Мобильная версия
ГОСОРГАНЫ
Лента новостей
Все новости
Портрет современника

Творческий проект информационного агентства "БЕЛТА" носит емкое и очень точное название – "Портрет современника". Героев этой рубрики надо знать и гордиться ими нужно нам всем! Ведь их трудом и поступками прославляется наша страна. Они – олицетворение того, чего достигла Беларусь за годы независимого государственного развития. А можно сказать и иначе — они достигли своих высот именно на белорусской земле. Так давайте же присмотримся к портретам наших современников, создающих Историю.

Андрей Стасилевич

Там, где рождается трактор

Интервью 25.05.2016 | 18:56

Если конструкторское бюро - это мозг завода, то генеральный конструктор - как главный "процессор", соединяющий воедино импульсы всего организма. Генеральный конструктор ОАО "МТЗ" Андрей Стасилевич - один из тех, кто дает путевку в жизнь на Минском тракторном заводе новым техническим решениям. Всего он имеет более 60 патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Андрей Григорьевич награжден медалью "За трудовые заслуги". Он входит в состав Комиссии по вопросам государственной научно-технической политики Совета Министров Республики Беларусь. А еще - член Совета генеральных (главных) конструкторов Министерства промышленности.

- Андрей Григорьевич, кто были ваши учителя?

- Мне всегда везло на учителей - как в школе, в институте, так и на заводе. Я родился в Минске, учился в средней школе №54. Жили мы недалеко от станкостроительного завода им. Кирова, где работал мой отец. В школе у нас были великолепные преподаватели-мужчины по математике, физике и, как ни странно, по русскому языку и литературе. Эти предметы я считаю ключевыми для будущего инженера. Отличные учителя также преподавали химию, историю. Все они учили нас думать. Я очень любил книги серии "Занимательная физика", "Занимательная арифметика", "Занимательная геометрия". И это привили мне учителя. Потому что школьная программа - как талончик для входа. А если хочешь большего, надо изучать предмет глубже и шире. Именно тогда я получил те начала знаний, которые нужны будущему конструктору, и выработал навык из нескольких вариантов выбирать оптимальный. Например, на уроках по математике и физике у нас были такие соревнования - кто решит задачу за меньшее число действий. И автотракторный факультет тогдашнего БПИ был одним из сильнейших в республике, потому что физику и математику на нашем потоке вели заведующие кафедрами, а это означает высокий уровень преподавания. Так я и приобрел умение - отработка нескольких вариантов и поиск оптимального решения. Этому в чистом виде в институте не учат, но это очень важно в моей профессии. Сейчас, конечно, в определенной степени советской школы не хватает - она давала хорошие фундаментальные знания и умение их расширять и применять.

Когда я пришел молодым специалистом на завод, за мной сразу же закрепили наставника. Сегодня, кстати, у нас на заводе действует такая же система. Александр Николаевич Зюзь, мой наставник, в то время также был достаточно молодым человеком, но он постоянно меня опекал - познакомил меня с заводом, с цехами. Он преподал мне азы. Мы занимались компоновкой трактора - тем, чему в институте не учат: из отдельных элементов надо составить целое. Оказалось, все не так и сложно - нужно начинать с оси коленвала двигателя, на которую нанизываются затем узлы: муфта, сцепление, коробка передач, задний мост, кабина и колеса. (Смеется). Так рождается трактор!

- Леонардо да Винчи, кроме того, что был художником, знаменит своими многочисленными техническими изобретениями. Верите ли вы, что талантливый человек, особенно если он "технарь", талантлив во всем?

- Верю! Мой наставник Александр Николаевич до сих пор работает у нас на заводе в конструкторском бюро малогабаритных тракторов, занимается компоновкой и дизайном этих машин. Он однажды подарил мне свою картину, на которой изображен белый парусник. Она висит над моим рабочим столом. Безусловно, это талантливый человек, который закончил, кроме политехнического, еще и дизайнерско-художественный факультет. Если поискать в интернете, то можно найти изображения других его работ, выполненных даже в стиле Сальвадора Дали. Александр Зюзь также заядлый турист. Вообще, у нас на заводе развита спортивно-массовая работа: футбол, теннис, ориентирование, проводятся турслеты. А он еще и любитель горных восхождений! Именно Александр Николаевич поднял флаг МТЗ на Эвересте. Я тоже немного рисую, но до Александра Николаевича мне далеко!

Моя дочь окончила художественную школу и медицинский институт, она медик, а сын пошел по моим стопам - окончил БНТУ по специальности "Гидропневмоавтоматика и гидропневмопривод". Начал с работы на МТЗ - в тракторе много гидравлических систем. Теперь он перешел в холдинг "САЛЕО", который специализируется на разработке и производстве гидроузлов и гидромеханизмов. Часть наших гидравликов туда перешли на работу, но они, так сказать, ушли вместе с задачами, и теперь наше предприятие имеет возможность заказывать нужные гидрокомпоненты у партнеров. Так что нельзя сказать, что это потеря, - это правильное распределение ролей.

- Какие качества характера должны быть присущи конструктору, особенно если это генеральный конструктор крупного предприятия?

- Я - как дирижер большого оркестра. Нужен определенный склад ума: не останавливаться на первом же найденном решении - это самое главное. Необходимо обязательно отработать несколько вариантов. Уметь, как шахматист, на несколько шагов вперед предвидеть ситуацию. Нужно понимать требования рынка и иметь знания, чтобы суметь эти требования воплотить, знать возможности завода, технологию и т.д.

- Расскажите о вашем новом детище - тракторе, работающем с использованием газового топлива.

- Это очень интересная техника на комбинированном топливе - дизель и метан. Существенная экономия в эксплуатации достигается за счет замещения дизельного топлива более дешевым метаном. Тракторы с газодизельными двигателями собирают не только у нас на заводе, но и в Татарстане. В этом году в стадии реализации находится проект по созданию мобильной группы из 10-20 тракторов в Витебской области, работающих с использованием метана в качестве топлива. Мы уже получили полную поддержку губернатора. Николай Николаевич Шерстнев выступил подлинным новатором по использованию этой техники в хозяйствах. И мы планируем внедрить их в осенние сельскохозяйственные работы. В этой программе будут участвовать российские специалисты. В планах - создание модельного ряда подобных тракторов: от 35 до 200 л.с. и более.

- Как МТЗ собирается отпраздновать свой юбилей?

- Мы планируем 26 мая открыть сквер, посвященный 70-летию МТЗ, недалеко от проходной. Здесь на постаменте установят трактор-первенец МТЗ-2. Тут же будет детская площадка и площадка для скейтбординга. На 27 мая запланировано проведение научно-технической конференции. Планируем обменяться опытом и поговорить о перспективах нашего развития. Выставка и проезд техники по тракторозаводскому поселку пройдут 28 мая. Также приглашены белорусские силачи, которые постараются сдвинуть с места трактор мощностью 450 лошадиных сил и весом более 16 тонн. Вечером - концерт и салют. А 29 мая доступ на территорию предприятия и в сборочный цех будет открыт для всех желающих. Приходите - увидите, как рождается знаменитый "Беларус"!

Диана ШИБКОВСКАЯ,

Фото автора.


Погода
Минск
Барановичи
Бобруйск
Борисов
Брест
Варшава
Вильнюс
Витебск
Гомель
Гродно
Жлобин
Киев
Лида
Минск
Могилёв
Мозырь
Москва
Орша
Полоцк
Рига
Санкт-Петербург
Солигорск
МЧС предупреждает
Курсы валют
Нацбанк Лучшие курсы
Покупка Продажа
EUR
2.395 BYN 2.391 BYN 2.402 BYN
USD
2.1102 BYN 2.11 BYN 2.114 BYN
RUB
3.1973 BYN 3.185 BYN 3.2 BYN
Подробнее курсы валют нацбанка Лучшие курсы
ТВ программа

Видео

Лукашенко ставит цель по достижению стопроцентной энергетической независимости и безопасности

Инфографика

Студенты Беларуси Ежегодно 17 ноября отмечается Международный день студентов - один из самых популярных молодежных праздников.
Пресс-конференция Борис Васильев,
Светлана Демешко
14 ноября "Карта гостя" как эффективный инструмент развития внутреннего и въездного туризма. Новые возможности и форматы
Пресс-конференция Андрей Лобович,
Валерий Голубовский
13 ноября Подготовка кадров для современного рынка труда. Совершенствование Национальной системы квалификаций
Пресс-конференция Анатолий Котов,
Надежда Анисовец,
Максим Кошкалда
6 ноября Европейские игры – 2019: подготовка спортивной инфраструктуры, билетные программы, работа с волонтерами
Пресс-конференция 31 октября XXXI Международный фестиваль современной хореографии (IFMC) Пресс-конференция Анатолий Сивак,
Александр Головнев,
Сергей Дубина,
Артем Сикорский
23 октября Развитие транспортной инфраструктуры в Беларуси: предварительные итоги 2018 года и планы до 2020 года