Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
Все новости
Марина Дударева

Современный зритель хочет получить не только зрелище, но и понимание чего-то важного

Интервью 31.01.2019 | 21:21
Марина Дударева Марина Дударева Художественный руководитель Драматического театра Белорусской Армии

Драматическому театру белорусской армии присвоено звание "Заслуженный коллектив Республики Беларусь". Таким решением государство оценило его вклад в развитие национальной культуры, достижения в области искусства на протяжении 16 лет, зрительское признание дома и за рубежом. В 2002 году ДТБА учредил министр обороны Леонид Мальцев, назвав "театром сильных чувств". В нем шли спектакли о людях на войне выдающегося белорусского драматурга Алексея Дударева, чьи герои живут на этой сцене по сей день. Но одной лишь военной драмой искушенного зрителя не удивишь, и театр продолжил творческие поиски. Сегодня здесь ставятся самые разные спектакли: комедии, драмы, водевили, сказки. Корреспондент БЕЛТА встретилась с художественным руководителем театра Мариной Дударевой, чтобы полистать страницы его истории, а также с юмором и всерьез поговорить о закулисной жизни.

- Драматический театр белорусской армии - один из самых молодых профессиональных театров Беларуси, но при этом он уже проделал большой творческий путь...

- Когда я пришла в театр в 2004 году, в нем было всего лишь пять артистов. Мы базировались в Доме офицеров, где не было ничего - ни цехов, ни костюмерных, ни гримерок, а репетиции проходили прямо в коридоре. Причем мне нужно было за месяц поставить первый спектакль. До ДТБА я работала во многих театрах Минска, и для нашей премьеры я пригласила артистов, которые хорошо знали меня. В итоге в июне 2004 года мы сделали постановку "Ты помнишь, Алеша…" по пьесе Алексея Дударева, в которой уже было задействовано 16 человек. Спектакль удался настолько, что получил главный приз московского фестиваля "Славянский венец".

Кстати, приглашенные мною актеры затем перешли в основной состав театра. Я очень щепетильно отношусь к подбору команды, потому что все мы знаем, что в разных театрах свои истории и интриги, а я максимально старалась этого избежать. Мое глубокое убеждение: творить настоящее можно лишь в пространстве любви, что и стало моей основной задачей. Нам удалось собрать и воспитать плеяду хороших артистов, которые достойно представляют и театр, и страну на гастролях в других государствах. Так, прошлой весной мы были в украинских Херсоне и Николаеве, где показывали "Три сестры". Как нас там принимали - я давно такого не видела! Полная заполняемость зала, зрители в восторге, и море цветов. А этой весной мы планируем повезти туда другие спектакли. В прошлом году мы стали победителями и на VI Международном театральном фестивале "Смоленский ковчег" в номинации "Лучшая режиссура в спектаклях больших форм" за постановку "Ромео и Джульетта". Там другая традиция - в фойе театра вывешиваются листы бумаги, на которых зрители могут оставить свои впечатления и пожелания, нам там столько приятных слов написали! В Минске у нас тоже свой зритель, который недоволен лишь одним - что у нас мало постановок.

За 16 лет мы многократно были номинантами на Национальную театральную премию. В 2014 году со сказкой "Снежная королева" стали ее победителями в двух номинациях - "Лучший спектакль" и "Лучшая женская роль". Мы постоянно участвуем в театральных конкурсах и фестивалях, много гастролируем. Поэтому присвоение звания заслуженного абсолютно справедливо, мы долго и много трудились для этого.

- Между театрами присутствует соперничество?

- Безусловно. Но это полезное соперничество, потому что оно дает стимул для профессионального роста.

- На сегодняшний день сколько артистов в вашей труппе?

- У нас маленькая труппа - 19 человек. А репертуар большой и разноплановый, ведь у нас не только военные постановки, но и классические - мировые шедевры: "Ромео и Джульетта", "Собака на сене", "Ревизор", "Воробьиная ночь", написанная Алексеем Дударевым по мотивам произведения Владимира Короткевича.

- За 16 лет существования армейского драмтеатра было поставлено 17 спектаклей, скоро состоится премьера 18-го. Над 14 из них трудились вы. И все ваши постановки выделяются уникальной и сильной хореографией…

- Огромное место в моих спектаклях занимает движение. Недавно к нам пришел актер Сергей Здоронков, и, наверное, он до этого ни разу столько не танцевал и не фехтовал. Это огромный труд, хотя сейчас он уже втянулся. Я вообще люблю артистов, но не ленивых. И если что-то не получается - это не беда, главное - желание, и, слава богу, у нас такой коллектив, что все друг другу помогают. Я люблю работать в любви, и не люблю скандалы, потому что в них впустую тратится энергия. Поэтому я постаралась, чтобы и в театре преобладала добрая творческая атмосфера. Я очень демократична со своими артистами и доверяю им. Когда мы вместе, тогда и трудности легче переносятся, и удачи весомее становятся.

- А каким образом вы отбираете артистов для театра и чем руководствуетесь при распределении ролей?

- Я очень хорошо знаю своих артистов и их потенциальные способности, и даже те, о которых они сами могут еще не догадываться. Все режиссеры - "интуитивщики" и психологи человеческих душ, особенно актерских. Поэтому я всегда учитываю актерскую индивидуальность. Правильное назначение на роль - это 50% успеха.

Отбор артистов театра, как и везде, происходит через художественный совет. Устраиваются показы, куда приходят желающие. Потом идет обсуждение худсоветом, кого-то берем, а кого-то нет.

- А были случаи, когда кого-то с первого раза не рассмотрели и не приняли, а он оказался талантом?

- Да, Владимир Гороховский и Василий Бойдак. Они оба с первого раза не попали в труппу. Но были настойчивы. И это тоже признак того, насколько человек хочет быть в профессии. Поэтому они молодцы, что не отступили. Сегодня у каждого своя ниша в театре.

- Все знают, что актеры переходят из одного театра в другой, кто-то начинает больше сниматься в кино, кто-то идет на телевидение. Не обидно, что вы вырастили, воспитали актера, а он ушел?

- Обидно, конечно. Ведь и я, и главный режиссер Игорь Алексеевич Фильченков отдаем им все, что умеем и знаем, душу в них вкладываем. Но, с другой стороны, я понимаю, что они хотят расти. Бывает, что затем возвращаются к нам. У нас всегда сохраняются дружеские отношения, но жизнь по-разному складывается.

- Правда, что в случае форс-мажора вы сами выходите на сцену и даже можете сыграть любую роль?

- Если меня размножить, то я бы смогла и за мальчиков сыграть, и за девочек. Это естественно, ведь когда я ставлю спектакль - я проживаю все роли. Вот, в 52 года мне пришлось исполнить Духа Вероны в "Ромео и Джульетте".

Вообще театру повезло, что я и хореограф, и режиссер - два в одном. Потому что хореография драматического спектакля совершенно иная, нежели обычного танца. Я много работала с такими известными режиссерами, как Раевский, Андросик, Савицкий, Ефремов, и в процессе работы с ними поняла, что могу реализоваться не только как хореограф, но и попробовать себя в роли режиссера. Ведь в режиссуре главное - понять принцип. Хоть режиссерское образование я все же получила - в Институте культуры, ныне это Белорусский государственный университет культуры и искусств.

- Вы были главным режиссером много лет, а в 2014-м стали художественным руководителем. Забот прибавилось?

- Да, ведь режиссер отвечает за артистов и постановку, а художественный руководитель - за все это плюс планирование гастролей, оформление заявок на награды и фестивали, вводы и замены актеров, за качество идущих спектаклей, контроль всех цехов - за все!

- 2 февраля состоится премьера спектакля "Звездный час" по пьесе Кена Людвига, почему стоит прийти и посмотреть его?

- Потому что в жизни каждого человека есть заветная мечта. А своим спектаклем мы показываем, что она может сбыться, какой бы нереальной ни была. И это дает надежду всем людям, что их мечта тоже осуществится, только для этого нужно немножко постараться.

- После премьеры этого спектакля начнете готовить новую?

- У нас большие планы, но все актеры суеверны, поэтому пока не буду их разглашать. Единственное, в этом году у нас будет большой гастрольный театральный тур, посвященный 75-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. А 23 февраля мы едем в Москву со спектаклем "Рядовые", также будут обменные выезды.

- В целом чем вы руководствуетесь при выборе спектакля?

- Главное, чтобы была хорошая драматургия. Мы не могли обойтись без патриотических спектаклей, потому что это знаковые вещи. Но при этом сегодня у нас больше других постановок. Я считаю, что артист должен разнопланово развиваться. Нельзя играть одни трагедии. Хочется иногда и актерам побаловаться, а зрителям - прийти и посмеяться.

- Зритель изменился за 16 лет? Кого чаще видите в зале?

- Современный зритель хочет зрелищ, визуальной картинки, ведь мы уже избалованы телевидением и интернетом. При этом они хотят получить душевные впечатления и понимание чего-то важного для себя. И в этом заключается главная задача нашего театра. Ведь лишь на основе красоты воспринимаются какие-то важные вещи, особенно детские спектакли - детей не обманешь. Но в конце всех наших постановок зрители аплодируют стоя. Наша публика нас любит, поэтому зал всегда полон.

- Высшая награда для вас - это...

- Получившийся спектакль, ставший единым целым!

Ольга АНТОНЕНКОВА,

БЕЛТА.-0-


Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.4432 BYN 2.435 BYN 2.442 BYN
USD
2.1666 BYN 2.156 BYN 2.16 BYN
RUB
3.2497 BYN 3.252 BYN 3.26 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

Лукашенко: проблемы в отношениях Беларуси и ЕС не носят хронического характера и подлежат разрешению

Инфографика

"Гонка легенд" в Раубичах "Гонка легенд" пройдет в рамках чемпионата Европы по биатлону и соберет известных биатлонистов, добивавшихся значительных побед в спортивной карьере.