ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 29 февраля 2024
Минск Сплошная облачность +5°C
Все новости
Все новости
Интервью
20 сентября 2023, 12:01
Владимир Орловский

Рост таможенных платежей, новые технологии и сотрудничество с РФ. Как сегодня работает белорусская таможня

Владимир Орловский
Владимир Орловский
Председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь

Несмотря на непростые условия, санкции и ограничения, таможня Беларуси продолжает защищать экономические интересы нашей страны. Создаются новые таможенные технологии, улучшаются условия ожидания, выходит на новый уровень система отслеживания грузов. Все эти новшества позволяют таможенным органам работать эффективнее, а также создавать комфортные условия для перевозчиков и пересекающих границу граждан. К профессиональному празднику, Дню таможенника, корреспондент БЕЛТА побеседовала с председателем Государственного таможенного комитета Владимиром Орловским о работе ведомства и дальнейших планах по развитию таможни.

Лукашенко: обстоятельства требуют от белорусских таможенников нетривиальных, оперативных решений

- Владимир Николаевич, сколько выявлено правонарушений в сфере таможенного законодательства с начала года?

- Cегодня обстановка на границе весьма динамична, и, к сожалению, эти изменения не в лучшую сторону. Одна из наших первоочередных задач в таких условиях - предупреждение и выявление угроз экономической безопасности.

Благодаря совершенствованию форм и методов по выявлению и пресечению противоправной деятельности, мы наработали устойчивую платформу для работы правоохранительных подразделений таможенных органов. Ориентир работы - обеспечение высокой раскрываемости преступлений, совершенствование качества административного процесса, наполнение бюджета страны, пресечение попыток ввоза наркотиков и психотропов, незаконного перемещения оружия, боеприпасов, наличных денежных средств и продукции экстремистской направленности.

Цифры по выявленным административным правонарушениям и преступлениям растут, даже несмотря на то, что таможня в своей работе активно использует предупредительно-профилактические меры в отношении малозначительных нарушений, а также либерализации законодательства. Так, в текущем году таможенными органами уже выявлено около 30 тыс. административных правонарушений. Кроме того, таможнями и иными органами по собственным материалам возбуждено около 250 уголовных дел.

Статистика выявленных правонарушений и преступлений свидетельствует и об активности субъектов, пытающихся ввезти на территорию ЕАЭС оружие, наркотики и психотропы. В этом году из незаконного оборота изъято свыше 500 единиц оружия и боеприпасов, а также около 9 тыс. единиц составных частей к ним. Кроме того, изъято из незаконного оборота 665,4 кг наркотических средств и психотропных веществ, что практически в 3,5 раза больше, чем в 2022 году. Эффективная работа в данном направлении строится в том числе благодаря должному взаимодействию с органами внутренних дел, пограничной службы, государственной безопасности, финансовой милицией, прокуратурами и иными правоохранительными и контролирующими органами.

- Каковы с начала года суммы поступления таможенных платежей в республиканский бюджет?

- По состоянию на 18 сентября таможенными органами в бюджет перечислено свыше Br9,5 млрд. платежей, что почти на 64% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Такой рост свидетельствует о том, что экономика нашей страны работает. Платежи взыскиваются с белорусских резидентов, а имеющиеся проблемы по товарообороту с европейскими странами не оказывают на нас сильного влияния. Логистика уже перестроилась, белорусские предприятия переориентировались на новые регионы - Китай, Россию, Турцию, Бразилию, Индонезию и другие. Поэтому сегодня наша задача - сохранить динамику поступления платежей в республиканский бюджет. Для этого мы продолжаем оказывать максимальную поддержку отечественным субъектам хозяйствования.

- Как белорусской таможне удается работать в условиях западных санкций и перераспределения транспортных потоков?

- Потоки следующих через таможенную границу грузовиков, что логично, снижаются. В этом году по сравнению с аналогичным периодом предыдущего они упали на 23%. Причина - закрытие сопредельными странами международных и межгосударственных автодорожных пунктов пропуска. Кроме того, контролирующие органы сопредельных европейских стран намеренно сдерживают движение грузовиков, из которых практически 85% - европейские перевозчики.

В то же время белорусская таможня создает комфортные условия для наших субъектов хозяйствования в проведении экспортно-импортных операций, а также для перевозчиков и граждан, пересекающих границу. Отмечу, что мы продолжаем совершенствовать зоны ожидания, расширять в них площадки со стояночными местами и модернизировать таможенную инфраструктуру.

- Расскажите подробнее, какие условия обеспечиваются для грузовиков, ожидающих своей очереди на белорусской границе? Планируется ли строительство новых площадок ожидания перед пунктами пропуска?

-У нас действуют площадки перед восемью пунктами пропуска. Приступили к выполнению строительно-монтажных работ по созданию зон ожидания перед пунктами пропуска "Козловичи" на 700 стояночных мест и "Привалка" на 300 стояночных мест. Также планируем расширить до 600 легковых автомобилей зону ожидания перед пунктом пропуска "Варшавский мост".

Зоны ожидания обеспечены магазинами, кафе, в них оборудованы санитарные зоны, ведется круглосуточное видеонаблюдение, имеются табло с информацией о движении электронной очереди.

- Беларусь приняла ответные меры по ограничению въезда грузовиков европейских перевозчиков и при этом создала условия для продолжения работы бизнеса. Насколько сейчас востребованы операции по перегрузке и перецепке? Как в целом налажен этот процесс?

- Работа по перецепке транспортных средств и перегрузке товаров у нас хорошо налажена. Вблизи границы функционирует 20 специально установленных мест. Для проведения таких операций мы оборудовали их всем необходимым.

Изначально в приоритете была перецепка грузовых транспортных средств, поскольку этот процесс менее затратный по времени. Однако ситуация с запретом движения белорусских и российских прицепов на польской границе привела к росту количества перегрузок, осуществляемых в Брестском регионе. Их количество с 50% выросло до 80%. При этом хорошо налаженная работа по перегрузке товаров в полной мере компенсирует уменьшение перецепок. Так, в сутки сегодня осуществляется в среднем 1,3 тыс. операций по перецепке и перегрузке.

- Уже не первый год в Беларуси применяется система контроля транспортных средств с использованием навигационных пломб. Как они помогают в работе таможенникам?

- Соглашение о применении навигационных пломб в ЕАЭС было утверждено в конце 2021 года и вступило в силу в апреле 2023 года. В рамках реализации соглашения предусмотрено поэтапное введение отслеживания с учетом категорий товаров и видов транспорта, которыми они перемещаются. У нашей страны в этом деле большой опыт. Белорусская таможня, не дожидаясь этого решения, начала использовать пломбы еще в 2020 году. В настоящее время практически все иностранные грузовики, которые следуют по нашей территории, отслеживаются таким механизмом. Мы уже применили более 1,3 млн пломб и опередили по количеству все страны Евразийского экономического союза.

Приведу еще пример оказания помощи с применением навигационных устройств отечественным субъектам хозяйствования в части осуществления внешнеэкономической деятельности. Российской стороной был принят ряд постановлений, ограничивающих возможность перемещения по их территории лесоматериалов, в том числе и белорусских. Мы предложили перемещать по территории России экспортные белорусские лесоматериалы и продукцию деревообработки с применением навигационных пломб, как гарантию вывоза транзитных товаров с ее территории. В феврале этого года начали такой эксперимент. Отмечу, что навигационные пломбы применены уже в отношении более 400 грузоперевозок. Таким образом, данная технология позволила снять запреты на вывоз нашей продукции через российский участок границы. Проект продлен распоряжением ЕЭК до конца текущего года.

С начала 2023 года система отслеживания с применением навигационных устройств активно используется Министерством по чрезвычайным ситуациям в части перемещения грузов повышенной опасности, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита. Эффективность применения данной технологии уже отмечается спасателями.

- Насколько эффективен удаленный выпуск товаров? Как эта технология развивается в Беларуси? Расскажите в целом о работе Центра электронного декларирования?

- Систему удаленного оформления мы разработали еще в 2021 году, а в 2022 перестроили ее в центр электронного декларирования. Суть работы центра - равномерное распределение импортных деклараций информационной системой. Кроме того, с февраля текущего года ЦЭД начал функционировать круглосуточно. Сегодня в работе центра задействованы все пункты таможенного оформления, находящиеся внутри страны, а также 10 пунктов таможенного оформления на границе. Центром электронного декларирования распределяется 60% всех импортных деклараций.

Работа ЦЭД помогает справляться с возникающими трудностями в нынешних реалиях. С закрытием в начале 2022 года южной границы, а также в связи с организацией на западной границе перецепки и перегрузки сформировалась неравномерность загруженности личного состава, а центр как раз помог убрать эту диспропорцию. Его работа была перестроена таким образом, чтобы сотрудников в местах перегрузки и перецепки освободили от оформления деклараций, а все оформление передали сотрудникам на южной границе и в иные пункты таможенного оформления внутри страны.

- Какие меры принимаются для гармонизации таможенного законодательства в рамках Союзной программы с Россией?

- Санкционное давление недружественных стран как на Беларусь, так и на Россию приводит к обратному эффекту, ведь сегодня наши страны сотрудничают еще теснее.

В части таможенного взаимодействия белорусской стороной выполнены все мероприятия Союзной программы. Подписан международный договор, разработанный таможенными службами двух государств. Документом, помимо основных целей, принципов и основных направлений таможенного сотрудничества, было предусмотрено создание Межгосударственного центра для осуществления совместного мониторинга таможенных операций на территории Союзного государства.

Этот центр начал работу с 1 декабря 2022 года в Минске. Он осуществляет постоянный совместный мониторинг и анализ возникающих угроз, выработку предложений для реагирования в режиме реального времени на изменение обстановки, объединение усилий в работе таможенных ведомств. Отмечу, что работа Межгосударственного таможенного центра направлена на безопасность Беларуси и Союзного государства.

- Владимир Николаевич, чтобы вы пожелали личному составу таможенных органов в ваш профессиональный праздник - День таможенника?

- Хочу поблагодарить коллег за их профессионализм, трудолюбие и сплоченность. Действительно, если есть команда, можно сделать многое, а иногда - и невозможное. Позволю себе резюмировать, что у белорусской таможни все получается. Убежден, что и в дальнейшем мы будем решать поставленные главой государства и правительством задачи с полной самоотдачей. Хочу пожелать всем работникам таможни крепкого здоровья, благополучия в семьях, добра, мира и согласия! Пусть желаемое реализуется, вершины покоряются и исполняются мечты!

БЕЛТА.-0-

Топ-новости
Свежие новости Беларуси