ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Воскресенье, 15 сентября 2019
Минск Облачно с прояснениями +10°C
Новости
Все новости
Все новости
Интервью
31 января 2019, 21:21
Марина Дударева

Современный зритель хочет получить не только зрелище, но и понимание чего-то важного

Марина Дударева
Марина Дударева
Художественный руководитель Драматического театра Белорусской Армии

Драматическому театру белорусской армии присвоено звание "Заслуженный коллектив Республики Беларусь". Таким решением государство оценило его вклад в развитие национальной культуры, достижения в области искусства на протяжении 16 лет, зрительское признание дома и за рубежом. В 2002 году ДТБА учредил министр обороны Леонид Мальцев, назвав "театром сильных чувств". В нем шли спектакли о людях на войне выдающегося белорусского драматурга Алексея Дударева, чьи герои живут на этой сцене по сей день. Но одной лишь военной драмой искушенного зрителя не удивишь, и театр продолжил творческие поиски. Сегодня здесь ставятся самые разные спектакли: комедии, драмы, водевили, сказки. Корреспондент БЕЛТА встретилась с художественным руководителем театра Мариной Дударевой, чтобы полистать страницы его истории, а также с юмором и всерьез поговорить о закулисной жизни.

- Драматический театр белорусской армии - один из самых молодых профессиональных театров Беларуси, но при этом он уже проделал большой творческий путь...

- Когда я пришла в театр в 2004 году, в нем было всего лишь пять артистов. Мы базировались в Доме офицеров, где не было ничего - ни цехов, ни костюмерных, ни гримерок, а репетиции проходили прямо в коридоре. Причем мне нужно было за месяц поставить первый спектакль. До ДТБА я работала во многих театрах Минска, и для нашей премьеры я пригласила артистов, которые хорошо знали меня. В итоге в июне 2004 года мы сделали постановку "Ты помнишь, Алеша…" по пьесе Алексея Дударева, в которой уже было задействовано 16 человек. Спектакль удался настолько, что получил главный приз московского фестиваля "Славянский венец".

Кстати, приглашенные мною актеры затем перешли в основной состав театра. Я очень щепетильно отношусь к подбору команды, потому что все мы знаем, что в разных театрах свои истории и интриги, а я максимально старалась этого избежать. Мое глубокое убеждение: творить настоящее можно лишь в пространстве любви, что и стало моей основной задачей. Нам удалось собрать и воспитать плеяду хороших артистов, которые достойно представляют и театр, и страну на гастролях в других государствах. Так, прошлой весной мы были в украинских Херсоне и Николаеве, где показывали "Три сестры". Как нас там принимали - я давно такого не видела! Полная заполняемость зала, зрители в восторге, и море цветов. А этой весной мы планируем повезти туда другие спектакли. В прошлом году мы стали победителями и на VI Международном театральном фестивале "Смоленский ковчег" в номинации "Лучшая режиссура в спектаклях больших форм" за постановку "Ромео и Джульетта". Там другая традиция - в фойе театра вывешиваются листы бумаги, на которых зрители могут оставить свои впечатления и пожелания, нам там столько приятных слов написали! В Минске у нас тоже свой зритель, который недоволен лишь одним - что у нас мало постановок.

За 16 лет мы многократно были номинантами на Национальную театральную премию. В 2014 году со сказкой "Снежная королева" стали ее победителями в двух номинациях - "Лучший спектакль" и "Лучшая женская роль". Мы постоянно участвуем в театральных конкурсах и фестивалях, много гастролируем. Поэтому присвоение звания заслуженного абсолютно справедливо, мы долго и много трудились для этого.

- Между театрами присутствует соперничество?

- Безусловно. Но это полезное соперничество, потому что оно дает стимул для профессионального роста.

- На сегодняшний день сколько артистов в вашей труппе?

- У нас маленькая труппа - 19 человек. А репертуар большой и разноплановый, ведь у нас не только военные постановки, но и классические - мировые шедевры: "Ромео и Джульетта", "Собака на сене", "Ревизор", "Воробьиная ночь", написанная Алексеем Дударевым по мотивам произведения Владимира Короткевича.

- За 16 лет существования армейского драмтеатра было поставлено 17 спектаклей, скоро состоится премьера 18-го. Над 14 из них трудились вы. И все ваши постановки выделяются уникальной и сильной хореографией…

- Огромное место в моих спектаклях занимает движение. Недавно к нам пришел актер Сергей Здоронков, и, наверное, он до этого ни разу столько не танцевал и не фехтовал. Это огромный труд, хотя сейчас он уже втянулся. Я вообще люблю артистов, но не ленивых. И если что-то не получается - это не беда, главное - желание, и, слава богу, у нас такой коллектив, что все друг другу помогают. Я люблю работать в любви, и не люблю скандалы, потому что в них впустую тратится энергия. Поэтому я постаралась, чтобы и в театре преобладала добрая творческая атмосфера. Я очень демократична со своими артистами и доверяю им. Когда мы вместе, тогда и трудности легче переносятся, и удачи весомее становятся.

- А каким образом вы отбираете артистов для театра и чем руководствуетесь при распределении ролей?

- Я очень хорошо знаю своих артистов и их потенциальные способности, и даже те, о которых они сами могут еще не догадываться. Все режиссеры - "интуитивщики" и психологи человеческих душ, особенно актерских. Поэтому я всегда учитываю актерскую индивидуальность. Правильное назначение на роль - это 50% успеха.

Отбор артистов театра, как и везде, происходит через художественный совет. Устраиваются показы, куда приходят желающие. Потом идет обсуждение худсоветом, кого-то берем, а кого-то нет.

- А были случаи, когда кого-то с первого раза не рассмотрели и не приняли, а он оказался талантом?

- Да, Владимир Гороховский и Василий Бойдак. Они оба с первого раза не попали в труппу. Но были настойчивы. И это тоже признак того, насколько человек хочет быть в профессии. Поэтому они молодцы, что не отступили. Сегодня у каждого своя ниша в театре.

- Все знают, что актеры переходят из одного театра в другой, кто-то начинает больше сниматься в кино, кто-то идет на телевидение. Не обидно, что вы вырастили, воспитали актера, а он ушел?

- Обидно, конечно. Ведь и я, и главный режиссер Игорь Алексеевич Фильченков отдаем им все, что умеем и знаем, душу в них вкладываем. Но, с другой стороны, я понимаю, что они хотят расти. Бывает, что затем возвращаются к нам. У нас всегда сохраняются дружеские отношения, но жизнь по-разному складывается.

- Правда, что в случае форс-мажора вы сами выходите на сцену и даже можете сыграть любую роль?

- Если меня размножить, то я бы смогла и за мальчиков сыграть, и за девочек. Это естественно, ведь когда я ставлю спектакль - я проживаю все роли. Вот, в 52 года мне пришлось исполнить Духа Вероны в "Ромео и Джульетте".

Вообще театру повезло, что я и хореограф, и режиссер - два в одном. Потому что хореография драматического спектакля совершенно иная, нежели обычного танца. Я много работала с такими известными режиссерами, как Раевский, Андросик, Савицкий, Ефремов, и в процессе работы с ними поняла, что могу реализоваться не только как хореограф, но и попробовать себя в роли режиссера. Ведь в режиссуре главное - понять принцип. Хоть режиссерское образование я все же получила - в Институте культуры, ныне это Белорусский государственный университет культуры и искусств.

- Вы были главным режиссером много лет, а в 2014-м стали художественным руководителем. Забот прибавилось?

- Да, ведь режиссер отвечает за артистов и постановку, а художественный руководитель - за все это плюс планирование гастролей, оформление заявок на награды и фестивали, вводы и замены актеров, за качество идущих спектаклей, контроль всех цехов - за все!

- 2 февраля состоится премьера спектакля "Звездный час" по пьесе Кена Людвига, почему стоит прийти и посмотреть его?

- Потому что в жизни каждого человека есть заветная мечта. А своим спектаклем мы показываем, что она может сбыться, какой бы нереальной ни была. И это дает надежду всем людям, что их мечта тоже осуществится, только для этого нужно немножко постараться.

- После премьеры этого спектакля начнете готовить новую?

- У нас большие планы, но все актеры суеверны, поэтому пока не буду их разглашать. Единственное, в этом году у нас будет большой гастрольный театральный тур, посвященный 75-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. А 23 февраля мы едем в Москву со спектаклем "Рядовые", также будут обменные выезды.

- В целом чем вы руководствуетесь при выборе спектакля?

- Главное, чтобы была хорошая драматургия. Мы не могли обойтись без патриотических спектаклей, потому что это знаковые вещи. Но при этом сегодня у нас больше других постановок. Я считаю, что артист должен разнопланово развиваться. Нельзя играть одни трагедии. Хочется иногда и актерам побаловаться, а зрителям - прийти и посмеяться.

- Зритель изменился за 16 лет? Кого чаще видите в зале?

- Современный зритель хочет зрелищ, визуальной картинки, ведь мы уже избалованы телевидением и интернетом. При этом они хотят получить душевные впечатления и понимание чего-то важного для себя. И в этом заключается главная задача нашего театра. Ведь лишь на основе красоты воспринимаются какие-то важные вещи, особенно детские спектакли - детей не обманешь. Но в конце всех наших постановок зрители аплодируют стоя. Наша публика нас любит, поэтому зал всегда полон.

- Высшая награда для вас - это...

- Получившийся спектакль, ставший единым целым!

Ольга АНТОНЕНКОВА,

БЕЛТА.-0-

Топ-новости