673 и здания гаража, о строительстве павильона для сбора и сортировки отходов, а также капремонте остекления крытого рынка.

Юлия ДЫЛЕНОК,

БЕЛТА.-0-

Топ-новости
Свежие новости Беларуси