ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Суббота, 20 апреля 2024
Минск +6°C
Все новости
Все новости
Интервью
14 апреля 2017, 18:39
Николай Феськов

ЦТ дает объективную оценку уровню подготовленности абитуриента

Николай Феськов
Николай Феськов

Примерно через два месяца абитуриентам предстоит сдавать централизованное тестирование. Сегодня ЦТ - наиболее оптимальная форма проведения вступительных испытаний. Это хорошо отработанная технология, которая имеет ряд неоспоримых достоинств: объективность проверки знаний и исключение коррупционных проявлений. Из года в год абитуриентам предлагаются все более совершенные тесты, позволяющие отбирать тех, кто может продолжить обучение на более высокой ступени образования. Однако в последнее время все чаще говорят о необходимости корректировки ЦТ. Мол, за тестами не видно личности абитуриента. За комментарием на этот счет корреспондент БЕЛТА обратилась к директору Республиканского института контроля знаний, кандидату педагогических наук, доценту Николаю Феськову.

- Николай Степанович, на ваш взгляд, насколько оправдана такая форма экзамена, как централизованное тестирование? Может ли ЦТ в перспективе также выполнять функцию выпускных экзаменов в школе?

- Тестовые формы аттестации учащихся и студентов широко используются в образовательном процессе абсолютного большинства стран. По назначению, содержанию и своим функциям педагогические тесты в каждой стране могут иметь свои отличия. Вместе с тем формат тестов, как правило, имеет общие подходы. Этим я хочу отметить, что наши тесты по форме подачи заданий идентичны общепризнанным в мировом образовательном пространстве. К слову, сборники наших тестовых заданий по соответствующим запросам направлены в библиотеки отдельных университетов стран Европы, СНГ и Китая.

Напомню, что в нашей стране централизованное тестирование выступает как форма вступительных испытаний. Следовательно, если бы ЦТ использовалось как форма выпускных экзаменов за курс средней школы, тогда потребовалось бы использовать иные подходы при формировании педагогических тестов и оценки результатов испытаний. Вместе с тем мы ежегодно вносим определенные коррективы в содержание и построение тестовых заданий. Более того, в настоящее время Министерством образования рассматриваются предложения по дальнейшему совершенствованию форм вступительных испытаний.

Продолжительность выполнения теста и количество заданий в нем устанавливаются путем многократного их апробирования и находятся в таком соотношении, которое позволяет реализовать основную цель вступительных испытаний - определение абитуриентов, наиболее подготовленных к обучению на более высоком уровне. Возможное изменение целей тестирования потребует в дальнейшем и изменения структуры тестов, содержания и форм тестовых заданий.

- Одни сетуют, что задания централизованного тестирования чересчур сложны. Есть и те, кто убежден в обратном. Как определить оптимальный уровень сложности тестов?

- Главным показателем качества централизованного тестирования является объективная оценка уровня подготовки абитуриентов, а также их потенциальных возможностей на получение высшего образования. Поэтому задания рассматриваются как средство, обеспечивающее эту оценку, и должны не только соответствовать установленной форме, но и определять уровень готовности будущих студентов продолжить обучение на более высоком уровне. С этих позиций определяется качество тестового материала.

Отмечу, что содержание и форма подачи тестовых заданий совершенствуются на протяжении всего времени проведения централизованного тестирования в нашей стране. Это непрерывный процесс. Ежегодно проводится ротация заданий с целью максимального охвата содержания всего курса по каждому предмету. Ведь в каждом варианте теста предлагается от тридцати (по математике и физике) до шестидесяти заданий (по иностранным языкам). Это еще одно важное преимущество такой формы вступительных испытаний в отличие от традиционных экзаменов, где уровень подготовки абитуриентов проверяется по трем-пяти заданиям. Тестовые технологии расширяют диапазон заданий и тем самым повышают успешность абитуриента на экзаменах.

Нами разработана методика компоновки тестовых заданий по каждому из десяти предлагаемых на испытаниях вариантов. Установлены нормы соотношений между элементарными заданиями и более сложными. Первые дифференцируют менее подготовленных абитуриентов, вторые - более успешных. Задания каждого варианта имеют высокую корреляцию между собой - это значит, что, к примеру, задания первого варианта идентичны заданиям всех остальных девяти вариантов. Разница значений средних баллов этих заданий составляет меньше одного балла. Это значит, что все десять вариантов имеют одинаковый уровень сложности и ставят всех тестируемых в равные условия.

Все задания, помещенные в банке данных, проходят во время репетиционного тестирования апробацию. Те задания, которые имеют очень низкий процент выполнения (менее 5% от числа участников) выбраковываются. К "плохим" заданиям относятся и те, по которым 100-процентное выполнение у более 5% от числа участников. И первые, и вторые имеют очень низкую дифференцирующую способность, поэтому количество таких заданий доводится до указанного минимума. Следует иметь в виду, что данная норма не учитывалась бы, если бы централизованное тестирование, к примеру, использовалось как форма выпускных экзаменов за курс средней школы. Кстати, многие наши оппоненты ошибочно воспринимают результаты централизованного тестирования как итоговую оценку за курс средней школы.

В целом, апробация позволяет "подогнать" тестовые задания по уровню сложности к уровню подготовки среднестатистического абитуриента текущего года. Ежегодно на централизованном тестировании половину абитуриентов составляют выпускники общеобразовательных учреждений, и они демонстрируют неплохой уровень подготовки. Для многих задания, по их же утверждению, "легкие". Для второй половины (это выпускники учреждений образования прошлых лет) все задания, как правило, "тяжелые". Поэтому характеристики с позиции "тяжелые" или "легкие" - это не более чем субъективная оценка. Только статистические данные (процент выполнений) по итогам испытаний дают объективную оценку уровня сложности каждого задания.

- В прессе достаточно активно пишут о необходимости совершенствования ЦТ. В частности, некоторые педагоги констатируют, что тесты по физике и математике, например, должны содержать задания, где необходимо давать полные доказательства, так как математика без доказательств не имеет смысла. Ваше видение того, как необходимо совершенствовать тесты.

- "Полные доказательства" - это удел образовательного процесса с участием педагога, который с учетом индивидуальных особенностей ученика управляет этим процессом. Более того, технологии, позволяющие одномоментно экзаменовать большое количество участников при автоматизированной обработке результатов, не предусматривают задания с их "полным доказательством", сохраняя при этом высокий уровень объективности и точности в оценке этих результатов.

Некоторые считают, что экзаменатор во время испытаний должен увидеть у абитуриента склонность к размышлению. Это качество личности учащегося, на наш взгляд, формируется в процессе обучения. Владея им, ученик способен познавать окружающий мир.

Поэтому, есть ли потребность в проверке так называемых творческих способностей абитуриента? На экзамене в любой его форме, в том числе и при использовании тестов, испытуемый подтверждает степень овладения знаниями и умениями за время обучения. Познавательный процесс как явление сам по себе не может быть объектом контроля. Это средство овладения знаниями.

Место ли в тестах доказательствам теорем? Результат творческой деятельности любого человека - это применение на практике приобретенных знаний и сформированных умений. Это значит, применяя ранее приобретенные приемы творческой деятельности, личность способна решать конкретные практические задачи. К примеру, вместо доказательства теоремы Пифагора абитуриенту на централизованном тестировании по математике предлагается решить задачу на определение наиболее короткого пути движения транспортного средства. При условии, что один из путей представляет собой гипотенузу, а другой - два катета условного треугольника. "Полное доказательство" же указанной теоремы Пифагора приемлемо на уроке во время обучения и закрепления материала, а не во время тестирования.

Несколько слов о соотношении полей (субтестов) А и В в тестах. Наличие указанных полей не изобретение нашего института. Это мировая практика: тестовые задания как открытого (В), так и закрытого (А) типа целиком отвечают технологиям тестирования. Поле С - это компонент традиционной экзаменационной системы в миниатюре - краткое письменное изложение, его нельзя по форме представления отнести к тестированию, так как невозможна автоматизированная обработка результатов испытаний.

Правда, некоторые страны, в том числе наши соседи Литва и Россия, на вступительных испытаниях по отдельным предметам абитуриентам дополнительно предлагают централизованные письменные мини-сочинения или изложения. Отдельные российские учителя-филологи считают, что 50% от общего количества выполненных заданий (эссе) части С на ЕГЭ по русскому языку являют собой набор формальных фраз, которые могут быть использованы в работе на любую тему. Вот такая имитация письменных рассуждений. И это при том, что к части С приступает в России ежегодно чуть более половины от всех участников испытаний.

Действительно, по сведениям многих экспертов, этот опыт оказался не совсем удачным. Во-первых, из-за "ручной" проверки работ снижается объективность оценки, увеличиваются сроки экзаменационной кампании и кратно растут расходы на ее обеспечение. Во-вторых, подобная форма испытаний создает благоприятные условия для коррупционных проявлений во время экзаменов. Наверное поэтому многие страны, которые ранее ввели централизованные письменные контрольные работы (так называемую часть С), из-за низкой их эффективности и высоких затрат на подготовку и проведение отказываются от такой формы экзаменов или переводят их в другой формат.

Между прочим, в нашей стране достаточно успешно используются вступительные испытания в университетах (в дополнение к централизованному тестированию по отдельным общеобразовательным предметам) на так называемые творческие специальности: музыка, вокал, хореография, архитектура, журналистика… Специфика и форма заданий, формат подачи определяются непосредственно в университете, исходя из особенностей факультета или специальности, которую планирует получить абитуриент.

- Определенные нарекания вызывает наличие в тестах заданий с вариантами ответов. Мол, правильный ответ можно запросто угадать. Как прокомментируете этот момент?

- С точки зрения теории вероятности, определенный шанс на случайный правильный ответ существует. Однако наши расчеты свидетельствуют, что этот показатель мизерный и не может влиять на общий результат конкретного абитуриента. Следует заметить, что задания субтеста А довольно простые, поэтому имеют очень низкий оценочный коэффициент - где-то в границах одного балла за каждое из них. В таком случае проще решить задачу, чем заниматься изобретением методики угадывания.

Между прочим, Высшая школа бизнеса в Лондоне предлагает своим абитуриентам во время вступительных испытаний тест из тридцати заданий. И все задания только из области А, то есть с выбором варианта ответов. Широкое распространение в мировой практике тестирования заданий с выбором вариантов ответов свидетельствует об их высокой объективности и точности в педагогических измерениях.

- На данный момент в Беларуси проходит репетиционное тестирование. Насколько активно абитуриенты используют эту возможность, в том числе пройти компьютерное тестирование на базе Республиканского института контроля знаний?

- Репетиционное тестирование востребовано абитуриентами всегда. В текущем году уже выполнено более 300 тыс. человеко-тестов.

Следует иметь в виду, что репетиционное тестирование выполняет две важные функции: диагностическую и технологическую. Любой участник по итогам каждого из трех этапов репетиционного тестирования, исходя из результатов, может корректировать свою подготовку к основному экзамену. Наши исследования показывают, что среднестатистический абитуриент, который участвует во всех этапах репетиционного тестирования, как правило, имеет результаты на ЦТ на 10-15 баллов выше, чем тот, который игнорирует такую форму подготовки.

Не менее важна для будущего участника вступительных испытаний технологическая функция репетиционного тестирования. Абитуриент, который только на централизованном тестировании знакомится с техникой заполнения бланка ответов, обычно допускает ошибки как в области регистрации, так и при внесении ответов на соответствующие поля.

Более того, в настоящее время по итогам репетиционного тестирования абитуриент получает не только свой результат, выраженный в баллах, но и тематическое консультирование по каждому заданию теста. В данном случае репетиционное тестирование выполняет функцию виртуального репетитора. Согласитесь, что это более экономичный вариант подготовки к вступительным экзаменам, чем услуги репетиторов.

Кроме бланочного тестирования мы в институте проводим репетиционное компьютерное тестирование. При этом используются идентичные задания из единого банка данных.

Компьютерное тестирование имеет свои особенности. Любой участник может выбрать один из двух режимов его прохождения. Тренировочный режим на программном уровне предоставляет абитуриенту возможность выбрать подсказку, свободно переходить от задания к заданию. После выполнения теста доступна работа над ошибками. Контрольный режим соответствует всем нормам централизованного тестирования с возможностью получения результата по окончании испытаний.

- 2 мая начнется регистрация на централизованное тестирование. Может ли абитуриент зарегистрироваться для прохождения ЦТ более чем по четырем учебным предметам?

- Действительно, с целью расширения возможностей в выборе профиля специальности или факультета абитуриенту в текущем году предоставляется право на участие в централизованном тестировании по четырем предметам. При этом сохраняется прежняя норма предоставления в приемную комиссию университетов только трех сертификатов.

С учетом указанных изменений нами доработано программное обеспечение автоматизированной системы регистрации абитуриентов на централизованное тестирование. В соответствии с этим абитуриент может зарегистрироваться не более чем по четырем учебным предметам.

Кроме этого, стоит напомнить о некоторых нововведениях нынешней приемной кампании. Это прием в педвузы на дневную бюджетную форму по результатам собеседования, расширение срока действия сертификатов до двух лет, организация до трех резервных дней ЦТ.

В целом совершенствование формы вступительных экзаменов - это перманентный процесс. Министерством образования постоянно ведется определенная работа в этом направлении.

БЕЛТА.-0-

Топ-новости
Свежие новости Беларуси